Файл: Право потребителей на информацию о товарах (Виды, формы и средства товарной информации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 199
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы значения информации о товарах в современных условиях
1.1 Виды, формы и средства товарной информации
1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере прав
1.3 Классификация, виды и структура маркировки продовольственных/ непродовольственных товаров
Глава 2. Оценка товарной информации макаронных изделий
2.1 Характеристика исследуемых образцов макаронных изделий
2.2 Изучение товарной информации образцов макаронных изделий
1.2 Нормативно-правовое регулирование в сфере прав
потребителей на информацию о товарах
Требования к информации о товаре установлены в РФ различными нормативно-правовыми актами. Основной закон - Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 29.07.2018)[7], в соответствии с которым потребитель имеет право на информацию, которая проявляется в двух аспектах.
Во-первых, это информация об изготовителе, продавце (ст. 9 Закона о защите прав потребителей), во-вторых, информация о товарах (ст. 10 Закона о защите прав потребителей).
В ч. 2 ст. 8 Закона «О защите прав потребителей» устанавливается общее требование к изготовителю, продавцу о необходимости в наглядной и доступной форме доводить до сведения потребителей указанную выше информацию при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.
Предприниматель обязан своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. В тех случаях, когда специальными нормами способ доведения информации до потребителя не определен, предусмотренная ст. 10 Закона информация должна доводиться до потребителя способами, обычно применяемыми в розничной торговле, в наглядной и доступной форме[8].
В статье 10 Закон «О защите прав потребителей» закрепил перечень обязательной информации о продукции, предоставляемой потребителю. Данную информацию можно разделить на следующие группы:
1) Информация о нормативно-правовых актах, в соответствии с которыми работа (услуга) должны предоставляться, а товар соответствовать.
Так, информация о товарах должна содержать:
а) наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
б) информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров. Если на продукцию законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению. Информация представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Так, Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982 (в ред. от 21.02.2018) утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии[9]. Если продукция изготовителя подлежит обязательной сертификации, ее можно продавать только в случае, если у предприятия есть сертификат или декларация о соответствии нормативным требованиям. Товары, соответствующие стандартам, маркируются особым знаком соответствия;
в) информацию о правилах продажи товаров. Например, правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (в ред. от 30.05.2018); правила оказания услуг по реализации туристского продукта, правила оказания услуг общественного питания и др.
2) обязательная информация о товаре:
- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
- цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
В ЕАЭС техническое регулирование осуществляется на наднациональном уровне. К настоящему времени разработаны и введены в действие четыре так называемых «вертикальных» и четыре «горизонтальных» Технических регламентов Таможенного союза, структура которых схематично отражена на рисунке 1[10].
Рисунок 1. Структура Технических регламентов на пищевую продукцию
Технический регламент Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011)[11] имеет принципиальное значение как с точки зрения защиты интересов потребителей, так и повышения конкурентоспособности продукции.
ТР ТС 022/2011 устанавливает единые обязательные для применения требования, обеспечивающие свободное перемещение продукции по территории ЕАЭС. Этот регламент не распространяется на продукцию предприятий общественного питания, реализуемую на месте производства, и продукцию физических лиц, произведенную для личного потребления.
Установлены следующие основные требования к нанесению информации о продукте в маркировочном тексте: наименование пищевых продуктов; их состав; количество пищевой продукции; дата изготовления (производства), срок годности, наименование и местонахождение изготовителя пищевой продукции, уполномоченного изготовителем лица, импортера; пищевая ценность; информация об отличительных признаках пищевой продукции (на добровольной основе); сведения о наличии компонентов, полученных с применением ГМО.
В ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки» регламентированы следующие требования: наименование, дата изготовления, срок годности, условия хранения, компоненты, вызывающие аллергические реакции, должны в обязательном порядке наноситься на потребительскую упаковку. Остальная информация может быть нанесена на потребительскую упаковку и (или) листок-вкладыш, и (или) этикетку, прилагаемые к каждой упаковочной единице.
Требования, изложенные для всех групп пищевых продуктов в ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки», могут дополняться специальными или уточняющими требованиями отраслевых технических регламентов Таможенного союза (ЕАЭС), устанавливающих обязательные требования к отдельным видам пищевой продукции и связанных с требованиями процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортировки), реализации и утилизации[12].
При этом требования отраслевых регламентов не должны противоречить требованиям «горизонтальных» регламентов Таможенного союза, в том числе ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки»[13].
Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемые покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям таможенного законодательства ЕАЭС, федеральных законов РФ, иных нормативных правовых актов РФ, обязательным требованиям стандартов[14].
Например, согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»[15], изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
При этом информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, срока годности или срока хранения, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
1.3 Классификация, виды и структура маркировки продовольственных/ непродовольственных товаров
Внутрипроизводственные потребности массового производства товаров вызвали необходимость унификации маркировки, а затем стандартизации термина и его дефиниции. Терминологическое определение понятия «маркировка» представлено в таблице 2.
Таблица 2
Понятие «маркировка»
Источник |
Понятие |
ТР ТС 022/2011 |
Маркировка пищевой продукции - информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним |
ТР ТС 005/2011[16] |
Маркировка упаковки (укупорочных средств) - информация в виде знаков, надписей, пиктограмм, символов, наносимая на упаковку (укупорочные средства) и (или) сопроводительные документы для обеспечения идентификации, информирования потребителей |
ГОСТ 17527−2014[17] |
Информация в виде знаков, надписей, пиктограмм, символов, наносимая на упаковку и/или сопроводительные документы для обеспечения идентификации, информирования потребителей |
ГОСТ 2.314-68[18] |
Маркировка - совокупность знаков, характеризующих изделие, например: обозначение, шифр, номер партии (серии), порядковый номер, дата изготовления, товарный знак предприятия-изготовителя, марка материала, группа селективности, монтажные или транспортные знаки и т.п. |
Райкова Е.Ю. [19] |
Маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенный на упаковку или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях количественных и качественных характеристиках товара |
Продолжение таблицы 2
Источник |
Понятие |
Магомедов Ш.Ш.[20] |
Маркировка - это часть информации, которая наносится изготовителем (продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки, листки-вкладыши и проч. |
Николаева М.А. [21] |
Маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и/или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств и доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), товароведных характеристиках товара |
Анализ таблицы 2 показывает, что терминологическое определение понятия «маркировка» представлено в ГОСТ, в приоритетных по отношению к ним ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» и ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки», а также в учебной литературе. Будучи совместимыми по отдельным позициям, определения существенно разнятся, и как отметила С.И. Шкляр, «не раскрывают сути и содержания понятия, расплывчаты»[22].
Анализ имеющихся дефиниций термина позволяет уточнить само понятие в контексте современной экономической ситуации, актуализировать, сформулировать цель и функции маркировки.
«Маркировка – обязательная информация об индивидуальных свойствах продукта, продукции, товара, упаковки, тары, нанесенная производителем или в сфере обращения непосредственно на них или другой носитель, неотделимый от них и/или прилагаемый к ним с целью идентификации продукта, продукции и/или упаковки и тары в сфере производства и обращения»[23].
Цель маркировки - идентификация продукции, товара. Функции – определяются областью, в которой используются результаты идентификации и формирующей перечень необходимых и достаточных показателей для проведения идентификации. Особняком стоит защитная (от подделки) функция маркировки, например, «штриховой код», которая на сегодня также реализуется через процедуру автоматической идентификации.
К маркировке предъявляются общие и специфичные требования (рисунок 2).
Рисунок 2. Общие и специфичные требования к маркировке
Виды маркировки: производственная и торговая.