Файл: Савкина Галина Анатольевна создание и внедрение нового продукта в системе дополнительного образования Выпускная квалификационная работа магистерская диссертация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Пятый этап начинается с выпуска пробных партий нового продукта, оценки его качества, соответствия технологическим и техническим требованиям. Цель — получить от потребителей оценку соответствия их ожиданий параметрам нового продукта компании. На этом этапе финансово-экономическая служба компании должна рассчитать фактическую себестоимость выпуска единицы товара-новинки и сопоставить его с предварительными данными экономического анализа, проводимого на третьем этапе» [8].

«Шестой этап начинается после того, как результаты предыдущего этапа подтвердят востребованность нового продукта потребителями и экономическую рентабельность его производства. Здесь компания разрабатывает маркетинговые программы по продвижению нового товара на рынок сбыта» [8]. 

«Седьмой этап включает в себя начало промышленного выпуска нового товара, разработку плана продаж и бюджета коммерческих расходов на стимулирование сбыта. До начала продаж нужно составить план производства новинок и план закупок сырья и материалов, обеспечивающих производство» [8].

«Восьмой этап предназначен для обеспечения успешной реализации проекта вывода нового товара на рынок сбыта. Со стороны производства осуществляется управление качеством выпуска нового товара (включает в себя контроль соблюдения технологических процессов и технических условий производства, своевременное выявление несоответствий и устранение их причин, работу по улучшению качества продукции)» [8].


    1. Бережливое производство, как технология планомерных изменений организации


«Бережливое производство необходимо рассматривать как эффективный инструмент организации производства, основной задачей которого является снижение потерь и затрат в процессе деятельности.

Для устранения или уменьшения производственных потерь система бережливого производства обладает широким спектром методов и приемов. Безусловно построение системы бережливого производства в организации требует длительного времени и многочисленных проводимых изменений. Однако в целом необходимо определиться со стратегией внедрения системы бережливого производства и увязать их с миссией организации.

Рассмотрим на наш взгляд наиболее подходящую стратегию бережливого производства для внедрения или применения ее в образовательной организации» [11].


«Поэтапное повышение операционной эффективности на основе реализации технологий бережливого производства. Данный подход подразумевает пошаговые изменения в производственном процессе и отработку методов бережливого производства. Важным здесь является привлечение и увеличение сторонников проводимых изменений. Пошаговый переход к организации бережливого производства получил широкое распространение и в рамках реализации программ повышения производительности труда.

Этапы внедрения бережливого производства:

Начальный этап:

- формирование концепции и программы изменений;

- обучение сотрудников;

- выделяются приоритетные направления для изменений;

- определяются предложения, «пилотные изменения».

Промежуточный этап:

- формирование и реализация подпрограммы бережливого производства;

- разработка «дорожной карты», способов и методов, применяемых в программе;

- отработка технологий и принципов бережливого производства.

Завершающий этап:

- построение и обеспечение деятельности организации в соответствии с отработанными принципами;

- детальный анализ практики;

- анализ полученных результатов;

- оценка эффекта внедрения.

Концепция бережливого производства имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при ее внедрении:

  1. организация процесса бережливого производства затрагивает все сферы жизнедеятельности учреждения (рабочие места, учебный процесс и его качество, взаимодействие с родителями, изменения в материально-технической базе);

  2. оптимизация процессов, происходящих в организации (наглядность, удобная навигация по сайту организации, по учреждению, формирование бережливости методического фонда школы, внедрение дистанционных и цифровых технологий в образовательный процесс);

  3. вовлечение в lean-преобразований всего коллектива, в участии каждого сотрудника в организации проводимых изменений» [11].

Приведем несколько практических методов используемых бережливым производством для разработки новых продуктов:

  1. метод снижения себестоимости продукции (АВС - анализ). При разработке этот метод применим на стадии проектирования продукта. Оптимизируя его себестоимость за счет удешевления исходных материалов, применение аналогов;

  2. диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма). Этот метод помогает оптимизировать не только производственные, но и общехозяйственные затраты, включая административные;

  3. кружки качества. При объединении людей в группу легче происходит взаимодействие, повышается индивидуальная активность и работоспособность.


Данные методы способствуют развитию творческого менеджмента и могут быть применимы в малых и больших предприятиях.

В следующем параграфе мы рассмотрим технологию «дизайн – мышления», в основе которой лежит идея создания новых продуктов через потребности потребителей.


    1. Технология «дизайн – мышления»


«Коммерческие организации, такие как «Сбербанк», «Яндекс», «Тинькофф», «RamblerGroup» для создания и продвижения новых продуктов активно используют метод «дизайн – мышления».

Идею дизайн-мышления впервые сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences ot he Artificial). Позднее идею развили ученые Стэнфордского университета и основали Стэнфордский институт дизайна, или d.school, который продвигает идею дизайн - мышления.

Понятие дизайн-мышления объясняют по-разному. Но наиболее емко это явление описали в Interactio Design Foundation. Там его определяют как многократный процесс, в ходе которого мы стремимся понять пользователя, опровергнуть предположения и переосмыслить проблему, чтобы найти неочевидные альтернативные решения» [16].

Тим Браун, сформулировал следующее:

«Дизайн – мышления – это подход к проектированию инновационных решений, ориентированный на человека. Он основан на инструментах, применяемых дизайнерами, и используется с целью интегрирования потребности людей, потребностей бизнеса и технологических возможностей»

Данный метод состоит из нескольких этапов (Рисунок 1):



Рисунок 1. – «Этапы технологии «дизайн – мышления»


  1. Эмпатия.

«Что такое этап эмпатии.

Эмпатия - это основа дизайна, ориентированного на человека. На этапе эмпатии вы:

- Наблюдаете. Изучайте ваших пользователей, их поведение и повседневную жизнь.

- Вовлекаетесь. Встречайтесь с пользователями вживую, чтобы пообщаться с ними.

- Погружайтесь. Прочувствуйте, через что проходят и какой опыт получают ваши пользователи» [6].

Цель: понять мотивацию пользователя. Испытать его опыт, понять проблемы, найти инсайты и выявить возможности для улучшения этого опыта. «Сначала нужно понять, что беспокоит людей. Важно погрузиться в их мир, определить их потребности, трудности и модели поведения. Сделать это поможет наблюдение за пользователями, беседа с ними или эксперимент (инструменты: карта стейкхолдеров, полевые исследования, «тапки», исследование аналогов), в рамках которого вы попытаетесь занять их место и получить схожий опыт» [16].


  1. «Определение. На этапе определения вы анализируете и синтезируете все находки этапа эмпатии с помощью методов: наполнение и группировка; карта эмпатии; путь пользователя; «собирательный персонаж»; метод лестница «почему и как».

Остановимся более подробно на следующих методах:

- «собирательный персонаж» - это способ сфокусировать внимание команды на релевантном описании человека, на которого участники ориентируются как на пользователя, а не объединять противоречащие характеристики или совершенно разных людей в один портрет;

- «путь пользователя» - метод помогает лучше понять пользователя, изучить его опыт прохождения через ту или иную ситуацию, увидеть весь процесс жизни героя и обнаружить инсайты. Путь пользователя – способ детально рассмотреть каждый шаг ситуации. Он подходит как для самостоятельной работы, так и для демонстрации ваших открытий другим участникам.

- «карта эмпатии» - помогает синтезировать ваши наблюдения и найти инсайты.

В результате у вас появится информация (решения) и понимание потребности пользователей, с которыми вы будете работать дальше. На этом этапе важно сфокусироваться на конкретной проблеме. На этапе определения нужно достичь двух целей:

А) как можно лучше понять своего пользователя и его окружение;

Б) на основе понимания пользователя сформулировать задачу, над которой будете работать дальше, определив ваш point-of-view (POV)» [6].


Рисунок 2. - «Карта эмпатии»
3. «Генерация идей. Что такое этап идей. На этом этапе важно придумать огромное количество самых разных идей для решения задачи, на основе которых вы потом будете создавать и тестировать прототипы.

Здесь вы придумываете конкретные решения. При этом важно предложить как можно больше идей и не бояться рассматривать сумасшедшие предложения. Используются такие методы как:

- «разминка» - метод хорош для того, чтобы проснуться утром, зарядиться энергией, запустить мозговой штурм, поскольку разминка и игры помогают команде встряхнуться, освободиться от блоков, физически и морально настроиться на активную работу;

- «мозговой штурм» - это способ придумать массу идей, которые вы не смогли бы сгенерировать, просто сидя с ручкой и бумагой за столом. Цель мозгового штурма: запустить коллективные размышления в команде. Каждому участнику важно быть вовлеченным в процесс, слушать других участников и дополнять их идеи. Мозговой штурм может быть задействован на любом этапе дизайн – процесса. Он хорош для придумывания решения основной
задачи и для решения более мелких задач;

- «отбор» - отбирайте идеи из разных направлений. Отбирайте идеи, которые нравятся, вдохновляют или интригуют команду;

- «ограничения» - специально организованные ограничения могут подстегнуть творческое начало» [6].

«После того как вы собрали достаточно вариантов, нужно более тщательно оценить каждый из них и переходить к выбору наиболее подходящего» [10].



Рисунок 3. - Метод «Мозговой штурм»


  1. Прототипирование. «На этапе прототипирования ваши идеи воплощаются в реальном мире. Прототипом может стать все что угодно, будь то стена в стикерах, игровая сцена, пространство, объект, интерфейс или сценарий поведения. Прототип нужен для того, чтобы проверить вашу идею и понять, насколько она хороша. Используются методы:

- «прототипирование с пользователем» - лучшее понимание пользователя через наблюдение как он сам создает прототип, а не просто пробует то, что сделали вы;

- «истории» - это отличный способ донесения идей. Хорошо рассказанная эмоциональная история с яркими неожиданными деталями захватывает внимание слушателей и западает в душу;

- «прототип для решения» - прототип разрешает разногласия и помогает команде определиться, в каком направлении эффективнее всего работать дальше, поэтому лучший способ решить конфликт об идеях – это спрототипировать их и дать оценить пользователю» [6]. «Создав ее физическое воплощение (это может быть макет, сценарий, презентация), вы увидите сильные и слабые стороны» [10].

5. «Что такое этап тестирования. Тестирование – отличный шанс улучшить решение задачи.

На данном этапе используют методы:

- «тестирование с пользователем» - этот метод лежит в основе дизайна, ориентированного на человека. Проводя тестирование с пользователем, вы получаете обратную связь о решении и возможность еще глубже развить к нему эмпатию;

- «сетка обратной связи» - систематизация обратной связи с пользователями и внутри команды;

- «обратная связь в команде» - обсуждение эффективности работы команды» [6].

Тестирование прототипов обычно проводится многократно, итеративно, и в реальных условиях. «На последнем этапе дизайн-мышления пользователи тестируют прототипы и делятся обратной связью. Комментарии людей показывают, помогает ли ваш вариант справиться с их проблемами. Они также позволят улучшить решения» [10].