Файл: Луганской народной республики государственное образовательное учреждение высшего образования луганской народной республики.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
формировать у подрастающего поколения культуру безопасности.
Повышение педагогической компетентности в вопросе безопасности значительно повысит эффективность формирования культуры безопасности детей, проживающих на той или иной этой территориях.
В связи с этим в рамках подготовки и повышения квалификации кадров необходимо:
- повышать компетенцию педагогов в вопросах безопасности как в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования (лекции, семинары, дискуссии, диспуты, конференции, практикумы, круглые столы и др.), так и в самих образовательных учреждениях без отрыва от основной профессиональной деятельности (организовать работу методического семинара, проводить ежеквартальные совещания, практические и лекционно-семинарские занятия по вопросам безопасности с привлечением всех заинтересованных лиц (педагогов, медицинских работников, психологов, участковых уполномоченных, представителей природоохранных организаций, структур гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, средств массовой информации и др.);
- вооружить педагогов новейшими теоретическими и практическими знаниями в вопросе безопасности жизнедеятельности обучающихся;
- способствовать обмену знаниями и опытом между педагогами;
- формировать педагогическую компетенцию в вопросе безопасности детей;
- способствовать развитию у педагогов потребности непрерывного самосовершенствования и самообразования в области безопасности.
Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения образовательного учреждения осуществляется при наличии специалистов: психолога, социального педагога, логопеда, медицинского работника.
Выделим основные направления психолого-педагогического сопровождения в рамках обеспечения субъектов образовательного процесса:
- соответствие учебной нагрузки психофизиологическим возможностям детей;
- своевременность и систематичность психолого-педагогической помощи;
- обеспечение оптимальных педагогических, психологических, социальных условий развития ребенка на каждом возрастном этапе;
- своевременное и систематическое изучение психологических индивидуальных особенностей детей с целью выявления причин их проблем и способов терапии;
- оказание комплексной помощи детям с особенностями развития;
- коррекционная и реабилитационная работа с детьми-инвалидами;
- профилактика девиантного поведения (безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и др.);
- взаимодействие с родителями (психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование).
Выделим основные направления медико-социальное сопровождения в рамках обеспечения субъектов образовательного процесса:
-организация здоровье сберегающего учебно-воспитательного процесса;
- выполнение санитарно-гигиенических требований;
- соблюдение воздушно-теплового режима и освещения;
- организация горячего питания;
- повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы;
- соблюдение требований организации учебно-воспитательного процесса;
- соответствие программ, методов и методик обучения функциональным и возрастным особенностям детей;
- мониторинг состояния здоровья и физического развития детей;
- организация профилактической работы по охране жизни и здоровья детей;
- использование средств безмедикаментозного лечения;
- пропаганда здорового и безопасного образа жизни.
Выполняемые в комплексе выделенные условия обеспечат безопасность образования во всех регионах ЛНР.
Рассмотренные аспекты условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у участников образовательного процесса в этом подпункте позволят обеспечить единство подходов и получения позитивного результата у педагогов, родителей, и в особенности, у обучающихся (детей).
2.2 Диагностика культуры безопасности обучающихся в общеобразовательном учреждении
В процессе формирования культуры безопасности школьников осуществляется диагностика готовности обучающихся к безопасной жизнедеятельности.
Это этап педагогического процесса, основная функция которого - получение информации о результатах развития готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Именно в процессе контроля знаний и умений школьников по основам безопасности диагностика реализуется как этап.
Это функция в управлении процессом развития культуры безопасности школьников. В педагогическом процессе получение информации о ходе и результатах воспитания осуществляется постоянно, именно так диагностика реализуется как непрерывная функция управления.
Это форма обучения и воспитания, если диагностика осуществляется в виде экзамена, урока контроля результатов обучения, соревнований по основам выживания и т.д.
Это закономерность педагогического процесса. Данная закономерность может быть сформулирована следующим образом. Если в педагогическом процессе систематически осуществляется диагностика уровня формирования и развития культуры безопасности обучающихся, то это способствует повышению эффективности подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности.
Это принцип педагогического процесса. Данный принцип, вытекающий из рассмотренной выше закономерности, может быть сформулирован следующим образом. Принцип диагностики культуры безопасности школьников является одним из основных требований к процессу формирования культуры безопасности, которое ориентирует педагогов и обучающихся на систематическое и опережающее получение информации об уровне развития у школьников готовности к безопасной жизнедеятельности.
Можно выявить следующие функции диагностики уровня развития культуры безопасности школьников:
аналитическую (познание объективных свойств культуры безопасности школьников);
оценочную (определение степени соответствия выявленных характеристик культуры безопасности какому-либо критерию);
учетную (систематизация и подготовка к использованию результатов анализа и оценки);
констатирующую (фиксация наличного уровня культуры);
объяснительную (определение причин выявленного уровня культуры безопасности);
прогностическую (прогнозирование характера развития культуры безопасности на основе выявления тенденций ее развития);
корректирующую (устранение выявленных недостатков в направленности, содержании и уровне сформированности культуры безопасности);
превентивную (профилактика негативных тенденций в развитии школьников);
стимулирующую (стимулирование школьников к самосовершенствованию готовности к безопасной жизнедеятельности);
обучающую (формирование знаний и умений безопасности жизнедеятельности);
развивающую (развитие интеллектуальной, психологической, коммуникативной готовности к выживанию);
воспитательную (совершенствование личностных качеств, способствующих безопасности человека и общества);
организационную (координация деятельности педагога и обучающихся в процессе формирования культуры безопасности).
В структуре диагностики культуры безопасности школьников выделяются следующие компоненты: анализ, оценка, учет.
Анализ включает выяснение объективных характеристик культуры безопасности школьников (какие именно элементы культуры безопасности присвоены, какие личностные качества сформированы и т.д.). В ходе оценки выясняется степень соответствия выявленных характеристик культуры безопасности различным критериям, используемым в педагогическом процессе. Результаты анализа и оценки обобщаются, систематизируются, оформляются, хранятся, готовятся к использованию на других этапах (помимо диагностики) управления учебным процессом. Этот процесс в педагогике обычно именуется при помощи понятия «учет».
В составе диагностики культуры безопасности обучающихся присутствуют в качестве компонентов диагностика (со стороны педагога), взаимодиагностика (участие школьников в диагностике готовности товарищей к безопасной жизнедеятельности) и самодиагностика уровня сформированности культуры безопасности. Диагностику осуществляет учитель, который наблюдает за школьниками, проводит диагностические беседы, тестирование, анкетирование и т.д.
Взаимодиагностику осуществляют школьники в парных и групповых формах деятельности в учебном процессе.
Самодиагностику своего уровня готовности к безопасной жизнедеятельности ведут сами школьники, которые осуществляют самонаблюдение, самоконтроль, самоанализ, самооценку для последующего самосовершенствования готовности к безопасности жизнедеятельности.
При этом следует различать самоконтроль школьников в момент деятельности (в опасных, чрезвычайных и т.д.) и самодиагностику культуры безопасности, которая осуществляется на основе анализа, оценки, систематизации данных о прошедших эпизодах жизнедеятельности (прежде всего в опасных ситуациях) и выполнения специальных видов деятельности по выполнению задач, заданий, тестов, заполнению анкет и т.д. с последующей оценкой результатов на основе специальных критериев.
Проанализируем содержание и процесс диагностики культуры безопасности в учебном процессе.
При обучении школьников курсу ОБЖ лишь проверяются знания и умения безопасности жизнедеятельности, предусмотренные учебными программами, причем преимущественно на репродуктивном уровне (часто на уровне узнавания, обычно - на уровне воспроизведения, реже - на уровне практического применения и творчества). Тем самым учитель получает ограниченную, неполную информацию о результатах воспитания готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Ведь мотивы к безопасности, мировоззренческая и нравственная готовность к безопасности имеют не меньшее значение, чем усвоение конкретных знаний и умений безопасной жизнедеятельности. Имея фрагментарную и зачастую искаженную информацию об уровне культуры безопасности школьников (лишь о некоторых знаниях и умениях), учитель не имеет возможности эффективно корректировать имеющиеся черты деструктивности школьников (о них педагог нередко не имеет информации), стимулировать развитие готовности школьников к безопасности, развивать их личностные качества, необходимые для безопасности жизнедеятельности. Причины такого положения многообразны, но одна из них состоит в уровне разработанности в педагогике теории и методики диагностики культуры безопасности в учебном процессе.
Диагностика культуры безопасности должна дать информацию не просто о том, готов ли школьник к безопасной жизнедеятельности (или не готов), но ответить на вопросы: на каком уровне он готов, к каким видам опасности и в какой степени готов (или не готов), какова динамика готовности к опасности, какие слабые и сильные стороны подготовки школьника к безопасности, какие наиболее существенные недостатки (достижения) в подготовке к безопасности и т.д.
Эффективность диагностики культуры безопасности школьников в учебном процессе прежде всего зависит от используемых педагогом средств диагностики. К педагогическим средствам диагностики относятся:
. средства получения первичной информации (наблюдение за деятельностью школьников, изучение результатов деятельности школьников, тесты, анкеты, задачи, вопросы и т.д.);
. средства анализа полученной информации о процессе и результатах формирования культуры безопасности (основные понятия, используемые для определения объективных свойств и характеристик культуры безопасности школьников);