ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1174
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава третья
Психологическое консультирование врачей-
неонатологов
-
Роль и задачи неонатолога во взаимодействии с
матерями после рождения ребенка
Врач-неонатолог - это специалист, непосредственно принимающий участие в заботе о здоровье ребенка в период новорожденности, то есть с момента рождения до 28 дней жизни. Кроме того, он отвечает за курирование недоношенных детей, и в этом случае может продолжать консультирование ребенка и его родителей на протяжении нескольких месяцев после рождения. Именно с неонатологом родители взаимодействуют чаще всего в первые дни жизни младенца, он отвечает на все возникающие вопросы по поводу его состояния здоровья, принципов ухода за ним, кормления. Наблюдая за контактом матери и ребенка, неонатолог может заметить признаки послеродовой депрессии у матери, поддержать и скоординировать действия родителей, при необходимости направить к профильному специалисту (психологу или психотерапевту). Психологическая грамотность и компетентность необходима врачу для нахождения адекватных и эффективных способов взаимодействия с родителями.
В процессе оказания любой медицинской помощи адекватность контакта врача и пациента во многом служит залогом более быстрого и легкого результата излечения, а в процессе оказания медицинской помощи неонатологом - залогом более эффективной адаптации ребенка к внеутробному существованию и родителей к новой для них ситуации родительства. Поэтому столь важно командное взаимодействии врача и пациента, в котором их усилия удваиваются. Однако эффективность такого взаимодействия зависит от личностных установок и позиций врача и пациента. Большое, если не основное значение имеет поведение врача.
В неонатологической системе взаимодействие врача и пациента протекает обычно по специфичным законам, имеет выраженные особенности, что требует от неонатолога совершенно особой компетенции, поскольку пациентом является младенец, но общение происходит со взрослым, чаще всего с матерью. И в случае отсутствия взаимопонимания между сотрудником медицинского учреждения и родителем, недоверия взрослого к врачу возникнут сложности в следовании матерью рекомендациям специалиста, что может нарушать процесс грамотного ухода за ребенком.
Наиболее эффективным комплаенсом (согласием между врачом и пациентом) считается тот, где предполагается их совместная ответственность за результаты лечения. В неонатологической практике это возможно достичь, если врач обладает навыками гармоничного и эффективного общения, умением установить доверительный контакт, донести до родителя важность и необходимость определенных процедур и иных врачебных действий, получить от него согласие на выполнение этих процедур и следование врачебным рекомендациям после выписки. Для решения таких задач необходима психологическая грамотность врачей.
Контакты врачей-неонатологов с родителями в послеродовых и детских отделениях, как правило, эмоционально насыщенные, тесные и частые. Женщина после родов испытывает огромное количество эмоций, обусловленных как физиологическими (последствия гормонального взрыва во время родов, болевые ощущения, связанные с родами, медикаментозными и, возможно, хирургическими вмешательствами), так и психологическими (радость от встречи с долгожданным ребенком, тревога о его состоянии, новые ощущения в роли матери) процессами. Мать новорожденного обостренно воспринимает все, что выражает отношение к ней или ее ребенку, она улавливает тонкие сигналы, зачастую через призму своего «искаженного» восприятия. Наибольшую тревогу и раздражение вызывает ситуация отсутствия полной и исчерпывающей информации, чувство беспомощности и непонимания, когда медицинский персонал не объясняет происходящее и не дает ответов на вопросы.
Правильная тактика общения, коммуникативная компетентность медицинского персонала создают должное психологическое равновесие межличностных взаимоотношений медицинский работник - родители - ребенок. Безусловно, пациент и его родственники могут вызывать у врача разные чувства, могут быть приятны или неприятны персоналу, но в любом случае коммуникативная компетентность сотрудников способствует тому, чтобы психологически эффективно строить отношения с пациентами; это также и единственно возможная форма индивидуальной психологической защиты от эмоционального выгорания персонала, позволяющая оставаться в рамках профессиональной роли. Соответственно, важной оказывается роль психолога в сопровождении медицинских специалистов в их профессиональной деятельности.
За последние десятилетия развитие науки и практики в области клинической перинатальной психологии доказывает, что в государственную систему охраны материнства и детства необходимо включать психологическую помощь семье и ребенку на всех этапах реализации репродуктивного цикла семьи: планирование беременности, зачатие, беременность, роды и раннее развитие ребенка. Предприняты шаги по внедрению психологических знаний в практику работы соответствующих государственных и негосударственных учреждений. За последние годы неоднократно, в том числе и при помощи Министерства здравоохранения Российской Федерации, проводились исследования потребности в психологических услугах как пациентов, так и врачей. Результаты показали высокий запрос со стороны всех групп респондентов. При этом врачи оценивают значимость психологической помощи пациентам даже выше, чем сами пациенты (на 15%). В запрос врачей входят психологическое образование, овладение практическими навыками, консультирование по профессиональным проблемам; самой актуальной отмечается помощь в снятии профессионального стресса [Филиппова, 2009]. В рамках работы клинического психолога в учреждениях здравоохранения неотъемлемой частью является работа с медицинским персоналом, которая имеет профилактический, образовательный и просветительский характер.
Базовые психологические знания в сфере профессионального общения и оказания помощи пациентам уже сегодня широко востребованы, так как их повседневное практическое использование неизменно повышает качество оказываемой медицинской помощи. Анализ качества медицинских услуг предусматривает изучение субъективных индикаторов - мнений и суждений пациентов, которые оценивают удовлетворенность обслуживанием, степень реализации своих потребностей и интересов при взаимодействии с системой здравоохранения. При исследовании 800 женщин различных групп (матери здоровых новорожденных, матери новорожденных из группы высокого медицинского риска и из группы социального риска) выявлено, что положительную оценку работы врача-неонатолога с новорожденными и взаимодействия его с матерями дали свыше 80 % женщин, родивших здоровых детей, и только 55 % из группы социального риска, при этом лишь четверть всех опрошенных женщин сообщили, что врач-неонатолог беседовал с ними до наступления родов. Оценка состояния здоровья новорожденных матерями и врачом-неонатологом совпадает только в группе женщин, родивших здоровых детей. В группе новорожденных высокого медицинского риска неонатологом были выявлены заболевания и/или отклонения состояния здоровья в 87,5% случаев, при этом только 42,5 % женщин сообщили о том, что им была объяснена необходимость дальнейшего лечения с переводом в
другое медицинское учреждение; в группе социального риска цифры соответственно 33,3% и 22,2%, треть матерей из этой группы отметили, что врач-неонатолог никак не прокомментировал состояние здоровья их ребенка [Рыбкина, Сафина, 2013].
Поэтому одной из задач клинического психолога в учреждениях здравоохранения является повышение психологической грамотности персонала, обучение навыкам общения и эффективного взаимодействия с пациентами (родителями новорожденных детей), налаживание перинатального комплаенса как в формате индивидуальной, так и групповой работы.
Период новорожденности
Говоря о необходимости повышения психологической грамотности персонала в родовспомогательных учреждениях и детских отделениях, отметим, что клинический психолог, осуществляющий образовательную деятельность для врачей неонатологов, сам должен обладать достоверными и доказательными знаниями о процессах развития новорожденного, а также принципах эффективного взаимодействия в диаде мать - дитя. Только уверенный в своих знаниях психолог, способный опираться на современные исследования, свободно оперирующий научной и практико-ориентированной информацией, может вызвать доверие у медицинского персонала, и, как следствие, реальными станут принятие рекомендаций и внедрение в практику психологических знаний и навыков эффективной коммуникации.
Младенец появляется на свет чрезвычайно зависимым от заботы и ухода, в силу своей физиологической незрелости он не в состоянии выжить без матери или другого ухаживающего за ним взрослого. В 2002 г. эксперты ВОЗ сформулировали положение: любой специалист, занимающийся приемом родов, должен помнить о том, что новорожденный - это личность со своим нейросенсорным поведением, способностью видеть, чувствовать, ощущать запахи и вкус, плакать счастливо или несчастливо. Помня об этом, мы должны обращаться с новорожденным как с человеком. В течение всего перинатального периода (в перинатальной психологии это весь пренатальный период, сами роды и определенный промежуток времени после рождения ребенка) мать и младенец являются не самостоятельными субъектами, а членами единой психобиологической системы, называемой диада. Для формирования у ребенка стабильного телесного Эго (ощущения себя живым и связанным со своим собственным телом), а также способности любить себя, чувствовать отдельным, отличным от родителей человеком ему необходимо после рождения продолжение отношений со взрослыми, которые заботятся о его физическом и эмоциональном благополучии.
Первые годы жизни, особенно первые месяцы, определяют базовые паттерны взаимодействия с миром и зависят от качества отношений с близкими взрослыми, обычно с матерью и отцом. Д. Винникотт еще в 1956 г. сформулировал жизненно важное отношение ребенка к своей матери, говоря о том, что нет такого понятия, как младенец, есть только младенец с матерью [Винникотт, 2011]. Однако не следует забывать: молодым родителям очень нужна помощь, чтобы справляться с возникшими задачами родительства. Актуализация собственного опыта детско- родительских отношений может приводить как к способности понимать и заботиться о своем ребенке, так и к внутренним конфликтам и негативным переживаниям. Не существует идеальной матери, всегда понимающей своего ребенка и безусловно и ежеминутно любящей его, существует лишь «достаточно хорошая мать» (определение, данное Д. Винникоттом), которая способна передать младенцу базовое чувство позитивного жизненного опыта.