Файл: Государственные (муниципальные) закупки как инструмент государственного (муниципального) управления в рф (на примере города Москвы ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обязанность размещать информацию о привлечении субподрядчиков исполнителей контракта в единой информационной системе должны быть предоставлены. Данный механизм обеспечит распространение общественного контроля на сферу взаимоотношений между подрядчиками (генподрядчиками) по государственным и муниципальным контрактам с субподрядчиками, соисполнителями, а также предаст гласности факты привлечения недобросовестных агентов. [19]

Более эффективным инструментом выявления коррупции и борьбы с ней является раскрытие информации для общественного контроля. Нужно предусмотреть раскрытие информации о надзорном решении о согласовании или несогласии заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в целях повышения прозрачности закупок и открытости и непрозрачности контрольных подразделений.

8. Кроме того, основной распространенной проблемой в современной практике государственных закупок является «человеческий фактор», который порождает коррупцию. Это подразумевает не просто случайный подкуп чиновников, но и слияние правительства и бизнеса, в котором лоббирование выбора играет все более важную роль наряду с честными конкурентными методами поставщиков.

Хорошо продуманная нормативно-правовая база и компетентное управление закупками могут обеспечить решение этой проблемы.

Обстоятельства, когда система закупок должна ориентироваться на основные принципы, установленные в зарубежной практике закупок[21]:

  • прозрачность – открытость и доступность информации о закупках;

  • подотчетность и надлежащий процесс – строгое соблюдение процедур закупок с государственный и общественный мониторинг;

  • открытая и эффективная конкуренция – не дискриминация;

  • справедливость — равные возможности для всех участников процесса закупок.

9. Одним из решений вопросов в сфере правового регулирования информационного обеспечения закупок может стать оцифровка государственных закупок на основе цифровых паспортов товаров в системе GS1 и электронном документообороте как инструменте прямой помощи предприятиям в экспортно-импортной деятельности [9].

10. Что касается ограничения доступа иностранных компаний на рынок государственных закупок, то имеется три основных направления: государство может ввести запрет на закупку товаров и услуг у иностранных поставщиков; государство может потребовать от иностранных производителей использовать определенное количество местных компонентов в своей продукции; государство может проводить политику ценовых преференций. В этом случае государство устанавливает допустимая разница между ценами иностранных компаний и национальными. Только в том случае, если разница в ценах превышает установленную норму, правительство закупает иностранную продукцию.


Практика систем государственных (муниципальных) закупок некоторых развивающихся стран, таких как Китай, Южная Африка, Бразилия и Мексика показали, что в этих странах широко используются методы поддержки отечественных производителей посредством закупок через дискриминации иностранных компаний. В течение года, работа над развитием поддержки внутреннего производителей через государственные (муниципальные) закупки была активизирована. В частности, поступали предложения ограничить закупки иностранных лекарств и медицинского оборудования, определенных товаров, если их аналоги производятся в России.

Следовательно, система государственных (муниципальных) закупок должна одновременно соответствовать двум типам критериев: требованиям к управлению государственными контрактами и целям экономической политики. По той причине, что одновременное соблюдение требований по этим двум видам часто просто невозможно (например, стимулирование конкуренции и поддержка малого и среднего бизнеса), разработка особое значение приобретает сбалансированная политика таких закупок.

Предложим следующие направления развития государственных (муниципальных) закупок[30, 36]:

  • применение децентрализованного способа закупок при наличии прозрачного и конкретного плана-графика работы, а также при наличии высококвалифицированных специалистов.

  • разработка оперативного алгоритма выполнения действий при изменениях в планах-графиках, что будет способствовать доведению объема финансового обеспечения до заказчика и подрядчика в срок и в полном объеме.

  • упрощение процесса участия малых предприятий в системе государственных закупок, начальная максимальная цена которых, не превышает 1 млн. рублей. Для проведения процедур следует выделить отдельную электронную платформу.

На современном этапе развития экономики России предполагается наличие активных фаз внедрений информационных технологий и инноваций отечественными компаниями с целями реализаций своей стратегии цифровой трансформации. В этих условиях, развитие и применение цифровых технологий возможно хозяйствующими субъектами и государством, заинтересованным в реализациях своей цифровой стратегии и трансформации. В связи с формированием цифровой трансформации общества, государством принято стратегическое решение по изменению условий функционирования государственного сектора с сформированием программы «Цифровой экономики». [70]

По указу Президента РФ от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» установлено, что главной целью развития страны является цифровая трансформация (пункт «д» в первом разделе документа). Согласно этому, в рамках реализации национального проекта развития России «Цифровая трансформация» нужно создание таких целевых показателей, как:



  • достижение «цифровой зрелости» систем государственного управления, включая контрактную;

  • роста доли государственных услуг, доступных в цифровом виде до 95% от общего количества;

  • роста доли населения, доступному широколинейный Интернет до 97% от общей численности;

  • рост капитальных вложений в развитие российских цифровых технологий в 4 раза в сравнении с 2020 годом.

С целью цифровизации систем управления государственными (муниципальными) закупками Правительством РФ приняты такие механизмы для достижения поставленных результатов[64, 66]:

  • создание информационной системы, проводящей мониторинг и оценку социальной и экономической эффективности государственных (муниципальных) закупок с использованием бюджетных средств;

  • внесение изменений в регламенты работы органов государственного управления, принимающих участие в управлении государственными (муниципальными) закупками или проведения внешнего финансового контроля;

  • проведение профессионального обучения сотрудников, принимающих участие в управлении государственными закупками или проведении внешнего финансового контроля в целях приобретения ими «цифровых навыков»;

  • внедрение возможностей подачи жалоб на действия заказчиков в электронной форме;

  • ужесточение ответственности операторов электронных площадок и информационной системы за обеспечение устойчивости их функционирования.

Для успешной реализации национальных целей цифровой трансформации при совершенствовании системы управления государственными (муниципальными) закупками в экономике общественного сектора России было на максимальном уровне необходимо использование механизмов совершенствования организации контроля в сфере закупочной деятельности по решению актуальных проблем:

  • внедрение и применение технологий «смарт-контракта» (блокчейн) для формирования легитимности электронного правительства, обеспечения защиты договорных отношений в процессе закупочной деятельности и установления легитимности договорного воздействия на законодательном уровне[66];

  • мониторинг осуществления принятых управленческих решений по реализации цели цифровой трансформации в системе государственных (муниципальных) закупок;

  • стратегические решения вопросов кадрового обеспечения профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере государственных (муниципальных) закупок, сталкивающихся с трудностями применения инструментов и технологий цифровой трансформации для обеспечения своих должностных обязательств и трудовых задач.


Следовательно, анализ результатов внедрения контрактной системы выявил проблемы, которые в настоящее время требуют рассмотрения для продолжения достижения целей, утвержденных Правительством Российской Федерации при внедрении контрактной системы. Контрактная система обеспечивает прозрачность процесса государственных (муниципальных) закупок и системный подход ко всем этапам закупочной деятельности.

В период действия Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О проведении торгов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» только этап размещения заказа был относительно прозрачным и подлежал общественному контролю. В такой ситуации коррупционный потенциал чаще всего формировался на стадии планирования. В рамках внедрения контрактной системы на законодательном уровне этот недостаток был учтен путем внедрения механизма обязательного обсуждения государственных закупок и его упорядочения. В этом контексте может существовать возможность общественного контроля процесса закупок, начиная с даты размещения графиков закупок в Единой информационной системе.

В настоящее время обязательные публичные обсуждения закупок проводятся при начальной (максимальной) цене более 1 млрд. руб. Но можно установить дополнительные критерии для этой процедуры на региональном и муниципальном уровнях.

Принимая во внимание распространенную практику размещения муниципальных закупок, когда заказчики используют искусственную фрагментацию закупок товаров, работ и услуг, чтобы избежать процедуры общественного обсуждения и анализа структуры расходов на закупку, целесообразно ввести соответствующие дополнительные критерии для контроля:

  • наличие одинакового предмета контрактов в соответствии с Единой общенациональной классификацией товаров по видам экономической деятельности.

  • совокупное значение начальных (максимальных) цен контрактов, определенных по первому критерию, от общего годового объема закупок во всем муниципальном образовании, но не менее 5%.[77]

Участие граждан и общественных организаций в функционировании контрактной системы предполагает, как общественное обсуждение закупок, так и общественный контроль. В целях создания единого подхода к оценке эффективности закупочной деятельности и принципа сопоставимости информации посредством сравнительного анализа эффективности местных органов власти по внедрению контрактной системы, целесообразно использовать показатель комплексной оценки эффективности муниципальных закупок в качестве одного из элементов количественной оценки эффективности закупок и качественная оценка внедрения контрактной системы, полностью заполненной общественными организациями.


Несмотря на установленное законом право общественных объединений и объединений юридических лиц запрашивать информацию о ходе процесса закупок и исполнении контрактов, необходимо оптимизировать процедуру общественного контроля со стороны местных органов власти путем периодической (не реже одного раза в год) публикации сводки результатов процесса закупок, который должен включать значения показателей, характеризующих эффективность каждого этапа процесса закупок.

К 2030 году Москва станет городом, управляемым данными, где решения принимаются на основе автоматической обработки и анализа агрегированных больших данных. Чтобы это преобразование произошло, множество датчиков, работающих в системах электроснабжения, тепло-, газо- и водоснабжения, мониторинга погоды и экологического мониторинга, должны взаимодействовать надежным и эффективным образом. Процессы городской инфраструктуры будут активно автоматизироваться и роботизироваться. В результате внедрения превосходства цифровых документов над бумажными аналогами жители, предприятия и городские власти будут взаимодействовать друг с другом другое в электронном виде. [89]

Органы власти и правительственные учреждения будут работать эффективным образом, открытым для гражданского общества; они будут выполнять свои цели и предоставлять государственные услуги частным лицам и предприятиям в цифровой форме, используя технологию распределенного реестра и смарт-контракты, внедренные при принятии городского бюджета и распределении городских ресурсов. Благодаря «умному» городскому финансированию, основанному на сквозной оцифровке финансовых данных, значительно повысится подотчетность и эффективность расходования бюджетных ресурсов. В то же время со временем большой объем транзакционных издержек, которые составляют значительную долю в нынешней парадигме управления городскими финансами, будет сокращен или полностью устранен.

Цифровое управление закупками - это комплексный набор организационных, нормативных и технологических мер, включающий цифровые и аналоговые элементы:

  • цифровые элементы: цифровые данные и базы данных, цифровые платформы, цифровое взаимодействие (обмен данными и документами), цифровая идентификация, информационный портал и портал услуг, специальные городские приложения, цифровые каналы взаимодействия, кибербезопасность и конфиденциальность, цифровые промышленные решения.

  • аналоговые элементы: законы и нормативные документы, управление изменениями.