Файл: 1 вопрос Государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 270

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
принципат (1 в. до н.э. - середина 3 в. н.э.) - «монархия в республиканских одеждах», время, когда императоры - принцепсы вынуждены были маскировать свою монар­хическую власть; б) доминат (3-5 вв. н.э.) - неограниченная, абсолютная монархия императоров - доминусов (dominium - господство).

Основные органы власти в «царский период»: а) реке (в «царский» период попеременно правили 7 рексов) - военный вождь, аналогичный по функциям греческому басилевсу, власть его ограничивалась сенатом и на­родным собранием, лишь при последних рексах - Сервии Туллии и Таркви- нии Гордом приближается к монархической, царской; б) сенат (от лат. «senex» - старец) - совет старейшин, наиболее родовитых, богатых, уважае­мых членов патрицианских родов, фактически высший орган государствен­ной власти (олигархическое правление); в) народное собрание (сходка муж­чин-воинов) - его компетенция: законодательство, избрание рексов, объяв­ление войны и т.д.

В 578-533 гг. до н.э. шестым рексом Рима Сервием Туллием был проведен комплекс реформ, призванный смягчить противоречия в обществе, поставить на первое не знатность, а богатство (ряд сходных черт с реформа­ми Солона в Афинах).

Установление республики. Государственный строй республиканско­го Рима. В 509 г. до н.э. римский народ, возмущенный тираничным правлением рекса Тарквиния Гордого изгнал его и установил республику - высшая исполнительная власть была передана двум ежегодно избираемым народным собранием консулам. В условиях республики у плебеев появилось больше возможностей для борьбы за уравнение в правах с патрициями.

Формально, высшим органом государственной власти в республи­канском Риме провозглашались Народные собрания (комиции): 1) куриатные (древние, утратившие в период республики первоначальное значение) - в основном церемониальные функции; 2) трибутные (собрание в округах) - избрание низших должностных лиц, рассмотрение жалоб на действие долж­ностных лиц; 3) центуриатные (всенародные) - имели в период республики главное значение.

В Действительности, главенствующее положение в Риме занимал Сенат (300 человек) - формально совещательное учреждение. Его правовой статус определяется словами: «Сенат полагает, советует, рекомендует», од­нако с его рекомендациями вынуждены были считаться и народные собрания и магистраты.

Основными принципами деятельности должностных лиц являлись выборность, сменяемость, срочность (как правило, не более одного года), коллегиальность (с возможностью интерцессии - отмены одним магистратом постановления другого, равной или низшей компетенции), безвозмездность, подотчетность.


Магистратуры. Главными магистратами были 2 консула, ежегодно избираемые народным собранием (без возможности переизбрания). Уваже­ние римлян к консулам было столь велико, что год, в течение которого они правили, получал их имена. Как правило, из числа консулов (действующих или бывших) назначался Сенатом диктатор.

Помощникам консулов были преторы (8 человек), первоначально выполнявшие военные функции, а затем функции организации судопроиз­водства. Особое значение для римского права имела деятельность перегрин- ского претора (рассматривал споры между иностранцами) благодаря ему римское право обогащалось правовыми нормами других народов (например: греческой ипотекой). Наиболее важные решения преторов по гражданским делам составили преторское право, которое во II в. до н.э. стало важнейшей частью знаменитого римского частного права. В подчинении претора были уголовные или ночные триумвиры, производившие аресты, казни, наблю­давшие за тюрьмами. Имелись монетные триумвиры.

Следует упомянуть цензоров, избиравшиеся раз в 5 лет для состав­ления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списков сенаторов.

К магистратуре низшего ранга относились курульные эдилы и кве­сторы. Эдилы наблюдали за порядком в городе и на рынках Рима, устраива­ли зрелища, издавали распоряжения о продаже рабов, животных. Квесторы ведали финансами и расследовали некоторые уголовные дела.

Особое место среди магистратов занимали плебейские трибуны, ежегодно избираемые плебеями на своих особых сходках как защитники римской бедноты. Дверь дома плебейского трибуна всегда (и днем, и ночью) должна быть открыта, чтобы любой плебей в любой момент мог обратиться к своему защитнику за помощью.

В 27 г. до н.э. Октавиан Август становится единовластным правите­лем - принцепсом, объединяя в своих руках полномочия консула (верховное командование армией), диктатора (право казни гражданина), цензора (право изменять персональный состав Сената). С именем «божественного» Августа принято связывать начало новой эпохи в римской истории - эпохи принципа­та (принцепс - первый сенатор, первый гражданин).

Государственный механизм принципата 27 г. до н.э. - 284 г. до н.э., ограниченной, замаскированной республиканскими учреждениями, монар­хии) может быть представлен следующей картиной: в течение трех веков принципата, республиканские учреждения теряют свое прежнее значение, законы (постановления народного собрания) уступают место императорским конституциям (эдиктам, декретам, мандатам, рескриптам).



В период домината (284-476 гг.) создается разветвленный чиновни­чий бюрократический аппарат, Римская империя все более приобретает чер­ты деспотии. В целях укрепления государства, упорядочения управления провинциями, императором Диоклетианом (284-303 гг.) проводится админи­стративная, налоговая, финансовая и военная реформы. Данные реформы хотя и не могли предотвратить гибель Римской империи, но замедлили ее падение еще на полтора века.

33 вопрос:


Правовой статус населения Рима

Римские граждане. Подлинными субъектами права были римские граждане. Они обладали полной правоспособностью (caput), т.е. обладали статусом свободы, имели статус гражданина и соответствующее семейное положение (зависимость/ независимость от власти патерфамилиаса), а также возможностью приобретать и отчуждать имущество по цивильному праву.

Это не означало, что между всеми гражданами существовало абсо­лютное равенство. В Риме граждане по имущественному признаку подразде­лялись на ряд подгрупп с различным объемом политических прав. Нобели (сенаторское сословие) - наиболее богатая часть общества, годовой доход которых превышал 1 млн. сестерций. Нобели были владельцами крупных земельных наделов, рабовладельческих латифундий и именно из них форми­ровался сенат и высшие магистратуры. Всадники (торговцы, ростовщики, откупщики-публиканы) - годовой доход не менее 400 тысяч сестерций, до­минировали в народном собрании и низших магистратурах. Средний строй (мелкие ремесленники, торговцы, крестьяне-фермеры) обеспечивали Риму военную и политическую стабильность. Люмпены, пролетарии - деклассиро­ванные элементы, неимущие, но политически полноправные граждане, за голоса которых в народных собраниях боролись политики.

Ограничение статуса. 1) Особенно важным было для статуса рим­ского гражданина состояние свободы. Теряя свободу, римлянин становился рабом (максимальное умаление правоспособности). 2) Средним ограничени­ем статуса была потеря римского гражданства, при этом римлянин сохранял свободу, хотя и лишался права вступать в законный брак с римлянкой и со­вершать различного рода сделки. 3) Минимальным ограничением статуса римлянина было изменение его семейного статуса (попадание в зависимость от pater familias или от опекуна (безумные, расточители и пр.)).

Либертины. Вольноотпущенники, категория населения, которая в период поздней республики и империи начинает играть все большую роль в экономике и политике (император Диоклетиан - сын вольноотпущенника). Правовое положение либертина было обусловлено правовым положением лица, отпускавшего его на волю: если это лицо было гражданином, то и ли- бертин становился гражданином; если лицо было перегрином, то и либертин становился перегрином и т.д.

Латины. Латинами назывались жители Лациума - области, располо­женной вокруг города Рима, а также жители «латинских колоний».
Сначала все они имели права, близкие по объему к правам римских граждан. Но в 268 г. до н.э. латины, по ряду причин, восстали против римлян и за это были наказаны лишением части гражданских прав (jus conubii, т.е. права на вступ­ление в законный брак с римлянкой).

Перегрины. Этим именем назывались иностранцы, завоеванные римлянами в результате многочисленных войн, но не ставшие рабами. Они были признаны правоспособными по так называемому праву народов (jus gentium). В 212 г. н.э. они, в соответствии с эдиктом императора Каракаллы, получили права римского гражданства. Таким образом, все представители свободного населения Римской империи стали гражданами.

Колоны. Колонами в классические времена Римской республики, а затем в эпоху принципата назывались арендаторы земель. Они зависели от землевладельцев только экономически. Но в эпоху домината колоны были обложены податью и прикреплены к земле (законодательство их именовало «рабами земли»). Дети колонов наследовали статус колонов. Так складыва­лись условия для превращения колонов в крепостных.

Рабы. Это самая многочисленная часть населения римского государ­ства не имела статус лица. На ранних этапах римской истории рабы жили в семье хозяина на правах «младших», т.е. наиболее зависимых членов семьи (не будучи, однако, субъектами права). В классический период положение рабов ухудшилось. Раб принадлежал к одной из категорий вещей; господин мог продать, убить раба. Раб не мог вступать в брак; союз раба и рабыни (контуберниум) не считался браком. Дети, рожденные в таком союзе, были рабами. Однако, если мать ребенка была свободная, а отец раб, то ребенок рождался свободным. Наоборот, если отец был свободным, а мать рабыней, то ребенок рождался рабом.

В имперский период рабский труд становится невыгодным, неэф­фективным. Поэтому хозяева начинают предоставлять рабам некоторую самостоятельность. Возник институт рабского пекулия. Так называлось имущество, предоставляемое господином под управление раба.

34 вопрос:

Система римского права

История источников римского права

Основные этапы развития права не совпадают с этапами истории го­сударства. В истории римского права можно выделить 3 периода:

  1. Эпоха становления и развития квиритского (цивильного или граж­данского) права - до 264 г. до н.э.

  2. Становление преторского права, выход юриспруденции за узко на­циональные рамки - до 284 г. (до эпохи императора Диоклетиана).

  3. Систематизация классического права, итогом чего стал Свод Юсти­ниана (Corpus Juris Civilis), относящийся к 527 - 565 гг. Эпоха систематиза­ции включает III, IV, V вв. - это эпоха разложения и распада римской госу­дарственности.

  4. Дальнейшее развитие римского права после гибели классического Рима связано с рецепцией римского права практически всеми странами кон­тинентальной Европы.

    1. Право квиритов, а) В первый период развития римского права единственными источниками права до середины V в. до н.э. были обычаи, которые не отделялись от религии и нравственности. Их хранителями и тол­кователями были жрецы - коллегия понтификов.