Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 623
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
82
нем, интравертном знании осмысление осуществляется через
синтез субъектности и объектности.
Итак, осмысление по своей сущности духовно цельно, уни!
версально. Эта цельность, универсальность выражается в ин!
формационном мире и процессе его познания в виде системнос/
ти, системном подходе, системном анализе и т. п.
Второй тип познания — поиск, восприятие, обработка, сис!
тематизация информации, принадлежащей, как уже отмечалось ранее, к определенному срезу Бытия (информационному миру).
Информация — это именно информация и ничто другое. Ин!
формацию нельзя отождествлять с ее записью в виде знаков,
оформлением в словесном виде. Информация, даже не будучи записана на каком!либо материально!вещественном носителе
(книга, электронная запись в компьютере, кодирование через ге!
нетические структуры и т. п.), существует объективно, пребыва!
ет в мире информации. Информация может быть выражена в зна!
ковой или словесной форме, но может быть и не выражена.
Третий тип познания — это изучение различного рода ин/
формации, облаченной в словесно/знаковую форму. Это именно тот тип знания, с которым сталкиваются люди в процессе обу!
чения профессиональной деятельности. Первый и второй типы познания присутствуют внутри третьего типа, они как бы по!
крыты им в виде внешней оболочки.
Познание различается не только по типам, но и по уровням.
Первый, поверхностный, уровень познания назовем уров/
нем очевидности.
За этим уровнем пребывают другие уровни познания, каж!
дый последующий из них более глубокий, фундаментальный,
чем предыдущий.
Например, изучается организм человека на уровне способ!
ности бегать, прыгать, поднимать тяжести определенного веса,
различать цвета и звуки и т. п. Это первый, поверхностный уро!
вень.
На втором, более глубоком, уровне изучается физиологи организма.
83
На третьем уровне исследуются физико!химические про!
цессы в организме.
На четвертом — генетические коды организма.
На пятом — энергоинформационный “двойник” физичес!
кого организма. Этот “двойник” (эфирное, астральное тела) не содержит в себе ни малейшей частицы вещества и не может быть воспринят техническими приемами. Данный уровень доступен лишь экстрасенсорным способностям человека, носящим врож!
денный характер и могущим быть усиленными путем соответ!
ствующего психотренинга.
Наконец, на шестом уровне познается духовный первооб!
раз человеческого организма. Здесь не поможет даже экстра!
сенсорная чувствительность. Ведь духовное познается только духовным. На этом уровне познавать может лишь осознавшее себя в качестве духовного центра мироздания индивидуальное
“Я” человека.
Число уровней познания различно по отношению к каждо!
му предмету изучения, определяясь сущностью и природой это!
го предмета.
Применительно к любому предмету изучения всегда выде!
ляются как минимум два уровня:
– уровень поверхностный;
– уровень сущности, который в зависимости от характера изучаемого предмета может состоять, в свою очередь, из не!
скольких уровней.
Допустим, изучается какая!либо производственная фирма в качестве социального организма. Изучение этой фирмы как таковой относится к поверхностному уровню познания.
Следующий уровень изучения — уровень сущности — это исследование законов и механизмов организации людей как та!
ковой, с выяснением ее специфики в области производственной деятельности.
Уровень сущности всегда представлен законами и законо!
мерностями, определяющими характер развития сущностных процессов, а также механизмами, посредством которых сущно!
84
стные процессы проявляются на поверхностном уровне явле!
ний, что может быть представлено рис. 1.10.
Рис. 1.10. Познавательные уровни сущности и поверхности,
законы и закономерности, механизмы их проявления
Рис. 1.10 может быть конкретизирован с учетом взаимодей!
ствия изучаемого предмета с его внешней средой (рис. 1.11).
Рис. 1.11. Познавательные уровни поверхности и сущности изучае!
мого предмета с учетом его взаимодействия с внешней средой
85
Познание жизнесуществования или функционирования изучаемого предмета, будь то человек, объект природы или со!
циальный организм на уровне сущности, с выяснением совокуп!
ности соответствующих законов и закономерностей и присущих им механизмов проявления, может быть осуществлено только на системной основе, чему соответствует системный метод ис!
следования, основанный на свойственных ему принципах, ко!
торые сводятся к нижеследующим.
1. Изучаемый предмет рассматривается как система, т. е.
структурируемая совокупность сущностных элементов, обра!
зующих в единстве данный предмет.
2. Предмет!система исследуется в динамике, через взаи!
модействие его сущностных внутренних элементов как друг с другом, так и с сущностными процессами, протекающими в его внешней среде.
3. Совокупность законов и закономерностей, определяющих внутреннее жизнесуществование или функционирование пред!
мета, а также его развитие, берется в качестве системы.
4. Совокупность законов и закономерностей, определяющих сущностное взаимодействие предмета и внешней среды, также принимается во внимание как система.
5. Механизм проявления законов и закономерностей, опре!
деляющих внутреннее жизнесуществование или функциониро!
вание предмета, его развитие, раскрывается в виде системы.
6. Механизм проявления законов и закономерностей, опре!
деляющих сущностное взаимодействие предмета и внешней среды, исследуется как система.
Системный подход к исследованию предмета (или пробле/
мы) помимо прочего, в том числе и вышеизложенного, предпо/
лагает объединение в единую систему ряда приемов (способов)
познания. Такие приемы (способы), наиболее актуальные для познания социальных процессов и явлений, хотя их примене!
ние и выходит далеко за рамки познания социальной сферы,
рассматриваются в последующем разделе.
86
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 61
2.4. Ìåòîäû ñèñòåìíîãî ïîçíàíèÿ, íàèáîëåå
àêòóàëüíûå äëÿ ýêîíîìè÷åñêèõ ñèñòåì
Каждая отрасль знания, выступающая как в виде науки,
так и учебной дисциплины, имеет присущую ей методологию
познания, которая представляет собой динамичную систему
методов изучения предмета отрасли знания, который охва!
тывает определенную совокупность объектов изучения. Напри!
мер, предметом исследования может быть управление органи!
заций, а его объектом — конкретная организация, допустим фирма, или некоторое число фирм, обладающих определенной общностью.
Все методы познания любой отрасли знания без исключе!
ния подразделяются на три большие группы:
1. Всеобщие методы, присущие каждой отрасли знания без исключения (системный подход, метод научной абстракции, ди!
алектический метод, единство логического и исторического и др.).
2. Особенные методы, свойственные определенной группе отрасли знания, в частности экономическим отраслям знания,
экономическим или социологическим наукам, когда, например,
в экономических науках применяются методы экономической статистики, а в социологических — методы социологических опросов.
3. Единичные методы, характерные для отдельной отрасли знания.
Приведенная выше классификация, как и многие другие во всевозможных отраслях знания, не носит жесткого характера.
Кроме того, существуют отрасли знания на стыке двух и более наук, например политическая экономия (на стыке экономики и политики), социально!экономические науки (на стыке соци!
альных и экономических наук). В разных отраслях знания час!
то применяется определенный набор одних и тех же методов,
однако роль и значение каждого из них существенно различа!
ются в каждой науке.
Ниже мы рассмотрим наиболее важные методы познания применительно к экономическим системам и управлению ими,
87
в том числе и стратегического порядка, не выделяя отдельно всеобщие, особенные и единичные методы познания, остановив!
шись на наиболее важных для нашей отрасли знания методах.
При этом нужно иметь в виду исключительную сложность экономических систем и управления ими, особенно в его стра!
тегическом ракурсе.
Для осуществления эффективного управления экономичес!
кими системами, выработки оптимальной стратегии их разви!
тия необходимо обладать глубокими познаниями, применяя при этом соответствующие методы исследования в области:
1) состояния общества на всех его уровнях, от семьи до че!
ловеческого сообщества в целом, изучаемого рядом наук, в том числе и социологией;
2) культуры в разных ее типах, видах и формах, в том чис!
ле религиозной, в качестве одного из важнейших факторов, оп!
ределяющих состояние общества и его развитие;
3) социальной психологии и психологии личности;
4) духовной сущности человека и духовной сферы общества в качестве основы мотивации поведения отдельной личности,
социальных групп и сообществ;
5) экономики в качестве материального фундамента жиз!
несуществования общества и отдельной личности;
6) политики как области регулирования взаимодействия противоречивых интересов больших групп людей, объединен!
ных в государства, партии, общественные организации, рели!
гиозные конфессии и др., в том числе и геополитики;
7) управления, в том числе и особенности стратегического.
Для того чтобы собирать, обрабатывать и генерировать раз!
нообразную информацию в названных выше областях, необхо!
димо овладеть рядом методов познания. На наиболее важных из них остановимся ниже.
1. Метод системного исследования
Об этом методе уже упоминалось ранее в качестве осново!
полагающего метода всякого познания, в том числе и в области экономических систем и управления ими.
88
Системный подход исследования получил оформление в современной науке в ХХ веке в связи с развитием кибернетики.
В СССР был создан комплекс исследовательских институтов,
специализирующихся на системных исследованиях, в частно!
сти Институт системного анализа АН СССР, который после рас!
пада Советского Союза был преобразован в РАН — Российскую академию наук.
Сам метод системного познания был известен уже в дале!
кой древности, что получило свое выражение, в частности, в древней индусской притче о слоне и мудрецах, слепых от рож!
дения.
Однажды несколько слепых мудрецов впервые в своей жиз!
ни повстречали слона и постарались составить о нем представ!
ление путем ощупывания его тела. Потрогав слона, мудрецы стали спорить о том, на что похож слон. Один, ощупывавший ногу слона, утверждал, что слон похож на колонну здания, дру!
гой, тот, что трогал живот слона, доказывал — слон подобен ги!
гантской бочке. Державшемуся за хвост слона, тот представил!
ся веревкой, а за хобот — толстым канатом. К спорящим сле!
пым мудрецам подошел обыкновенный зрячий человек и рас!
судил их, сказав, что ноги слона похожи на колонны, его туло!
вище — на огромную бочку, хвост — на веревку, хобот — на канат.
Притча о слоне и слепых мудрецах крайне актуальна для всех наук наших дней без исключения. Дело в том, что необхо!
димость системного анализа всеми признается на словах, а ког!
да доходит до изучения конкретной проблемы, то в ней обычно видят лишь ряд ее сечений, выдавая их за полную проблему,
игнорируя другие сечения.
2. Метод мотивации
Нет и не может быть абстрактного и абсолютно нейтрально!
го знания, если к таковым не относить всевозможный информа!
ционный мусор. Действительно, в основе всякого знания лежит:
а) соотношение между субъектом и объектом познания того или иного рода;
89
б) заинтересованность субъекта познания в получении оп!
ределенных результатов, что связано с определенной мотива!
цией жизнесуществования этого субъекта.
На языке графики всякое знание — это система векторов прямых и обратных связей между субъектом и объектом поз!
нания.
У каждого субъекта жизнесуществования, а неотъемлемым элементом жизнедеятельности является познание, существу!
ют два исходных мотива, выражающихся в соответствующих
целевых установках:
а) цель/минимум — обеспечить самосохранение субъекта в качестве системы жизнедеятельности, иначе говоря — выжи!
вание, стабилизация;
б) цель/максимум — повысить качество жизнедеятельно!
сти и (или) расширить ее сферу, раскрыть в ней новые возмож!
ности.
Изучение разного рода информации, на первый взгляд, со!
вершенно нейтральной, никак не связанной с мотивацией жиз!
недеятельности субъекта, в действительности ориентировано на поиск новых возможностей (пространств) жизнедеятельности субъекта или обнаружение возможных угроз.
Уже в глубокой древности отдельные люди прекрасно осоз!
навали краеугольную важность мотивации познания. В индус!
ской книге Катха — Упанишад сказано: “Темные люди, погряз!
шие в невежестве, и ученые люди, очень много думающие о сво!
их знаниях, похожи на слепых, водимых слепыми, они ходят вокруг да около, хватаясь то за одно, то за другое, не укрепив!
шись на прочной основе — знании смысла жизни”.
Ранее уже отмечалось, что психика человека может быть уподоблена радиоприемнику, настраивая ее на определенную волну, можно получать информацию из ноосферного мира. В
основе настроя психики как аппарата познания лежит мотива!
ция субъекта.
Человек как познающий субъект может в своих действиях исходить из своей индивидуальной сущности, тогда исходным