Файл: Государственные (муниципальные) закупки как инструмент государственного (муниципального) управления в рф (на примере города Москвы ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Держание поставщиков в неведении. Организации, которые играют «в открытую» с важной информацией, не позволяют поставщикам максимально эффективно обслуживать организацию. Такая информация, как прогнозы продаж, тенденции рынка и изменения продукта, создает нежелательные сюрпризы, которые вредят отношениям.

4. Принятие низкого качества продукции за меньшие затраты. Мы по-прежнему видим, как организации стремятся к снижению затрат в ущерб качеству продукции. Во многих случаях аспект качества замалчивается ради экономии средств, когда руководство надеется, что риск качества не будет реализован. В современном деловом мире стоимость по-прежнему играет жизненно важную роль в потребительских товарах. По-прежнему видно, как предприятия стремительно снижают затраты, даже если это негативно сказывается на качестве продукта.

5. Предоставление неясных требований. Во многих случаях поставщики могли бы гораздо лучше справляться с предоставлением того, чего хочет их клиент, если бы организация предоставляла четкие и определенные требования. [8]

6. Непонимание возможностей поставщика. Если нет четкого представления о возможностях поставщика, то это верный способ остаться неудовлетворенным при возникновении возможных проблем с закупками. Возложение больших ожиданий на поставщика в отношении быстрого завершения сделки по закупкам, выходящей за рамки его возможностей, обычно в конечном итоге приводит к катастрофическим последствиям. Эта проблема закупок является одной из самых больших проблем, с которыми сталкиваются специалисты по закупкам, когда речь идет о поставщиках. Этот процесс, от определения наилучшего до обеспечения стабильной и качественной поставки, может иметь жизненно важное значение для получения гораздо большего от поставщиков.

7. Неверная идентификация клиента. Многие менеджеры не понимают, что заказчиком системы закупок является поставщик. Целью системы закупок является развитие высокоэффективных поставщиков, которые удовлетворяют операционным требованиям. Это очень нелогичная и трудная для понимания концепция, которая мешает деловому партнерству. Организации обычно не учитывают оценку поставщиков и придерживаются того, что поставщики обещают на бумаге. Отсутствие доверия с любой стороны сделки приводит к различным проблемам с закупками.

8. Измерение неправильных вещей. Разница в закупочной цене, процентное снижение затрат и своевременная доставка к датам заказа на закупку могут быть полезными, но их недостаточно для выполнения закупок по наилучшей практике. Кроме того, эти несколько мер часто вступают в противоречие с более стратегическими мерами, которые определяют реальную и устойчивую ценность системы закупок. Все измерения системы управления, включая систему закупок, должны включать баланс между качеством, скоростью, стоимостью и потребительской ценностью.


9. Отсутствие синхронизации. Цепочки поставок наилучшей практики сбалансированы по 5 ключевым параметрам синхронизации: объем, разнообразие, вариативность, наглядность и скорость. Многие специалисты по закупкам не понимают важнейших вопросов, которые необходимо решить, чтобы привести поставщиков в соответствие с потребностями цепочки поставок.

10. Игнорирование затрат времени. Более низкая цена обычно сопровождается увеличением сроков выполнения заказа. Часто не видно, чтобы организации проводили адекватный анализ этих увеличенных сроков выполнения заказа и их влияния на стоимость, оборотный капитал, отходы, пропущенные сроки и общую удовлетворенность клиентов. [13]

11. Принятие на себя ненужного риска. Каждая система закупок должна содержать оценку риска перебоев в поставках и вытекающих из этого последствий. Мы видим слишком много ситуаций, когда стратегические закупки осуществляются из одного источника (из-за цены) без учета последствий неудачи. При таких обстоятельствах, стратегические закупки могут столкнуться с ненужным риском, который может привести к проблемам с закупками.

12. Несогласованность важных ключевых показателей эффективности. Важные ключевые показатели эффективности имеют жизненно важное значение для осуществления закупок наилучшей практики. Лучшие практики в цепочках поставок функционируют с использованием пяти основных параметров (вариативность, разнообразие, скорость, наглядность и объем). Многие эксперты по закупкам не понимают необходимости критического опроса, посвященного тому, что новый поставщик вносит в баланс. Такие факторы, как изменение закупочной цены, процентное снижение затрат, быстрая доставка и т.д., могут быть ценными, но недостаточными. Кроме того, эти меры часто вступают в противоречие со значительными стратегическими действиями, которые оказывают реальное и устойчивое воздействие.

13. Отсутствие прозрачности. Сокрытие важной информации организациями, как правило, создает проблемы с закупками, которые не позволяют поставщикам предлагать клиентам завышенные цены. Важные данные, такие как тенденции рынка, изменения в продуктах и прогнозы продаж, создают нежелательные сюрпризы, которые могут помешать отношениям с поставщиками.

14. Ведение бизнеса без официального контракта. Многие компании имеют более 40% поставщиков в своем списке поставщиков без официального контракта. Это одна из наиболее распространенных проблем с закупками. Создание и внесение изменений в юридические контракты и бумажные работы может занять много времени и быть сложной задачей. Эта проблема с закупками возникает, когда поступают регулярные запросы (на выражение заинтересованности, ценовое предложение и т.д.), а их обработка занимает много времени. Такие процедуры должны быть прямыми, справедливыми и тщательно внедряться. Несмотря на то, что это требует от закупочных групп отличного подхода, отказ от них может еще больше усугубить проблемы с закупками. [40]



15. Случайные заказы. Заказ неправильных товаров или количеств может привести к серьезным проблемам с закупками у поставщиков. В настоящее время скорость транзакций практически не оставляет места для ошибок при заказе. Случайные заказы, хотя и не являются распространенными, потребуют нескольких издержек и противовесов по всей системе. Если протокол не разрешает или не поддерживает отмену и гарантии от ошибок, то такие проблемы, вероятно, займут больше времени.

16. Продолжение работы с «негибкими» поставщиками. Наряду со стратегией управления бизнес-рисками принимается несколько решений о закупках. Такие вещи, как низкие затраты, лучше отражаются на результатах деятельности компании. Тем не менее, некоторые поставщики могут не предоставлять скидки или поддерживать включение определенных надбавок. Как опытный специалист по закупкам, часто следует находить место для переговоров со своими поставщиками.

17. Отсутствие точных данных. Создание заказов на поставку на основе ошибочных данных о закупках может привести к избыточным запасам, нехватке запасов и другим дополнительным проблемам с закупками, которые могут напрямую повлиять на прибыль организации.

18. Продолжение фокусироваться на снижении затрат. Сокращение затрат является ключевым направлением для большинства функций закупок. Часто желаемой целью является своевременное выполнение закупок в рамках бюджета. Отсюда, снижение затрат может помочь обеспечить некоторую экономию, но может возникнуть несколько проблем, если не уделять большего внимания соблюдению бюджета.

Более классическим примером, когда функция закупок попадает в «ловушку», является аутсорсинг в компании с наилучшими затратами с учетом последствий для общей стоимости, качества, доставки, времени выполнения заказа и в запасов.

19. Незнание, какого поставщика развивать или кого заменить. Определение того, какого поставщика развивать или заменять, требует пристального внимания к удержанию подходящего поставщика для бизнеса - еще одна распространенная проблема с закупками. Предоставление необходимой поддержки и услуг всегда имеет важное значение для непрерывного развития.

Согласно данному списку проблем, многие организации затрудняют поставщикам правильную работу. Передовые системы закупок включают в себя интегрированный набор взвешенных, высокопроизводительных бизнес-процессов, которые обеспечивают этичные, эффективные и результативные результаты.

Более того, если в крупных городах, таких как Москва, механизм закупок достаточно прозрачен и реализуется с использованием инновационных инструментов контроля и планирования, но в тоже время сопровождаются большим количеством проблем и проявлением негативных факторов, снижающих темпы развития экономики. Так, по данным Счетной палаты РФ, за 2020 и 2021 годы в Москве, общая сумма нарушений, выявленных в результате контрольной деятельности данного ведомства, составила 148,1 млрд. рублей и 172,9 млрд. рублей соответственно. (Рис. 24)




Рисунок 24 - Структура нарушений, выявленных Счетной палатой России при проведении проверок осуществления государственных закупок в 2020 - 2021 годах по городу Москве, млрд. рублей [16]

Очевидно, что большая часть нарушений связана с определением и обоснованием начальной цены контракта (84,23 млрд. рублей и 74,6 млрд. рублей), в то же время значительное количество нарушений выявлено и при выборе поставщиков. Отметим, что в диаграмме приведены лишь выявленные суммы нарушений в ходе проведения контрольных мероприятий. Фактически количество нарушений намного больше. Это связано с проблемами в отдельных элементах контрактной системы.

Нередко к участникам размещения заказа устанавливаются высокие требования. В качестве примера можно привести ситуацию с ремонтом дорог в столице. Высокие требования к участникам размещения заказа, установленные Национальными проектами РФ, не позволяют многим из них участвовать в торгах, что в конечном итоге снижает конкурентоспособность в системе закупок.

Также можно отметить отсутствие эффективного механизма планирования закупок на уровне муниципалитетов. Не вносятся своевременные изменения в план-график. Просматривается дублирование отдельных функций в процессе планирования закупок некоторыми организациями. [45]

Еще одной немаловажной проблемой является коррупция, которая распространена в России. Несмотря на попытки сделать процедуры более прозрачными, расширить участие частных фирм в государственных (муниципальных) закупках и вести борьбу с коррупцией, по-прежнему существует множество нарушений, ограничивающих эффективность закупок. Если закупщик желает обогатиться, то он договаривается с одной фирмой (инсайдером) о разделе излишков по контракту на закупку и о недопущении посторонних к участию в торгах. Таким образом, на самом первом этапе он устанавливает более высокую начальную цену, выбрав самую высокую из ценовых предложений или фирмы, у которых запрашивает эти предложения. Затем настраивает спецификацию товара так, чтобы только одна фирма была способна выполнить контракт.

Указанные проблемы более отчетливо видны в системе децентрализованных закупок. Исследование механизма и моделей государственных закупок в РФ позволило выявить недостатки системного характера, среди которых можно выделить следующие:

  • в ряде ситуаций к поставщикам предъявляются завышенные требования.

  • наблюдается сложность участия малых предприятий в системе закупок.

  • отсутствует эффективный механизм планирования закупок на уровне муниципальных образований. [61]



3.2. Совершенствование организации контроля государственных (муниципальных) закупок для целей обеспечения экономического развития государства

В процессе выполнения работы, предложены направления совершенствования организации контроля государственных (муниципальных) закупок для целей обеспечения экономического развития государства[3, 27]:

1. Следует повысить экономическую заинтересованность организаций в предоставлении государственных услуг путем расширения перечня расходов, включаемых в стоимость этих услуг. Одно из направлений повышения этого интереса является дифференциация цен на коммунальные услуги в соответствии к их качеству в двух аспектах: дифференциация цен на государственные услуги на основе стандартов и разделение тарифов на государственные услуги по группам исполнителей (поставщиков).

2. Для потенциальных участников нужно обеспечить свободный доступ к объявлениям о тендерах и документации для потенциальных участников.

3. При оценке и выборе поставщика сначала нужно определить потенциальный список критериев оценки. К государственному (муниципальному) заказу применимы два метода: оценка по стоимостным и не денежным критериям и качеству в двух аспектах: дифференциация цен на государственные услуги на основе стандартов и разделение тарифов на государственные услуги по группам исполнителей (поставщиков).

4. Следует разработать инструменты для снижения рисков, такие как методы возмещения расходов.

5. Разработать другие средства предотвращения негативных последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств подрядчиком (поставщиком).

6. Расходы, понесенные клиентами, также должны быть приняты во внимание и по возможности сокращены: обязательное обучение персонала, подготовка выписок из ЕГРЮЛ (интеграция пользовательского интерфейса с реестром полностью исключит такие расходы), сертификаты, получение цифровых подписей, почтовые расходы и другие.

7. Совершенствование пользовательского интерфейса (унифицированной информационной системы). В настоящее время, согласно части 23 статьи 34 Федерального закона №44-ФЗ, информация о субподрядчиках и соисполнителях крупных контрактов предоставляется заказчику, но не разглашается публично. Данное положение закона применяется к контрактам с начальной (максимальной) ценой более 1 млрд. рублей для обеспечения федеральных нужд и 100 млн. рублей для удовлетворения потребностей субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (Постановление Правительства №775 от 04.09.2013 г.). Следует снизить ценовой порог контрактов для раскрытия информации о субподрядчиках и соисполнителях.