Файл: Государственные (муниципальные) закупки как инструмент государственного (муниципального) управления в рф (на примере города Москвы ).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На современном этапе развития в государстве в основном используется смешанная модель, более часто используемая при выборах поставщиков для реализаций крупных инфраструктурных проектов. Однако применяются и две другие модели на уровне муниципальных образований или регионов страны. Механизм государственных закупок представлен на рисунке 22. [19, 30]
План-график закупок
Проведение закупок и заключение контракта
Исполнение контракта
Мониторинг закупок
Аудит в сфере закупок
Контроль в сфере закупок
Рисунок 22 - Алгоритм механизма закупок, действующий на территории России
Следовательно, анализ вышеуказанных моделей закупок подтверждает наличие в нашей стране смешанную модель управления системой закупок. Благодаря ее применению, институт закупок в России динамично развивается.
Но при выборе поставщиков стоит обращать внимание на цену и использовать контроль квалификации в системе тендеров, проводя оценку конечной эффективности каждого контракта. Схема работы по оценке в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства представлена на рисунке 23. [19, 30]
Критерий конкуренции закупок
Критерий подозрительности закупок
Критерий соблюдения законодательства
в сфере закупок
Критерий экономности закупок
Критерий качества планирования закупок
Рисунок 23 - Параметры оценки механизма закупок
Представленный на рисунке 23 алгоритм предлагается применять при оценке каждого участника закупок, проводя данные оценки в отношении каждого тендера.
Организационные методы управления государственной (муниципальной) системы закупочного цикла[19, 30]:
-
подбор сотрудников с соответствующей квалификацией; -
строгая регламентация процесса взаимодействия на всех этапах формирования заказа; -
внедрение современных инструментов и методов планирования, прогнозирования, финансового и экономического анализа; -
более глубокое и качественное изучение документации по закупкам; -
изучение соответствующего рынка товаров (работ, услуг); -
выбор объекта покупки из сегмента рынка, где существует конкуренция; -
исключение положений, ограничивающих конкуренцию, из документации о закупках; -
осуществление закупок только при условии финансирования.
Административные методы управления государственной (муниципальной) системы закупок включают[19, 30]:
-
предварительный отбор участников закупок в соответствии с требованиями закона; -
наличие требований к участникам закупок: отсутствие недобросовестных поставщиков в реестре.
Экономические методы управления государственной (муниципальной) системы закупок включают[19, 30]:
-
максимальное обеспечение исполнения контракта, заявок на участие в тендерной процедуре; -
ответственность руководства (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта; -
ответственность руководства в виде штрафа на сотрудника по контракту за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
По результатам экспериментального исследования системы ориентированной модели управления закупками была проведена на примере блока государственных (муниципальных) закупок города Москвы на основе аналитических и статистических данных за 2021 год.
Результаты анализа показали, что большинство проблем в системе управления закупок возникают во время исполнения контракта, о чем свидетельствует высокий процент выполнения контрактов аннулирования и обработка претензий. Москва имеет высокую вероятность уменьшения конкуренции при осуществлении закупок. Этот факт, является признаком коррупции и обязан привлечь внимание законодателя в сфере государственных закупок. О высокой коррупционной составляющей государственных (муниципальных) закупок свидетельствует большое количество жалоб в контролирующие органы относительно соблюдения закона о контрактной системе в сфере закупок при размещении государственного заказа.
Следовательно, на заключение контрактов для государственных (муниципальных) нужд приходится значимая доля бюджета Москвы, поэтому, задача эффективного использования выделяемых на эти цели средств, которая должна быть решена в первую очередь при эффективном размещении государственного заказа, приобретает особую актуальность. Финансовые ресурсы имея определенный предел в условиях нынешнего экономического и политического кризиса стали особенно актуальными, так как влияют на сбалансированность бюджета и экономическую безопасность.
С каждым годом в Москве объемы финансирования в сфере государственного и муниципального контракта значительно растут, поэтому эффективность государственных контрактов является главной и «вечной» проблемой управления государственными (муниципальными) закупками. По данным аналитиков, «для того, чтобы управление закупками было эффективно, оно должно удовлетворять потребностям соответствующих субъектов, общества, государства и частного сектора». [40, 89]
Признавая абсолютную важность совершенствования института управления государственными (муниципальными) закупками, подчеркнем, что формирование федеральной контрактной системы является целью не только эффективной реализации функции удовлетворения потребностей государственного (общественного) потребления, но и функцией экономической безопасности. В современной смешанной экономике государство, выступая крупнейшим заказчиком и потребителем товаров из широкого ассортимента отраслей, превращает государственный спрос в мощный инструмент регулирования экономики, влияющий на ее структуру и динамику, решая стратегические задачи развития государства. Поэтому в рамках данного исследования стоит определить, в какой степени система управления государственными (муниципальными) заказчиками Москвы влияет на экономическую безопасность. Для этих целей был проведен опрос среди экспертов по закупкам: 750 экспертов - специалистов по закупкам из различных государственных (муниципальных) учреждений города Москвы. Все респонденты отметили наличие указанных недостатков в практике распределения государственного (муниципального) заказа и предоставили экспертную оценку рисков по степени влияния по шкале от 1 до 5 баллов.
Результаты опроса показали большую степень влияния на систему управления государственными (муниципальными) закупками, как[19, 30]:
-
неудовлетворенная потребность государственных (муниципальных) заказчиков; -
ограничение конкуренции; -
выбор недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Результаты анализа объясняются тем, что система управления в сфере государственных (муниципальных) закупок - это, есть строго целевое и эффективное использование бюджетных средств, соблюдение нужного качества поставляемых товаров (работ, услуг), максимально полное использование предоставления конкурентных тендеров при выборе исполнителей госзаказа, противодействия распространению криминально-коррупционных угроз.
Подводя итог, отметим, что анализ системы управления в сфере государственных (муниципальных) закупок позволяет в полной мере раскрыть природу осуществления закупочного цикла и определить сценарий для выбора способа минимизации потерь. Ориентированная модель оценки системы управления государственных (муниципальных) закупок продемонстрировала взаимосвязь, совокупность процедур одного процесса и влияние рисков на проведение других процессов.
Следовательно, применяемый механизм и модель закупок, сформированных в России, должны модернизироваться с одновременной трансформацией закупочного процесса, что позволит обеспечить конкурентоспособность закупочного механизма, определяя более эффективную и прозрачную модель управления государственных закупок в стране.
Таким образом, проведенное исследование определило наличие в России смешанной системы управления государственными закупками. При выявленных недостатках, необходимо обратить внимание на необходимость более активного привлечения к участию в торгах представителей малого бизнеса и упрощения для них проведения процедуры государственных (муниципальных) закупок, формирования более прозрачного алгоритма для всех участников. Следует также совершенствовать систему планирования и процесса формирования требований к участникам в отношении разных видов закупок.
Внедрение предложенных решений позволит сформировать более прозрачную и эффективную модель управления государственными закупками, снизить уровень коррупции, повысить уровень конкурентоспособности, привлечь для участия в торгах новых участников, ранее в них не участвовавших.
3. Основные направления совершенствования государственных (муниципальных) закупок как инструмента государственного (муниципального) управления в Российской Федерации
3.1. Основные проблемы осуществления государственных (муниципальных) закупок
В современных условиях системы осуществления государственных (муниципальных) закупок постепенно становятся жизненно важными стратегическими элементами их плана создания стоимости и соответствия целям конечных пользователей. Надежная система закупок - это система, созданная для повышения точности, эффективности и скорости. Из-за этой точки зрения, которой придерживаются многие, необходимость стандартизации бизнес-процедур в сфере закупок и обеспечения наилучших практик становится очень важной для общего бизнес-плана. В настоящее время существуют недостатки, снижающие эффективность закупочной деятельности в стране и отдельных регионах.
Но, несмотря на все меры безопасности, принятые при разработке стандартизированной бизнес-стратегии, проблемы с закупками, как известно, все еще возникают. Проблемы с закупками, начиная от организационных недостатков и заканчивая человеческими ошибками, могут снова оказать негативное влияние на закупки и возможности закупок для бизнеса.
Приведем список наиболее распространенных проблем с закупками, которые имеют место в сегодняшней хозяйственной действительности[8].
1. Неопределенные бизнес-процессы (бизнес-функции закупок). В то время как стандартные процессы закупок, как правило, довольно четко определены, многие не менее важные бизнес-процессы системы закупок таковыми не являются. К ним относятся такие процессы, как поиск поставщиков, управление поставщиками и развитие поставщиков. Неправильное использование этих процессов может привести к негативным проблемам с закупками.
2. Недоверие поставщикам. Организации часто держат поставщиков на расстоянии вытянутой руки и относятся к ним как к ненадежным аутсайдерам, а не как к стратегическим деловым партнерам. Отсутствие доверия приводит ко многим проблемам с закупками в этом списке. Активное вовлечение ключевых поставщиков в решение проблем может дать существенные результаты для общего улучшения.