Файл: 1 вопрос Государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 273

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) Со времени издания сборника, известного под наименованием Законы XII Таблиц, источником римского права становится закон.

в) Далее издается ряд законов, относящихся к государственному строю, уго­ловному и гражданскому праву. Законом считался акт, содержащий в себе общее правило и принятый народным собранием. Именовался он, как прави­ло, по имени лица, внесшего законопроект.

    1. Преторское право. Во втором периоде развития римского права важным источником становятся эдикты магистратов.

а) эдиктами назывались публичные объявления правил, которыми консулы, преторы и другие магистраты предлагали руководствоваться при отправлении судопроизводства.

Эдикты объявлялись при вступлении в должность и действовали в те­чение срока полномочий магистрата. Наибольшее значение приобретают эдикты преторов, поскольку у них сосредотачивается руководство судопро­изводством. Эдикты претора действовали в течение 1 года, но, как правило, преемник претора подтверждал положения своего предшественника и про­длевал тем самым его действие. Из этих эдиктов выросла новая ветвь права:

б) это преторское право, которое имело некоторые отличия от ци­вильного. Как и цивильно право, оно первоначально распространялось толь­ко на граждан Рима, а для иностранцев - перегринов был создан специаль­ный магистрат - претор перегринов. Он также издавал эдикты, в которых объявлял нормы своей судейской деятельности, эти нормы были следствием переработки общих обычаев международного оборота. Они образовали но­вую ветвь права:

в) это право народов (jus gentium), которое римские юристы называли также естественным правом (jus naturale). Постепенно эта ветвь права стала оказывать влияние и на квиритское право, т.к. отличалась большей свободой и гибкостью.

г) источником римского права явились также и конституции - акты императоров, принцепсов, имеющие силу общего закона.

д) деятельность юристов, консультации и толкования права - доктри­на. Некоторые виднейшие юристы получили право-привилегию: их консуль­тации были обязательны для судей, т.е. приобретали силу источника права.

е) в последний период развития римского права получили значение важного источника императорские конституции.

3. В конце III в. начинается работа по систематизации законов, состав­лены первые своды - Кодекс Грегориана и Гермогениана, а в 438 г. Кодекс Феодосия. Систематизация римского права получила завершение уже при Восточной Римской империи (Византии) в правление императора Юстиниа­на (527 - 565 гг.). В VII в. его свод законов получил название Свод граждан­ского права ( Corpus juris Civilis).


Данный Свод состоит из 4 частей:

  1. Институции - элементарный курс римского права, предназначенный для учебных целей и одновременно имеющий силу закона. За основу Инсти­туций Юстиниана были приняты более ранние Институции Гая - по имени их составителя Гая - виднейшего римского юриста .

Институции разделены на 4 книги, а книги на титулы (главы).

  1. Дигесты или пандекты, которые представляют собой расположение по определенной системе выдержек из произведений римских юристов. Ди­гесты сыграли большую роль в рецепции римского права в западной Европе в эпоху Средних веков.

В них цитируются произведения 40 юристов (это 1500 книг). Сами ди­гесты состоят из 50 книг, которые делятся на титулы, а титулы - на фрагмен­ты.

  1. Кодекс Юстиниана, который является собранием императорских конституций и состоит из 12 книг, которые делятся на титулы, титулы - на параграфы.

В нем 4600 конституций римских цезарей - от императора Адриана Августа до Юстиниана, содержащие нормы относительно государственного управления, гражданского и уголовного права.

4) Новеллы - это собрание конституций Юстиниана, изданных после опубликования первых трех частей Свода. Они содержат важные изменения в праве, особенно в наследственном праве.

35 вопрос:

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Основные вещные права: право собственности, владение, держание и права на чужие вещи (сервитут, узуфрукт, залоговое право и право долго­срочной аренды).

Понятие права собственности включало: владение, пользование, из­влечение плодов и доходов, распоряжение (продажа, передача по наследству и т.д.), эвикция (истребование своей вещи из чужого, противоправного вла­дения).

Способы приобретения собственности: 1) манципация (per aes et libram - с помощью меди и весов) - особый формальный обряд, с помощью которого приобретались наиболее значимые для римлян вещи (рабы, земля, рабочий скот - res mancipi), требующий присутствия 5-ти свидетелей и весо- держателя, наличия самой вещи, либо ее символа (ошейник раба, ключ от дома и т.д.), произнесения определенных словесных формул; 2) традиция - простая, неформальная передача вещных прав, условием действительности которой является согласие сторон и законность основания; 3) оккупация (захват) - вещи, захваченные во время войны у врага, брошенные, по своей природе не имеющие явных хозяев (рыба, дичь и т.д.); 4) давность владения

(usucapio) - не могли приобретаться лишь краденные или изъятые из оборота вещи (дороги, храмы и т.д.); 5) судебная уступка (in jure cessio) - мнимый поединок продавца и покупателя в присутствии претора (претор присуждал покупателю «выигранную» в поединке вещь).

Обязательства делились на договорные и внедоговорные (квазикон­тракты, квазиделикты, деликты).

Деликтные обязательства. Традиционно для древнего права, обяза­тельства, прежде всего, возникали в силу причинения ущерба. Простой ущерб, нанесенный имуществу гражданина, требовалось возместить: либо в размере прямой стоимости поврежденного имущества либо по особой таксе, установленной законами. Важнейшим из таких ущербов видом делик­та являлась кража. В зависимости от обстоятельств ее совершения, ущерб, причиненный кражей, полагалось возместить в двойном или тройном разме­ре. Некоторым смягчающим вину обстоятельством совершения таких право­нарушений считалась неосторожность: в этом случае просто возмещался ущерб.

Договорные обязательства возникали в результате заключения дого­воров найма, займа, купли-продажи, аренды и пр. Условиями действительно­сти договоров являлись согласие сторон, законность основания, взаимный интерес, возможность исполнения обязательств. Способы обеспечения: залог (движимых вещей, земли, залог личности), задаток, поручительство третьих лиц (на имущество которых в случае неисполнения должником обязательств мог обратить взыскание кредитор). Наиболее распространенной формой заключения договоров была устная, вербальная (стипуляция), хотя уже в древнейший период начинают появляться литеральные (письменные), реаль­ные и консенсуальные контракты.

36 вопрос:

СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Главой семьи в Риме был pater familias, домовладыка, обладавший огромной властью над агнатами - лицами, входившими в состав семьи (же­ной, детьми, усыновленными, рабами).

Женщины, в силу присущего им от природы легкомыслия (так счи­тали древние римляне) всегда должны были находиться под покровительст­вом (отца, мужа, деверя) и не пригодны для самостоятельности.

Итак, по степени наделения членов семьи правами и обязанностями римский брак был представлен 2-мя формами брака: 1) брак с властью мужа (cum manus mariti) и 2) брак без власти мужа (sine manus mariti).

  1. Cum manus mariti - брак с властью мужа.

Личные отношения. Жена всецело подчинялась власти мужа, была на положении дочери (filiae loco). Первоначально власть мужа была неогра­ниченной: муж мог продать жену в рабство, отдать ее в кабалу, наказать ее, даже убить, истребовать ее от любого лица как вещь (виндикационный иск). Но в дальнейшем власть мужа была ограничена: отпало право убить жену, продать в кабалу и т.д., бесчестье жены падало и на мужа, а гражданские качества мужа и его роль в обществе распространялись на жену. Брак рас­торгался только по одностороннему желанию мужа.


Имущественные отношения. Все имущество жены, имевшееся до брака или приобретаемое в браке, переходило в собственность мужа. Муж мог выделять в управление жены имущество, режим которого определялся правилами о пекулии: муж мог в любое время отобрать его, все доходы от этого имущества - собственность мужа, при несостоятельности мужа это имущество шло на удовлетворение требований кредитора мужа.

  1. Sine manus mariti - брак без власти мужа.

Личные отношения. Жена сохраняла прежнее семейное состояние (оставалась агнаткой своего отца, например). Однако, дабы сохранить свое независимое положение, жена «должна ежегодно отлучаться из дома мужа на 3 ночи и, таким образом, прерывать годичное пользование ею1» (Таблица 6, ст. 5). Муж не имел над женой никакой дисциплинарной власти. Оба суп­руга обязаны были относиться друг к другу с уважением. Сохранялась неко­торая степень главенства мужа: жена получала имя и сословное положение мужа, местожительство выбирал муж, муж определял способы воспитания детей. Брак расторгался как по обоюдному, так и по одностороннему реше­нию супругов.

Имущественные отношения. Действовал принцип раздельности имущества супругов - все, что имела до брака или получила в браке жена, принадлежало только ей, - между супругами допускались различные сделки: купля-продажа, заем, на основе договора поручения жена могла поручить мужу управление ее имуществом, в спорах о праве собственности применя­лась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу, пока жена не докажет обратного (своего права на вещь), дарения между супругами были запреще­ны, чтобы обеспечить бескорыстное сожительство и переход наследства к детям в максимальном объеме, жена могла завещать свое имущество.

Допускался повторный брак, но не ранее истечения 10 месяцев с момента прекращения предыдущего, причем здесь не имела значения причи­на прекращения прошлого брака. Но требование о 10 месяцах также не было абсолютным и допускало уменьшение срока «пристойности».

Наследственное право характеризовалось появлением наследования не только по закону (устанавливались очереди наследования), но и по заве­щанию (при отсутствии детей, либо при лишении их наследства наследодате­лем). Первоначально оформление завещания осуществлялось в устной фор­ме, в присутствии должностного лица (претора) и свидетелей, затем стала допускаться и письменная форма завещания, также, однако, требующая под­писей не менее 7 свидетелей.


37 вопрос:

Источники права франков

В эпоху варварских королевств регулирование отношений внутри германских племен строилось, помимо королевского законодательства, на обычном праве. Основы общественно-юридического быта германских наро­дов были, в целом, едиными, поэтому формирующееся право к IV - V вв. составило единую систему особого германского типа.

Это германское право стало вторым, по важности, наряду с римским правом, источником всей позднейшей европейской юридической культуры.

В условиях ранней государственности германцев обычное право было сначала записано, а затем кодифицировано. Эти письменные своды получили название Варварских правд. Ни одна из известных варварских правд не дош­ла в своем первоначальном и подлинном виде; многие известны по своим редакциям разного времени и места обработки: Вестготская, Бургундская, Алеманская, Баварская, Рипуарская, Лангобардская, Тюрингская, Саксонская правды. Все варварские правды сложились под значительным влиянием ин­ститутов и принципов римского права. Как исторический тип, варварские правды - сложные, по составу, разноплановые кодексы. Значительное место в них занимали выдержки или полные тексты королевских капитуляриев и эдиктов. Крайне малое место в правдах выделялось нормам частного права: не только в силу недостаточной выраженности этих отношений в культуре германцев, но и потому, что в ряде германских областей продолжало дейст­вовать римское право. Их содержание ограничивалось особо значимыми обычаями в земельных или семейно-родовых отношениях и нормами судеб­ного и уголовного права. Нормы, в подавляющем большинстве, имели казус­ный характер; но в более поздних правдах появляются и более общие пред­писания, посвященные охране привилегий церкви или короны.

Во всех известных случаях оформление записи обычного права связа­но с инициативой королевской власти. Государственную силу правды под­черкивали специально изданные указы, сопровождавшие текст.

Одной из самых ранних и, вместе с тем, классических правд считается Салический закон (lex salica), принятый у франков - его самая ранняя часть относится к концу V в. (486 - 496 гг.). Утвержденная преемником первого франкского короля, правда состояла из 65 глав-титулов, каждый из которых посвящался отдельному юридическому вопросу. Позднее, Салический закон неоднократно расширялся и дополнялся - так появились редакции, названные Эмендате (VI - VII вв.) и Геральдия (при Карле Великом).