Файл: 1 вопрос Государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Салический закон в минимальной степени испытал влияние римского права, сохранив даже некоторые пережитки языческой старины и родовых обычаев германцев. Поддержание общинного мира было, в большей степени, целью Салического закона, чем проведение репрессии: это характерно для догосударственного и иногда раннегосударственного права.

Другим правовым источником являлись капитулярии - акты королей, которые сначала именовались также эдиктами, декретами. Посредством капитуляриев восполнялись пробелы Салической Правды. Эти королевские указы имели более универсальное значение и гибкость, распространялись на всю территорию государства, всех его жителей.

38 вопрос:


УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Основное внимание в Салической Правде уделено преступлениям и наказаниям. Можно выделить 4 вида преступлений: 1) против личности, 2) против имущества, 3) против правосудия, 4) против добрых нравов.

Преступления против личности (убийство, нанесение увечий, ранение, наведение порчи, словесное оскорбление, клевета). Все они влекли за собой выплату штрафа в зависимости от последствий. Немало внимания было уде­лено словесным оскорблениям, причем за оскорбление женщины взыскивал-ся более высокий штраф, чем за оскорбление мужчины. Предполагалось, что особо обидны такие действия, в которых ставилось под сомнение честное имя свободного среди соплеменников (обычное «обзывание» наказывалось штрафом в 3 солида, но обвинение франка в дезертирстве или женщины в непристойном поведении - не доказанные - стоило десятикратно дороже).

Преступления против имущества (кража, грабеж, ограбление трупов, поджог). Особой квалификации подверглась кража чужих рабов и даже про­стое их сманивание. Особо указывается кража животных, пчел, птиц и пр.

Дифференцировались кражи и по размеру украденного: а) на сумму от 2 динаров и выше; б) на сумму от 40 динаров и выше; в) кража с взломом или с подделкой ключей.

Наказание при этом устанавливалось следующим образом: для сво­бодных - штрафы (соответственно 15, 35, 45 солидов), а для рабов: 1) возме­щение ущерба и 120 ударов; 2) кастрация или возмещение ущерба и штраф; 3) смертная казнь и т.д.

Грабеж понимался как «неожиданное нападение и отнятие имуще­ства». Ограбление дома приравнивался по штрафу к убийству.

Наравне с грабежами преследовался и ПОДЖОГ, на том же уровне стояло И КОНОКРАДСТВО (как особо опасное для военного ополчения престу­пление).

К преступлениям против правосудия относились лжесвидетельство, неявка в суд и отказ рахинбургов в рассмотрении дела.

Кроме того, в Салической правде можно обнаружить упоминание о нарушениях предписаний короля, убийствах должностных лиц, колдовстве и пр.

Своеобразной чертой Салического закона было присутствие на­казаний за преступления против нравов (хотя влияние церкви было еще сла­бо). Не только изнасилование, но и обычное прелюбодеяние «по обоюдному согласию» наказывалось существенными штрафами, сопоставимыми со штрафами за убийство римлянина или конокрадство. Даже сожительство с рабыней каралось уплатой штрафа ее господину. Кроме того, вступление в явный брак с рабом или рабыней влекло потерю свободы. Несвободных за такие преступления, кроме малых штрафов, кастрировали.



Салическая правда устанавливает и отягчающие вину обстоятельства: групповое убийство (скопищем), убийство в походе, сокрытие улик, особая злостность содеянного либо нечестность намерения (убийство женщины, ребенка).

В таких случаях вергельд утраивался, исходя из статуса потерпевше­го.

Наказывалось и незаконченное покушение на убийство.

Система наказаний. В качестве санкций за преступления, Салическая Правда устанавливает, в основном, денежные штрафы. Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств, исходя из соци­ального положения потерпевшего и преступника.

За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в казну). В случае неуплаты штрафа, виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего.

Члены рода имели право освободить себя от коллективной ответст­венности за своих сородичей. Для этого, необходимо было явиться в сотен­ное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонию, разрывающую узы с родовым коллективом (разломать над головой 4 ольхо­вых прута и разбросать их в 4 стороны).

Помимо штрафа применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, объявление виновного вне закона1 (конфи­скация имущества и гражданский бойкот, который обязаны были поддержи­вать все, даже жена виновного).

Цель наказаний: искупить вину преступника в удовлетворение со­родичей потерпевшего (чтобы предотвратить нескончаемую кровную месть или саморасправу), а также охранить соблюдение «королевского мира», т. е. установленного и признанного властью общественного порядка.

Поэтому главенствующим видом наказания становился выкуп (опре­деленный как судебный штраф). Размер этого выкупа был больше или мень­ше, в зависимости от общественной оценки значимости преступления', его характера, его последствий.

Особый смысл заключался в назначении выкупа за убийство - он но­сил специфическое название ВЕРГЕЛЬД (цена (штраф) за голову).

ВЕРГЕЛЬД выплачивался уже не самому потерпевшему, а его детям и боковым родственникам, а в случае отсутствия последних, часть отходила в королевскую казну (титул 62). К выплате вергельда мог быть приговорен только полноправный свободный франк.


Размер вергельда определялся социальным положением убитого. Взимались за убийство: антрустиона, графа или сацебарона - 600 солидов, свободного франка - 200 солидов, свободного римлянина - 100 солидов, несвободного лита - 100 солидов, колона - 63 солида, женщины (детородно­го возраста) - 600 солидов, а беременной - 800 солидов, ребенка до 10 лет, убийство шайкой или с попыткой скрыть следы - 600 солидов. За убийство раба не полагалось платить вергельд: виновный просто возмещал владельцу ущерб - 35 солидов.

В отношении несвободного населения (рабов, литов) применялись другие наказания: смертная казнь, кастрирование, битье плетьми.

Но если и свободный общинник оказывался настолько беден, что не мог заплатить присужденного ему (а родственники не ручались за него и не помогали ему в выплате вергельда), то и франков предписывалось казнить смертью (видимо, через повешение).

Титул 49 § 3 (напр., свидетелей, не желающих давать показания под присягой).

В королевском праве в ходу были и другие, более жестокие наказа­ния: «снять голову за неповиновение», выколоть глаза и т. п. За нанесение телесных повреждений взыскивались штрафы различ­ных размеров.Наказуемо было похищение женщины; рабу за это полагалась смерт­ная казнь, литу и королевскому рабу - уплата штрафа в размере 200 солидов, для свободных были установлены штрафы от 3 до 63 солидов.

39 вопрос:

ИСТОЧНИКИ.

Первоначальные источники канонического права были едины для всех содержательных канонов христианства: Священное писание, произведения отцов церкви - Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина, постановления церковных соборов, римское право, апостольские конституции - сборник правил, приписываемый первым апостолам, составленный в IV в.

Разделение католической и греческой церкви поставило вопрос о создании собственно католического канонического права. На важное место в западной церкви вышли издаваемые папами постановления - декреталии, которые появились в IV в. С этого времени, основной тенденцией развития канонического права является его систематизация:

1. Первый опыт систематизации появился в VIII в. в империи Каролингов - составление кодекса (Codex canonum Ecclesiae romani) приписывается римскому монаху Дионисию Малому. Свод Дионисия включал собрания апостольских постановлений и соборов, а также избранные декреталии римских пап. Каролинги придавали своду официальное значение.


2. Большое значение в истории развития канонического права имели собрания документов видного испанского философа, епископа Исидора (VII в.) - Collectio. Оно обобщало постановления церковных соборов, исторические материалы о церковном праве. Особое место в нем занимал так называемый Константинов дар - якобы декрет римского императора Константина о вручении церкви всей мирской власти над западными странами и принудительном характере церковного суда для мирян. Подложность этого декрета была установлена только в XVII в., а в Средние века он считался важнейшим действующим источником права.

3. Новаторская кодификация канонического права была предпринята в XII в. итальянским монахом Грацианом. Кодекс Грациана разделялся на 3 части: в первой содержались исторические права церкви и их субъекты, во второй - права епископов и церковная юрисдикция, в третьей - нормы о свободе церкви, браке, литургических обрядах. Кодекс Грациана получил официальное признание папского престола.

4. На основе этого Кодекса возникла собственная школа церковных систематизаторов права - канонистов. В конце XII в. Бернард из Павии дополнил Кодекс еще одним сборником декреталий. Он был составлен уже по собственной канонической схеме: Judex, Justitia, Clerus, Connubia, Crimen - судьи, судопроизводство, церковнослужители, брак, преступления. В дальнейшем, эта схема церковного права приобрела официальное значение.

5. Следующим дополнением Свода стали систематизации декреталиев папы Бонифация VIII и Клементия V под названием Клементины. Около 1500 г. сделано еще одно дополнение - собрание декреталиев, начиная с папы Иоанна XXII - Extravagantae.

Все дополнения вместе с Декретом Грациана получили официальное признание как свод единого канонического права. С 1583 г. эта кодификация получила наименование Codex juris canonici. Данный свод канонического права, в том виде, в котором он сложился к XVI в., стал единственным разрешенным к применению в церковной юстиции источником норм канонического права. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским доктринам церкви.

40 вопрос:

СЕМЕЙНОЕ КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО.

Особой, по значимости, и наиболее интересной для исследователя областью канонического права является регулирование семейных отношений. Христианскими канонами были заложены принципы всех семейных отношений христианского мира, включая и чисто юридические стороны. Долгие столетия каноническое право во всех странах Европы заменяло своими правилами нормы национального брачно-семейного законодательства.