Файл: 1. техникоэксплуатационная характеристика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

труда.
Работа по аттестации проводится в 3 этапа:

  • сбор основных сведений о предприятии или подразделении;

  • инструментальное измерение уровней вредных и опасных производственных факторов;

  • заполнение итогового документа – карты аттестации.

Карта включает таблицу всех производственных факторов (шум, вибрация на рабочих местах, загазованность и запыленность воздушной среды, освещенность рабочих мест, температура и относительная влажность воздуха рабочей зоны и т.д.), данные о численности работающих, в том числе женщин, данные об отклонениях значений производственных факторов от нормируемых значений и общую оценку условий труда.


    1. Классификация труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряжённости трудового процесса


В соответствии с Гигиеническими критериями оценки и классификации труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса установлены следующие классы условий труда:

  • 1-й класс – оптимальные условия туда, при которых не только сохраняется здоровье, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности;

  • 2-й класс – допустимые условия и характер труда, при которых уровень опасных и вредных производственных факторов не превышает установленных гигиенических нормативов на рабочих местах, а возможные функциональные изменения, вызванные трудовым процессом, восстанавливаются во время регламентированного отдыха в течение рабочего дня или домашнего отдыха к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работающих и их потомство;

  • 3-й класс – вредные условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы.


В 3-м классе различают 4 степени вредности:

  • I -я степень (3.1) – условия труда вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболеваний;

  • 2-я степень (3.2) – условия труда могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, повышение частоты общей заболеваемости, появление начальных признаков профессиональной патологии;

  • 3-я степень (3.3) – условия труда приводят к развитию профессиональной патологии в легких формах в период трудовой деятельности;

  • 4-я степень (3.4) – условия труда, при которых могут возникать выраженные формы профзаболеваний;

  • 4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда, которые в течение рабочей смены создают угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.





    1. Оценка опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте дежурного по станции.


При аттестации рабочих мест, на каждом рабочем месте должны быть оценены все вредные факторы в соответствии с Перечнем, приведенным в «Гигиенических критериях» Р2.2.2006-05.

В случаях, когда, по мнению комиссии, величина того или иного вредного фактора близка или может превышать ПДК или ПДУ – принимается решение о проведении измерений. В остальных случаях комиссия должна сделать запись в документах об отсутствии или «допустимых значениях» конкретных факторов.

В случае, если на рабочем месте отсутствуют вредные и опасные факторы, фактические значения всех факторов находятся в пределах оптимальных или допустимых норм, выполнены требования по средствам индивидуальной защиты (СИЗ), то условия труда на таком рабочем месте являются оптимальными – 1 класс или допустимыми – 2 класс. Если на рабочем месте фактическое значение, хотя бы одного из вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса превышает соответствующие нормативы, а СИЗ не соответствуют им, то условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и опасным.


    1. Результаты исследований условий труда дежурных по станции.


На станции Нижний Новгород – Сортировочный была проведена аттестация рабочих мест по замерам условий труда дежурного по железнодорожной станции и дежурного по парку формирования.

Рабочее место – дежурный по железнодорожной станции.

Участок – парк прибытия, парк отправления. Операции, выполняемые на рабочих местах – руководит движением поездов в пределах закрепленного района управления.

Рабочее место – дежурный по парку формирования.

Участок – парк формирования. Операции, выполняемые на рабочих местах – обеспечение работ по обработке составов и безопасность движения на парке станции.

В таблице 8.1 приведена оценка условий труда работника по степени вредности и опасности.

Таблица 8.1 Оценка условий труда работника по степени вредности и опасности



Факторы


Дежурный по железнодорожной станции

Дежурный по парку формирования

Класс условий труда

Класс условий труда

Оптимальный

1

Допустимый

2

Вредный

3.1

Оптимальный

1

Допустимый

2

Микроклимат




+







+

Световая среда




+







+

Тяжесть труда

+







+




Напряженность труда








+





+

Общая оценка по классу вредности








+





+



Данные таблицы показывают, что рабочее место дежурного по парку формирования оценивается по 2 классу, т.е. допустимые условия труда.

Рабочее место дежурного по железнодорожной станции относится к вредным условиям труда класс 3.1. Наиболее вредный фактор производственной среды является напряженность труда.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на опасный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

В таблице 8.2. приведены составляющие замеров условий труда работников.

Таблица 8.2 Показатели напряжённости трудового процесса

Показатели

Дежурный по ж.д. станции

Дежурный по парку формирования

Класс условий труда

1

2

3.1

3.2

1

2

3.1

3.2

1.Интелектуальные нагрузки

1.1. Содержание работы







+







+







1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка







+







+







1.3. Распределение функций по степени сложности задания







+







+







1.4 Характер выполняемой работы







+







+







2. Сенсорные нагрузки

2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения (в % смены)




+










+







2.2 Плотность сигналов и сообщений в среднем за час работы







+







+







2.3 Число производственных объектов одновременного наблюдения







+







+







2.4 Размер объекта различения




+










+







2.5 Работа с оптическими приборами (в % времени смены)

+










+










2.6 Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену)







+







+







2.7 Нагрузка на слуховой анализатор




+







+










2.8 Нагрузка на голосовой аппарат




+










+







3. Эмоциональные нагрузки

3.1 Степень ответственности зарезультат. Значимость ошибки.







+







+







3.2 Степень риска для собственной жизни




+










+







3.3 Степень ответственности за безопасность других лиц







+







+







4. Монотонность нагрузки

4.1 Число элементов (приемов) для простого задания

+










+










4.2 Продолжительность простого задания (повтор операций)

+










+










4.3 Время активных действий (в % смены)

+










+










4.4 Время пассивного наблюдения (в % смены)

+










+










5. Режим работы

5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня







+







+







5.2. Сменность работы







+







+







5.3. Наличие нерегламентированных перерывов







+







+







5.4. Количество показателей в каждом классе

5

5

12

0

6

16

0

0

Общая оценка напряжённости труда

Класс

Степень

Класс

3

1

2



Таблица 8.2 показывает, что вредные условия труда дежурного по железнодорожной станции обусловлены неустранимыми производственными факторами, такими как:

  1. Содержание работы указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.
    1   2   3   4   5   6   7   8


  • решение сложных задач по известному алгоритму, работа по серии инструкций (класс 3.1).

  • Восприятие сигналов (информации) и их оценка.

    • в том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), напряженности относится к классу 3.1.

  • Распределение функций по степени сложности задания – любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда.

    • предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам, контроль за выполнением задания (класс 3.1).

  • Характер выполняемой работы.

    • наибольшая напряженность (класс 3.1) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы.

  • Плотность сигналов и сообщений в среднем за час работы - количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства) и при речевом сообщении (по телефону, по рации, при непосредственном прямом контакте работников).

    • в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1).

  • Число производственных объектов одновременного наблюдения – указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда.

    • для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т.п. (класс 3.1).

  • Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену). Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин.) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении буквенной, цифровой, графической информации с экрана.