Файл: Современные информационные.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н. А. ДОБРОЛЮБОВА»
(НГЛУ)
Г. В. Курицына
В. В. Ретивина
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ. ПРАКТИКУМ
Учебное пособие
Текстовое электронное издание
© Курицына Г. В.,
Ретивина В. В., 2022
© НГЛУ, 2022
Нижний Новгород
2 0 2 2

Издается по решению редакционно-издательского совета НГЛУ
УДК 004(075/8)
ББК 73
К 931
Курицына Г. В., Ретивина В. В. Современные информационные технологии. Практикум [Электронный ресурс]: Учебное пособие /
Г. В. Курицына, В. В. Ретивина; М-во науки и высшего образования Рос.
Федерации; Нижегородский гос. лингвистический ун-т. – Электронные текстовые данные
(5,36
МБ).

Н. Новгород:
НГЛУ,
2022.

1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с титул. экрана.
ISBN 978-5-85839-375-7
Учебное пособие освещает актуальные вопросы применения современных информационных технологий в создании многостраничных текстовых документов и табличных расчетов. Рассмотрены основные методы работы с текстовым процессором Microsoft Word: приемы форматирования текста, применение стилей, создание таблиц и колонок, вставка графических объектов, работа с многостраничным документом, включающая разделение на разделы, вставку автосодержания; а также работа с электронными таблицами Microsoft
Excel: расчеты по формулам, применение функций, графическая интерпретация данных, применение сортировки и фильтрации.
УДК 004(075/8)
ББК 73
Рецензенты: Д. Ю. Акатьев, канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой международного менеджмента и управления НГЛУ
А. В. Никитин, канд. юр. наук, доцент, зав. кафедрой философии, истории и теории социальной коммуникации НГЛУ
Минимальные системные требования:
Компьютер: процессор х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше;
ОЗУ 512 Мб; 8 Мб на жестком диске; видеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit); привод CD-ROM
Операционная система: Windows ХР/7/8 и выше
Программное обеспечение: Adobe Acrobat Reader версии 6 и старше
ISBN 978-5-85839-375-7
© Курицына Г. В., Ретивина В. В., 2022
© НГЛУ, 2022

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ................................................................................................. 4
ГЛАВА 1. MICROSOFT WORD ........................................................................ 5 1.
Основные возможности программы. Интерфейс программы ........... 5 2.
Форматирование текста ........................................................................ 10 3.
Вставка объектов ................................................................................... 22 4.
Работа с таблицами ............................................................................... 34 5.
Работа с диаграммами .......................................................................... 49 6.
Работа со списками ............................................................................... 51 7.
Форматирование колонок .................................................................... 55 8.
Табуляция............................................................................................... 57 9.
Поиск и замена слов в документе........................................................ 60 10.
Проверка орфографии, грамматики, перенос слов ............................ 62 11.
Работа с формулами и уравнениями ................................................... 63 12.
Создание и использование макросов .................................................. 64 13.
Нумерация строк в документе ............................................................. 68 14.
Использование полей ............................................................................ 69 15.
Сноски, гиперссылки и закладки ........................................................ 71 16.
Работа с многостраничным документом ............................................ 73
ГЛАВА 2. MICROSOFT EXCEL...................................................................... 83 1.
Форматирование ячеек. Формулы ....................................................... 83 2.
Абсолютные ссылки ............................................................................. 91 3.
Использование функций ..................................................................... 100 4.
Сортировка и фильтрация данных в таблице ................................... 111 5.
Построение графиков и диаграмм ..................................................... 124


4
ПРЕДИСЛОВИЕ
В учебном процессе наряду с теоретическим обучением значительное место отводится практической работе. Правильное сочетание теоретических знаний с навыками выполнения практических заданий обеспечивает высокое качество подготовки специалистов.
Данное учебное пособие предназначено для краткого самостоятельного изучения студентами технологии работы в Microsoft
Word и Microsoft Excel 2010–2013, а также для самостоятельного выполнения практических работ. В первую очередь оно адресовано студентам, изучающим дисциплину «Современные информационные технологии» в рамках ООП направлений подготовки «Лингвистика»,
«Филология»,
«Педагогическое образование»,
«Журналистика»,
«Зарубежное регионоведение», а также может использоваться студентами других направлений подготовки.
Пособие состоит из двух глав. Первая глава посвящена изучению основных методов работы с текстовым процессором Microsoft Word
2010–2013.
Подробно изучаются приемы ввода, редактирования, форматирования текста, работы с графическими объектами и таблицами, использования стилей, автоматического создания оглавления документа.
Вторая глава направлена на формирование практических умений и навыков, необходимых для эффективной работы с электронными таблицами Microsoft Excel 2010–2013. Изучаются базовые приемы создания, заполнения и форматирования таблиц, выполнение вычислений с использованием формул и встроенных функций, сортировка и фильтрация данных, построение графиков и диаграмм.
Для каждой рассматриваемой темы в пособии приводятся необходимые теоретические сведения, а также подробное изложение примеров выполнения типовых практических заданий.

5
ГЛАВА 1. MICROSOFT WORD
1. Основные возможности программы.
Интерфейс программы
Текстовый процессор Microsoft Word, входящий в пакет программ
Microsoft
Office, обладает широкими возможностями создания, редактирования и форматирования многостраничных текстовых документов. Программа дает возможность использовать ресурсы других офисных программ, в частности программы MS Excel. MS Word обладает широким набором инструментов для создания таблиц, форматирования колонок, внедрения различных объектов: формул, диаграмм, графических изображений и т. д. Кроме того, программа может расширять свои возможности посредством использования встроенного макроязыка VBA
(Visual Basic для приложений). Основные возможности текстового процессора:

одновременное открытие и работа с несколькими документами
;

создание документа на основе коллекции шаблонов;

проверка орфографии, пунктуации, расстановка переносов, коррекция часто встречающихся ошибок;

широкий спектр возможностей форматирования документа;

автоматизация ввода часто встречающихся фраз;

поддержка создания веб-страниц;

удобная работа с математическими формулами;

использование коллекции стилей оформления таблиц;

интеграция с другими офисными приложениями (MS Excel, MS
Outlook, MS Access);

создание таблиц, схем и диаграмм с настройкой множества эффектов.


6
Запустить приложение Word можно следующими способами:

кнопка ПускMicrosoft Office 2013Word 2013;

двойным щелчком по ярлыку приложения Word на Рабочем столе.
Рабочее окно текстового процессора состоит их нескольких составляющих. Лента – это инструментальная панель, состоящая из вкладок: Файл, Главная, Вставка, Разметка страницы, Ссылки,
Рассылки, Рецензирование, Вид. Каждая вкладка содержит набор команд, объединенных в группы (см. рис. 1.1).
Рис. 1.1
В каждой группе команд видимой является лишь основная часть командных кнопок. Другие команды становятся доступными при нажатии на раскрывающую кнопку в правом нижнем углу. Например, данная кнопка группы Буфер обмена раскрывает окно диалога с информацией о скопированных объектах и командами их использования (см. рис. 1.2).
Рис. 1.2

7
В данном примере в Буфере обмена размещен текст «имя, фамилия, дата».
Панель быстрого доступа в верхней части рабочего окна содержит команды сохранения, открытия, отмены и возврата действия (см. рис. 1.3).
Рис. 1.3
При необходимости команды на панели можно настроить. Для этого нужно вызвать контекстное меню нажатием кнопки Настроить панель
быстрого доступа и выбрать в выпадающем списке соответствующую команду. Для отмены действия или нескольких действий используется кнопка Отменить ввод.
Создание нового документа
Новый документ создается при запуске программы Microsoft Word.
Если программа уже запущена, то для создания нового документа выбираем команду Файл Создать. В открывшемся диалоговом окне выбираем Новый документ либо документ на основе шаблона. Программа предоставляет коллекцию шаблонов: резюме, сопроводительные письма, календари, отчеты и т. п. (см. рис. 1.4).

8
Рис. 1.4
Дополнительные варианты шаблонов можно загрузить с веб-узла
Microsoft Office Online.
Открытие документа
Открытие уже существующего документа можно выполнить следующими способами:

с помощью команды ФайлОткрыть;

используя комбинацию клавиш Ctrl + O.
Далее в окне открытия документа выбирается папка и документ.
Сохранение документа
Сохранение уже существующего документа можно выполнить следующими способами:
1.
С помощью команды меню ФайлСохранить как. Этот способ позволяет выбрать имя документа и место, где его сохранить.
Используется для вновь созданного документа или сохранения новой версии документа.
2.
Воспользоваться кнопкой Сохранить на Панели быстрого
доступа.


9 3.
Используя комбинацию клавиш Ctrl + W (Ctrl + S в более ранних версиях).
4.
Сохранить в формате PDF: Файл Сохранить как либо
Файл Экспорт (начиная с версии MS Word 2013).
Вид документа
Вид документа, составляющие рабочего окна документа настраиваются на ленте ВИД (см. рис. 1.5).
Рис. 1.5
Лента разделена на вкладки, на которых ведется настройка отображения документа.
Режим просмотра документа выбирается в зависимости от текущей задачи. Например, режим разметки страниц устанавливается по умолчанию в начале работы с документом. В этом режиме документ выглядит так, как он будет выглядеть при печати. Режим структуры выбирается для просмотра уровней заголовков текста.
Группа команд Показ позволяет настроить горизонтальную и вертикальную линейки, показать сетку.
Группа команд Масштаб позволяет изменить масштаб, отображение просмотра одной или нескольких страниц документа.
Задание 1.1. Создать резюме на основе шаблона. Сохранить в своей папке в формате .PDF.

10
2. Форматирование текста
Форматированием называется оформление текста, которое включает в себя выбор гарнитуры, начертания и размера шрифта, цветового оформления и т. д. Существуют различные способы оформления текста. Один из них – с помощью контекстного меню. Контекстное меню правой кнопки мыши состоит из двух частей: меню команд и панели
форматирования (см. рис. 1.6).
Рис. 1.6
Панель форматирования позволяет выбрать гарнитуру и начертание шрифта, размер, цвет, выделение маркером, ввод списка.
Меню команд позволяет открывать диалоговые окна Шрифт и
Абзац для работы со шрифтом и абзацем соответственно.
Форматирование текста можно вести с помощью команд группы
Шрифт на вкладке Главная. Команды позволяют выбрать гарнитуру и начертание шрифта, размер шрифта, цветовое оформление маркером, перейти к верхнему и нижнему индексам.
– виды начертания шрифта: полужирный, курсив, подчеркнутый (включены разные виды подчеркивания);

11
– верхний и нижний индексы (например, 8 30
, X
2
);
– удаление форматирования из выделенного фрагмента;
– выделение цветом (слева) и цвет шрифта (справа);
– текстовые эффекты и оформление.
На рис. 1.7. показаны варианты шрифтового оформления.
Рис. 1.7
Дополнительные настройки шрифтового оформления можно выполнить при помощи диалогового окна Шрифт. На вкладке Шрифт можно настроить дополнительные параметры форматирования шрифта: различные виды подчеркивания, видоизменить символы (см. рис. 1.8).
Размер шрифта определяется в пунктах,
1 пункт = 0,35 мм.


12
Рис. 1.8
На вкладке Дополнительно настраивается интервал между символами (обычный, разреженный, уплотненный, смещение символов по вертикали (см. рис. 1.9). На данной вкладке предусмотрено также включение кернинга, т. е. избирательного изменения интервала между парами букв, в зависимости от их формы (см. рис. 1.10).
Рис. 1.9

13
Э т о п р и м е р р а з р е ж е н н о г о ш р и ф т а .
В приведенном ниже примере при включенном кернинге буквы сдвинуты ближе друг к другу.
Рис. 1.10
Работа с абзацем
Одним из важнейших объектов при работе с текстом является абзац.
Абзацем называется часть документа, находящаяся между символами конца абзаца (определяется нажатием клавиши Enter). При вводе текста слова автоматически переводятся на новую строку после заполнения предыдущей, только после нажатия клавиши Enter происходит принудительный переход на новую строку, т. е. начинается новый абзац.
Если мы хотим принудительно перейти на новую строку, не разрывая абзац, то необходимо выполнить команду Shift + Enter.
Параметры оформления абзаца устанавливаются на вкладке Абзац на ленте ГЛАВНАЯ (см. рис. 1.11).
Группа команд выравнивания позволяет выбрать способ выравнивания текста относительно центра страницы.
Выравнивание по ширине делает края текста документа ровными.
Выравнивание по центру применяется для заголовков. Считается ошибкой выравнивание заголовка с помощью пробелов.

14
Выравнивание по правому полю применяется для ввода небольших фрагментов текста, цитат, колонтитульных надписей.
Рис. 1.11
Кнопка Отобразить все знаки позволяет видеть в тексте все выполненные пользователем действия: вставку пробела, переход к новому
абзацу, разрывы страниц, разрывы разделов и т. п. (см. рис. 1.12).
Рис. 1.12
Данные символы не отображаются при печати.
Работа с нажатой кнопкой Отобразить все знаки позволяет избежать таких ошибок, как ввод лишних пробелов между словами, нежелательный разрыв абзаца и т. п.
Более детальная настройка параметров абзаца ведется в диалоговом окне Абзац, которое открывается кнопкой Параметры абзаца
(см. рис. 1.13).

15
На вкладке Отступы и интервалы можно выполнять выравнивание текста (по левому полю, по ширине и т. п.), задавать отступы текста относительно полей, интервалы между абзацами (перед абзацем и после), междустрочный интервал.
Рис. 1.13
Команда Уровень позволяет повысить уровень текста до уровня заголовка.