Файл: Методические указания по проведению практических занятий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 313
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Учебно-практическое пособие……………………...............42
ТЕМА 1. Механизмы и методы государственного регулирования экономики
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Вопросы для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Задания для подготовки к занятию
Индивидуальные задания по дисциплине
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
3 вариант. ОТДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
4 вариант. ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ (ФО)
1 вариант. ОТДЕЛ АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА
2. Учебно-практическое пособие
Рис. 1 Методы и средства государственного регулирования экономики
Тема. Бюджетно-налоговая политика государства
Налоговая система как инструмент государственной политики
Механизм и инструменты воздействия Центрального банка на предложение денег в экономике
Цели и эффективность денежно-кредитной политики
Тема. Содержание и меры антимонопольной политики
Тема. Cистема поддержки малого бизнеса
Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
Основные направления и методы государственного регулирования рынка труда
Тема. Государственное регулирование в области охраны окружающей среды
Цель, задачи и эффективность государственного регулирования
Финансирование природоохранных мероприятий
Инвестиции как объект государственного регулирования
Государственное финансирование инвестиций
Основные направления государственного регулирования инвестиций
С другой стороны, малое предпринимательство в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры. Поэтому возникает необходимость выравнивания различия в объективных возможностях крупных и мелких предприятий путем соответствующих регуляторов.
МП вынуждены вести конкурентную борьбу за свои рынки с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это обусловливает потребность малого предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения государством протекционистской экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, компенсирующих малому предпринимательству недостатки по сравнению с крупным бизнесом. Государство заинтересовано в поддержке малого предпринимательства как потенциального гаранта стабильности.
Малое предпринимательство в России развивается в неблагоприятных условиях, при слабой государственной поддержке, недостаточной правовой защите, чрезмерно высоких налогах и дорогих кредитах, отсутствия ясной и целенаправленной промышленной политики. Эффективной деятельности МП мешают бюрократизм и взяточничество многих чиновников, а также рэкет, незавершенность процесса формирования многообразия форм хозяйствования. Указанные недостатки усиливаются размытостью прав собственности, несовершенством законов, нормативов и правовых актов, регулирующих предпринимательство в России.
Кризисные явления осени 1998 г. нанесли серьезный урон развитию малого бизнеса, его рыночным позициям, по существу, отодвинув этот сектор хозяйствования к рубежам 4-5-летней давности. Кризис также показал, что, хотя реформы формально создали сектор малого предпринимательства, тем не менее государством пока не обеспечены достаточные условия для его стабильного функционирования и высокой хозяйственной и социальной результативности. Прежде всего кризис обусловил чисто количественное сужение малого бизнеса: по некоторым оценкам, в ходе кризиса ушли с рынка от 30 до 50% всех российских МП, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою хозяйственную деятельность. Только треть МП специализируется на выпуске промышленной продукции и выполнении строительных работ, остальные же функционируют в сфере торговли, общественного питания, посреднических, рекламных, аудиторских и других услуг.
Российский малый бизнес имеет следующую структуру. В промышленности действуют 15-16% общего числа российских МП. Здесь работает 22-23% среднесписочного числа занятых, производится 21-23% общего объема продукции. Более развит малый бизнес предприятий, сосредоточено 24% среднесписочного числа занятых. В общем объеме произведенной в стране строительной продукции на малый бизнес приходится около 23%.
Система государственного регулирования малого предпринимательства
Под системой государственного регулирования малого предпринимательства понимается экономическое, правовое и организационное обеспечение среды для эффективного и устойчивого развития МП. Данная система включает различные органы законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном и местном уровнях.
Цели деятельности государства по отношению к малому предпринимательству. К общим целям относятся, во-первых, поддержание и развитие конкурентных начал в экономике. Чем более благоприятные условия создает государство для создания все новых и новых малых фирм, тем активнее распространяется конкуренция на все сегменты народного хозяйства. Вовторых, выравнивание шансов для успешного старта в бизнесе любого инициативного гражданина, желающего взять на себя ответственность за свой бизнес.
В-третьих, содействие решению проблем занятости. Создание дополнительных рабочих мест в динамично развивающемся малом бизнесе – основа социальной стабильности, модернизации структуры народного хозяйства.
В-четвертых, поддержка инноваций. Эта цель государственной политики влияет на условия функционирования малого предпринимательства – осуществление научно-технической политики, обеспечивающей льготы по инвестициям, вкладываемым в НИОКР, а также способствующей созданию инфраструктуры и механизмов, облегчающих внедрение разработок, содействует опережающему росту инновационного малого бизнеса.
Наряду с общими целями имеется и ряд специальных целей, определяемых спецификой малого предпринимательства. К ним относятся: благоприятных общих условий для деятельности малого
предпринимательства. Это установление правового поля, регламентирующего его регистрацию, лицензирование, налогообложение; устранение многообразных форм дискриминации МП со стороны как более крупных конкурентов, так и органов власти, обеспечение равноправного доступа к ресурсам; создание и поддержание специальной инфраструктуры, позволяющей малому предпринимательству получать некоторые услуги и ресурсы
(подготовка кадров, аудиторские и юридические услуги и т.п.);
низким уровнем развития и несущих особенно большое бремя социальных проблем;
приобрести которые на рыночных условиях они не в состоянии (производственные площади, кредитные ресурсы и т.п.), в частности путем стимулирования создания технопарков, бизнес-инкубаторов.
Наконец есть и ряд задач в области государственной поддержки малого бизнеса, которые вытекают из специфики его положения в переходной экономике, переживающей структурный кризис:
функционированием кредитно-финансовой системы, информационной и товаропроводящей инфраструктуры;
определенных отраслях для преодоления моноспециализации, негативно сказывающейся на социально-экономическом положении ряда субъектов Федерации.
Организационная структура управления малым предпринимательством. Вопросами поддержки малого предпринимательства занимается ряд министерств и ведомств – Минэкономразвития, Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруда и др. В федеральных программах поддержки малого предпринимательства эти органы являются исполнителями мероприятий, соответствующих их профилю. В них были образованы соответствующие структурные подразделения (управления, департаменты, отделы), которые не являлись профилирующими для этих органов.
Правительство РФ возложило функции по координации политики государственной поддержки в сфере малого бизнеса на Минэкономразвития. Роль головной организации (координатора) при подготовке ряда нормативноправовых актов сохранилась за Минэкономразвития и после образования Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства в 1995 г. В формировании и реализации финансовой поддержки малого предпринимательства основную роль играет Минфин РФ. При его непосредственном участии создается кредитно-финансовый механизм поддержки малого бизнеса.
Формы и методы государственного регулирования малого бизнеса
В системе государственной поддержки малого предпринимательства можно выделить две составляющие: обеспечивающую и управленческую. Обеспечивающая составляющая направлена на обслуживание МП, доведение до них материальных, денежных, информационных ресурсов, госзаказов и услуг и т.п.
Управленческая составляющая связана с планированием, решением организационно-административных вопросов, контролем. Эта составляющая призвана быть ведущей, поскольку она придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный, управляемый характер. Широко используемое понятие «поддержка малого предпринимательства» обозначает синтез управленческого и обеспечивающего аспектов рассматриваемой системы.
В целом механизм государственной поддержки малого предпринимательства включает законодательную и нормативно-правовую базу, устранение административных барьеров; кредитно-финансовую и инвестиционную поддержку МП; информационное обеспечение и содействие в организации безопасности и защиты МП от противоправных посягательств.
В области законодательства выделим:
регистрационного сбора
при государственной регистрации физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и субъектов малого предпринимательства; ых процедур и правил;
и контролирующих действий по отношению к предприятиям малого бизнеса;
препятствование деятельности, связанной с выходом на рынок новых и развитием действующих МП;
называемого «серого» предпринимательства («челночного» бизнеса).
В области кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства можно выделить следующие направления: