Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Учебно-практическое пособие……………………...............42
ТЕМА 1. Механизмы и методы государственного регулирования экономики
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Индивидуальные задания по дисциплине
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
3 вариант. ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
4 вариант. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ФО)
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
2. Учебно-практическое пособие
Рис. 1 Методы и средства государственного регулирования экономики
Тема. Бюджетно-налоговая политика государства
Налоговая система как инструмент государственной политики
Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике
Цели и эффективность денежно-кредитной политики
Тема. Содержание и меры антимонопольной политики
Тема. Cистема поддержки малого бизнеса
Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда
Тема. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды
Цель, задачи и эффективность государственного регулирования
Финансирование природоохранных мероприятий
Инвестиции как объект государственного регулирования
Государственное финансирование инвестиций
Основные направления государственного регулирования инвестиций
малого бизнеса для расширения кредитования и страхования субъектов малого предпринимательства; тий для МП на конкурсной
основе за счет средств бюджета развития, упрощение процедуры прохождения конкурса;
государственной собственности в долгосрочную аренду (лизинг);
ровня налоговых изъятий у МП,
упрощенная система налогообложения и налоговые льготы. Переход к единому налогу на вмененный доход, осуществляемый в соответствии с принятым Законом о вмененном налоге, не способствует сегодня развитию малого предпринимательства. К сожалению, появляются новые административные барьеры, имеет место произвол чиновников;
уплачивается стоимость годового патента исходя не только из дохода предпринимателя, но и из сферы его деятельности и др.
Существенный аспект поддержки малого предпринимательства – информационное обеспечение. Информация используется предпринимателями при защите от риска, подготовке и принятии управленческих решений, при выборе стратегии и тактики развития, оформлении конкретных сделок, получении кредитов, освоении рынков сбыта. Информационная поддержка проводится путем содействия созданию соответствующих общественных организаций в сфере малого бизнеса. Они обеспечивают взаимодействие между предпринимателями в различных регионах по обмену опытом, помогают согласовывать действия по защите прав предпринимателей в органах законодательной и исполнительной власти, подыскивают партнеров по бизнесу.
В комплекс мер в области информационного обеспечения малого предпринимательства входят:
формирование эффективной системы статистического учета деятельности
субъектов малого предпринимательства;
ведение муниципальных реестров нежилых помещений и другого
имущества, предоставляемого МП на условиях конкурса; создание в экономических центрах и крупных городах России консультационно-диспетчерских структур (консультационных бюро) по
оказанию консультативных услуг и защите прав предпринимателей; проведение мониторинга состояния и развития малого бизнеса и др.; помощь в подборе персонала.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1). Дайте определение понятия монополии.
2). Какие направления включает в себя антимонопольная политика государства?
3). Что представляет собой понятие «доминирующее положение»?
4). Перечислите основные формы недобросовестной конкуренции.
5). Охарактеризуйте, что такое естественная монополия и какие отрасли могут быть к ней отнесены.
6). Какие методы используются для государственного регулирования естественных монополий?
7). Дайте характеристику малому предпринимательству.
8). Назовите общие и специальные цели государственного регулирования малого бизнеса.
9). Какие методы и направления используются для государственного регулирования малого бизнеса?
Тесты по теме.
-
В узком смысле под монополией понимается:
а) ситуация, когда несколько предприятий делят между собой рынки сбыта и регулируют уровень цен;
б) крупная фирма, производящая уникальную продукцию и устанавливающая высокие цены на свою продукцию;
в) борьба между хозяйствующими субъектами, ограничивающих возможность влиять на объемы сбыта и цены на товары; г) малое предприятие.
-
К аффилированным лицам не относятся:
а) лицо, участвующее в имуществе другого в размере более 20%;
б) физическое лицо, подчиняющееся другому физическому лицу по должностному положению;
в) лица, состоящие в родственных отношениях;
г) лицо, участвующее в имуществе другого, если доля такого участия менее 20%.
-
Какие виды деятельности не относятся к естественной монополии:
а) пивоваренное производство;
б) транспортировка газа;
в) транспортировка нефти;
г) железнодорожные перевозки.
-
По Закону РФ к малым относятся предприятия с численностью:
а) более 200 человек;
б) более 100 человек;
в) менее 100 человек;
г) от 20 до 500 человек.
-
Преимущества малых предприятий:
а) низкая оборачиваемость капитала;
б) отсутствие конкуренции;
в) длительность реакции на колебания рынка;
г) быстрое реагирование на изменения спроса и быстрая окупаемость вложенных средств.
Тема. Государственное регулирование рынка труда
Понятие рынка труда и механизм его регулирования
Рынок труда. Рынок труда представляет собой систему, в которой взаимодействуют работодатели и владельцы рабочей силы. Здесь происходит стоимостная оценка труда, формируются объем и структура спроса на рабочую силу и ее предложение. Условия рынка труда – существование товарного рынка и денег, а также наличие свободного наемного рабочего – продавца рабочей силы.
Рынок труда предстает как сфера, в которой происходит контакт продавцов и покупателей трудовых услуг. На нем противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров услуг.
Рынок труда предполагает:
экономическую свободу работодателей и работников;
гибкую систему оплаты труда, которая отражает спрос и предложение
рабочей силы по количеству и качеству;
свободное перемещение рабочей силы, предполагающее профессиональную мобильность, т.е. переквалификацию в соответствии с изменением потребностей общества в отдельных профессиях; миграционную мобильность, т.е. смену места работы, места жительства; расширение сферы трудовой деятельности за рамки основной профессии.
Элементы механизма рынка труда. Основными элементами механизма рынка труда являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, конкуренция между наемными работниками (за лучшие рабочие места), между работодателями (за лучших работников), между наемными работниками и работодателями (при заключении тарифных соглашений об условиях труда, его оплате и т.д.).
Спрос отражает объем и структуру общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда и обеспеченных соответствующими средствами производства, денежными ресурсами и жизненными средствами.
Предложение рабочей силы – это число работников, которые желают и могут предложить свои способности на рынке труда.
Под механизмом рынка труда следует понимать в первую очередь рычаги, позволяющие провести оценку стоимости разнокачественной рабочей силы, которая происходит на основе торга, переговоров между субъектами социально-трудовых отношений.
Субъекты социально-трудовых отношений. Это наемные работники и их объединения (профсоюзы, ассоциации), предприниматели (коллективные и индивидуальные) и их союзы (например, союз промышленников и предпринимателей и др.), государственные органы.
Государство как субъект рынка труда играет особую роль. Оно может выступать и как предприниматель в государственном секторе экономики, и как инвестор многих программ. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил.
Государство в лице законодательных органов разрабатывает законы и устанавливает общие правила поведения для всех субъектов рынка труда. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решения и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты.
Признаки развитости рынка труда. Важнейший признак развитости рынка труда – оплата труда, адекватная квалификации и образованию. Четкие принципы оплаты труда, учитывающие многочисленные факторы, которые определяют его результативность (общеобразовательный и общекультурный уровень, профессиональная подготовка, степень использования трудового потенциала и т.д.), проявляются, в частности, в том, что доходы рабочей силы высокой квалификации и творческих возможностей значительно превышают прожиточный минимум.
Характерная черта развитого рынка труда – тенденция к снижению межотраслевых различий в оплате труда. На таком рынке достаточно стабильно соотношение между минимальной и средней заработной платой.
Подобный результат нельзя объяснить свободной игрой рыночных сил. Это следствие компромисса, переговоров между субъектами социальнотрудовых отношений, которыми являются, как уже отмечалось, представительные организации работодателей и работополучателей (союзы предпринимателей, профсоюзы и др.), отношения которых отражают объективно противоположные интересы, а также государство, регулирующее эти отношения. При необходимости указанные отношения поддерживаются с помощью законодательных актов.
Механизм регулирования рынка труда. Все это обусловливает специфику механизма регулирования рынка труда и необходимость активного вмешательства государства в его функционирование. В узком смысле механизм регулирования рынка труда – это свод нормативных актов, законодательных или коллективно-договорных, которыми руководствуются партнеры при реализации политики занятости. В широком смысле механизм регулирования охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда.