Файл: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования белгородский государственный национальный.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39
пользоваться доверием членов Наблюдательного совета. Срок полномочий членов Правления неограничен.
Президент, Председатель Правления банка возглавляет Правление и руководит его работой, осуществляет оперативное руководство банком, обеспечивает выполнение решений Наблюдательного совета и общего собра- ния акционеров, организует работу Правления, распределяет обязанности между членами Правления, возглавляет заседания Правления.
Президент, Председатель Правления избирается общим собранием ак- ционеров сроком на четыре года.
Президент,
Председатель
Правления несет ответственность за организацию системы подготовки и достоверность бухгалтерской (финан- совой) отчетности банка, своевременное раскрытие информации и предоставление акционерам, клиентам Сбербанка и иным заинтересован- ным лицам сведений о деятельности банка.
Комитет по кадрам и вознаграждениям Наблюдательного совета сов- местно с руководством кадровой службы ПАО «Сбербанк России» непосред- ственно отвечает за своевременную подготовку планов преемственности, точное определение кадровых потребностей менеджмента и развитие суще- ствующих компетенций, поиск и привлечение наиболее подходящих канди- датов, прежде всего за счет внутренних ресурсов, для чего формируется кад- ровый резерв.
В своей работе Комитет по кадрам и вознаграждениям при планирова- нии преемственности учитывает результаты регулярной оценки деятельности каждого из членов Правления, принимая во внимание результаты работы всего банка в целом.
На данный момент численность сотрудников ПАО «Сбербанк России» составляет 330,7 тыс. человек. Данный показатель с каждым годом увеличи- вается. ПАО «Сбербанк России» постоянно расширяется, создавая тем самым дополнительные рабочие места.

40
Проанализируем основные показатели баланса ПАО «Сбербанк Рос- сии» за 2013 – 2015 гг., млн.руб.
Таблица 2.1.1 – Показатели баланса ПАО «Сбербанк России» за 2013 –
2015 гг., млрд.руб.
Показатель
По состоянию на:
Темп прироста, %
01.01.2014г
01.01.2015г
01.01.2016г
2014/
2013 2015/
2014 2015/
2013 1
2 3
4 5
6 7
Денежные средства
1 327,0 2 308,8 2 333,6 73,9 1,1 75,9
Кредиты и авансы клиентам
12 933,7 17 756,6 18 727,8 37,3 5,5 44,8
Основные средства
477,3 496,4 499,2 4,0 0,6 4,6
Средства физиче- ских лиц
8 435,8 9 328,4 12 043,7 10,6 29,1 42,8
Средства корпора- тивных клиентов
3 628,4 6 234,5 7 754,6 71,8 24,4 113,7
Всего собственных средств
1 881,4 2 020,1 2 375,0 7,4 17,6 26,2
Всего активов
18 210,3 25 200,8 27 334,7 38,4 8,5 50,1
На основании данных таблицы 2.1.1 можно сделать вывод о том, что активы ПАО «Сбербанк России» к 2016г. увеличились на 50,1% и составили
27 334,7 млрд.руб (по сравнению с 2013г.). Денежные средства на конец ана- лизируемого периода составили 2 333,6 млрд.руб., что на 75,9% выше пока- зателя 2013г. Кредиты и авансы клиентам увеличились на 44,8% и составили
18 727,8 млрд.руб. на конец 2015г. Меньше всего увеличились основные средства ПАО «Сбербанк России». Увеличение данного показателя произо- шло на 4,6% в 2015г. по сравнению с 2013 годом. Средства корпоративных клиентов увеличились в 2 раза и составили к концу 2015г. 7 754,6 млрд.руб.
Всего собственные средства ПАО «Сбербанк России» увеличились за анали- зируемый период на 26,2%, что составило 2 375,0 млрд.руб.
Проследим динамику основных статей отчета о прибылях и убытках
(табл. 2.1.2)


41
Таблица 2.1.2 – Динамика основных статей отчета о прибылях и убыт-
ках ПАО «Сбербанк России» за 2013 – 2015 гг., млрд.руб.
Показатель
По состоянию на:
Темп прироста, %
01.01.2014г. 01.01.2015г. 01.01.2016г. 2014/
2013 2015/
2014 2015/
2013 1
2 3
4 5
6 7
Процентные доходы
1 478,6 1 837,9 2 279,6 24,3 24,0 54,2
Процентные расхо- ды
587,8 785,1 1 253,2 33,6 59,6 113,2
Чистые процентные доходы
862,2 1 019,7 988,0 18,3
-3,1 14,6
Операционные до- ходы
959,9 939,3 954,6
-2,1 1,6
-0,6
Операционные рас- ходы
504,2 565,1 623,4 12,1 10,3 23,6
Комиссионные до- ходы
253,7 306,4 384,1 20,8 25,4 51,4
Комиссионные рас- ходы
32,4 47,2 65,1 45,7 37,9 100,9
Прибыль до налого- обложения
455,7 374,2 331,2
-17,9
-11,5
-27,3
Чистая прибыль
362,0 290,3 222,9
-19,8
-23,2
-38,4
Проанализировав таблицу 2.1.2, можно сделать вывод о том, что чистая прибыль ПАО «Сбербанк России» уменьшилась за анализируемый период на
38,4% и составила 222,9 млрд.руб. Увеличились более, чем в 2 раза, процент- ные расходы и комиссионные расходы. Они составили, соответственно,
1 253,2 млрд.руб. и 65,1 млрд.руб.. Процентные доходы составили 1 253,2 млрд.руб. на конец 2015г., что на 54,2% выше показателя 2013г. За рассмат- риваемые годы несколько сократились операционные доходы - на 0,6 % и со- ставили 954,6 млрд. руб. На этот показатель оказали влияние такие факторы как: выплаты процентов по кредитам и вкладам, поступление аренденых платежей т другие денежные поступления. Мы наблюдаем рост операцион- ных расходов, которые за рассматриваемые годы возросли на 22,6 % и со- ставили в 2015 г. 623,4 млрд. руб., то есть в ПАО «Сбербанк России» воз- росли затраты по таким статьям как: выплата процентов по привлеченным вкладам и кредитам, уплата налогов, административные и прочие расходы. За анализируемый период комиссионные доходы возросли на 51,4 % и состави-

42
ли 384,1 млрд. руб. в 2015 г. Комиссионные расходы увеличились в 2 раза и составили 65,1 млрд.руб. на конец 2015г. Снижение комиссионных доходов от кредитования юридических лиц было скомпенсировано ростом комисси- онных доходов от операций, не связанных с кредитованием, где основными драйверами роста остаются операции с банковскими картами и эквайринг.
Банк продолжает начатое с конца 2014 г. применение к расходам на возна- граждение персонала принципа начисления в целях более равномерного рас- пределения расходов внутри года. Поэтому прямое сравнение расходов на оплату труда текущего года с предыдущим не вполне корректно. Положи- тельно сказывается на экономии затрат программа оптимизации расходов банка. Прежде всего, это касается административно-хозяйственных расходов
– банк оптимизирует систему закупок, более эффективно использует недви- жимость, системно работает с другими видами расходов.
В марте 2015 года в соответствии с изменениями к Федеральному зако- ну №173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы
Российской Федерации» были изменены условия по привлеченным Сбербан- ком субординированным кредитам от Банка России общей номинальной сто- имостью 500 млрд рублей. Сбербанк сделал выбор, предоставленный данным законом, о пролонгировании данных субординированных кредитов на 50 лет по ставке 6,5% годовых с условием возможности продления Сбербанком срока действия договора без согласования с Банком России и с возможно- стью пересмотра данной ставки после 31 декабря 2019 года. В марте 2015 го- да Сбербанк получил разрешение Банка России учитывать указанные креди- ты в дополнительном капитале Сбербанка. В результате общий капитал за март увеличился на 295 млрд руб.
Согласно требованиям Банка России, норматив достаточности соб- ственных средств Банка должен поддерживаться на уровне не менее 10%.
Коэффициент достаточности основного капитала рассчитывается как отно- шение капитала 1го уровня к активам, взвешенным с учетом риска и умно- женное на 100%. Коэффициент достаточности общего капитала рассчитыва-


43
ется как отношение общего капитала к активам, взвешенным с учетом риска и умноженное на 100%. На основании отчетных данных ПАО «Сбербанк
России» определим коэффициент достаточности капитала (табл. 2.1.3).
По оперативным данным значения нормативов на 1 апреля 2016 года составляют:

Н1.1 – 8,89% (минимальное значение, установленное Банком России,
5,0%)

Н1.2 – 8,89% (минимальное значение, установленное Банком России,
6,0%)

Н1.0 – 12,71% (минимальное значение с учетом требований Закона «О страховании вкладов» 10,0%).
Таблица 2.1.3 – Расчет коэффициента достаточности капитала ПАО
«Сбербанк России» за 2013 – 2015 гг., млрд.руб.
Показатель
01.01.2014 01.01.2015 01.01.2016 1
2 3
4
Капитал 1го уровня (основной капитал)
1 788,1 2 007,8 2 226,7
Капитал 2го уровня
478,4 827,5 924,5
Общий капитал
2 266,5 2 835,3 3 151,2
Активы, взвешенные с учетом риска
16 947,1 23 365,0 24 995,5
Коэффициент достаточности основного капитала, %
10,6 8,6 8,9
Коэффициент достаточности общего капитала,%
13,4 12,1 12,6
Таким образом, на основании таблицы 2.1.3, можно сделать вывод о том, что собственных средств у ПАО «Сбербанк России» больше, чем по нормативному показателю.
Сегодня по показателю рентабельности капитала ПАО «Сбербанк Рос- сии» в 1,5 раза превышает среднерыночные показатели и почти в 3 раза – рентабельность крупнейших российских банков с государственным участи- ем. По большинству направлений работы ПАО «Сбербанк России» удалось переломить тренд падения доли рынка и укрепить рыночные позиции Банка.
На ПАО «Сбербанк России» сегодня приходится 30% активов российской

44
банковской системы. Удвоился кредитный портфель юридических и физиче- ских лиц. ПАО «Сбербанк России» обеспечивает порядка 45% всего долго- срочного кредитования экономики, почти половину ипотечного рынка РФ и около 70% совокупного финансирования государственных органов и муни- ципальных образований. На рынке вкладов населения ПАО «Сбербанк Рос- сии» сохраняет лидирующие позиции с долей около 45%, однако этот сег- мент остается очень высококонкурентным и сложны. ПАО «Сбербанк Рос- сии» расширил свое присутствие на рынках финансовых услуг, стал по- настоящему универсальным банком. Приобретя и интегрировав инвестици- онную компанию «Тройка-Диалог», ПАО «Сбербанк России» вышел на рын- ки инвестиционно-банковских услуг и продуктов глобальных рынков. Вместе с партнерами ПАО «Сбербанк России» развивает услуги кредитования в точ- ках продаж на базе банка «Сетелем» и современные платежные решения на базе компании «Яндекс.Деньги». ПАО «Сбербанк России» успешно вышли на новый для нас рынок страхования.
2.2 Оценка рекламной деятельности предприятия
Службой маркетинга ПАО «Сбербанк России» разрабатывается поли- тика продаж банковских продуктов и услуг, ценовая и рекламная политика.
Основными направлениями политики продажи банковских продуктов и услуг являются:
1. обеспечение потребностей массовой клиентуры в сбережении, накоплении и заимствовании средств, проведении расчетов, ведении бизнеса. Предоставление стандартного набора конкурентоспособ- ных продуктов и услуг, предназначенных для различных региональ- ных, отраслевых и социальных групп клиентов;
2. создание системы индивидуального обслуживания клиентов, вклю- чающей полный спектр банковских продуктов и услуг, отвечающих международным стандартам.


45
Банк стремится интегрировать отдельные банковские операции и пред- лагать комплексные решения своим клиентам, позволяющие учитывать весь спектр индивидуальных потребностей. Стимулирование комплексных про- даж пакетов банковских продуктов позволяет увеличить объемы комиссион- ных доходов Банка за счет роста продаж. Снижение стоимости комплексного продукта для клиента по сравнению с розничной ценой на отдельные про- дукты и услуги способствует интеграции клиента в более тесное многопро- фильное сотрудничество с Банком. Эволюция системы продаж будет осу- ществляться посредством постоянного расширения стандартных пакетов банковских продуктов и услуг массового потребления за счет тиражирования новых продуктов и технологий, разработанных в рамках индивидуального обслуживания, наращивании предложения комплексных пакетов продуктов и услуг.
Банк проводит процентную и тарифную политику, исходя из рента- бельности операций и оценки рыночных условий. Значительные объемы продаваемых продуктов и предоставляемых услуг снижают себестоимость отдельных операций и тем самым обеспечивают наиболее конкурентные це- ны для клиентов Банка. Ценовая политика Банка отражает как региональные различия, так и особенности проводимых операций с основными категория- ми клиентов. При оказании комплексных услуг Банк учитывает эффектив- ность взаимодействия с клиентом по общему финансовому результату. Банк сохраняет социально-ориентированную процентную политику, в первую очередь, на рынке привлечения средств населения.
Целью коммуникационной политики является продвижение товара на рынок. Основными ее элементами являются: реклама, связи с общественно- стью, средства стимулирования сбыта, персональные продажи. Все эти эле- менты ПАО «Сбербанк России» использует в продвижении своих услуг.
Коммуникационной политикой занимается служба маркетинга ПАО
«Сбербанк России» непосредственно в Москве, а службы маркетинга в под-

46
разделениях Сбербанка реализуют эту политику в своих регионах. В обязан- ности службы маркетинга входит:

непосредственно взаимодействие со средствами массовой информа- ции;

размещение рекламных и информационных материалов в СМИ;

согласование рекламных и информационных материалов с регио- нальными отделениями банка;

заключение хозяйственных договоров со СМИ;

изготовление сувенирной продукции отделения;

освещение в СМИ информации о проводимых корпоративных меро- приятиях отделения.
Банк предоставляет полное информирование о продуктах и услугах практически всем субъектам (целевым аудиториям, органы государственной власти и управления, СМИ), анализ ситуации и прогнозирование возможной реакции тех или иных субъектов на деятельность банка. Эта деятельность направлена как на внешнюю среду, так и на сотрудников самого банка. Одна из задач банка – выполнение определённых социальных обязанностей.
Непосредственно организацией рекламной деятельности, разработкой идеи рекламного обращения занимается служба маркетинга Московского
Сбербанка.
Имидж ПАО «Сбербанк России» – устойчивое представление клиен- тов, партнеров и общественности о престиже предприятия, качестве его услуг. Основу имиджа предприятия составляют существующий стиль внут- ренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и офи- циальная атрибутика. Имидж банка повышается за счет рекламных акций,
PR-компании.
В целом, рекламная активность Сбербанка укладывается в стратегию поддержания лидерства, которая выражается в мультимедийной стратегии продвижения. И большое разнообразие изданий, радиостанций, версий ТВ-


47
роликов и форматов наружной рекламы с этой точки зрения вполне объясни- мо.
Проанализируем затраты ПАО «Сбербанк России» на рекламу за 2013 –
2015 гг.
1   2   3   4   5