Файл: 1 вопрос Государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 311

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, далее - следуя порядку каст. Лжесвидетельство, не сообщение суду извест­ных сведений считалось тяжким грехом. В качестве свидетелей не могли выступать заинтересованные лица и женщины. При отсутствии свидетелей применялись различные виды ордалий - весами (взвешивали 2 раза, если второй раз субъект весил меньше - он невиновен); огнем (давали обвиняемо­му в руку раскаленный предмет, при отсутствии ожога он считался невинов­ным); водой, ядом. Клятвы имели для суда большое значение, и если с по­клявшимся происходили неприятности, это считалось неопровержимым доказательством его вины.

21 вопрос:

Государственный строй

Основными древнееврейскими институтами власти являлись царь, Сангедрин, Народное собрание и первосвященник.

Статус царя в политико-правовых представлениях древних иудеев весьма необычен и не слишком типичен для стран Древнего Востока, име­нуемых зачастую «государствами восточной деспотии»: 1) истинный предво­дитель народа избирается с благословения свыше (так обстояло дело, напри­мер, с Моше (Моисеем), с царем Давидом (видимо, именно поэтому Машиах (Мессия) должен быть потомком именно Давида); 2) предписывалось верхо­венство Божественного Закона над волей правителя; 3) власть царя не явля­ется абсолютной. Источник полномочий царя - Божественная Воля, выра­женная в Письменном и Устном Учении (Письменная и Устная Тора). Таким образом, царская власть ограничивается, с одной стороны, Торой, которая выступает своеобразной Конституцией иудейского народа, Законом, перед которым все равны. С другой стороны, ограничителем царских полномочий являлись судьи и Сангедрин. Помимо указанных институтов, существовал и фактор народовластия в различных его проявлениях (например, т.н. «народ­ное вето»).

Книга «Дварим» (Второзаконие), 17:15 ограничивает круг возможных кандидатов на должность царя: «...из среды братьев твоих поставь над собою царя, не можешь поставить над собою чужеземца, который не брат тебе». У царя обширные полномочия в области правотворчества, исполни­тельной власти. Полномочия эти касаются не только налогового обложения и вопросов экономики, связанных с интересами государства (например, моби­лизацией людей, скота и другого имущества для военных целей и нужд госу­дарства или потребностей царского двора), но и уголовного права.

Сангедрин. Сангедрин проводил свои заседания в Иерусалимском Храме, на Храмовой горе. Лица, входившие в Сангедрин (71 судья), являлись величайшими мудрецами, которые решали важнейшие вопросы жизни ев­рейского народа. Сангедрин существовал в 2-ух состояниях, одновременно являясь и Высшим судом правосудия и Верховным Судом. Компетенция Верховного Суда: толкование Торы на основании принципов, полученных по традиции; введение постановлений, отвечающих нуждам времени и поколе­ния; избрание царя; объявление войны (завоевательной); осуществление «конституционного» контроля за деятельностью должностных лиц, включая царя, и издаваемыми ими нормативными актами; только Верховный Суд вправе определять и изменять точные границы города Иерусалима и Двора Храма.


Органы местного управления и их правовое положение. Первосвя­щенник - «глава местного самоуправления». Первосвященники занимали свой пост пожизненно, и этот обычай не был нарушен вплоть до правления Антиоха Епифана. Должность первосвященника была наследственной: она переходила от отца к старшему сыну. Первосвященник являлся не только религиозным, но и политическим лидером еврейского народа. В его ведении находилось управление работой Храма, надзор за проведением богослуже­ния, забота о городе в целом, в том числе о его водоснабжении и состоянии его укреплений. Первосвященник являлся председателем совета старейшин и представлял интересы народа перед царскими властями (эллинистический период). Эта функция даже подразумевала взимание налогов, предназначав­шихся для царской казны Птолемеев, а затем Селевкидов.

Совет старейшин. Он состоял из представителей высших слоев еврей­ского общества (прообраз «герусии» - важнейшего общественного учрежде­ния эллинистической эпохи). Его членами являлись священнослужители и главы семейств (старейшины) Иудеи. Одной из официальных функций сове­та было поддержание связей с властями.

Народное собрание, представляло интересы жителей страны и созы­валось в Иерусалиме для решения вопросов первостепенной государствен­ной важности. Этот орган действовал не на постоянной основе и его дея­тельность никаким законом не регулировалась, Оно созывалось по инициа­тиве религиозно-политического руководства города тогда, когда, по его мне­нию, положение дел того требовало. Начало этому органу было положено в персидскую эпоху, во времена Ездры и Неемии.

22 вопрос:

Общественный строй

Как и в ранее рассмотренных государствах, основное деление населе­ния производилось исходя из статуса свободы/несвободы (рабство). В клас­сификации свободного населения по правовым категориям существовала своя специфика, воспринятая впоследствии мусульманским обществом пе­риода Арабского Халифата. В ее основе лежит религиозная принадлежность и отсутствие деления на сословия. Иными словами, полноправными счита­лись люди, рожденные в законном браке от родителей евреев, а также по­томки тех, кто принял иудаизм. В древнейшие времена, к израильскому' обществу, кроме самих евреев, примкнули вышедшие с ними из Египта рабы и иноплеменники (Шемот (Исх.) 12: 38, 48-49), да и впоследствии, данный регион, благоприятствовавший ведению международной торговли, притягивал множество чужестранцев. Все чужаки, присоединявшиеся к народу, по­лучали название «геров» (пришельцев), которые, в свою очередь, делились на 2 группы: геры-прозелиты и геры-колонисты. Первые, по статусу, были приближены к полноправным иудеям, после прохождения полного обряда единения с иудейским народом, включая обрезание. Вторая группа (геры- колонисты) ограничивалась в семейных, имущественных и политических правах. В отличие от прозелитов, они не обязаны были исполнять все рели­гиозно-правовые предписания иудеев. От них требовалось только соблюде­ние 7 заповедей сыновей Ноя; повиноваться указам царя и Постановлениям правительства, не богохульствовать, не ИДОЛОПОКЛонствовать, не предаваться разврату, не совершать убийств, грабежей и не принимать в пищу «кроваво­го» (сырого) мяса (трактат «Сангедрин», 56, б).



Несмотря на формальное отсутствие сословного деления общества, можно допустить существование у иудеев разграничений по профессиональ­ному, а иногда и по имущественному признаку. В различных летописях упо­минаются 12 племен (колен) иудейского народа. Одно из этих племен - ко­лено Леви - после завоевания Ханаана и при создании государства, не участ­вовало в разделе земли, так как ему было предначертано властвовать над умами иудеев, быть их духовными учителями. Для достижения данной цели им необходимо было посвятить все свое время изучению Закона. Так проис­ходит размежевание людей по профессиональному признаку: одним угото­вана работа «земная», другим - духовная. Последние именовались «когены» или «левиты». Определению их статуса и регулированию всех сторон их жизни посвящена книга «Вайикра» (Левит). Подобно древнеримским жре­цам-понтификам, они являлись первыми правоведами, хранившими и разви­вавшими правовые традиции, а также заложившими основу теории иудей­ского права. Тем не менее, в отличие от своих древнеримских «коллег», ко­гены обязаны были доносить суть Учения и его законов до народа, разъясняя Тору. Таким образом, можно говорить и о гласности иудейского права.

Несвободное население. Не следует забывать, что в те времена рабо­владение было повсеместно распространенным явлением. Более того, даже через две тысячи лет после дарования Торы, люди во всем мире еще не пред­ставляли себе общества без института рабства. Рабы у евреев были, преиму­щественно, из иноплеменников. Основными способами их приобретения были: военный плен, покупка, «рождение в доме» (т.е. от родителей-рабов). Однако существовала и другая, специфическая категория рабов из числа соплеменников. Источниками рабства для евреев являлись: судебный приго­вор (за преступления) и долги.

Рабство иноземца формально считалось вечным. Тем не менее, его по­ложение не было слишком тяжелым. Благодаря гуманному отношению евре­ев к своим рабам, случаи бегства рабов от своих хозяев были чрезвычайно редки. Более того, история не знает ни одного восстания рабов, подобного тем, что случались у греков и римлян. Пятикнижие дает основание полагать, что за рабом закреплялось право на защиту жизни и здоровья. Если хозяин убивал раба, то сам подлежал наказанию, положенному за убийство. За при­чинение рабу телесных повреждений (даже за выбитые зубы), господин ли­шался своих прав по отношению к данному рабу.


Особое внимание библейские законы уделяют положению рабов- единоплеменников (иври). Устанавливаются сроки их рабства. Такой раб освобождался на седьмой год, приобретая статус «хофши» (свободного, зд: вольноотпущенника), причем в этом случае господин обязан был снабдить его минимумом продовольствия на первое время. Другая возможность осво­бождения открывалась в Год Роговых Труб (Юбилейный год), когда вольно­отпущенник возвращался в свой род к своей родовой собственности, полно­стью восстанавливая свое прежнее социальное положение. Кроме того, раб- еврей, несмотря на полное прикрепление к хозяину, оставался, на личном уровне, свободным человеком. Он, в частности, мог владеть личным имуще­ством и имел принципиальную возможность (например, взяв у кого-либо деньги взаймы) выкупить себя из рабства в любой момент.

23 вопрос:

Источники древнеиудейского права

История еврейской юридической литературы начинается с Библии, вернее, с Ветхого Завета, в оригинале именуемого «ТаНаХ»1. Можно считать установленным фактом, что древнейшие тексты ТаНаХа относятся к XIII-XII в.в. до н.э., а самые поздние - ко II веку до н.э.

Согласно мнению еврейских правоведов, силой закона обладают только первые пять книг ТаНаХа - Письменная Тора (Пятикнижие Моисее­во): Бытие (Берейшит), Исход (Шемот), Левит (Вайикра), Числа (Бемидбар), Второзаконие (Дварим). В Пятикнижии, в свою очередь, ученые находят сочетание нескольких сводов законов: Десять заповедей (Декалог) (которые повторяются дважды), Книга Договора (заключенного между Всевышним и народом), Кодекс Святости (включая правила ритуала и быта), Второзаконие (один из наиболее поздних кодексов; свиток с текстом Второзакония был найден при раскопках примерно в 622 г. до н.э.). Имеются также установле­ния, не входящие в эти своды. Эти кодексы религиозных, этических, граж­данских и уголовных предписаний охватывают все сферы жизни человека: диетологию и педагогику, половую жизнь и таинства смерти, устроение ар­мии и земельное законодательство, отношения между народом и политиче­скими вождями и т.д.

Однако исторической и принципиальной основой всего еврейского права считаются так называемые 10 заповедей (ДЕКАЛОГ), которые являются «выжимкой» из 613 заповедей, содержащихся в Торе. Заповеди можно ус­ловно разделить на 3 группы предписаний: 1) главные требования древнеев­рейской религии: единобожие, запрет на поклонение другим богам и на идо­лопоклонство; 2) постановления религиозно-бытового характера, требования к образу жизни: соблюдение выходного, субботнего дня, почитание родителей. Используемое в историко-правовой науке понятие «ТОРА» включает не только Тору Письменную, но и Устную Тору. По преданию, Тора (обе ее части), полученная Моисеем на горе Синай, предшествовала сотворению мира (Талмуд сравнивает ее с чертежом, в который смотрит архитектор, когда возводит здание), и потому остается актуальной до конца времен, до завершения мира. Устная Тора содержит толкования, помогающие понять суть заповедей Письменного Учения. В течение длительного времени она существовала исключительно в устной форме. Лишь в относительно более поздние времена она было записана и, в конечном итоге, была оформлена в Талмудах: Иерусалимском (399г.) и Вавилонском (499г.).


К началу I века н.э. у евреев возникают различные юридические школы и доктрины. Среди наиболее известных, упоминают противостояние школ Шаммая и Гиллеля. Направление, связанное с именем раввина Шам- мая, отстаивало позиции «старого права», точного следования букве старых законов, тогда как последователи раввина Гиллеля, председателя Сангедрина в I в. н.э., ставили на первое место идею правовой справедливости.

Во II веке раввин Йегуда Га-Наси предпринял первую попытку ко­дификации Устной Торы, опираясь на предшествующие «устные кодифика­ции». Сборник получил название «мишна». В силу того, что это был первый опыт систематизации Устного Учения, со временем, выявилось много про­белов, и возникла необходимость в их восполнении. В результате, в иудей­ских общинах на территории Вавилонии и Иудеи составляются особые сво­ды нововведений к праву под названием гемара («Восполнение»), посвя­щенные, главным образом, семейным и имущественным отношениям.

Позднее, из мишны и гемары возникают талмуды (Вавилонский и Иерусалимский, упомянутые выше). Наиболее авторитетным считался Вави­лонский Талмуд, изданный через 100 лет после Иерусалимского, что позво­лило включить в него более полный спектр норм, регулировавших возник­шие общественные отношения.

С падением еврейской государственности иудейское право не пре­кратило своего существования. До начала V века римляне, завоевавшие Иу­дею, разрешали применение там древнего права и деятельность собственной юстиции Сангедрина. В средневековой еврейской культуре продолжилась работа по толкованию и комментированию сборников древнееврейского права. Развитие средневекового иудейского права было связано с именем Рамбама (раввин Моше бен Маймон, Маймонид (1135-1204)), крупнейшего кодификатора Галахи, автора галахического кодекса «Мишнэ Тора» и фило­софского труда «Морэ невухим».

В настоящее время основная часть Устного Учения записана в кни­гах, которые, по своему содержанию делятся на: галахическую литературу (от слова «галахот» - «законы и правила поведения»), т.е. собственно юриди­ческую и аггадическую литературу (от слова «аггада» - «сказание», «леген­да»),

24 вопрос:

СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Заключение брака у евреев в древнейшие времена не сопровожда­лось формальностями и особыми религиозными церемониями. Клятвенное обещание вступающих в брак являлось единственным обеспечением неру­шимости союза. Впоследствии при совершении обряда бракосочетания во­шло в традицию составлять письменный договор под названием «К'ГУБА», в котором, помимо прочего, устанавливался размер денежной выплаты жене на случай прекращения брака.