Файл: Протокол от 31. 08. 2021 1 Е. Ю. Захарина Приказ от 01 245.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы
Федеральные государственный образовательный стандарт диктует формирование у детей инициативности и активности. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,
сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
-
самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры; -
развивающие и логические игры; -
музыкальные игры и импровизации; -
речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; - самостоятельная деятельность в книжном уголке; -
самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей; - самостоятельные опыты и эксперименты и др.
Эффективные формы поддержки детской инициативы следующие: 36
-
Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком. -
Проектная деятельность. -
Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирования. -
Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования. -
Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы. -
Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
-
развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений; -
создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте; -
постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу; -
тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца; -
ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; -
«дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае. -
поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
2.5 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
-
изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; -
знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; -
информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; -
создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам 37 сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; -
привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе); -
поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные направления и формы взаимодействия с семьей:
Стенды. На стендах размещается стратегическая (многолетняя),
тактическая (годичная) и оперативная информация. К стратегической относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, об инновационных проектах дошкольного учреждения, а также о дополнительных образовательных услугах. К тактической информации относятся сведения о педагогах и графиках их работы, о режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная стендовая информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе): акциях, конкурсах, репетициях, выставках, встречах, совместных проектах, экскурсиях выходного дня и т. д.
Поскольку данный вид информации быстро устаревает, ее необходимо постоянно обновлять.
Мастер-классы. Мастер-класс — особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения. Такими специалистами могут оказаться и сами родители, работающие в названных сферах. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам. Мастеркласс может быть организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами (художником, режиссером, экологом и др.).
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, ассамблеи, вечера музыки и поэзии, посещения семьями программных мероприятий семейного абонемента, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; семейные гостиные, фестивали, семейные клубы, вечера вопросов и ответов, салоны, студии, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность, семейный театр).
В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.
Семейные художественные студии. Семейные художественные студии — это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога: художника, хореографа, актера. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в студии может быть разнообразным по форме: совместные специально-организованные занятия; мастерклассы для родителей по рисунку, живописи, рукоделию (по выбору родителей); встречи с искусствоведами, художниками, мастерами декоративно-прикладного искусства; посещение музеев, художественных выставок.
Семейные праздники. Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны.
Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих
взрослых, является семейный праздник в детском саду. 38
Семейный праздник в детском саду — это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Таким особым днем может стать День матери, День отца, Новый год, День Победы, День снятия блокады, День города, День космонавтики, День защиты детей.
Проектная деятельность. Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.
Идеями для проектирования могут стать любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности, например, организация семейного летнего отдыха дошкольников, проведение Дня семьи в детском саду, создание сетевого интернет-сообщества воспитывающих взрослых и др.
Семейный календарь. Интересные идеи для проектов рождаются благодаря семейному календарю, который может помочь родителям научиться планировать свою деятельность и находить время для взаимодействия и общения с ребенком. Семейный календарь может состоять из двух взаимосвязанных, взаимопроникающих частей: одна — сопровождающая инвариантная, предлагаемая детским садом для всех семей воспитанников; вторая — вариативная, проектируемая каждой семьей в логике своих потребностей и традиций.
См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 перспективный план работы с родителями на 2020 – 2021 уч. год
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1 Описание материально-технического обеспечения рабочей программы
В группе имеется необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников, педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:
-
учебно-методический комплект Программы (в т.ч. комплект различных развивающих
игр);
-
помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей; -
оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста, -
мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.
Наглядно-дидактические пособия.
Русские узоры. Детям о художественных промыслах России. Игра для дома и детского сада. «Весна дизайн»
Народные промыслы. Игра для детей от 3 лет.
Хорошо или плохо. Развивающая игра-лото для детей 5-7 лет
Эмоции и настроение. Лото для детей старше 5 лет. Развивающие игры «Умка» Театр настроения. Развивающая игра для детей 5-9 лет.
Наши чувства и эмоции. Игра «Забавы в картинках» 39
Чувства и эмоции. Беседы по картинкам. ТЦ «Сфера»
Что такое хорошо? И что такое плохо? Развивающая игра для детей дошкольного возраста Найди друзей. Игра-занятие для детей от 4 лет.
Играем в математику. Игровое пособие для детей 5 - 7 лет. ООО «Корвет»
Цветные счетные палочки. Палочки Кюизенера. Обучающее пособие. ООО «Корвет»
Волшебный поясок. Версия игры «ДА – НЕТка». ООО «Корвет»
Сложи узор. Развивающая игра детей для 2-7 лет. ООО «Корвет»
Математический планшет. Школа интересных наук. Математика, геометрия, развитие речи. ООО «Корвет»
Логический экран. Развивающие и обучающие игры и упражнения (4 штуки). ООО «Корвет»
Суперпоезд: гигантский пазл. Учимся считать – интересно и легко. ОАО «ЭКСМО»
Цветные коврики. Развитие внимания, восприятия. Для детей 3-6 лет. ОАО «Радуга»
Скоро в школу. Материал для диагностических и развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.
Кто в домике живет. Игра для дома и детского сада. «Весна дизайн»
Как растет живое. Рост и развитие людей и других живых организмов. Игра «Забавы в картинках»
Права ребенка Игра «Забавы в картинках»
Пожарная безопасность. Демонстрационный материал. Игра-лото.
Основы безопасности. Лото для малышей.
Час пик. Настольная игра для детей от 4 до 12 лет.
Правила дорожного движения для маленьких. Серия игра для маленьких детей «Новое поколение»
Собери картинки. Классифицируем предметы, находим четвертый-лишний.