Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 313

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2. Учебно-практическое пособие……………………...............42

1 вариант

1 вариант

1 вариант

2 вариант

1 вариант

2 вариант

3 вариант

самостоятельной работы

ТЕМА 1. Механизмы и методы государственного регулирования экономики

Вопросы для подготовки к занятию

Задания для подготовки к занятию

Вопросы для подготовки к занятию

Задания для подготовки к занятию

Задания для подготовки к занятию

Индивидуальные задания по дисциплине

1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА

(ОТПК)

3 вариант. ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ

4 вариант. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ФО)

1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА

Темы контрольных работ Темы контрольных работ выбираются строго в соответствии с последними цифрами шифра студента. Антимонопольное регулирование экономики. Антиинфляционная политика в системе государственного регулирования экономики. Бюджетная система: элементы, структура, формы взаимодействия в условиях федеративного государства. Бюджетный федерализм: проблемы реализации и взаимоотношений органов власти. Взгляды современных экономистов (Пол Самуэльсон, Милтон Фридмен и др.) на роль, которую должно играть государство в экономике. Взаимодействие кредитно-денежного регулирования и механизмов бюджетной и налоговой политики государства. Государственное регулирование экономики: сущность, основные формы и инструменты. Государственное регулирование и государственный сектор в рыночной экономике. Государственное регулирование экономики в условиях различных моделей и типов рынка. Государственное регулирование экономики и государственное планирование. Государственные заказы и контракты в системе государственного регулирования экономики. Государственное планирование и программирование: основные принципы, методы и технология разработки и реализации. Государственные заказы как инструмент реализации общегосударственных потребностей. Государственные контракты: классификация, область применения, основные формы и типы. Государственное регулирование экономического роста. Государственная поддержка малого бизнеса. Государственное регулирование инфраструктуры рынка. Государственное регулирование в экономически развитых странах. Государственное регулирование экономики в развивающихся странах. Государственное регулирование движения капиталов и иностранных инвестиций. Государственное регулирование экономики в период становления и развития рыночных отношений. Государственное управление экономикой в переходный период. Государственная программа формирования и развития рыночных отношений в переходный период. Дерегулирование экономики: основные методы и эффективность реализации. Инструменты денежно-кредитной политики государства. Классическая (монетаристская) экономическая теория и государственное невмешательство в экономику. Кейнсианская экономическая теория и усиление государственного вмешательства в экономику. Министерства и ведомства в структуре органов исполнительной власти в странах со сложившейся цивилизованной рыночной экономикой. Налогообложение как важнейший метод государственного регулирования экономики. Национальное счетоводство в системе государственного регулирования экономики. Налогообложение в период становления и развития рыночных отношений. Органы государственного регулирования экономики. Особенности налогообложения частного сектора в условиях цивилизованной рыночной экономики. Организационно-экономический механизм формирования и размещения государственных заказов и закупок. Основные цели кредитно-денежной политики государства и их взаимосвязь с экономической политикой. Основные формы и методы регулирования в социальной сфере. Особенности государственной поддержки инноваций в экономике. Основные черты и особенности государственного регулирования внешнеэкономических связей. Особенности государственного регулирования экономики в странах с социально ориентированной рыночной экономикой. Особая роль государства (правительства) в становлении и развитии рыночных отношений в переходный период. Опыт зарубежных стран по приватизации предприятий в период становления и развития рыночных отношений. Опыт государственного регулирования в странах с разным уровнем развития рыночной экономики. Правительственное регулирование предпринимательской деятельности. Планирование (директивное, стратегическое, индикативное) как метод государственного регулирования экономики. Прогнозирование как метод государственного регулирования экономики. Программирование как метод государственного регулирования экономики. Приватизация в системе государственного регулирования экономики. Приватизация государственных предприятий в переходный период. Роль и место государства в регулировании экономики. Роль и методы регулирования Центральным банком государства кредитноденежной сферы экономики. Регулирование внешнеэкономических отношений в системе государственного регулирования экономики. Социальная рыночная экономика как наиболее развития форма государственного регулирования экономики. Сущность государственного вмешательства в экономику и его роль на различных этапах становления и развития рыночных отношений. Социальная защищенность и социальная справедливость в системе государственного регулирования экономики. Структурная и инвестиционная политика в системе государственного регулирования экономики. Формы и методы государственного регулирования экономики. Формы государственного регулирования внешней торговли. Экономические функции государства (правительства) в условиях рыночной экономики. Ресурсноеобеспечение:а) основная литература:1. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник для вузов/ А.М. Бабашкина. - М.: Финансы и статистика, 2005, 2007. - 477 с. – 7 экз.2. Государственное регулирование экономики : учебное пособие / под редакцией И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой. — Москва : МГУ имени М.В.Ломоносова, 2011. — 440 с. — ISBN 978–5–211–06158–3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/10223 (дата обращения: 22.10.2019).3. Мельников В.В. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие/ В.В. Мельников. - М.: Омега-Л, 2012. - 335 с. – 7 экз. 4. Мысляева, И. Н. Государственное регулирование экономики : учебное пособие / И. Н. Мысляева, Н. П. Кононкова, Е. А. Алимарина ; под редакцией И. Н. Мысляева, Н. П. Кононкова. — М. : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010. — 440 c. — ISBN 978-5-211-06158-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/13080.html (дата обращения: 22.10.2019).б) дополнительная литература:1. Буров, М. П. Государственное регулирование национальной экономики. Современные парадигмы и механизмы развития российских регионов : монография / М. П. Буров. — 3-е изд. — М. : Дашков и К, 2019. — 344 c. — ISBN 978-5-394-03328-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85356.html (дата обращения: 22.10.2019).2. Вилкина, М.И. Проблемы регулирования инфляции в экономике Российской Федерации / М.И. Вилкина // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. — 2016. — № 4. — С. 1-7. — ISSN 2906-0029. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/311361 (дата обращения: 22.10.2019).3. Кульков В.М. Макроэкономика: Учебник и практикум для академического бакалавриата/ В.М. Кульков; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - М.: Юрайт, 2016, 2017. - 375 с.. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-6373-1 (в пер.). - ISBN 978-5-534-02853-9. – 20 экз.4. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: Учебное пособие для академического бакалавриата/ Ред. С.Ф. Серегина; Высшая школа экономики. - 2-е изд., 3-е издиспр. и доп.. - М.: Юрайт, 2015, 2016, 2017. - , 184 с.. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-4320-7 (в пер.). - ISBN 978-5-9916-6123-2. - ISBN 978-5-534-0020702: 276.87, 388.10, 396.78. – 15 экз. 5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторя. По состоянию на 1 ноября 2017 г.+ сравнительная таблица изменений . - М.: Проспект, 2017. - 1072 с.. - ISBN 978-5-392-26894-8. – 15 экз.6. Подпорина, И.В. Современная финансовая политика Российской Федерации : учебное пособие / И.В. Подпорина. — Москва : МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014. — 320 с. — ISBN 978-5-19-010949-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/99345 (дата обращения: 22.10.2019).7. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: Учеб. пособие/ А.А. Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская; Ред. А.В. Сидорович; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 624 с.. - (Учебники МГУ им М.В. Ломоносова). - ISBN 978-5-8018-0351-7. – 27 экз8. Шишкин М.В. Антимонопольное регулирование: Учебник и практикум длбакалавриата и магистратуры/ М.В. Шишкин. - М.: Юрайт, 2017. - 143 с.. - (Бакалавр и магистр. Академический курс). - ISBN 978-5-534-02892-8 (в пер.). – 8 экз.в) профессиональные базы данных и информационных справочных систем http: //www, cbr. ru. Официальный сайт ЦБ РФ. Информационно-аналитические материалы http://www.cfin.ru/finanalysis/- Финансовый анализ, оценка бизнеса http://www.economicus.ru/— Образовательно-справочный сайт по экономике. http://www.economy, gov.ru/minec/main- Министерство экономического развития Российской Федерации. http://www. gks.ru/- Федеральная служба государственной статистики. http://www, government.ru/

2. Учебно-практическое пособие

Рис. 1 Методы и средства государственного регулирования экономики

Тема. Бюджетно-налоговая политика государства

Налоговая система как инструмент государственной политики

Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике

Цели и эффективность денежно-кредитной политики

Тема. Содержание и меры антимонопольной политики

Тема. Cистема поддержки малого бизнеса

Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса

Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда

Тема. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды

Цель, задачи и эффективность государственного регулирования

Финансирование природоохранных мероприятий

Инвестиции как объект государственного регулирования

Государственное финансирование инвестиций

Основные направления государственного регулирования инвестиций

Система поддержки благоприятного инвестиционного климата

Цели и задачи ВЭД

Инструменты регулирования ВЭД

Итоговые вопросы по курсу



С другой стороны, малое предпринимательство в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры. Поэтому возникает необходимость выравнивания различия в объективных возможностях крупных и мелких предприятий путем соответствующих регуляторов.

МП вынуждены вести конкурентную борьбу за свои рынки с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это обусловливает потребность малого предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения государством протекционистской экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, компенсирующих малому предпринимательству недостатки по сравнению с крупным бизнесом. Государство заинтересовано в поддержке малого предпринимательства как потенциального гаранта стабильности.

Малое предпринимательство в России развивается в неблагоприятных условиях, при слабой государственной поддержке, недостаточной правовой защите, чрезмерно высоких налогах и дорогих кредитах, отсутствия ясной и целенаправленной промышленной политики. Эффективной деятельности МП мешают бюрократизм и взяточничество многих чиновников, а также рэкет, незавершенность процесса формирования многообразия форм хозяйствования. Указанные недостатки усиливаются размытостью прав собственности, несовершенством законов, нормативов и правовых актов, регулирующих предпринимательство в России.

Кризисные явления осени 1998 г. нанесли серьезный урон развитию малого бизнеса, его рыночным позициям, по существу, отодвинув этот сектор хозяйствования к рубежам 4-5-летней давности. Кризис также показал, что, хотя реформы формально создали сектор малого предпринимательства, тем не менее государством пока не обеспечены достаточные условия для его стабильного функционирования и высокой хозяйственной и социальной результативности. Прежде всего кризис обусловил чисто количественное сужение малого бизнеса: по некоторым оценкам, в ходе кризиса ушли с рынка от 30 до 50% всех российских МП, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою хозяйственную деятельность. Только треть МП специализируется на выпуске промышленной продукции и выполнении строительных работ, остальные же функционируют в сфере торговли, общественного питания, посреднических, рекламных, аудиторских и других услуг.


Российский малый бизнес имеет следующую структуру. В промышленности действуют 15-16% общего числа российских МП. Здесь работает 22-23% среднесписочного числа занятых, производится 21-23% общего объема продукции. Более развит малый бизнес предприятий, сосредоточено 24% среднесписочного числа занятых. В общем объеме произведенной в стране строительной продукции на малый бизнес приходится около 23%.

Система государственного регулирования малого предпринимательства

Под системой государственного регулирования малого предпринимательства понимается экономическое, правовое и организационное обеспечение среды для эффективного и устойчивого развития МП. Данная система включает различные органы законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном и местном уровнях.

Цели деятельности государства по отношению к малому предпринимательству. К общим целям относятся, во-первых, поддержание и развитие конкурентных начал в экономике. Чем более благоприятные условия создает государство для создания все новых и новых малых фирм, тем активнее распространяется конкуренция на все сегменты народного хозяйства. Вовторых, выравнивание шансов для успешного старта в бизнесе любого инициативного гражданина, желающего взять на себя ответственность за свой бизнес.

В-третьих, содействие решению проблем занятости. Создание дополнительных рабочих мест в динамично развивающемся малом бизнесе – основа социальной стабильности, модернизации структуры народного хозяйства.

В-четвертых, поддержка инноваций. Эта цель государственной политики влияет на условия функционирования малого предпринимательства – осуществление научно-технической политики, обеспечивающей льготы по инвестициям, вкладываемым в НИОКР, а также способствующей созданию инфраструктуры и механизмов, облегчающих внедрение разработок, содействует опережающему росту инновационного малого бизнеса.

Наряду с общими целями имеется и ряд специальных целей, определяемых спецификой малого предпринимательства. К ним относятся: благоприятных общих условий для деятельности малого



предпринимательства. Это установление правового поля, регламентирующего его регистрацию, лицензирование, налогообложение; устранение многообразных форм дискриминации МП со стороны как более крупных конкурентов, так и органов власти, обеспечение равноправного доступа к ресурсам; создание и поддержание специальной инфраструктуры, позволяющей малому предпринимательству получать некоторые услуги и ресурсы

(подготовка кадров, аудиторские и юридические услуги и т.п.);



низким уровнем развития и несущих особенно большое бремя социальных проблем;



приобрести которые на рыночных условиях они не в состоянии (производственные площади, кредитные ресурсы и т.п.), в частности путем стимулирования создания технопарков, бизнес-инкубаторов.

Наконец есть и ряд задач в области государственной поддержки малого бизнеса, которые вытекают из специфики его положения в переходной экономике, переживающей структурный кризис:



функционированием кредитно-финансовой системы, информационной и товаропроводящей инфраструктуры;



определенных отраслях для преодоления моноспециализации, негативно сказывающейся на социально-экономическом положении ряда субъектов Федерации.

Организационная структура управления малым предпринимательством. Вопросами поддержки малого предпринимательства занимается ряд министерств и ведомств – Минэкономразвития, Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруда и др. В федеральных программах поддержки малого предпринимательства эти органы являются исполнителями мероприятий, соответствующих их профилю. В них были образованы соответствующие структурные подразделения (управления, департаменты, отделы), которые не являлись профилирующими для этих органов.

Правительство РФ возложило функции по координации политики государственной поддержки в сфере малого бизнеса на Минэкономразвития. Роль головной организации (координатора) при подготовке ряда нормативноправовых актов сохранилась за Минэкономразвития и после образования Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства в 1995 г. В формировании и реализации финансовой поддержки малого предпринимательства основную роль играет Минфин РФ. При его непосредственном участии создается кредитно-финансовый механизм поддержки малого бизнеса.


Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса


В системе государственной поддержки малого предпринимательства можно выделить две составляющие: обеспечивающую и управленческую. Обеспечивающая составляющая направлена на обслуживание МП, доведение до них материальных, денежных, информационных ресурсов, госзаказов и услуг и т.п.

Управленческая составляющая связана с планированием, решением организационно-административных вопросов, контролем. Эта составляющая призвана быть ведущей, поскольку она придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный, управляемый характер. Широко используемое понятие «поддержка малого предпринимательства» обозначает синтез управленческого и обеспечивающего аспектов рассматриваемой системы.

В целом механизм государственной поддержки малого предпринимательства включает законодательную и нормативно-правовую базу, устранение административных барьеров; кредитно-финансовую и инвестиционную поддержку МП; информационное обеспечение и содействие в организации безопасности и защиты МП от противоправных посягательств.

В области законодательства выделим:

регистрационного сбора

при государственной регистрации физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и субъектов малого предпринимательства; ых процедур и правил;



и контролирующих действий по отношению к предприятиям малого бизнеса;



препятствование деятельности, связанной с выходом на рынок новых и развитием действующих МП;



называемого «серого» предпринимательства («челночного» бизнеса).

В области кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства можно выделить следующие направления: