Файл: Курсовая работа студентки 3 курса заочной формы обучения Направления Педагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


г) педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования» учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B. C. Библера и С. Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича, и др.

д) природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка: обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.

е) альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология вероятностного образования A. M. Лобка.

ж) наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.) [35]

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти)  в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • разноуровневое обучение;

  • коллективную систему обучения;

  • технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

  • исследовательские методы в обучении;

  • проектные методы обучения;

  • технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии и др.

Современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

– технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

– технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;


– функционирование технологии предусматривают взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

– поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми обучающимися;

– органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности [17; С. 58-65.]

1.3. Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка


Современное информационное общество предъявляет школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного материала, в связи с этим резко возрастают перегрузки учащихся, и снижается мотивация учения.

Данная проблема в технологии разноуровневого обучения решается введением базового уровня: одним детям дают меньший объем материала, а другим - больший, а за счет того, что, предлагая учащимся одинаковый его объем, учитель ориентирует их на различные уровни требований к его усвоению.

При этом обязательно овладение всеми школьниками общим базовым уровнем подготовки.

Эта технология воплощает гуманистические идеи в методике преподавания русского языка, так как школьник рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и процессы и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях. [25; С. 56]

Технология обучения в сотрудничестве на уроках русского языка относится к технологиям гуманистического направления в методике. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Учащиеся разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого обучающегося группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но и, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые школьники стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные заинтересованы в том, чтобы все члены группы
, в первую очередь, слабые ученики досконально разобрались в материале, а заодно и сильный учащийся имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве. [28; С. 54]

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы обучающийся захотел сам приобретать знания. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель может уделить значительно больше внимания отдельным школьникам, поскольку все заняты делом.

Этот вид технологии можно использовать при изучении темы «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»: учащимся дается задание, разделиться на три группы и подобрать слова, имеющие форму только единственного числа: 1 группа - названия групп людей; 2 группа - названия веществ; 3 группа - названия качеств, действий. В каждой группе должен находиться сильный, средний и слабый ученик. Так как от работы каждого ученика будет зависеть оценка группы, все участники будут пытаться выполнить задание верно, и слабые ученики будут вникать в суть задания и пытаться выполнить его, а помогать им будут в этом «сильные» ученики. Таким образом, в выполнении этого задания будет задействован каждый ученик. [21; С 17]

Так же активно используется в практике преподавания русского языка модульное обучение и его элементы. Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению: только то учебное содержание осознано и прочно усваивается школьником, которое становится предметом его активных действий. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения, основы которой были заложены JI.C. Выготским. Реализация этой теории обучения требует, чтобы учащийся находился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении это достигается путем дифференциации содержания и дозы помощи школьника организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава.

В качестве основы выделяется учебный материал по русскому языку, который включает в себя законченный блок информации
, целевую программу действий и советы учителя по успешной ее реализации. Учебный материал разделен на тематические блоки, каждый тематический блок укладывается в жесткие временные рамки двухчасового занятия. Для лучшего усвоения содержания тематического блока учитель следует этапам жесткой структуры модульного занятия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление изученного, контроль. Каждый этап начинается с целевой установки и указания системы действий; заканчивается каждый этап урока контролем, позволяющим установить успешность обучения. При помощи модулей учитель управляет процессом обучения. На самом учебном занятии роль учителя заключается в формировании положительной мотивации учащегося, в организации, координации, консультировании, контроле.

Одним из интереснейших видов технологий обучения является педагогическая мастерская. Мастерская – необычная форма проведения урока – получила развитие в практике французских педагогов, представителей группы нового образования (П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.). Сущность рассматриваемой технологии заключается в том, что в атмосфере уникальным образом организованного учебного процесса обучающиеся сами добывают и осмысливают знания по русскому языку.

При традиционной организации процесса обучения, в общем, и в частности по русскому языку, источником знания всегда является только учитель. В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения школьниками идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход обучения на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы. [21; С 18]

Принципы построения педагогической мастерской заключаются в том, что мастер (учитель) создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения; включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность школьника в изучении проблемы (темы); работая вместе с учащимися, мастер равен школьнику в поиске знания; мастер не торопится отвечать на вопросы; необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят. Официальное оценивание работы школьника (не хвалят, не ругают, не выставляют отметок в журнал) исключается, но социализация, представление работы всему классу дает возможность самому обучающемуся оценить ее достоинства, изменить или исправить.