ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, далее - следуя порядку каст. Лжесвидетельство, не сообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. В качестве свидетелей не могли выступать заинтересованные лица и женщины. При отсутствии свидетелей применялись различные виды ордалий - весами (взвешивали 2 раза, если второй раз субъект весил меньше - он невиновен); огнем (давали обвиняемому в руку раскаленный предмет, при отсутствии ожога он считался невиновным); водой, ядом. Клятвы имели для суда большое значение, и если с поклявшимся происходили неприятности, это считалось неопровержимым доказательством его вины.
21 вопрос:
Государственный строй
Основными древнееврейскими институтами власти являлись царь, Сангедрин, Народное собрание и первосвященник.
Статус царя в политико-правовых представлениях древних иудеев весьма необычен и не слишком типичен для стран Древнего Востока, именуемых зачастую «государствами восточной деспотии»: 1) истинный предводитель народа избирается с благословения свыше (так обстояло дело, например, с Моше (Моисеем), с царем Давидом (видимо, именно поэтому Машиах (Мессия) должен быть потомком именно Давида); 2) предписывалось верховенство Божественного Закона над волей правителя; 3) власть царя не является абсолютной. Источник полномочий царя - Божественная Воля, выраженная в Письменном и Устном Учении (Письменная и Устная Тора). Таким образом, царская власть ограничивается, с одной стороны, Торой, которая выступает своеобразной Конституцией иудейского народа, Законом, перед которым все равны. С другой стороны, ограничителем царских полномочий являлись судьи и Сангедрин. Помимо указанных институтов, существовал и фактор народовластия в различных его проявлениях (например, т.н. «народное вето»).
Книга «Дварим» (Второзаконие), 17:15 ограничивает круг возможных кандидатов на должность царя: «...из среды братьев твоих поставь над собою царя, не можешь поставить над собою чужеземца, который не брат тебе». У царя обширные полномочия в области правотворчества, исполнительной власти. Полномочия эти касаются не только налогового обложения и вопросов экономики, связанных с интересами государства (например, мобилизацией людей, скота и другого имущества для военных целей и нужд государства или потребностей царского двора), но и уголовного права.
Сангедрин. Сангедрин проводил свои заседания в Иерусалимском Храме, на Храмовой горе. Лица, входившие в Сангедрин (71 судья), являлись величайшими мудрецами, которые решали важнейшие вопросы жизни еврейского народа. Сангедрин существовал в 2-ух состояниях, одновременно являясь и Высшим судом правосудия и Верховным Судом. Компетенция Верховного Суда: толкование Торы на основании принципов, полученных по традиции; введение постановлений, отвечающих нуждам времени и поколения; избрание царя; объявление войны (завоевательной); осуществление «конституционного» контроля за деятельностью должностных лиц, включая царя, и издаваемыми ими нормативными актами; только Верховный Суд вправе определять и изменять точные границы города Иерусалима и Двора Храма.
Органы местного управления и их правовое положение. Первосвященник - «глава местного самоуправления». Первосвященники занимали свой пост пожизненно, и этот обычай не был нарушен вплоть до правления Антиоха Епифана. Должность первосвященника была наследственной: она переходила от отца к старшему сыну. Первосвященник являлся не только религиозным, но и политическим лидером еврейского народа. В его ведении находилось управление работой Храма, надзор за проведением богослужения, забота о городе в целом, в том числе о его водоснабжении и состоянии его укреплений. Первосвященник являлся председателем совета старейшин и представлял интересы народа перед царскими властями (эллинистический период). Эта функция даже подразумевала взимание налогов, предназначавшихся для царской казны Птолемеев, а затем Селевкидов.
Совет старейшин. Он состоял из представителей высших слоев еврейского общества (прообраз «герусии» - важнейшего общественного учреждения эллинистической эпохи). Его членами являлись священнослужители и главы семейств (старейшины) Иудеи. Одной из официальных функций совета было поддержание связей с властями.
Народное собрание, представляло интересы жителей страны и созывалось в Иерусалиме для решения вопросов первостепенной государственной важности. Этот орган действовал не на постоянной основе и его деятельность никаким законом не регулировалась, Оно созывалось по инициативе религиозно-политического руководства города тогда, когда, по его мнению, положение дел того требовало. Начало этому органу было положено в персидскую эпоху, во времена Ездры и Неемии.
22 вопрос:
Общественный строй
Как и в ранее рассмотренных государствах, основное деление населения производилось исходя из статуса свободы/несвободы (рабство). В классификации свободного населения по правовым категориям существовала своя специфика, воспринятая впоследствии мусульманским обществом периода Арабского Халифата. В ее основе лежит религиозная принадлежность и отсутствие деления на сословия. Иными словами, полноправными считались люди, рожденные в законном браке от родителей евреев, а также потомки тех, кто принял иудаизм. В древнейшие времена, к израильскому' обществу, кроме самих евреев, примкнули вышедшие с ними из Египта рабы и иноплеменники (Шемот (Исх.) 12: 38, 48-49), да и впоследствии, данный регион, благоприятствовавший ведению международной торговли, притягивал множество чужестранцев. Все чужаки, присоединявшиеся к народу, получали название «геров» (пришельцев), которые, в свою очередь, делились на 2 группы: геры-прозелиты и геры-колонисты. Первые, по статусу, были приближены к полноправным иудеям, после прохождения полного обряда единения с иудейским народом, включая обрезание. Вторая группа (геры- колонисты) ограничивалась в семейных, имущественных и политических правах. В отличие от прозелитов, они не обязаны были исполнять все религиозно-правовые предписания иудеев. От них требовалось только соблюдение 7 заповедей сыновей Ноя; повиноваться указам царя и Постановлениям правительства, не богохульствовать, не ИДОЛОПОКЛонствовать, не предаваться разврату, не совершать убийств, грабежей и не принимать в пищу «кровавого» (сырого) мяса (трактат «Сангедрин», 56, б).
Несмотря на формальное отсутствие сословного деления общества, можно допустить существование у иудеев разграничений по профессиональному, а иногда и по имущественному признаку. В различных летописях упоминаются 12 племен (колен) иудейского народа. Одно из этих племен - колено Леви - после завоевания Ханаана и при создании государства, не участвовало в разделе земли, так как ему было предначертано властвовать над умами иудеев, быть их духовными учителями. Для достижения данной цели им необходимо было посвятить все свое время изучению Закона. Так происходит размежевание людей по профессиональному признаку: одним уготована работа «земная», другим - духовная. Последние именовались «когены» или «левиты». Определению их статуса и регулированию всех сторон их жизни посвящена книга «Вайикра» (Левит). Подобно древнеримским жрецам-понтификам, они являлись первыми правоведами, хранившими и развивавшими правовые традиции, а также заложившими основу теории иудейского права. Тем не менее, в отличие от своих древнеримских «коллег», когены обязаны были доносить суть Учения и его законов до народа, разъясняя Тору. Таким образом, можно говорить и о гласности иудейского права.
Несвободное население. Не следует забывать, что в те времена рабовладение было повсеместно распространенным явлением. Более того, даже через две тысячи лет после дарования Торы, люди во всем мире еще не представляли себе общества без института рабства. Рабы у евреев были, преимущественно, из иноплеменников. Основными способами их приобретения были: военный плен, покупка, «рождение в доме» (т.е. от родителей-рабов). Однако существовала и другая, специфическая категория рабов из числа соплеменников. Источниками рабства для евреев являлись: судебный приговор (за преступления) и долги.
Рабство иноземца формально считалось вечным. Тем не менее, его положение не было слишком тяжелым. Благодаря гуманному отношению евреев к своим рабам, случаи бегства рабов от своих хозяев были чрезвычайно редки. Более того, история не знает ни одного восстания рабов, подобного тем, что случались у греков и римлян. Пятикнижие дает основание полагать, что за рабом закреплялось право на защиту жизни и здоровья. Если хозяин убивал раба, то сам подлежал наказанию, положенному за убийство. За причинение рабу телесных повреждений (даже за выбитые зубы), господин лишался своих прав по отношению к данному рабу.
Особое внимание библейские законы уделяют положению рабов- единоплеменников (иври). Устанавливаются сроки их рабства. Такой раб освобождался на седьмой год, приобретая статус «хофши» (свободного, зд: вольноотпущенника), причем в этом случае господин обязан был снабдить его минимумом продовольствия на первое время. Другая возможность освобождения открывалась в Год Роговых Труб (Юбилейный год), когда вольноотпущенник возвращался в свой род к своей родовой собственности, полностью восстанавливая свое прежнее социальное положение. Кроме того, раб- еврей, несмотря на полное прикрепление к хозяину, оставался, на личном уровне, свободным человеком. Он, в частности, мог владеть личным имуществом и имел принципиальную возможность (например, взяв у кого-либо деньги взаймы) выкупить себя из рабства в любой момент.
23 вопрос:
Источники древнеиудейского права
История еврейской юридической литературы начинается с Библии, вернее, с Ветхого Завета, в оригинале именуемого «ТаНаХ»1. Можно считать установленным фактом, что древнейшие тексты ТаНаХа относятся к XIII-XII в.в. до н.э., а самые поздние - ко II веку до н.э.
Согласно мнению еврейских правоведов, силой закона обладают только первые пять книг ТаНаХа - Письменная Тора (Пятикнижие Моисеево): Бытие (Берейшит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим). В Пятикнижии, в свою очередь, ученые находят сочетание нескольких сводов законов: Десять заповедей (Декалог) (которые повторяются дважды), Книга Договора (заключенного между Всевышним и народом), Кодекс Святости (включая правила ритуала и быта), Второзаконие (один из наиболее поздних кодексов; свиток с текстом Второзакония был найден при раскопках примерно в 622 г. до н.э.). Имеются также установления, не входящие в эти своды. Эти кодексы религиозных, этических, гражданских и уголовных предписаний охватывают все сферы жизни человека: диетологию и педагогику, половую жизнь и таинства смерти, устроение армии и земельное законодательство, отношения между народом и политическими вождями и т.д.
Однако исторической и принципиальной основой всего еврейского права считаются так называемые 10 заповедей (ДЕКАЛОГ), которые являются «выжимкой» из 613 заповедей, содержащихся в Торе. Заповеди можно условно разделить на 3 группы предписаний: 1) главные требования древнееврейской религии: единобожие, запрет на поклонение другим богам и на идолопоклонство; 2) постановления религиозно-бытового характера, требования к образу жизни: соблюдение выходного, субботнего дня, почитание родителей. Используемое в историко-правовой науке понятие «ТОРА» включает не только Тору Письменную, но и Устную Тору. По преданию, Тора (обе ее части), полученная Моисеем на горе Синай, предшествовала сотворению мира (Талмуд сравнивает ее с чертежом, в который смотрит архитектор, когда возводит здание), и потому остается актуальной до конца времен, до завершения мира. Устная Тора содержит толкования, помогающие понять суть заповедей Письменного Учения. В течение длительного времени она существовала исключительно в устной форме. Лишь в относительно более поздние времена она было записана и, в конечном итоге, была оформлена в Талмудах: Иерусалимском (399г.) и Вавилонском (499г.).
К началу I века н.э. у евреев возникают различные юридические школы и доктрины. Среди наиболее известных, упоминают противостояние школ Шаммая и Гиллеля. Направление, связанное с именем раввина Шам- мая, отстаивало позиции «старого права», точного следования букве старых законов, тогда как последователи раввина Гиллеля, председателя Сангедрина в I в. н.э., ставили на первое место идею правовой справедливости.
Во II веке раввин Йегуда Га-Наси предпринял первую попытку кодификации Устной Торы, опираясь на предшествующие «устные кодификации». Сборник получил название «мишна». В силу того, что это был первый опыт систематизации Устного Учения, со временем, выявилось много пробелов, и возникла необходимость в их восполнении. В результате, в иудейских общинах на территории Вавилонии и Иудеи составляются особые своды нововведений к праву под названием гемара («Восполнение»), посвященные, главным образом, семейным и имущественным отношениям.
Позднее, из мишны и гемары возникают талмуды (Вавилонский и Иерусалимский, упомянутые выше). Наиболее авторитетным считался Вавилонский Талмуд, изданный через 100 лет после Иерусалимского, что позволило включить в него более полный спектр норм, регулировавших возникшие общественные отношения.
С падением еврейской государственности иудейское право не прекратило своего существования. До начала V века римляне, завоевавшие Иудею, разрешали применение там древнего права и деятельность собственной юстиции Сангедрина. В средневековой еврейской культуре продолжилась работа по толкованию и комментированию сборников древнееврейского права. Развитие средневекового иудейского права было связано с именем Рамбама (раввин Моше бен Маймон, Маймонид (1135-1204)), крупнейшего кодификатора Галахи, автора галахического кодекса «Мишнэ Тора» и философского труда «Морэ невухим».
В настоящее время основная часть Устного Учения записана в книгах, которые, по своему содержанию делятся на: галахическую литературу (от слова «галахот» - «законы и правила поведения»), т.е. собственно юридическую и аггадическую литературу (от слова «аггада» - «сказание», «легенда»),
24 вопрос:
СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО
Заключение брака у евреев в древнейшие времена не сопровождалось формальностями и особыми религиозными церемониями. Клятвенное обещание вступающих в брак являлось единственным обеспечением нерушимости союза. Впоследствии при совершении обряда бракосочетания вошло в традицию составлять письменный договор под названием «К'ГУБА», в котором, помимо прочего, устанавливался размер денежной выплаты жене на случай прекращения брака.
21 вопрос:
Государственный строй
Основными древнееврейскими институтами власти являлись царь, Сангедрин, Народное собрание и первосвященник.
Статус царя в политико-правовых представлениях древних иудеев весьма необычен и не слишком типичен для стран Древнего Востока, именуемых зачастую «государствами восточной деспотии»: 1) истинный предводитель народа избирается с благословения свыше (так обстояло дело, например, с Моше (Моисеем), с царем Давидом (видимо, именно поэтому Машиах (Мессия) должен быть потомком именно Давида); 2) предписывалось верховенство Божественного Закона над волей правителя; 3) власть царя не является абсолютной. Источник полномочий царя - Божественная Воля, выраженная в Письменном и Устном Учении (Письменная и Устная Тора). Таким образом, царская власть ограничивается, с одной стороны, Торой, которая выступает своеобразной Конституцией иудейского народа, Законом, перед которым все равны. С другой стороны, ограничителем царских полномочий являлись судьи и Сангедрин. Помимо указанных институтов, существовал и фактор народовластия в различных его проявлениях (например, т.н. «народное вето»).
Книга «Дварим» (Второзаконие), 17:15 ограничивает круг возможных кандидатов на должность царя: «...из среды братьев твоих поставь над собою царя, не можешь поставить над собою чужеземца, который не брат тебе». У царя обширные полномочия в области правотворчества, исполнительной власти. Полномочия эти касаются не только налогового обложения и вопросов экономики, связанных с интересами государства (например, мобилизацией людей, скота и другого имущества для военных целей и нужд государства или потребностей царского двора), но и уголовного права.
Сангедрин. Сангедрин проводил свои заседания в Иерусалимском Храме, на Храмовой горе. Лица, входившие в Сангедрин (71 судья), являлись величайшими мудрецами, которые решали важнейшие вопросы жизни еврейского народа. Сангедрин существовал в 2-ух состояниях, одновременно являясь и Высшим судом правосудия и Верховным Судом. Компетенция Верховного Суда: толкование Торы на основании принципов, полученных по традиции; введение постановлений, отвечающих нуждам времени и поколения; избрание царя; объявление войны (завоевательной); осуществление «конституционного» контроля за деятельностью должностных лиц, включая царя, и издаваемыми ими нормативными актами; только Верховный Суд вправе определять и изменять точные границы города Иерусалима и Двора Храма.
Органы местного управления и их правовое положение. Первосвященник - «глава местного самоуправления». Первосвященники занимали свой пост пожизненно, и этот обычай не был нарушен вплоть до правления Антиоха Епифана. Должность первосвященника была наследственной: она переходила от отца к старшему сыну. Первосвященник являлся не только религиозным, но и политическим лидером еврейского народа. В его ведении находилось управление работой Храма, надзор за проведением богослужения, забота о городе в целом, в том числе о его водоснабжении и состоянии его укреплений. Первосвященник являлся председателем совета старейшин и представлял интересы народа перед царскими властями (эллинистический период). Эта функция даже подразумевала взимание налогов, предназначавшихся для царской казны Птолемеев, а затем Селевкидов.
Совет старейшин. Он состоял из представителей высших слоев еврейского общества (прообраз «герусии» - важнейшего общественного учреждения эллинистической эпохи). Его членами являлись священнослужители и главы семейств (старейшины) Иудеи. Одной из официальных функций совета было поддержание связей с властями.
Народное собрание, представляло интересы жителей страны и созывалось в Иерусалиме для решения вопросов первостепенной государственной важности. Этот орган действовал не на постоянной основе и его деятельность никаким законом не регулировалась, Оно созывалось по инициативе религиозно-политического руководства города тогда, когда, по его мнению, положение дел того требовало. Начало этому органу было положено в персидскую эпоху, во времена Ездры и Неемии.
22 вопрос:
Общественный строй
Как и в ранее рассмотренных государствах, основное деление населения производилось исходя из статуса свободы/несвободы (рабство). В классификации свободного населения по правовым категориям существовала своя специфика, воспринятая впоследствии мусульманским обществом периода Арабского Халифата. В ее основе лежит религиозная принадлежность и отсутствие деления на сословия. Иными словами, полноправными считались люди, рожденные в законном браке от родителей евреев, а также потомки тех, кто принял иудаизм. В древнейшие времена, к израильскому' обществу, кроме самих евреев, примкнули вышедшие с ними из Египта рабы и иноплеменники (Шемот (Исх.) 12: 38, 48-49), да и впоследствии, данный регион, благоприятствовавший ведению международной торговли, притягивал множество чужестранцев. Все чужаки, присоединявшиеся к народу, получали название «геров» (пришельцев), которые, в свою очередь, делились на 2 группы: геры-прозелиты и геры-колонисты. Первые, по статусу, были приближены к полноправным иудеям, после прохождения полного обряда единения с иудейским народом, включая обрезание. Вторая группа (геры- колонисты) ограничивалась в семейных, имущественных и политических правах. В отличие от прозелитов, они не обязаны были исполнять все религиозно-правовые предписания иудеев. От них требовалось только соблюдение 7 заповедей сыновей Ноя; повиноваться указам царя и Постановлениям правительства, не богохульствовать, не ИДОЛОПОКЛонствовать, не предаваться разврату, не совершать убийств, грабежей и не принимать в пищу «кровавого» (сырого) мяса (трактат «Сангедрин», 56, б).
Несмотря на формальное отсутствие сословного деления общества, можно допустить существование у иудеев разграничений по профессиональному, а иногда и по имущественному признаку. В различных летописях упоминаются 12 племен (колен) иудейского народа. Одно из этих племен - колено Леви - после завоевания Ханаана и при создании государства, не участвовало в разделе земли, так как ему было предначертано властвовать над умами иудеев, быть их духовными учителями. Для достижения данной цели им необходимо было посвятить все свое время изучению Закона. Так происходит размежевание людей по профессиональному признаку: одним уготована работа «земная», другим - духовная. Последние именовались «когены» или «левиты». Определению их статуса и регулированию всех сторон их жизни посвящена книга «Вайикра» (Левит). Подобно древнеримским жрецам-понтификам, они являлись первыми правоведами, хранившими и развивавшими правовые традиции, а также заложившими основу теории иудейского права. Тем не менее, в отличие от своих древнеримских «коллег», когены обязаны были доносить суть Учения и его законов до народа, разъясняя Тору. Таким образом, можно говорить и о гласности иудейского права.
Несвободное население. Не следует забывать, что в те времена рабовладение было повсеместно распространенным явлением. Более того, даже через две тысячи лет после дарования Торы, люди во всем мире еще не представляли себе общества без института рабства. Рабы у евреев были, преимущественно, из иноплеменников. Основными способами их приобретения были: военный плен, покупка, «рождение в доме» (т.е. от родителей-рабов). Однако существовала и другая, специфическая категория рабов из числа соплеменников. Источниками рабства для евреев являлись: судебный приговор (за преступления) и долги.
Рабство иноземца формально считалось вечным. Тем не менее, его положение не было слишком тяжелым. Благодаря гуманному отношению евреев к своим рабам, случаи бегства рабов от своих хозяев были чрезвычайно редки. Более того, история не знает ни одного восстания рабов, подобного тем, что случались у греков и римлян. Пятикнижие дает основание полагать, что за рабом закреплялось право на защиту жизни и здоровья. Если хозяин убивал раба, то сам подлежал наказанию, положенному за убийство. За причинение рабу телесных повреждений (даже за выбитые зубы), господин лишался своих прав по отношению к данному рабу.
Особое внимание библейские законы уделяют положению рабов- единоплеменников (иври). Устанавливаются сроки их рабства. Такой раб освобождался на седьмой год, приобретая статус «хофши» (свободного, зд: вольноотпущенника), причем в этом случае господин обязан был снабдить его минимумом продовольствия на первое время. Другая возможность освобождения открывалась в Год Роговых Труб (Юбилейный год), когда вольноотпущенник возвращался в свой род к своей родовой собственности, полностью восстанавливая свое прежнее социальное положение. Кроме того, раб- еврей, несмотря на полное прикрепление к хозяину, оставался, на личном уровне, свободным человеком. Он, в частности, мог владеть личным имуществом и имел принципиальную возможность (например, взяв у кого-либо деньги взаймы) выкупить себя из рабства в любой момент.
23 вопрос:
Источники древнеиудейского права
История еврейской юридической литературы начинается с Библии, вернее, с Ветхого Завета, в оригинале именуемого «ТаНаХ»1. Можно считать установленным фактом, что древнейшие тексты ТаНаХа относятся к XIII-XII в.в. до н.э., а самые поздние - ко II веку до н.э.
Согласно мнению еврейских правоведов, силой закона обладают только первые пять книг ТаНаХа - Письменная Тора (Пятикнижие Моисеево): Бытие (Берейшит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим). В Пятикнижии, в свою очередь, ученые находят сочетание нескольких сводов законов: Десять заповедей (Декалог) (которые повторяются дважды), Книга Договора (заключенного между Всевышним и народом), Кодекс Святости (включая правила ритуала и быта), Второзаконие (один из наиболее поздних кодексов; свиток с текстом Второзакония был найден при раскопках примерно в 622 г. до н.э.). Имеются также установления, не входящие в эти своды. Эти кодексы религиозных, этических, гражданских и уголовных предписаний охватывают все сферы жизни человека: диетологию и педагогику, половую жизнь и таинства смерти, устроение армии и земельное законодательство, отношения между народом и политическими вождями и т.д.
Однако исторической и принципиальной основой всего еврейского права считаются так называемые 10 заповедей (ДЕКАЛОГ), которые являются «выжимкой» из 613 заповедей, содержащихся в Торе. Заповеди можно условно разделить на 3 группы предписаний: 1) главные требования древнееврейской религии: единобожие, запрет на поклонение другим богам и на идолопоклонство; 2) постановления религиозно-бытового характера, требования к образу жизни: соблюдение выходного, субботнего дня, почитание родителей. Используемое в историко-правовой науке понятие «ТОРА» включает не только Тору Письменную, но и Устную Тору. По преданию, Тора (обе ее части), полученная Моисеем на горе Синай, предшествовала сотворению мира (Талмуд сравнивает ее с чертежом, в который смотрит архитектор, когда возводит здание), и потому остается актуальной до конца времен, до завершения мира. Устная Тора содержит толкования, помогающие понять суть заповедей Письменного Учения. В течение длительного времени она существовала исключительно в устной форме. Лишь в относительно более поздние времена она было записана и, в конечном итоге, была оформлена в Талмудах: Иерусалимском (399г.) и Вавилонском (499г.).
К началу I века н.э. у евреев возникают различные юридические школы и доктрины. Среди наиболее известных, упоминают противостояние школ Шаммая и Гиллеля. Направление, связанное с именем раввина Шам- мая, отстаивало позиции «старого права», точного следования букве старых законов, тогда как последователи раввина Гиллеля, председателя Сангедрина в I в. н.э., ставили на первое место идею правовой справедливости.
Во II веке раввин Йегуда Га-Наси предпринял первую попытку кодификации Устной Торы, опираясь на предшествующие «устные кодификации». Сборник получил название «мишна». В силу того, что это был первый опыт систематизации Устного Учения, со временем, выявилось много пробелов, и возникла необходимость в их восполнении. В результате, в иудейских общинах на территории Вавилонии и Иудеи составляются особые своды нововведений к праву под названием гемара («Восполнение»), посвященные, главным образом, семейным и имущественным отношениям.
Позднее, из мишны и гемары возникают талмуды (Вавилонский и Иерусалимский, упомянутые выше). Наиболее авторитетным считался Вавилонский Талмуд, изданный через 100 лет после Иерусалимского, что позволило включить в него более полный спектр норм, регулировавших возникшие общественные отношения.
С падением еврейской государственности иудейское право не прекратило своего существования. До начала V века римляне, завоевавшие Иудею, разрешали применение там древнего права и деятельность собственной юстиции Сангедрина. В средневековой еврейской культуре продолжилась работа по толкованию и комментированию сборников древнееврейского права. Развитие средневекового иудейского права было связано с именем Рамбама (раввин Моше бен Маймон, Маймонид (1135-1204)), крупнейшего кодификатора Галахи, автора галахического кодекса «Мишнэ Тора» и философского труда «Морэ невухим».
В настоящее время основная часть Устного Учения записана в книгах, которые, по своему содержанию делятся на: галахическую литературу (от слова «галахот» - «законы и правила поведения»), т.е. собственно юридическую и аггадическую литературу (от слова «аггада» - «сказание», «легенда»),
24 вопрос:
СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО
Заключение брака у евреев в древнейшие времена не сопровождалось формальностями и особыми религиозными церемониями. Клятвенное обещание вступающих в брак являлось единственным обеспечением нерушимости союза. Впоследствии при совершении обряда бракосочетания вошло в традицию составлять письменный договор под названием «К'ГУБА», в котором, помимо прочего, устанавливался размер денежной выплаты жене на случай прекращения брака.