Файл: Луганской народной республики государственное образовательное учреждение высшего образования луганской народной республики.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. средства оценки уровня сформированности и эффективности формирования культуры безопасности школьников (критерии оценки уровня развития культуры безопасности, эффективности, интенсивности, оптимальности процесса формирования культуры безопасности);
. средства хранения, систематизации полученной информации о процессе и результатах формирования культуры безопасности (компьютерные программы, протоколы, журналы и т.д.).
Из названных четырех групп средств диагностики культуры безопасности вторая и третья группа средств являются основными, от которых зависит содержание деятельности педагога и обучающихся при использовании первой и четвертой групп средств диагностики. Если первая (средства сбора информации) и четвертая группа средств (средства хранения и систематизации) являются универсальными при любом содержании диагностики в процессе формирования, то вторая и третья группы средств являются формой реализации специфики содержания диагностики. Это понятия, используемые для анализа культуры безопасности (вторая группа) и критерии оценки уровня сформированности культуры безопасности (третья группа).
Первичная информация собирается на основе понятий, лежащих в основе анализа готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Хранится и систематизируется информация о культуре безопасности школьников на основе используемых критериев оценки, которые направляют деятельность педагога на наиболее существенные характеристики готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Таким образом, основными средствами диагностики культуры безопасности являются средства анализа и средства оценки культуры безопасности школьников. В связи с этим прежде всего рассмотрим проблему средств анализа и проблему средств оценки культуры безопасности школьников.
Поскольку содержанием анализа является познание существенных свойств личностной формы реализации культуры безопасности, постольку в основе анализа лежит использование обобщенных понятий, отражающих наиболее существенные характеристики готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Соответственно в педагогике, методике обучения ОБЖ рассматриваются различные понятия для анализа культуры безопасности в личностном ее воплощении: «склонность к риску», «стрессоустойчивость», «быстрота», «смелость», «решительность», «сила», «выносливость», «робость», «нерешительность» и т.д. Обилие используемых понятий (для анализа уровня готовности человека к безопасной жизнедеятельности) обусловлено значимостью для человека и общества проблемы готовности к опасным ситуациям. Учитывая необходимость систематизации понятий для анализа культуры безопасности школьников, определим основные, наиболее обобщенные свойства культуры безопасности школьников, охватывающие все остальные характеристики готовности к безопасной жизнедеятельности.
С учетом состава безопасной жизнедеятельности для анализа структуры культуры безопасности школьников выделим основные параметры: мотивация к безопасной жизнедеятельности, система знаний и представлений о безопасности жизнедеятельности, система умений безопасной жизнедеятельности, опыт творческого решения проблем безопасности, готовность к самоконтролю за уровнем безопасности.
На основе исследования личностных качеств, влияющих на уровень безопасности жизнедеятельности человека, назовем вторую группу параметров анализа культуры безопасности: ценностные ориентации в сфере безопасности, личностные смыслы в вопросах безопасности, способности как основа безопасности, взгляды и убеждения по проблемам безопасности, качества личности как предпосылка безопасности.
На основе выявленных выше компонентов культуры безопасности перечислим параметры, входящие в третью группу средств анализа культуры безопасности школьников: мировоззренческая готовность к безопасности, нравственная, психологическая, интеллектуальная, коммуникативная, политехническая, эстетическая, физическая, правовая, медицинская, валеологическая, военно-техническая, профориентационная, экономическая, информационная готовность к безопасной жизнедеятельности.
В ходе диагностики культуры безопасности используются шкалы оценки, которые служат для определения степени соответствия уровня готовности к безопасной жизнедеятельности эталону (эталонам). Основой шкалы оценки обычно является описание различных уровней сформированности готовности к безопасной жизнедеятельности. Каждому из выделенных уровней присваивается наименование, именуемое обычно уровнем, баллом, отметкой, оценкой.
В утвержденном Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства общего и профессионального образования ЛНР в минимуме содержания курса ОБЖ для внесения в государственный образовательный стандарт среднего образования области «Основы безопасности жизнедеятельности» сформулированы требования к уровню подготовки выпускников школ по предмету ОБЖ (Безопасность жизнедеятельности. В требованиях сказано, что обучающиеся обоснованно излагают вопросы о возможностях аварийных ситуаций в жилище, причинах их возникновения и правилах поведения, о различных опасных аварийных ситуациях и т.д. В требованиях зафиксировано положение о том, что учащиеся имеют представление (должны иметь в результате обучения) об основных правилах поведения при смене климатогеографических условий и при вынужденном автономном существовании и т.д. Наконец, в требованиях предусмотрено овладение учащимися навыками пользования подручными средствами и огнетушителем, пользования индивидуальными средствами защиты, соблюдения личной гигиены и здорового образа жизни и т.д. Как видим, речь идет о знаниях, представлениях и умениях (навыках). Видимо, здесь сделана попытка выделить систему знаний и умений безопасной жизнедеятельности. Признавая правомерность данного подхода, отметим, что он не лишен недостатков. Нетрудно заметить, что авторы ограничивают требования перечнем конкретных знаний и умений. Во-вторых, к навыкам (умениям) отнесены как простые и элементарные навыки (например, умение пользоваться огнетушителем), так и необычайно сложный комплекс умений, знаний, мотивов, убеждений, привычек как здоровый образ жизни. Это свидетельствует об недостаточной обоснованности требований (критериев оценки). Вряд ли можно говорить о завершенности перечней сформулированных конкретных знаний и умений безопасной жизнедеятельности. Данные перечни без труда можно дополнить множеством других подобных знаний и умений. Однако более важно то, что в перечне нет указаний на формируемые у школьников мотивы к безопасности, взгляды, убеждения, мировоззренческие позиции, нравственные качества, готовность к самоконтролю в экстремальных условиях. Здесь нет и указания на формирование психологической готовности к опасности и безопасности. В связи с этим следует признать необходимость дальнейшей разработки проблемы критериев оценки процесса и результатов обучения основам безопасности.
Следующий немаловажный аспект проблемы. Нормы оценки фиксируются в нормативных документах: учебных программах, инструкциях, решениях педсовета, приказах директора школы и т.д. В соответствии с законами ЛНР нормативные документы должны соответствовать действующему законодательству. С этой точки зрения еще предстоит проанализировать законы Луганской Народной Республике для разработки норм оценки готовности школьников к безопасности жизнедеятельности. Например, есть нормы права, определяющие права и обязанности граждан в случае пожара, стихийного бедствия, на проезжей части дороги, при обнаружении человека в беспомощном состоянии (травма, кровотечение и т.д., когда он может погибнуть и нуждается в помощи) и т.д. Исходя из такого рода норм права необходимо разработать нормы оценки результатов обучения в курсе ОБЖ.
В нормах оценки в качестве эталона используется идеал, т.е. описание результатов обучения и воспитания, обеспечивающих максимально возможную готовность человека к безопасной жизнедеятельности. Однако идеал, используемый в качестве мерила ценности, выявляет отрицательные ценности. Иначе говоря, любая отметка, кроме «отлично» («5») является в определенном смысле отрицательной оценкой. Независимо от того, «3» или «4» получает учащийся, это означает, что его готовность не полностью соответствует требованиям учебных программ, что он недостаточно подготовлен к опасности. В связи с этим важен вывод, сделанный психологами, что при определенных условиях одна из функций отрицательной оценки (каковой в определенных условиях является и «четверка») является подавление, угнетение деятельности обучающихся.
Немаловажно и то, что нормы оценки имеют ограниченные возможности в оценке эффективности воспитания и обучения. Так, если основная часть обучающихся класса выполнила контрольную работу по ОБЖ на «тройки», это еще не значит, что процесс обучения неэффективен. Ведь во время предыдущего контроля знаний и умений по ОБЖ те же учащиеся не смогли вообще что-либо ответить по вопросам безопасности и выживания.
На основе изложенных выше выводов о сущности, структуре, видах, содержании критериев диагностики культуры безопасности некоторыми авторами разработаны разнообразные средства сбора информации, ее анализа, оценки, систематизации, накопления и подготовки к применению в управлении педагогическим процессом. Изложим некоторые из этих средств диагностики, прежде всего основные критерии оценки культуры безопасности школьников.
Критерии оценки сформированности культуры безопасности школьников по параметру - компоненты деятельности - представим в виде таблицы 1.
Таблица 1.
Критерии диагностики культуры безопасности по параметру - компоненты деятельности
Параметры оценки | Уровни | ||
| низкий | средний | высокий |
Мотивация | Стремление к саморазрушению. | Стремление к преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. | Стремление к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов жизнедеятельности |
Знания | Разрозненные знания о безопасности. | Знания об основных вредных и опасных факторах жизнедеятельности и способах их преодоления | Система знаний о вредных и опасных факторах жизнедеятельности и способах их профилактики и преодоления. |
Умения | Владение умениями безопасного поведения в привычной обстановке. | Владение умениями безопасного поведения в непривычных, трудных условиях. | Владение умениями безопасного поведения в непривычных, опасных, экстремальных ситуациях. |
Творчество | Опыт репродуктивного использования способов безопасного поведения в знакомых условиях. | Опыт реконструкции известных способов безопасности с учетом конкретных условий. | Опыт творческой разработки новых способов безопасности. |
Самоконтроль | Самоконтроль за соблюдением норм безопасности по результату деятельности. | Пошаговый самоконтроль за соблюдением норм безопасности. | Прогностический самоконтроль за соблюдением мер безопасности. |
Уровни сформированности культуры безопасности школьников по названным выше параметрам (сформированность знаний о безопасности, умений, мировоззренческая готовность, нравственная готовность и т.д.) выделяются с использованием показателей:
Готовность к творчеству в решении проблем безопасности (репродуктивный, продуктивный и творческий уровни).
Готовность к опасным ситуациям: сложным, трудным, опасным, экстремальным, чрезвычайным, критическим ситуациям.
Готовность к опасности в привычной и необычной ситуации.
Готовность к предупреждению, минимизации, преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.
Сформированность знаний о безопасности: эмпирические, теоретические знания.
Готовность к самостоятельному решению проблем безопасности и совместным действиям по выживанию.
Подготовленность к действиям в условиях достаточной информации и недостатка информации о грозящей опасности и мерах самозащиты.
Готовность к самозащите в условиях обычного и высокого темпа деятельности.
Готовность к обеспечению безопасности при отсутствии и при наличии помех, неожиданных препятствий.
Системность знаний и умений о безопасности: отрывочные и разрозненные знания и умения, комплекс взаимосвязанных и системных знаний.
Оперативность знаний и умений по проблемам безопасности: готовность к использованию знаний и умений в конкретной опасной ситуации, в различных опасных ситуациях.
Сферы жизнедеятельности, в которых школьник готов к применению знаний о безопасности (быт, досуг, спорт, потребление и т.д.).
Готовность к самосовершенствованию культуры безопасности: сам ставит цели самосовершенствования культуры безопасности, выбирает средства самосовершенствования и т.д.
Готовность к самоконтролю в решении проблем безопасности: итоговый, текущий, прогностический.
Готовность к решению проблем безопасности с помощью специалистов, к самостоятельному решению проблем безопасности.
Готовность к безопасности с использованием специальных средств, приспособленных подручных средств, без применения каких-либо средств.
Готовность к решению своих проблем безопасности, проблем безопасности других людей, проблем безопасности общества и природы.
Готовность к решению проблем безопасности индивидуально, в группе, в коллективе (умение координировать свои действия с действиями других, руководить действиями других участников совместных действий и т.д.).
Готовность к получению помощи от высоконравственных людей, безнравственных людей, криминальных элементов.
Готовность к профилактике и преодолению негативного влияния случайных контактов с контркультурой деструктивности, целенаправленных и систематических влияний контркультуры деструктивности.
Готовность к оказанию помощи другим людям в трудной ситуации, опасной ситуации, экстремальной ситуации.