Файл: Луганской народной республики государственное образовательное учреждение высшего образования луганской народной республики.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


. средства оценки уровня сформированности и эффективности формирования культуры безопасности школьников (критерии оценки уровня развития культуры безопасности, эффективности, интенсивности, оптимальности процесса формирования культуры безопасности);

. средства хранения, систематизации полученной информации о процессе и результатах формирования культуры безопасности (компьютерные программы, протоколы, журналы и т.д.).

Из названных четырех групп средств диагностики культуры безопасности вторая и третья группа средств являются основными, от которых зависит содержание деятельности педагога и обучающихся при использовании первой и четвертой групп средств диагностики. Если первая (средства сбора информации) и четвертая группа средств (средства хранения и систематизации) являются универсальными при любом содержании диагностики в процессе формирования, то вторая и третья группы средств являются формой реализации специфики содержания диагностики. Это понятия, используемые для анализа культуры безопасности (вторая группа) и критерии оценки уровня сформированности культуры безопасности (третья группа).

Первичная информация собирается на основе понятий, лежащих в основе анализа готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Хранится и систематизируется информация о культуре безопасности школьников на основе используемых критериев оценки, которые направляют деятельность педагога на наиболее существенные характеристики готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Таким образом, основными средствами диагностики культуры безопасности являются средства анализа и средства оценки культуры безопасности школьников. В связи с этим прежде всего рассмотрим проблему средств анализа и проблему средств оценки культуры безопасности школьников.

Поскольку содержанием анализа является познание существенных свойств личностной формы реализации культуры безопасности, постольку в основе анализа лежит использование обобщенных понятий, отражающих наиболее существенные характеристики готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Соответственно в педагогике, методике обучения ОБЖ рассматриваются различные понятия для анализа культуры безопасности в личностном ее воплощении: «склонность к риску», «стрессоустойчивость», «быстрота», «смелость», «решительность», «сила», «выносливость», «робость», «нерешительность» и т.д. Обилие используемых понятий (для анализа уровня готовности человека к безопасной жизнедеятельности) обусловлено значимостью для человека и общества проблемы готовности к опасным ситуациям. Учитывая необходимость систематизации понятий для анализа культуры безопасности школьников, определим основные, наиболее обобщенные свойства культуры безопасности школьников, охватывающие все остальные характеристики готовности к безопасной жизнедеятельности.


С учетом состава безопасной жизнедеятельности для анализа структуры культуры безопасности школьников выделим основные параметры: мотивация к безопасной жизнедеятельности, система знаний и представлений о безопасности жизнедеятельности, система умений безопасной жизнедеятельности, опыт творческого решения проблем безопасности, готовность к самоконтролю за уровнем безопасности.

На основе исследования личностных качеств, влияющих на уровень безопасности жизнедеятельности человека, назовем вторую группу параметров анализа культуры безопасности: ценностные ориентации в сфере безопасности, личностные смыслы в вопросах безопасности, способности как основа безопасности, взгляды и убеждения по проблемам безопасности, качества личности как предпосылка безопасности.

На основе выявленных выше компонентов культуры безопасности перечислим параметры, входящие в третью группу средств анализа культуры безопасности школьников: мировоззренческая готовность к безопасности, нравственная, психологическая, интеллектуальная, коммуникативная, политехническая, эстетическая, физическая, правовая, медицинская, валеологическая, военно-техническая, профориентационная, экономическая, информационная готовность к безопасной жизнедеятельности.

В ходе диагностики культуры безопасности используются шкалы оценки, которые служат для определения степени соответствия уровня готовности к безопасной жизнедеятельности эталону (эталонам). Основой шкалы оценки обычно является описание различных уровней сформированности готовности к безопасной жизнедеятельности. Каждому из выделенных уровней присваивается наименование, именуемое обычно уровнем, баллом, отметкой, оценкой.

В утвержденном Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства общего и профессионального образования ЛНР в минимуме содержания курса ОБЖ для внесения в государственный образовательный стандарт среднего образования области «Основы безопасности жизнедеятельности» сформулированы требования к уровню подготовки выпускников школ по предмету ОБЖ (Безопасность жизнедеятельности. В требованиях сказано, что обучающиеся обоснованно излагают вопросы о возможностях аварийных ситуаций в жилище, причинах их возникновения и правилах поведения, о различных опасных аварийных ситуациях и т.д. В требованиях зафиксировано положение о том, что учащиеся имеют представление (должны иметь в результате обучения) об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании и т.д. Наконец, в требованиях предусмотрено овладение учащимися навыками пользования подручными средствами и огнетушителем, пользования индивидуальными средствами защиты, соблюдения личной гигиены и здорового образа жизни и т.д. Как видим, речь идет о знаниях, представлениях и умениях (навыках). Видимо, здесь сделана попытка выделить систему знаний и умений безопасной жизнедеятельности. Признавая правомерность данного подхода, отметим, что он не лишен недостатков. Нетрудно заметить, что авторы ограничивают требования перечнем конкретных знаний и умений. Во-вторых, к навыкам (умениям) отнесены как простые и элементарные навыки (например, умение пользоваться огнетушителем), так и необычайно сложный комплекс умений, знаний, мотивов, убеждений, привычек как здоровый образ жизни. Это свидетельствует об недостаточной обоснованности требований (критериев оценки). Вряд ли можно говорить о завершенности перечней сформулированных конкретных знаний и умений безопасной жизнедеятельности. Данные перечни без труда можно дополнить множеством других подобных знаний и умений. Однако более важно то, что в перечне нет указаний на формируемые у школьников мотивы к безопасности, взгляды, убеждения, мировоззренческие позиции, нравственные качества, готовность к самоконтролю в экстремальных условиях. Здесь нет и указания на формирование психологической готовности к опасности и безопасности. В связи с этим следует признать необходимость дальнейшей разработки проблемы критериев оценки процесса и результатов обучения основам безопасности.



Следующий немаловажный аспект проблемы. Нормы оценки фиксируются в нормативных документах: учебных программах, инструкциях, решениях педсовета, приказах директора школы и т.д. В соответствии с законами ЛНР нормативные документы должны соответствовать действующему законодательству. С этой точки зрения еще предстоит проанализировать законы Луганской Народной Республике для разработки норм оценки готовности школьников к безопасности жизнедеятельности. Например, есть нормы права, определяющие права и обязанности граждан в случае пожара, стихийного бедствия, на проезжей части дороги, при обнаружении человека в беспомощном состоянии (травма, кровотечение и т.д., когда он может погибнуть и нуждается в помощи) и т.д. Исходя из такого рода норм права необходимо разработать нормы оценки результатов обучения в курсе ОБЖ.

В нормах оценки в качестве эталона используется идеал, т.е. описание результатов обучения и воспитания, обеспечивающих максимально возможную готовность человека к безопасной жизнедеятельности. Однако идеал, используемый в качестве мерила ценности, выявляет отрицательные ценности. Иначе говоря, любая отметка, кроме «отлично» («5») является в определенном смысле отрицательной оценкой. Независимо от того, «3» или «4» получает учащийся, это означает, что его готовность не полностью соответствует требованиям учебных программ, что он недостаточно подготовлен к опасности. В связи с этим важен вывод, сделанный психологами, что при определенных условиях одна из функций отрицательной оценки (каковой в определенных условиях является и «четверка») является подавление, угнетение деятельности обучающихся.

Немаловажно и то, что нормы оценки имеют ограниченные возможности в оценке эффективности воспитания и обучения. Так, если основная часть обучающихся класса выполнила контрольную работу по ОБЖ на «тройки», это еще не значит, что процесс обучения неэффективен. Ведь во время предыдущего контроля знаний и умений по ОБЖ те же учащиеся не смогли вообще что-либо ответить по вопросам безопасности и выживания.

На основе изложенных выше выводов о сущности, структуре, видах, содержании критериев диагностики культуры безопасности некоторыми авторами разработаны разнообразные средства сбора информации, ее анализа, оценки, систематизации, накопления и подготовки к применению в управлении педагогическим процессом. Изложим некоторые из этих средств диагностики, прежде всего основные критерии оценки культуры безопасности школьников.


Критерии оценки сформированности культуры безопасности школьников по параметру - компоненты деятельности - представим в виде таблицы 1.

Таблица 1.

Критерии диагностики культуры безопасности по параметру - компоненты деятельности

Параметры оценки

Уровни




низкий

средний

высокий

Мотивация

Стремление к саморазрушению.

Стремление к преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

Стремление к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов жизнедеятельности

Знания

Разрозненные знания о безопасности.

Знания об основных вредных и опасных факторах жизнедеятельности и способах их преодоления

Система знаний о вредных и опасных факторах жизнедеятельности и способах их профилактики и преодоления.

Умения

Владение умениями безопасного поведения в привычной обстановке.

Владение умениями безопасного поведения в непривычных, трудных условиях.

Владение умениями безопасного поведения в непривычных, опасных, экстремальных ситуациях.

Творчество

Опыт репродуктивного использования способов безопасного поведения в знакомых условиях.

Опыт реконструкции известных способов безопасности с учетом конкретных условий.

Опыт творческой разработки новых способов безопасности.

Самоконтроль

Самоконтроль за соблюдением норм безопасности по результату деятельности.

Пошаговый самоконтроль за соблюдением норм безопасности.

Прогностический самоконтроль за соблюдением мер безопасности.


Уровни сформированности культуры безопасности школьников по названным выше параметрам (сформированность знаний о безопасности, умений, мировоззренческая готовность, нравственная готовность и т.д.) выделяются с использованием показателей:

Готовность к творчеству в решении проблем безопасности (репродуктивный, продуктивный и творческий уровни).

Готовность к опасным ситуациям: сложным, трудным, опасным, экстремальным, чрезвычайным, критическим ситуациям.


Готовность к опасности в привычной и необычной ситуации.

Готовность к предупреждению, минимизации, преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

Сформированность знаний о безопасности: эмпирические, теоретические знания.

Готовность к самостоятельному решению проблем безопасности и совместным действиям по выживанию.

Подготовленность к действиям в условиях достаточной информации и недостатка информации о грозящей опасности и мерах самозащиты.

Готовность к самозащите в условиях обычного и высокого темпа деятельности.

Готовность к обеспечению безопасности при отсутствии и при наличии помех, неожиданных препятствий.

Системность знаний и умений о безопасности: отрывочные и разрозненные знания и умения, комплекс взаимосвязанных и системных знаний.

Оперативность знаний и умений по проблемам безопасности: готовность к использованию знаний и умений в конкретной опасной ситуации, в различных опасных ситуациях.

Сферы жизнедеятельности, в которых школьник готов к применению знаний о безопасности (быт, досуг, спорт, потребление и т.д.).

Готовность к самосовершенствованию культуры безопасности: сам ставит цели самосовершенствования культуры безопасности, выбирает средства самосовершенствования и т.д.

Готовность к самоконтролю в решении проблем безопасности: итоговый, текущий, прогностический.

Готовность к решению проблем безопасности с помощью специалистов, к самостоятельному решению проблем безопасности.

Готовность к безопасности с использованием специальных средств, приспособленных подручных средств, без применения каких-либо средств.

Готовность к решению своих проблем безопасности, проблем безопасности других людей, проблем безопасности общества и природы.

Готовность к решению проблем безопасности индивидуально, в группе, в коллективе (умение координировать свои действия с действиями других, руководить действиями других участников совместных действий и т.д.).

Готовность к получению помощи от высоконравственных людей, безнравственных людей, криминальных элементов.

Готовность к профилактике и преодолению негативного влияния случайных контактов с контркультурой деструктивности, целенаправленных и систематических влияний контркультуры деструктивности.

Готовность к оказанию помощи другим людям в трудной ситуации, опасной ситуации, экстремальной ситуации.