ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
принципат (1 в. до н.э. - середина 3 в. н.э.) - «монархия в республиканских одеждах», время, когда императоры - принцепсы вынуждены были маскировать свою монархическую власть; б) доминат (3-5 вв. н.э.) - неограниченная, абсолютная монархия императоров - доминусов (dominium - господство).
Основные органы власти в «царский период»: а) реке (в «царский» период попеременно правили 7 рексов) - военный вождь, аналогичный по функциям греческому басилевсу, власть его ограничивалась сенатом и народным собранием, лишь при последних рексах - Сервии Туллии и Таркви- нии Гордом приближается к монархической, царской; б) сенат (от лат. «senex» - старец) - совет старейшин, наиболее родовитых, богатых, уважаемых членов патрицианских родов, фактически высший орган государственной власти (олигархическое правление); в) народное собрание (сходка мужчин-воинов) - его компетенция: законодательство, избрание рексов, объявление войны и т.д.
В 578-533 гг. до н.э. шестым рексом Рима Сервием Туллием был проведен комплекс реформ, призванный смягчить противоречия в обществе, поставить на первое не знатность, а богатство (ряд сходных черт с реформами Солона в Афинах).
Установление республики. Государственный строй республиканского Рима. В 509 г. до н.э. римский народ, возмущенный тираничным правлением рекса Тарквиния Гордого изгнал его и установил республику - высшая исполнительная власть была передана двум ежегодно избираемым народным собранием консулам. В условиях республики у плебеев появилось больше возможностей для борьбы за уравнение в правах с патрициями.
Формально, высшим органом государственной власти в республиканском Риме провозглашались Народные собрания (комиции): 1) куриатные (древние, утратившие в период республики первоначальное значение) - в основном церемониальные функции; 2) трибутные (собрание в округах) - избрание низших должностных лиц, рассмотрение жалоб на действие должностных лиц; 3) центуриатные (всенародные) - имели в период республики главное значение.
В Действительности, главенствующее положение в Риме занимал Сенат (300 человек) - формально совещательное учреждение. Его правовой статус определяется словами: «Сенат полагает, советует, рекомендует», однако с его рекомендациями вынуждены были считаться и народные собрания и магистраты.
Основными принципами деятельности должностных лиц являлись выборность, сменяемость, срочность (как правило, не более одного года), коллегиальность (с возможностью интерцессии - отмены одним магистратом постановления другого, равной или низшей компетенции), безвозмездность, подотчетность.
Магистратуры. Главными магистратами были 2 консула, ежегодно избираемые народным собранием (без возможности переизбрания). Уважение римлян к консулам было столь велико, что год, в течение которого они правили, получал их имена. Как правило, из числа консулов (действующих или бывших) назначался Сенатом диктатор.
Помощникам консулов были преторы (8 человек), первоначально выполнявшие военные функции, а затем функции организации судопроизводства. Особое значение для римского права имела деятельность перегрин- ского претора (рассматривал споры между иностранцами) благодаря ему римское право обогащалось правовыми нормами других народов (например: греческой ипотекой). Наиболее важные решения преторов по гражданским делам составили преторское право, которое во II в. до н.э. стало важнейшей частью знаменитого римского частного права. В подчинении претора были уголовные или ночные триумвиры, производившие аресты, казни, наблюдавшие за тюрьмами. Имелись монетные триумвиры.
Следует упомянуть цензоров, избиравшиеся раз в 5 лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списков сенаторов.
К магистратуре низшего ранга относились курульные эдилы и квесторы. Эдилы наблюдали за порядком в городе и на рынках Рима, устраивали зрелища, издавали распоряжения о продаже рабов, животных. Квесторы ведали финансами и расследовали некоторые уголовные дела.
Особое место среди магистратов занимали плебейские трибуны, ежегодно избираемые плебеями на своих особых сходках как защитники римской бедноты. Дверь дома плебейского трибуна всегда (и днем, и ночью) должна быть открыта, чтобы любой плебей в любой момент мог обратиться к своему защитнику за помощью.
В 27 г. до н.э. Октавиан Август становится единовластным правителем - принцепсом, объединяя в своих руках полномочия консула (верховное командование армией), диктатора (право казни гражданина), цензора (право изменять персональный состав Сената). С именем «божественного» Августа принято связывать начало новой эпохи в римской истории - эпохи принципата (принцепс - первый сенатор, первый гражданин).
Государственный механизм принципата 27 г. до н.э. - 284 г. до н.э., ограниченной, замаскированной республиканскими учреждениями, монархии) может быть представлен следующей картиной: в течение трех веков принципата, республиканские учреждения теряют свое прежнее значение, законы (постановления народного собрания) уступают место императорским конституциям (эдиктам, декретам, мандатам, рескриптам).
В период домината (284-476 гг.) создается разветвленный чиновничий бюрократический аппарат, Римская империя все более приобретает черты деспотии. В целях укрепления государства, упорядочения управления провинциями, императором Диоклетианом (284-303 гг.) проводится административная, налоговая, финансовая и военная реформы. Данные реформы хотя и не могли предотвратить гибель Римской империи, но замедлили ее падение еще на полтора века.
33 вопрос:
Правовой статус населения Рима
Римские граждане. Подлинными субъектами права были римские граждане. Они обладали полной правоспособностью (caput), т.е. обладали статусом свободы, имели статус гражданина и соответствующее семейное положение (зависимость/ независимость от власти патерфамилиаса), а также возможностью приобретать и отчуждать имущество по цивильному праву.
Это не означало, что между всеми гражданами существовало абсолютное равенство. В Риме граждане по имущественному признаку подразделялись на ряд подгрупп с различным объемом политических прав. Нобели (сенаторское сословие) - наиболее богатая часть общества, годовой доход которых превышал 1 млн. сестерций. Нобели были владельцами крупных земельных наделов, рабовладельческих латифундий и именно из них формировался сенат и высшие магистратуры. Всадники (торговцы, ростовщики, откупщики-публиканы) - годовой доход не менее 400 тысяч сестерций, доминировали в народном собрании и низших магистратурах. Средний строй (мелкие ремесленники, торговцы, крестьяне-фермеры) обеспечивали Риму военную и политическую стабильность. Люмпены, пролетарии - деклассированные элементы, неимущие, но политически полноправные граждане, за голоса которых в народных собраниях боролись политики.
Ограничение статуса. 1) Особенно важным было для статуса римского гражданина состояние свободы. Теряя свободу, римлянин становился рабом (максимальное умаление правоспособности). 2) Средним ограничением статуса была потеря римского гражданства, при этом римлянин сохранял свободу, хотя и лишался права вступать в законный брак с римлянкой и совершать различного рода сделки. 3) Минимальным ограничением статуса римлянина было изменение его семейного статуса (попадание в зависимость от pater familias или от опекуна (безумные, расточители и пр.)).
Либертины. Вольноотпущенники, категория населения, которая в период поздней республики и империи начинает играть все большую роль в экономике и политике (император Диоклетиан - сын вольноотпущенника). Правовое положение либертина было обусловлено правовым положением лица, отпускавшего его на волю: если это лицо было гражданином, то и ли- бертин становился гражданином; если лицо было перегрином, то и либертин становился перегрином и т.д.
Латины. Латинами назывались жители Лациума - области, расположенной вокруг города Рима, а также жители «латинских колоний».
Сначала все они имели права, близкие по объему к правам римских граждан. Но в 268 г. до н.э. латины, по ряду причин, восстали против римлян и за это были наказаны лишением части гражданских прав (jus conubii, т.е. права на вступление в законный брак с римлянкой).
Перегрины. Этим именем назывались иностранцы, завоеванные римлянами в результате многочисленных войн, но не ставшие рабами. Они были признаны правоспособными по так называемому праву народов (jus gentium). В 212 г. н.э. они, в соответствии с эдиктом императора Каракаллы, получили права римского гражданства. Таким образом, все представители свободного населения Римской империи стали гражданами.
Колоны. Колонами в классические времена Римской республики, а затем в эпоху принципата назывались арендаторы земель. Они зависели от землевладельцев только экономически. Но в эпоху домината колоны были обложены податью и прикреплены к земле (законодательство их именовало «рабами земли»). Дети колонов наследовали статус колонов. Так складывались условия для превращения колонов в крепостных.
Рабы. Это самая многочисленная часть населения римского государства не имела статус лица. На ранних этапах римской истории рабы жили в семье хозяина на правах «младших», т.е. наиболее зависимых членов семьи (не будучи, однако, субъектами права). В классический период положение рабов ухудшилось. Раб принадлежал к одной из категорий вещей; господин мог продать, убить раба. Раб не мог вступать в брак; союз раба и рабыни (контуберниум) не считался браком. Дети, рожденные в таком союзе, были рабами. Однако, если мать ребенка была свободная, а отец раб, то ребенок рождался свободным. Наоборот, если отец был свободным, а мать рабыней, то ребенок рождался рабом.
В имперский период рабский труд становится невыгодным, неэффективным. Поэтому хозяева начинают предоставлять рабам некоторую самостоятельность. Возник институт рабского пекулия. Так называлось имущество, предоставляемое господином под управление раба.
34 вопрос:
Система римского права
История источников римского права
Основные этапы развития права не совпадают с этапами истории государства. В истории римского права можно выделить 3 периода:
Основные органы власти в «царский период»: а) реке (в «царский» период попеременно правили 7 рексов) - военный вождь, аналогичный по функциям греческому басилевсу, власть его ограничивалась сенатом и народным собранием, лишь при последних рексах - Сервии Туллии и Таркви- нии Гордом приближается к монархической, царской; б) сенат (от лат. «senex» - старец) - совет старейшин, наиболее родовитых, богатых, уважаемых членов патрицианских родов, фактически высший орган государственной власти (олигархическое правление); в) народное собрание (сходка мужчин-воинов) - его компетенция: законодательство, избрание рексов, объявление войны и т.д.
В 578-533 гг. до н.э. шестым рексом Рима Сервием Туллием был проведен комплекс реформ, призванный смягчить противоречия в обществе, поставить на первое не знатность, а богатство (ряд сходных черт с реформами Солона в Афинах).
Установление республики. Государственный строй республиканского Рима. В 509 г. до н.э. римский народ, возмущенный тираничным правлением рекса Тарквиния Гордого изгнал его и установил республику - высшая исполнительная власть была передана двум ежегодно избираемым народным собранием консулам. В условиях республики у плебеев появилось больше возможностей для борьбы за уравнение в правах с патрициями.
Формально, высшим органом государственной власти в республиканском Риме провозглашались Народные собрания (комиции): 1) куриатные (древние, утратившие в период республики первоначальное значение) - в основном церемониальные функции; 2) трибутные (собрание в округах) - избрание низших должностных лиц, рассмотрение жалоб на действие должностных лиц; 3) центуриатные (всенародные) - имели в период республики главное значение.
В Действительности, главенствующее положение в Риме занимал Сенат (300 человек) - формально совещательное учреждение. Его правовой статус определяется словами: «Сенат полагает, советует, рекомендует», однако с его рекомендациями вынуждены были считаться и народные собрания и магистраты.
Основными принципами деятельности должностных лиц являлись выборность, сменяемость, срочность (как правило, не более одного года), коллегиальность (с возможностью интерцессии - отмены одним магистратом постановления другого, равной или низшей компетенции), безвозмездность, подотчетность.
Магистратуры. Главными магистратами были 2 консула, ежегодно избираемые народным собранием (без возможности переизбрания). Уважение римлян к консулам было столь велико, что год, в течение которого они правили, получал их имена. Как правило, из числа консулов (действующих или бывших) назначался Сенатом диктатор.
Помощникам консулов были преторы (8 человек), первоначально выполнявшие военные функции, а затем функции организации судопроизводства. Особое значение для римского права имела деятельность перегрин- ского претора (рассматривал споры между иностранцами) благодаря ему римское право обогащалось правовыми нормами других народов (например: греческой ипотекой). Наиболее важные решения преторов по гражданским делам составили преторское право, которое во II в. до н.э. стало важнейшей частью знаменитого римского частного права. В подчинении претора были уголовные или ночные триумвиры, производившие аресты, казни, наблюдавшие за тюрьмами. Имелись монетные триумвиры.
Следует упомянуть цензоров, избиравшиеся раз в 5 лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списков сенаторов.
К магистратуре низшего ранга относились курульные эдилы и квесторы. Эдилы наблюдали за порядком в городе и на рынках Рима, устраивали зрелища, издавали распоряжения о продаже рабов, животных. Квесторы ведали финансами и расследовали некоторые уголовные дела.
Особое место среди магистратов занимали плебейские трибуны, ежегодно избираемые плебеями на своих особых сходках как защитники римской бедноты. Дверь дома плебейского трибуна всегда (и днем, и ночью) должна быть открыта, чтобы любой плебей в любой момент мог обратиться к своему защитнику за помощью.
В 27 г. до н.э. Октавиан Август становится единовластным правителем - принцепсом, объединяя в своих руках полномочия консула (верховное командование армией), диктатора (право казни гражданина), цензора (право изменять персональный состав Сената). С именем «божественного» Августа принято связывать начало новой эпохи в римской истории - эпохи принципата (принцепс - первый сенатор, первый гражданин).
Государственный механизм принципата 27 г. до н.э. - 284 г. до н.э., ограниченной, замаскированной республиканскими учреждениями, монархии) может быть представлен следующей картиной: в течение трех веков принципата, республиканские учреждения теряют свое прежнее значение, законы (постановления народного собрания) уступают место императорским конституциям (эдиктам, декретам, мандатам, рескриптам).
В период домината (284-476 гг.) создается разветвленный чиновничий бюрократический аппарат, Римская империя все более приобретает черты деспотии. В целях укрепления государства, упорядочения управления провинциями, императором Диоклетианом (284-303 гг.) проводится административная, налоговая, финансовая и военная реформы. Данные реформы хотя и не могли предотвратить гибель Римской империи, но замедлили ее падение еще на полтора века.
33 вопрос:
Правовой статус населения Рима
Римские граждане. Подлинными субъектами права были римские граждане. Они обладали полной правоспособностью (caput), т.е. обладали статусом свободы, имели статус гражданина и соответствующее семейное положение (зависимость/ независимость от власти патерфамилиаса), а также возможностью приобретать и отчуждать имущество по цивильному праву.
Это не означало, что между всеми гражданами существовало абсолютное равенство. В Риме граждане по имущественному признаку подразделялись на ряд подгрупп с различным объемом политических прав. Нобели (сенаторское сословие) - наиболее богатая часть общества, годовой доход которых превышал 1 млн. сестерций. Нобели были владельцами крупных земельных наделов, рабовладельческих латифундий и именно из них формировался сенат и высшие магистратуры. Всадники (торговцы, ростовщики, откупщики-публиканы) - годовой доход не менее 400 тысяч сестерций, доминировали в народном собрании и низших магистратурах. Средний строй (мелкие ремесленники, торговцы, крестьяне-фермеры) обеспечивали Риму военную и политическую стабильность. Люмпены, пролетарии - деклассированные элементы, неимущие, но политически полноправные граждане, за голоса которых в народных собраниях боролись политики.
Ограничение статуса. 1) Особенно важным было для статуса римского гражданина состояние свободы. Теряя свободу, римлянин становился рабом (максимальное умаление правоспособности). 2) Средним ограничением статуса была потеря римского гражданства, при этом римлянин сохранял свободу, хотя и лишался права вступать в законный брак с римлянкой и совершать различного рода сделки. 3) Минимальным ограничением статуса римлянина было изменение его семейного статуса (попадание в зависимость от pater familias или от опекуна (безумные, расточители и пр.)).
Либертины. Вольноотпущенники, категория населения, которая в период поздней республики и империи начинает играть все большую роль в экономике и политике (император Диоклетиан - сын вольноотпущенника). Правовое положение либертина было обусловлено правовым положением лица, отпускавшего его на волю: если это лицо было гражданином, то и ли- бертин становился гражданином; если лицо было перегрином, то и либертин становился перегрином и т.д.
Латины. Латинами назывались жители Лациума - области, расположенной вокруг города Рима, а также жители «латинских колоний».
Сначала все они имели права, близкие по объему к правам римских граждан. Но в 268 г. до н.э. латины, по ряду причин, восстали против римлян и за это были наказаны лишением части гражданских прав (jus conubii, т.е. права на вступление в законный брак с римлянкой).
Перегрины. Этим именем назывались иностранцы, завоеванные римлянами в результате многочисленных войн, но не ставшие рабами. Они были признаны правоспособными по так называемому праву народов (jus gentium). В 212 г. н.э. они, в соответствии с эдиктом императора Каракаллы, получили права римского гражданства. Таким образом, все представители свободного населения Римской империи стали гражданами.
Колоны. Колонами в классические времена Римской республики, а затем в эпоху принципата назывались арендаторы земель. Они зависели от землевладельцев только экономически. Но в эпоху домината колоны были обложены податью и прикреплены к земле (законодательство их именовало «рабами земли»). Дети колонов наследовали статус колонов. Так складывались условия для превращения колонов в крепостных.
Рабы. Это самая многочисленная часть населения римского государства не имела статус лица. На ранних этапах римской истории рабы жили в семье хозяина на правах «младших», т.е. наиболее зависимых членов семьи (не будучи, однако, субъектами права). В классический период положение рабов ухудшилось. Раб принадлежал к одной из категорий вещей; господин мог продать, убить раба. Раб не мог вступать в брак; союз раба и рабыни (контуберниум) не считался браком. Дети, рожденные в таком союзе, были рабами. Однако, если мать ребенка была свободная, а отец раб, то ребенок рождался свободным. Наоборот, если отец был свободным, а мать рабыней, то ребенок рождался рабом.
В имперский период рабский труд становится невыгодным, неэффективным. Поэтому хозяева начинают предоставлять рабам некоторую самостоятельность. Возник институт рабского пекулия. Так называлось имущество, предоставляемое господином под управление раба.
34 вопрос:
Система римского права
История источников римского права
Основные этапы развития права не совпадают с этапами истории государства. В истории римского права можно выделить 3 периода:
-
Эпоха становления и развития квиритского (цивильного или гражданского) права - до 264 г. до н.э. -
Становление преторского права, выход юриспруденции за узко национальные рамки - до 284 г. (до эпохи императора Диоклетиана). -
Систематизация классического права, итогом чего стал Свод Юстиниана (Corpus Juris Civilis), относящийся к 527 - 565 гг. Эпоха систематизации включает III, IV, V вв. - это эпоха разложения и распада римской государственности. -
Дальнейшее развитие римского права после гибели классического Рима связано с рецепцией римского права практически всеми странами континентальной Европы.-
Право квиритов, а) В первый период развития римского права единственными источниками права до середины V в. до н.э. были обычаи, которые не отделялись от религии и нравственности. Их хранителями и толкователями были жрецы - коллегия понтификов.
-