Файл: Санктпетербургский государственный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 1171

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особое значение для развития раннего взаимодействия матери и ребенка имеет кормление грудью, во время которого частично восстанавливается единство границ матери и младенца, у ребенка снижается сепарационная тревога, то есть задача кормления грудью - это не просто насыщение, а инициация человеческих отношений, формирование модели отношений к миру в целом. Д. Винникотт говорил, что самое главное в кормлении - не кормление [Винникотт, 1998].

С вопросами грудного вскармливания женщина обращается в первую очередь к неонатологу, наблюдающему ее ребенка, и лишь не получив полной информации от него, может обратиться к другим специалистам (например, консультантам по грудному вскармливанию), а часто черпает информацию в Интернете, на форумах, предлагающих, как правило, недостоверные или противоречивые мнения. Поэтому неонатолог должен обладать достаточной информацией не только о физиологических свойствах грудного молока (что очень хорошо знает каждый врач, закончивший педиатрический факультет), но и информацией о психологических аспектах грудного вскармливания и его значимости как для младенца, так и для матери. Уверенность в важности сохранения грудного молока, которую может внушить и/ или укрепить неонатолог, способствует выработке грудного молока в столь же существенной мере, как и положительные эмоции и состояние матери.

Известно, что наличие грудного вскармливания способствует большей неврологической устойчивости ребенка, повышению остроты зрения, коммуникабельности, развитию памяти, более высокому коэффициенту интеллекта. Младенец, которого кормят грудью по требованию, меньше плачет, обладает более глубоким и спокойным сном, у него быстрее формируется правильная микрофлора кишечника, что уменьшает проявления кишечных колик младенческого возраста и способствует лучшей работе желудочно­кишечного тракта. Тесная эмоциональная связь, возникающая в период кормления ребенка грудью, сохраняется на долгие годы, формируя чувство безопасности и защищенности.

Женщины, кормящие грудью, обладают повышенным запасом энергии; гормоны гипофиза, вырабатывающиеся при кормлении, изменяют нейроэндокринный статус, делая женщину более умиротворенной и работоспособной, содействуют быстрому восстановлению после родов. Кормление грудью вызывает у матери удовлетворение, способствует проявлению нежных, ласковых чувств к ребенку, а также чувству собственной значимости и нужности. Положительные эмоции, удовольствие от взаимодействия с младенцем, прикосновений к нему, уверенность матери в важности грудного вскармливания - все это помогает выработке грудного молока; в свою очередь, отрицательные эмоции, неприятные чувства, страх, боль, неуверенность, волнение и сомнения в достаточности молока могут тормозить рефлекс его выработки и даже полностью прекратить его поступление. Следовательно, женщина, находящаяся в послеродовом отделении, должна чувствовать спокойствие и комфорт, и создание такой атмосферы во многом зависит от медицинского персонала роддома.


Работая с врачами-неонатологами, клинический психолог формирует психологическую компетентность медицинского персонала, опираясь на достоверные и доказательные знания о раннем психическом развитии ребенка, важности детско- материнского взаимодействия в диаде мать - дитя. Темами для образовательных лекций, направленных на улучшение понимания врачами психологического состояния матери и младенца, могут быть следующие:

  1. Значимость раннего опыта взаимодействия в системе мать - дитя для психического и эмоционального развития ребенка. Импринтинг и бондинг как необходимые компоненты детско- родительского взаимодействия.

  2. Обеспечение раннего телесного контакта с новорожденным как залог качественного формирования телесности и безопасности младенца.

  3. Поддержка грудного вскармливания - формирование модели отношений к миру.

Формулируя рекомендации по осуществлению эффективной помощи семье в период новорожденности, психолог может выделить следующие

задачи медицинского работника:

  1. Помочь женщине во время родов, сводя по возможности к минимуму медицинские вмешательства.

  2. Убедить женщину использовать те виды обезболивания, которые не помешают грудному вскармливанию.

  3. Оставить ребенка в непосредственном телесном контакте с матерью (кожа к коже) до окончания первого вскармливания.

  4. Создать условия для общения матери с ребенком после родов, помогать, если в этом есть необходимость или мать просит об этом.

  5. Уносить ребенка от матери только в случае крайней необходимости.

  6. Убедить мать вступать в непосредственный контакт с ребенком (кожа к коже) как можно чаще в первое время после родов и помочь ей.

  7. Инициировать и поддерживать грудное вскармливание, акцентируя на его преимуществах и важности как для ребенка, так и для матери.

  1. Психические состояния матери в послеродовой период
    и их влияние на детско-родительское взаимодействие


В послеродовый период эмоциональное состояние матери, как правило, является лабильным и зависит от множества внутренних и внешних факторов. При этом ее эмоции напрямую влияют на ребенка и качество заботы о нем, включенность в уход, чувствительность к потребностям младенца. Зачастую именно неонатолог, каждый день наблюдающий ребенка и его взаимодействие с матерью, может первым обратить внимание на нарушение материнско-детского диалога и тем самым на раннем этапе оказать психологическую поддержку или направить женщину к психологу.

Абсолютное большинство женщин ожидают, что после рождения ребенка они сразу начнут испытывать чувство любви и привязанности, и, если этого не происходит, испытывают чувство вины и тревоги, которыми не могут поделиться даже с близкими людьми. А вот задать вопрос врачу-неонатологу о «правильности» или «неправильности» своих переживаний многие отваживаются.

Известно, что чувство любви к своему младенцу не всегда проявляется сразу после родов, некоторые женщины отмечают, что при рождении ребенка они не испытывали сильных положительных чувств к нему, иногда возникало нейтральное и даже негативное отношение. Специалисты считают, что такая ситуация свидетельствует о задержке формирования материнско- младенческой привязанности и выявляется примерно у 10% женщин. С большей вероятностью нарушение формирования привязанности происходит при наличии проблем в родовой деятельности, а также при неблагоприятном течении послеродового периода как со стороны матери, так и ребенка. Неблагоприятные события в ранний период после родов, сопровождающиеся тревогой за здоровье и состояние новорожденного, даже при благоприятном исходе могут вести к таким нарушениям, которые получили название синдрома ранимого ребенка [Green, Solnit, 1964]. Также факторами, способствующими нарушению формирования материнско-детской привязанности, могут оказаться личностные проблемы матери, ее собственный негативный опыт детско-родительских отношений, отсутствие социально-психологической поддержки, нежеланная беременность или неконструктивные мотивы зачатия этого ребенка.


В некоторых случаях нарушение привязанности выступает симптомом тяжелого психического нарушения у матери, при этом у нее может наблюдаться отсутствие интереса к ребенку, пренебрежение его потребностями, нежелание взаимодействовать с ним - вплоть до абсолютного неприятия ребенка и враждебных навязчивых чувств к нему. В таких случаях не исключена и консультация психиатра.

Задержка формирования привязанности при достаточной психологической поддержке может сойти на нет в течение нескольких дней или недель после рождения ребенка, но для этого необходимо разъяснение специалистами женщине ее состояния, его возможных причин, предотвращение формирования чувства вины. Знание неонатологом ранних симптомов нарушений детско- материнской привязанности и умение распознать их способствуют своевременной диагностике и профилактике развития негативных последствий в дальнейшем.

Подчас нарушения материнско-детского взаимодействия спровоцированы эмоциональными или психическими расстройствами матери в послеродовом периоде. Одной из форм послеродовых эмоциональных нарушений является «материнский блюз», наблюдаемый в течение первых десяти дней после родов. Это частое (встречается до 80% случаев) транзиторное, доброкачественное состояние, начинающееся как правило на третий-четвертый день после родов, достигающее пика к пятому- шестому дню. Проявления сопровождаются немотивированным плачем, выраженной эмоциональной лабильностью, периодически возникающими резкими подъемами настроения с болтливостью и радостными чувствами, сменяющимися раздражительностью, нарушениями сна и беспокойством. Отмечено, что «материнский блюз» чаще выявляется на фоне неблагоприятных внутрисемейных отношений, стрессовых ситуаций и нарушения социальной адаптации, а также у женщин, имевших ранее признаки депрессивных расстройств. Некоторые исследователи обращают внимание на биологические маркеры, повышающие риск возникновения «материнского блюза»: более высокий уровень эстрадиола в плазме крови до и после родов, резкое нарастание и высокий уровень прогестерона до родов в сочетании с резким его снижением после них. В подобной ситуации женщина нуждается в психологической поддержке, ей следует разъяснить, что симптомы, которые присутствуют, встречаются достаточно часто и скоро пройдут. Вовлечение женщины в уход за новорожденным с достаточной долей поддержки и помощи способствует более быстрому прохождению этих симптомов. Считается, что данное расстройство представляет собой вариант нормальной психической реакции на роды, протекает на субклиническом уровне и, как правило, не требует активного психологического вмешательства.


Гораздо более серьезным расстройством является послеродовая депрессия, первые признаки которой могут быть замечены окружающими, в первую очередь родственниками женщины и медицинским персоналом. По результатам исследований различных авторов, депрессивные расстройства у родильниц наблюдаются с частотой от 10-15 % до 41,5 % случаев. К сожалению, до 50 % случаев постнатальных депрессивных расстройств не распознается вовремя [Shapiro et al., 1984, Murray et al., 1991], в связи с чем психологическая грамотность и адекватная настороженность врачей и медицинского персонала, наблюдающего женщину в послеродовый период, являются не просто желательным, но обязательным условием профилактики депрессии.

В послеродовом периоде биологическая перестройка (сомато- эндокринные, диэнцефальные нарушения) в организме любой женщины изменяет реактивность ее организма. На такой измененной почве даже незначительные сложности могут приобретать травматизирующий характер, обусловливая развитие различных по глубине депрессивных состояний [Качаева, Щукина, 1991]. В ответ на родовой стресс симпатоадреналовая система и кора надпочечников роженицы реагируют усилением секреции адреналина, норадреналина и кортизола, сила реакции зависит от возраста, конституции женщины и вида родовых стрессов. У молодых первородящих женщин дородовой, родовой и послеродовой стрессы проявляются сильнее, чем у перво- и повторнородящих благоприятного фертильного возраста. К биологическим факторам, увеличивающим родовой стресс, относятся затянувшиеся роды, продолжительный безводный период, кровотечения в последовом периоде [Конке, 1996].

Наследственные, социальные, психотравмирующие факторы и осложненное течение беременности имеют значение в развитии послеродовых депрессий. С наибольшей частотой в послеродовом периоде встречаются соматогенные, реже реактивные и совсем редко эндогенные депрессии. С. С.Феоктистова к факторам риска послеродовых психических расстройств относит следующие [Феоктистова, Маклашова, 1997]:

  • острые, хронические инфекции, интоксикации;

  • осложнения беременности;

  • патологические роды, оперативное родоразрешение;

  • неблагоприятный исход родов для новорожденного;

  • хронические стрессовые ситуации;

  • отягощенную психическими расстройствами наследственность или перенесенные в прошлом невротические состояния.