Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
труда.
Работа по аттестации проводится в 3 этапа:
-
сбор основных сведений о предприятии или подразделении; -
инструментальное измерение уровней вредных и опасных производственных факторов; -
заполнение итогового документа – карты аттестации.
Карта включает таблицу всех производственных факторов (шум, вибрация на рабочих местах, загазованность и запыленность воздушной среды, освещенность рабочих мест, температура и относительная влажность воздуха рабочей зоны и т.д.), данные о численности работающих, в том числе женщин, данные об отклонениях значений производственных факторов от нормируемых значений и общую оценку условий труда.
-
Классификация труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряжённости трудового процесса
В соответствии с Гигиеническими критериями оценки и классификации труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса установлены следующие классы условий труда:
-
1-й класс – оптимальные условия туда, при которых не только сохраняется здоровье, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности; -
2-й класс – допустимые условия и характер труда, при которых уровень опасных и вредных производственных факторов не превышает установленных гигиенических нормативов на рабочих местах, а возможные функциональные изменения, вызванные трудовым процессом, восстанавливаются во время регламентированного отдыха в течение рабочего дня или домашнего отдыха к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работающих и их потомство; -
3-й класс – вредные условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы.
В 3-м классе различают 4 степени вредности:
-
I -я степень (3.1) – условия труда вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболеваний; -
2-я степень (3.2) – условия труда могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, повышение частоты общей заболеваемости, появление начальных признаков профессиональной патологии; -
3-я степень (3.3) – условия труда приводят к развитию профессиональной патологии в легких формах в период трудовой деятельности; -
4-я степень (3.4) – условия труда, при которых могут возникать выраженные формы профзаболеваний; -
4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда, которые в течение рабочей смены создают угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.
-
Оценка опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте дежурного по станции.
При аттестации рабочих мест, на каждом рабочем месте должны быть оценены все вредные факторы в соответствии с Перечнем, приведенным в «Гигиенических критериях» Р2.2.2006-05.
В случаях, когда, по мнению комиссии, величина того или иного вредного фактора близка или может превышать ПДК или ПДУ – принимается решение о проведении измерений. В остальных случаях комиссия должна сделать запись в документах об отсутствии или «допустимых значениях» конкретных факторов.
В случае, если на рабочем месте отсутствуют вредные и опасные факторы, фактические значения всех факторов находятся в пределах оптимальных или допустимых норм, выполнены требования по средствам индивидуальной защиты (СИЗ), то условия труда на таком рабочем месте являются оптимальными – 1 класс или допустимыми – 2 класс. Если на рабочем месте фактическое значение, хотя бы одного из вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса превышает соответствующие нормативы, а СИЗ не соответствуют им, то условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и опасным.
-
Результаты исследований условий труда дежурных по станции.
На станции Нижний Новгород – Сортировочный была проведена аттестация рабочих мест по замерам условий труда дежурного по железнодорожной станции и дежурного по парку формирования.
Рабочее место – дежурный по железнодорожной станции.
Участок – парк прибытия, парк отправления. Операции, выполняемые на рабочих местах – руководит движением поездов в пределах закрепленного района управления.
Рабочее место – дежурный по парку формирования.
Участок – парк формирования. Операции, выполняемые на рабочих местах – обеспечение работ по обработке составов и безопасность движения на парке станции.
В таблице 8.1 приведена оценка условий труда работника по степени вредности и опасности.
Таблица 8.1 Оценка условий труда работника по степени вредности и опасности
Факторы | Дежурный по железнодорожной станции | Дежурный по парку формирования | |||
Класс условий труда | Класс условий труда | ||||
Оптимальный 1 | Допустимый 2 | Вредный 3.1 | Оптимальный 1 | Допустимый 2 | |
Микроклимат | | + | | | + |
Световая среда | | + | | | + |
Тяжесть труда | + | | | + | |
Напряженность труда | | | + | | + |
Общая оценка по классу вредности | | | + | | + |
Данные таблицы показывают, что рабочее место дежурного по парку формирования оценивается по 2 классу, т.е. допустимые условия труда.
Рабочее место дежурного по железнодорожной станции относится к вредным условиям труда класс 3.1. Наиболее вредный фактор производственной среды является напряженность труда.
Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на опасный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.
В таблице 8.2. приведены составляющие замеров условий труда работников.
Таблица 8.2 Показатели напряжённости трудового процесса
Показатели | Дежурный по ж.д. станции | Дежурный по парку формирования | ||||||
Класс условий труда | ||||||||
1 | 2 | 3.1 | 3.2 | 1 | 2 | 3.1 | 3.2 | |
1.Интелектуальные нагрузки | ||||||||
1.1. Содержание работы | | | + | | | + | | |
1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка | | | + | | | + | | |
1.3. Распределение функций по степени сложности задания | | | + | | | + | | |
1.4 Характер выполняемой работы | | | + | | | + | | |
2. Сенсорные нагрузки | ||||||||
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения (в % смены) | | + | | | | + | | |
2.2 Плотность сигналов и сообщений в среднем за час работы | | | + | | | + | | |
2.3 Число производственных объектов одновременного наблюдения | | | + | | | + | | |
2.4 Размер объекта различения | | + | | | | + | | |
2.5 Работа с оптическими приборами (в % времени смены) | + | | | | + | | | |
2.6 Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену) | | | + | | | + | | |
2.7 Нагрузка на слуховой анализатор | | + | | | + | | | |
2.8 Нагрузка на голосовой аппарат | | + | | | | + | | |
3. Эмоциональные нагрузки | ||||||||
3.1 Степень ответственности зарезультат. Значимость ошибки. | | | + | | | + | | |
3.2 Степень риска для собственной жизни | | + | | | | + | | |
3.3 Степень ответственности за безопасность других лиц | | | + | | | + | | |
4. Монотонность нагрузки | ||||||||
4.1 Число элементов (приемов) для простого задания | + | | | | + | | | |
4.2 Продолжительность простого задания (повтор операций) | + | | | | + | | | |
4.3 Время активных действий (в % смены) | + | | | | + | | | |
4.4 Время пассивного наблюдения (в % смены) | + | | | | + | | | |
5. Режим работы | ||||||||
5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня | | | + | | | + | | |
5.2. Сменность работы | | | + | | | + | | |
5.3. Наличие нерегламентированных перерывов | | | + | | | + | | |
5.4. Количество показателей в каждом классе | 5 | 5 | 12 | 0 | 6 | 16 | 0 | 0 |
Общая оценка напряжённости труда | Класс | Степень | Класс | |||||
3 | 1 | 2 |
Таблица 8.2 показывает, что вредные условия труда дежурного по железнодорожной станции обусловлены неустранимыми производственными факторами, такими как:
-
Содержание работы указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.1 2 3 4 5 6 7 8
-
решение сложных задач по известному алгоритму, работа по серии инструкций (класс 3.1).
Восприятие сигналов (информации) и их оценка.
-
в том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), напряженности относится к классу 3.1.
Распределение функций по степени сложности задания – любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда.
-
предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам, контроль за выполнением задания (класс 3.1).
Характер выполняемой работы.
-
наибольшая напряженность (класс 3.1) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы.
Плотность сигналов и сообщений в среднем за час работы - количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства) и при речевом сообщении (по телефону, по рации, при непосредственном прямом контакте работников).
-
в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1).
Число производственных объектов одновременного наблюдения – указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда.
-
для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т.п. (класс 3.1).
Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену). Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин.) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении буквенной, цифровой, графической информации с экрана.