Файл: Государственные (муниципальные) закупки как инструмент государственного (муниципального) управления в рф (на примере города Москвы ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сотрудничество с посредником обеспечен целый ряд преимуществ[29]:

1. Посредники могут авансировать поставку продукции по контрактам в случае отсутствия достаточных финансовых и материальных ресурсов для выполнений обязательств в рамках госзаказа.

2. Посредники берут на себя расходы по обеспечению надлежащего исполнения обязательств по контрактам, гарантийным обязательствам, учитывая тот факт, что финансовые обеспечения сделки являются препятствием для участия в государственных закупках.

3. Ввиду трудоемкостей формирования пакета документов, входящих в состав заявки на участие в тендерах, передача на аутсорсинг процесса подачи заявок сократит временные издержки и ошибки, возникающие на этих этапах.

4. Снижения расходов на регистрацию на торговых платформах, насчитывающих более сотни, возможно за счет взаимодействий с посредниками.

По действующему законодательству обязанности по раскрытию кооперационных связей предусмотрены только в сферах оборонного госзаказа в целях повышения ответственности поставщиков и оптимизации затрат заказчиков. Ввиду невозможностей распространения требований о раскрытии кооперации на всю сферу госзаказа особой зоной интересов страны обязано стать обеспечение информационно-технической поддержки закупочного цикла, направленного на эффективное и экономически обосновано потребление.

Применение электронных платформ в закупочном цикле обеспечивает конкуренцию на торгах, минуя посредников и экономию. Преимущества электронных закупок показаны в таблице 1.

Таблица 1 - Преимущества электронных платформ для проведения тендеров [8, 19, 37]:

Фактор

Характеристика

Повышение конкурентоспособности

В закупочных процедурах могут принять участие большое количество организаций, что позволит повысить конкуренцию и, как следствие, закупать качественные товары, работы и услуги за минимальную стоимость.

Преодоление территориальных границ

Организация закупочной деятельности посредством электронных торговых площадок помогает преодолеть традиционные барьеры, заключающиеся в территориальной отдаленности и недостатке информации относительно возможностей рынка.

Повышение прозрачности и открытости закупок

Использование возможностей электронной торговой площадки позволяет получить эффективный инструмент контроля закупочной деятельности, организовать прозрачную систему закупок.

Снижение трудовых затрат

Закупки в электронной форме требуют меньше времени, чем традиционные закупочные процедуры. Таким образом, уменьшается объем работы сотрудников на поиск поставщиков, выбор наилучшего предложения, проведение переговоров.

Стандартизация закупочных процедур

На электронной площадке используются стандартизированные процедуры закупок, выработанные на основе мировой практики и зарекомендовавшие себя в качестве наиболее эффективных.


Более того, электронные торговые платформы обеспечили сокращение временных издержек на переработку информации на 45%, полностью избавив компании от бумажного документооборота. Сегодня электронные торговые площадки находятся в постоянном развитии, имея возможность предоставить широкий спектр услуг для заказчиков и для исполнителей государственного заказа. Так, нововведением являются диджитал-инструменты, информирующее мобильное приложение, выделение страниц для отдельных заказчиков. Такая модернизация электронных торговых платформ экономит средства всех участников закупочного процесса.

Электронные платформы по проведению конкурсов и аукционов дают стимул развития практики двухэтапных закупочных процедур, позволяя значительно возрасти конкуренцию на рынке государственных закупок. Сущностью такого вида закупок является формирование технического задания для объекта закупки на первом ее этапе, после доведения перечня общих требований заказчика до участников тендера. Применение такого инструмента увеличит количество потенциальных поставщиков и обеспечит возможности получения качественного товара по обоснованной стоимости.

Электронные платформы обеспечивая дистанционный мониторинг в сфере госзаказа, осуществляют формирование разных отчетов, позволяющих понять эффективность закупок и сравнения закупочной деятельности в разрезе госзаказчиков, номенклатур товаров, временных периодов, ценового уровня, регионов и т.д.

Эксперты говорят о необходимости сокращения числа операторов торговых платформ для облегчения внешнего аудита. Но следует учесть, что это мероприятие может создать дополнительные временные и финансовые издержки для госзаказчиков. То есть, экономически обоснованный выход из ситуации, это внедрение единого регистратора мониторинга функционирования всех электронных платформ, на которых производятся закупки для общественных нужд.

В настоящее время, системы публичных закупок особую популярность приобретает электронная коммерция или система автоматизации корпоративных закупок. Через интернет эта система координирует логистические циклы закупочной деятельности корпораций и проводит совместные тендеры, повышая эффективности снабжения корпорации материальными ресурсами.

Дополнительные преимущества создаст интеграция торговой платформы корпораций с единой информационной системой в сфере закупок (ЕИС). (Рис. 6) [8, 19, 37]:

Централизация закупочной деятельности в пределах конкретных бизнес-направлений способствует достижению экономического эффекта посредством отражений достоверной информации в годовом плане закупок. Согласно грамотно разработанного графика закупок, отражающего влияние сезонности на стоимость товаров, учитывающего временные затраты на их доставку, позволит потенциальным поставщикам очень точно

спланировать производство и логистику продукций, сокращая риски и выхода на рынок госзаказа с более выгодным предложением.


Организатор закупочных процедур

Интернет







Корпоративная электронная площадка

Заполнение данных об интеграции с общероссийским официальным сайтом (логин, пароль, связь типов торгов)

Общероссийский официальный сайт zakupki.gov.ru

Включает интеграцию с внешней системой размещения заказов (настройка типа сообщений, создание типа торгов)


1. Создание торга

1. Положение о закупках







2. Проведение торга

2. Торг с регистрационным номером







3. Протоколы

3. Протоколы







Отчет об обработке данных с общероссийского официального сайта (статус, список ошибок, регистрационные номера и пр.)

Рисунок 6 - Интегрированная с ЕИС система корпоративных закупок

Данные способы построения эффективной работы на электронных платформах (интеграция ЭТП с официальным сайтом закупок, персональными корпоративными страницами, диджитал-инструментами) направлены на увеличение безопасности и эффективности общественных закупок, а также отразится положительным образом на развитии экономической безопасности и экономических отношений.

Оценка воздействия кластерной организации экономики на систему общественных заказов сделала вывод о необходимости непрерывного мониторинга кооперационных связей для пресечений формирований и функционирования незаконных альянсов и коррупционных факторов, как угрозы экономической безопасности, за счет реализаций всего логистического цикла закупочных процедур в электронном виде. Электронные торговые платформы предоставляют возможности дистанционного контроля этапов любых закупок, а единый регистратор, с помощью которого происходит подключение участников торгов, обеспечивает контроль за функционированием всех площадок. В то же время, интегрирование систем корпоративных закупок и официального портала закупок (ЕИС) обеспечивает дополнительные преимущества и снижение рисков.

1.3. Нормативно-правовое обеспечение механизма государственных (муниципальных) закупок

Сфера закупок впервые получила свое законодательное регулирование в начале 90-х годов XX века. В истории нормативно-правового регулирования государственных (муниципальных) закупок выделим шесть этапов [28]:

  • первый этап (1991-1994 годы) – установление принципов, порядка формирования, размещения и исполнения заказов на контрактной основе;

  • второй этап (1994-1997 годы) – формирование рыночной системы государственных закупок;

  • третий этап (1997-1999 годы) – размещение заказов на закупку товаров посредством проведения торгов;

  • четвертый (1999-2005 годы) и пятый (2005-2014 годы) этапы – установление антимонопольных требований к проведению торгов;

  • шестой этап (2015 г. – по настоящее время) – согласно принятого и действующего Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (далее – Федеральный закон №44-ФЗ) государственные (муниципальные) закупки приобрели вид целостного процесса, с осуществлением различных видов контроля и планирования закупок.

Но сегодня, российское законодательство в сфере контрактной системы закупок находится в состоянии постоянного развития, что связано с государственным учетом масштабов государственных закупок, пытаясь применить их в качестве эффективного инструмента воздействия на экономику.

В основном правовое регулирование в рамках формируемой контрактной системы носит комплексный характер, что вытекает из ч. 1 ст. 2 Федерального закона №44-ФЗ применяя к его месту в системе действующего законодательства. Отмечено, что положения закона отнесено к отраслям законодательства – «административное право», «гражданское право» и «финансовое право».

То есть необходимо создание системы как с позиции упорядочения гражданско-правовых отношений, связанных с заключением и исполнением государственных (муниципальных) контрактов, так и административных правоотношений по государственному (муниципальному) управлению в рамках контрактных систем. Сюда же отнесены финансовые (бюджетные) правоотношения, где поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) для публичных нужд рассмотрена в качестве важнейшего правового института. Неразрывная связь этого института с бюджетной сферой свидетельствуют положения закона №44-ФЗ.


Федеральный закон №44-ФЗ следует рассмотреть с позиции правовой культуры, признавая, что сам закон и правовая среда, которую он формирует, в качестве рамочного или базового закона, не отличается простотой правового регулирования. Это приводит к увеличению уровня коррупционного риска, учет которых нужен в соответствии с требованиями ст. 9 Конвенции ООН против коррупции [54, 62].

Согласно анализа результатов исследований специалистов ОЭСР, доступное для пониманий и имеющее понятное методическое обеспеченное национальное законодательство есть ключевой драйвер развития и роста эффективности государственных закупок. При этих обстоятельствах важным требованием должно быть его освоение всеми субъектами контрактной системы, которое в полной мере с правовых позиций оценивает обстоятельства, связанных с принятием решений при организации трудовой деятельности в избранной сфере [82].

Правовое регулирование отношений в области обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ГМН) через контрактную систему закупок производится согласно положения Конституции РФ, Бюджетного кодекса РФ (ст. 72), Гражданского кодекса РФ (§4 главы 30), Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Федеральный закон «О защите конкуренции» и др. Более того, действующая российская нормативно-правовая база по вопросам закупок товаров, работ, услуг для ГМН содержит нормативно-правовые документы и разъясняющие документы ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, по осуществлению функций выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования контрактной системы, документы других ведомств (нормативно-правовые акты и разъясняющие документы), применимые в сфере контрактной системы. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующих указанные отношения, обязаны соответствовать закону №44-ФЗ. [54, 62]

Центральным местом в законодательстве России о контрактной системе в сфере закупок, является закон №44-ФЗ. Вместе с положениями о месте и сфере применения Закона, его первая глава содержит набор положений концептуального и общеправового характера, включая установление целей и принципов функционирования контрактной системы закупок, основ ее информационного и документационного обеспечения, особенностей осуществления закупок, в связи с применением национального режима и терминологического аппарата.