Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1165

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часто творческая игра детей кажется взрослым однообразной или скучной. Возможно, в этот момент ребенку важно «проработать» именно данный аспект окружающей действительности, проиграть то, что взрослому видится тривиальным или незначительным. Нельзя препятствовать ребенку играть многократно в одно и то же. Это позволит ему интегрировать полученный опыт и осмыслить различные аспекты окружающего мира (физического или социального), причем те, что имеют значение для него самого. Только тогда игра создаст для ребенка терапевтический эффект.

Другая знаковая система, помогающая детям отреагировать на эмоции и справиться с ними, - рисунок. Исследователи давно отметили, что рисунок для ребенка не искусство, а речь. Рисование помогает отразить предметы, ситуации и события посредством картинок, то есть создать систему информации в период, когда устная или письменная речь предоставляет ему гораздо более бедные коммуникативные средства. Свободное рисование - это для ребенка адекватный способ справиться со своими эмоциями.

Рисунок ребенка, помимо средства регуляции собственных сложных чувств, - еще и «диагностический инструмент». Иногда взрослые замечают, что в рисунках детей появляются агрессивные существа, темные цвета, острые линии. Часто ребенок их рисует, чтобы «вынести вовне» беспокоящие его переживания и таким образом обрести над ними контроль. Если «пугающие» рисунки не уходят сами собой через какое-то время, если одни и те же темы повторяются многократно, появляется повод поговорить об этом с родителями, направить ребенка на индивидуальную консультацию с психологом, выявить событие, «запустившее» интенсивное чувство у ребенка. Этому могут помочь доверительные отношения и тесное сотрудничество между педагогом учреждения, которое посещает ребенок, и психологом-консультантом, занимающимся детьми.

Еще одна из тем, с которой психологу приходится сталкиваться наиболее часто, - детские страхи. Сюда относятся «страшные сны», мысли о смерти, боязнь нападения, болезни или стихийного бедствия, страх перед Змеем Горынычем, Бабой-ягой и т. п. Появление фантазийных героев, сказочных существ в рисунках, снах, рассказах ребенка - естественный процесс, связанный с созреванием мозговых структур. В мозгу ребенка дошкольного возраста возникает огромное количество нейронных связей, мозг интенсивно перерабатывает поступающую информацию, соотносит ее между собой. Это возраст «почемучек», когда ребенок осваивает то, как устроен мир, кто в нем живет, какие возникают отношения между героями. На основе поступающей информации формируются фантазийные миры ребенка, их наполнение и динамика. В большей мере эта тема раскрыта в работах М. В. Осориной и ее учеников. Есть практические наблюдения, показывающие, что наиболее сложноорганизованные фантазийные миры свойственны детям, у которых трудности в отношениях в семье. Однако данная тема требует дальнейшего изучения.


В целом ребенку дошкольного возраста бывает сложно «проработать» возникающие в его жизни конфликты и противоречия, для решения он «использует» символических героев, которые нуждаются в защите, дерутся, побеждают и пр.

Для этого возраста также характерно освоение гендерных ролей, и взрослые могут транслировать ребенку свои тревоги и страхи, с этим связанные (например, что мальчик вырастет «плаксой» или девочка «не выйдет замуж», потому что она не хочет готовить еду или катать куклу). Такое проецирование чувств взрослых, рассогласование между чувствами, которые испытывает ребенок, и установками взрослых, иные виды внутриличностного конфликта у ребенка могут проявляться в страхах. Примерно к шести годам практически у всех детей появляется страх смерти. Он связан с очередным этапом отделения от родителей, осознания ребенком собственной независимости, но прежде он должен понять, как устроен мир, каково его место в мире. Дети дошкольного возраста часто задают вопрос, как они появились на свет, любят слушать истории своего развития и взросления. Все это нередко приводит к тому, что ребенок задумывается, что если он как-то «появился», то так же может и «исчезнуть».

Нужно помнить, что страхи составляют естественную часть человеческого развития, это понятие границ, дозволенного, «потустороннего», недоступного осознанию; связь с символическим миром, который столь интенсивно проявляется в дошкольном возрасте, но остается значимым на всю жизнь. При работе со страхами ребенка важно позволить ему высказать свои фантазии, рассмотреть их, иногда бывает важно углубиться и рассмотреть отношения в семье и фантазии ребенка по этому поводу.

Таким образом, важной задачей дошкольного возраста является освоение более широкого мира чувств, образов, символов, знания. Социальный круг ребенка расширяется, еще более важной становится роль отца, отношения приобретают триадный характер, в жизни ребенка появляются другие люди - сверстники и взрослые. Важной на данном этапе становится другая возрастная задача - адаптация к социуму.

3.1.2. Адаптация к социуму

Одним из важнейших проявлений развития ребенка является усвоение им требований общества и развитие психологических качеств, необходимых для жизни в социуме. Ребенок должен стать социально адаптированным.



Понятие «адаптация» пришло в психологию из физиологии, где оно означает стремление организма к достижению равновесия с внешней средой. В психологической науке в самом общем виде адаптацию определяют как процесс взаимодействия двух переменных - потребностей живого организма и требований среды.

Эффективность процесса адаптации человека в значительной мере определяет успешность его деятельности, а также сохранение физического и психического здоровья. Отсюда то пристальное внимание, которое уделяется разработке аспектов адаптации и ее видов: физиологической, психической, психологической,

социальной, политической, географической, социально­психологической, трудовой (профессиональной).

Для детей дошкольного возраста главной является физиологическая, психическая, психологическая и социальная адаптация.

  1. Физиологическая адаптация проявляется в состоянии здоровья ребенка. Если он хорошо приспособился к обстановке, то редко болеет, все физиологические акты проходят у него без особенных проблем. Если же он справляется со всеми требованиями детского сада, но при этом много болеет, считать его полностью адаптированным нельзя.

  2. Психическая (психоэмоциональная) адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Адаптированные дети пребывают в хорошем настроении, у них высокий уровень работоспособности, отсутствуют невротические реакции и аффективная возбудимость.

  3. Психологическая адаптация заключается в психологическом приспособлении ребенка к изменившимся условиям среды и выработке модели поведения, адекватной новым условиям. Адаптированные дети чувствуют себя комфортно, активно взаимодействуют и со взрослыми, и со сверстниками, включены в совместные игры, дела и образовательную деятельность.

  4. Социальная адаптация говорит о приспособлении индивида к социальной среде, предполагающем взаимодействие и постепенное согласование ожиданий социума и индивида друг от друга. Адаптация к социуму требует подчинения индивидуальных желаний нормам и запретам дошкольного учреждения (детский сад - это срез более широкого социума). Важно помнить, что полное подчинение индивидуальных потребностей требованиям социума приводит к нарушению других видов адаптации. Социальная адаптация - это состояние гармонии между индивидом и социальной средой.


Работа над качеством адаптации происходит в коллективе (детском саду или детской группе) естественным образом, как необходимость соблюдать распорядок дня или занятия; участие в совместных с другими детьми играх и обучении приводит к постепенному освоению ребенком социальных норм и качеств. Именно на это направлена деятельность педагогов, которые должны помогать ребенку «встроиться» в общественную жизнь как можно более безболезненно. Стиль воспитания - важный параметр формирования личности дошкольников. Требовательный, но в то же время сочувствующий и «нестрашный» педагог может внести значимый вклад в построение ребенком позитивного образа себя и окружающего мира.

Рекомендации психолога для педагогов имеют самый общий характер.

Во-первых, требования, предъявляемые воспитателем к детям, не должны быть избыточными или чрезмерно жесткими. Слишком жесткие требования принесут скорее вред, чем пользу личностному развитию ребенка. Свидетельство тому - неприязненные воспоминания школьников о требовании непременно спать в тихий час:

У нас в группе одна воспитательница была хорошая: она никогда не ругалась, если видела, что ты лежишь с открытыми глазами. Другую я очень не любила, она наказывала, если замечала, что ты не спишь.

Сейчас некоторые воспитатели, если ребенку не спится, практикуют тихие настольные занятия. Впрочем, это уже относится к стилю работы. Педагог сам выбирает, что ему больше подходит и что удобнее для работы. Тишина - непреложное требование для тихого часа, и соблюдать ее надо. А вот как данное требование воплотить в жизнь: позволить ли ребенку заниматься каким-то делом или же настоять на необходимости лечь в кровать, - решает сам педагог. Но во всех случаях появление воспитателя в это время не должно вызывать у детей чувства страха. То же самое относится и к любым другим требованиям, регламентирующим пребывание ребенка в детском коллективе.

Во-вторых, не следует забывать, что в период усвоения социальных требований дети не в состоянии в полном объеме и в каждый момент выполнять все предъявляемые требования. Отступление от правил обязательно будет, и это повод для того, чтобы напомнить о них. Часто бывает даже достаточно того, что воспитатель заметил нарушение. В противном случае за нарушением должно последовать наказание, но посильное для ребенка и не унижающее его достоинства. Об этом всегда важно помнить. Только тогда наказание принесет ребенку пользу, а не оставит травму на долгие годы.


Благоприятное протекание процесса социально-психологической адаптации приводит к тому, что ребенок приспосабливается к жизнедеятельности в коллективе. В результате прохождения процесса адаптации у ребенка возникает состояние адаптированности. Хорошо адаптированным можно считать ребенка, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены.

Эффективная адаптированность проявляется:

  1. во «внеличностной» сфере: ребенок получает знания, приобретает умения и навыки, добивается компетентности и мастерства в различных видах деятельности;

  2. в сфере личных отношений, где устанавливаются эмоционально насыщенные связи с другими детьми и со взрослыми.

Критерии адаптированности можно разделить на внешние и внутренние [Васильева, Иванова, 2010], что позволит психологу- консультанту или педагогу более детально проанализировать поведенческие проявления того или иного конкретного ребенка.

Внутренний критерий предполагает психоэмоциональную стабильность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущения угрозы и состояния эмоционально-психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения.

Другими словами, внутренний критерий связывается с психоэмоциональной стабильностью, при этом может быть внутренняя гармония личности как адаптированность по внутреннему критерию; внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности социальным установкам. Дезадаптация по внешнему критерию проявляется как конфликтное или асоциальное поведение, а дезадаптация по внутреннему критерию - как результат давления социальных норм, постоянная напряженность от возможного их нарушения и последующего наказания, сверхпослушание. Системная социальная адаптированность — это адаптированность как по внутреннему, так и по внешнему критерию, то есть способность личности к самоактуализации в гармонии с реальным социумом.

При нарушении этой гармонии мы имеем дело с дезадаптацией. Чаще всего в поле зрения воспитателей попадают дети с нарушением адаптации по внешнему критерию. Ведут себя они вызывающе, неугомонны, от них трудно добиться подчинения правилам, их приходится часто наказывать (с недолго длящимся эффектом). Однако внимания заслуживают и другие дети - с признаками дезадаптации по внутреннему критерию. Имеются в виду те, кто много болеет, не участвует в общих делах и одиноко играет в стороне, у кого снижено настроение. Их поведение не вызывает проблем, поскольку соответствует режимным требованиям. Однако состояние «несчастности» ребенка, безусловно, является свидетельством потребности в психологической помощи. Сверхдаптивное поведение, чрезмерное послушание, которое проявляют эти дети, скорее выступает приспособлением к требованиям социума, чем истинным состоянием адаптированности.