Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 996

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все человеческие эмоции обладают свойством быть амбивалентными: там, где существует любовь, есть место ненависти и гневу; там, где присутствует радость, есть и грусть; терпение переплетается с нетерпением. Стремление быть всегда позитивным, радостным, доступным, чувство вины, возникающее в тот момент, когда ничего этого нет на фоне усталости или раздражения, запрет на негативные

эмоции приводят к различного рода невротическим и психосоматическим нарушениям. Кроме того, важно помнить, что одним из фундаментальных процессов развития является чередование сепарации и воссоединения. Родительская готовность воспринимать своего ребенка, восхищаться им, принимать его чувства и выражать свои в ответ дают ребенку чувство собственной защищенности и стабильности, в этом случае он сможет время от времени выносить и материнские негативные эмоции. Признание важности эмоций выступает центральной задачей: только в процессе распознавания и рефлексии своих чувств можно использовать их как источник понимания, получения достоверной информации о себе и окружающих людях, мире в целом.

В настоящее время не только психология, но и другие науки (неврология, биология, биохимия) едины в том, что эмоциональный опыт с самых ранних этапов развития ребенка является определяющим в формировании его психики. Даже если воспоминания о первых годах жизни не осознаются, они запечатлеваются и влияют на наше восприятие мира как принимающего и любящего или опасного и угрожающего [Дим- Вилле, 2018]. М. Кляйн называла этот процесс «памятью в чувствах», описывая влияние ранних переживаний на личность человека. При этом не только физический контакт (непосредственно тактильные прикосновения), но и эмоциональные его аспекты имеют значение - это и взгляд, и голос, интонация. Усваивая в общении с матерью эмоциональную окраску ее речи, ребенок приобретает сенсорный положительный опыт в процессе успокоения, который затем самостоятельно будет использовать в самоутешении. Ребенок, сталкивающийся с пренебрежением и отторжением, имеет недостаток сенсорного положительного опыта, что затрудняет в дальнейшем развитие собственных положительных эмоций. В то же время ситуация недоверия взрослого своему ребенку, когда родители не позволяют ему оставаться наедине с собой, постоянно держат на руках, сознательно защищая его, но бессознательно передавая информацию, что ребенок не сможет обойтись без них ни секунды, может провоцировать трудности в развитии, такие как неспособность справляться с процессами сепарации - воссоединения.


После рождения условия жизни ребенка кардинально меняются. Он попадает в совершенно другую среду (экологический стресс), с отличающейся температурой по сравнению с внутриматочной (температурный стресс), с другими телесными ощущениями (гравитационный стресс), с огромным количеством зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных раздражителей (сенсорный стресс), с необходимостью самостоятельно дышать (оксидантный стресс) и поглощать пищу (пищевой стресс), что приводит к изменениям практически во всех функциональных системах организма. Ребенок начинает приспосабливаться, адаптироваться к новым условиям существования, что требует усилий и сопровождается пограничными, переходными состояниями периода новорожденности [Кельмансон, 2015].

В процессе адаптации к внеутробному существованию участвуют все системы организма ребенка. Повышенный синтез эндорфинов и энкефалинов, а также других неопиатных пептидов-анальгетиков в процессе родов защищает плод от болевых ощущений и дефицита кислорода, сопровождающих родовой стресс. И в первые секунды жизни после рождения младенец не реагирует на болевые, звуковые, световые и другие раздражители, у него отсутствуют мышечный тонус и рефлексы, что напоминает летаргию. Это состояние очень быстро сменяется синдромом только что родившегося ребенка: огромное количество новых стимулов извне и изнутри (сенсорная атака) и большое количество катехоламинов стимулируют глубокий вдох, крик, возбуждение рефлексов; ребенок становится активным, зрачки его расширяются (многие матери обращают внимание на то, что глаза у ребенка после рождения темные и глубокие: «смотришь как в другой мир - глубокий или бездонный»). В этот ранний период ребенок особенно восприимчив к окружающей среде, он запечатлевает моментально и стойко переживания и объекты окружающей среды как первый опыт постнатальной жизни. Такую способность к фиксации раннего опыта К. Лоренц, а за ним и Дж.Боулби назвали импринтингом. Механизмы импринтинга играют огромную роль в формировании будущих взаимоотношений ребенка и родителя, в том числе создавая основу для паттернов поведенческих реакций, используемых во взрослом возрасте.

В результате получения раннего позитивного опыта воссоединения с матерью - возвращения в диадное единство - у младенца снижается тревога, связанная с отделением, что ведет к лучшей адаптации в новом для него мире. Сразу после рождения ребенок способен демонстрировать свои реакции, с помощью крика и телесных движений сигнализируя о дискомфорте. На ранних этапах своего развития новорожденный находится между чувством безопасности и удовлетворения и страхом дезинтеграции и потери себя. Материнские прикосновения и другие стимулы, идущие от матери, помогают снизить этот страх дезинтеграции. Э.Бик указывает, что только в переживании безопасного пребывания на материнских руках новорожденный получает ощущение своей собственной кожи как надежной границы, внутри которой удерживается Эго [Психология и психопатология кожи, 2011]. Внутриутробно ребенок уже получает опыт пространственной границы, взаимодействуя со стенками матки, а после рождения его телесные восприятия зависят от прикосновений и других сенсорных стимулов матери (ее запаха, контакта кожа к коже, ее голоса, зрительного контакта). Сохранение знакомых еще с внутриутробной жизни стимулов поддерживает необходимое ребенку чувство безопасности, поэтому его следует чаще брать на руки; покачивая, совершать ритмичные движения, синхронные с движениями младенца; укачивание успокаивает ребенка, улучшает его сон, способствует уменьшению нарушений дыхания, когда он спит.



Уже в первые дни жизни ребенок демонстрирует формы социального поведения. Например, синхронная киносъемка позволила увидеть, что движения матери и младенца представляют собой гармонично сочетающиеся взаимные приближения и отступления, как бы своеобразный вальс, то есть ребенок способен к организованным избирательным реакциям на воздействия со стороны взрослого и достаточно сложному взаимодействию с ним [Кельмансон, 2015]. Уже сразу после рождения ребенок способен имитировать мимику взрослого, причем такое поведение взаимно. Д. Винникотт высказывал предположение, что это имитационное поведение родителей (когда родители копируют мимику новорожденного) по отношению к младенцу помогает формированию Я ребенка, а отсутствие имитационного поведения со стороны матери не позволяет детям увидеть себя со стороны, что нарушает развитие ребенка, тормозя его способности. Интересными являются исследования о наличии у новорожденного зрительного предпочтения: уже в возрасте двух дней младенец предпочитает дольше рассматривать изображения, имеющие определенные характеристики - лицо, концентрические круги, а не просто цветные диски; движущиеся контуры, а не неподвижные предметы.

Особенный и чувствительный послеродовый период важен как для новорожденного так и для матери с целью укрепления связи между ними. Разлучение матери и ребенка даже на день-два нарушает эту связь и может иметь неблагоприятные последствия в отношении матери к уходу за ребенком и грудному вскармливанию. Исследователями установлено, что новорожденные дети, у которых в течение 90 минут после рождения имелся контакт с матерью кожа к коже, плакали значительно реже, чем те, которых мыли, пеленали и укладывали в кроватки; способность ребенка осуществлять «ползание» к груди матери, его успокоение при тесном контакте с матерью и согревание на ее груди - это генетически обусловленные механизмы, направленные на сохранение жизни.

Экспертами ВОЗ и ЮНИСЕФ даны рекомендации: обеспечивать тесный контакт кожа к коже (при отсутствии медицинских противопоказаний со стороны матери и ребенка) сразу после рождения и до завершения первого кормления, практиковать круглосуточное совместное пребывание новорожденного с матерью без специального расписания; мать должна принимать активное участие в уходе за ребенком. Примечательно, что внедрение этих принципов в практику привело к существенному снижению случаев отказа женщин от своих новорожденных детей и увеличению продолжительности грудного вскармливания.


Развитие областей мозга, ответственных за эмоциональную жизнь человека, зависит от количества позитивных опытов, которые переживает ребенок, так как они порождают биохимические реакции, стимулирующие развитие связи между нейронами. С.Герхард называет младенцев сырым материалом для самих себя, наделенным генетическим багажом и уникальными возможностями, но развитие которых возможно только в ответ на внимание и заботу человека [Герхард, 2017]. Она полагает, что у ребенка, с которым плохо обращались, может развиваться иной ответ на стресс и, соответственно, наблюдаться иная биохимическая картина, чем у ребенка, с которым обращались хорошо. Младенцы депрессивных матерей приспосабливаются к низкой стимуляции и привыкают к отсутствию позитивных чувств. Младенцы сверхактивных матерей могут быть чрезмерно возбуждены, им свойственны эмоциональные всплески. Из-за раннего неблагоприятного опыта могут меняться адаптационные реакции в ситуации стресса, другие физиологические реакции. Лишь с помощью адекватного сопровождения собственного эмоционального состояния со стороны ближайшего взрослого ребенок получает позитивный опыт снижения высокого уровня возбуждения и постепенно учится делать это самостоятельно. Новорожденный не способен ментально обрабатывать сложную информацию, чтобы уменьшить дискомфорт и стресс, ему нужна помощь близкого взрослого. При частом повторении опыта взаимодействия с ухаживающими взрослыми у младенца начинают появляться закономерности поведения: постепенное освоение и распознавание образов взрослого, ребенок учится ожиданию этих образов, связанных с комфортом или страданием. Например, младенец может представить себе образ улыбающейся матери, которая приходит и успокаивает его, когда он плачет, или образ сердитой и напряженной матери, которая пугает его.

Именно в первые месяцы жизни центром переживания младенца являются реакции заботящегося лица на его потребности и способность взрослого отражать чувства ребенка - все это помогает ему устанавливать отношения с собой, с внешним миром и другими людьми. Выражением лица, тоном, прикосновением и движением взрослый реагирует на состояние младенца, отражая его чувства даже в невербальной форме. Благодаря этому ребенок учится замечать свои состояния и чувства, а также реагировать на состояния и чувства других людей.


Таким образом, на основании приведенных исследований, формирующих психологические знания о раннем этапе развития новорожденного ребенка, клинический психолог может и должен донести до врачей-неонатологов и других медицинских работников, взаимодействующих с семьей, у которой появился новорожденный, мысль о чрезвычайной важности периода сразу после родов как сензитивного, определяющего формирование отношений родителей с ребенком и материнского поведения. Врачам необходимо понимать, что в это время мать, а зачастую и отец ребенка очень сильно зависят от качества оказываемых им медицинских услуг и психологической поддержки. Д. Винникотт определил состояние матери начиная с последних недель до родов и в первые недели после них как состояние первичной преданности, посвященности, характеризующееся повышенной чувствительностью к потребностям ребенка, что способствует в дальнейшем развитию безопасной привязанности, и при этом для сохранения данного состояния женщине необходима поддержка со стороны окружающих ее людей - как родственников, так и медицинского персонала.

У матерей, имеющих ранний опыт тесного тактильного контакта со своим новорожденным младенцем, отмечается значительное повышение плазменного уровня окситоцина по сравнению с уровнем перед родами. Это сочетается с повышением данного гормона в головном мозге женщин и сопровождается успокоением и определенными элементами поведения: мать всматривается в глаза ребенку, нежно прикасается к нему, разговаривает с ним; она думает о нем, испытывает чувство любви. В результате совместного пребывания с новорожденным в течение нескольких часов после родов женщины способны узнавать своего ребенка по запаху, по лицу и характеру крика. Кроме того, ранний контакт с младенцем важен не только для матери, но и для отца. По данным исследований, если отцу предоставлялась возможность быть после родов наедине со своим ребенком в тактильном контакте, в дальнейшем отцы проводили вместе со своими детьми столько же времени, сколько и матери, держа ребенка на руках и гладя его. Качество родительского ухода существенно улучшалось, отцы чаще брали младенца на руки, больше вокализировали.

Таким образом, ограничение тесного контакта ребенка с родителями после родов может создать психотравматическую ситуацию, препятствующую снижению сепарационной тревоги и формированию бондинга - интуитивной незримой связи между ребенком и матерью, возникающей после рождения, благодаря которой они сохраняют общие границы и продолжают оставаться единым целым в диаде мать - дитя [Добряков, 2010].