Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 626

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

90
импульсом является творчество познания, в результате чего проявляется творческий созидательный потенциал глубинной сущности человека. Такому познанию соответствует нравствен!
ность, просветленная духом и основанная на непосредственном восприятии жизни и ее глубоком осмыслении. Нравственность происходит из глубин истинной сущности человека. “Совесть, —
писал О. Бальзак, — это голос Бога в душе человека”.
Как познающий субъект человек в своей деятельности мо!
жет исходить также из эгоистического начала, которая как скор!
лупа окружает индивидуальную сущность человека. В резуль!
тате эгоистических импульсов активизируется познание, на!
правленное на захват ресурсов и ценностей субъектом позна!
ния за счет отнятия их у других субъектов, что наиболее дей!
ственным образом осуществляется через их обман. Продуциро!
вание дезинформации, насыщение познавательного простран!
ства информационными шумами, распространение информаци!
онных капканов и тупиковых подходов в привлекательной обо!
лочке, деформация целей и ценностей вплоть до полной дезо!
риентации личности, ее информационное зомбирование, насаж!
дение желательной информации не через непредвзятое воспри!
ятие истинны и интеллектуальную аргументацию, а через воз!
действие на эмоциональную природу и через подсознательное внушение, все это вместе взятое осуществляется особо актив!
ными корыстными личностями в мире информации на протя!
жении многих поколений с целью обмана окружающих их лю!
дей и создания на этой основе благоприятной почвы для при!
своения возможно большей доли богатства общества и всевоз!
можных привилегий. Как говорится, рыбку легче ловить в мут!
ной воде. В деле отрицательного информационного воздействия на общественное сознание, психологию личности, ее жизненные ценности и цели жизнесуществования корыстные лица, заня!
тые дезинформацией, часто действуют не в одиночку, а образу!
ют преступные сообщества. В наше время появилось много пуб!
ликаций, раскрывающих методы обмана, применяемые лидера!
ми тоталитарных сект в части их членов. Подобные методы при!

91
менялись на протяжении тысячелетий. В результате наука и культура людей, особенно гуманитарная, у всех народов мира без исключения, но в разной степени, насыщена целыми плас!
тами дезинформации, обмана, замаскированной лжи. При этом обман обычно смешивается с долей истинны, приобретая тем самым видимость правдоподобности.
Необходимо сделать два вывода краеугольного значения из вышесказанного.
Во!первых, процесс познания предопределен его исходным мотивом. Стремление к истине и высоким благородным целям создает тип знания, ориентированный на истину. Напротив, эго!
истический мотив познания способен познавать только утили!
тарные истинны, создавая обман. Даже великие истины, явлен!
ные человечеством, подвергаются деформациям, нередко пол!
ностью искажаются. “И познайте истину, истина сделает вас свободными”, — учил Христос. Эта фраза начертана в фойе
ЦРУ США. Однако значение этой фразы, которое в нее вкла!
дывается всей деятельностью этого американского ведомства,
ничего общего не имеет с той истиной, о которой говорится в
Евангелии.
Во!вторых, с детства личность человека погружается в мир информации, перемешанной с дезинформацией. Освободиться от деструктивного мира дезинформации нельзя только за счет обучения в школе и вузе, изучения множества книг, общения с информированными людьми, обучения у “духовных” учителей,
которые чаще всего оказываются главными дезинформатора!
ми. Ведь вся получаемая при этом информация всегда в той или иной степени связана с сознательно запущенной дезинформа!
цией, особенно в гуманитарных отраслях знания. Существует выход — выработать внутри свой познающей сущности способ!
ность различения истины и лжи. Это сугубо внутренняя мисте!
рия человеческой личности. “Не рожденный свыше — не может войти в царство небесное”, — говорится в Евангелии. Без откры!
тия в сознании “окна истины” (Будда после многих лет размыш!
лений вдруг прозрел истину, повторяя потом много раз “во мне


92
открылось окно”) человек не способен ее лицезреть. Различе!
ние истины и обмана — это пока еще “осязание” истины, но и оно дает человеку нить Ариадны, позволяя ему выйти из лаби!
ринта обмана. Каждый человек, если он начнет искренне стре!
миться к Истине и Добру, при этом не полагаться ни на какие авторитеты вовне не из гордыни, а исходя из принципа, соглас!
но которому только осознанная, прочувствованная в глубине сокровенной сущности Истина является таковой (даже от дей!
ствительных духовных авторитетов можно получить в лучшем случае лишь ее словесные формулировки), то в результате ис!
кренней попытки понять себя и окружающий мир, свое пред!
назначение в нем сможет раскрыть в себе способность различе!
ния истины и обмана. Интуиция никогда не обманывает челове!
ка. Именно она источник различения истины и обмана. Однако нужно учиться слышать голос интуиции, вести с ней диалог.
3. Исследование сущности процессов, скрытой
за разнообразными их внешними проявлениями
За всеми внешними формами и движениями в мироздании,
в том числе и в социально!экономической сфере на всех ее уров!
нях, скрыты сущностные процессы, которые и являются пред!
метом изучения науки. Если бы видимость совпадала с сущнос!
тью, то наука оказалась бы излишней.
Путь к сущности лежит через диалектический метод ис!
следования, предполагающий:
а) выявление глубинных, сущностных факторов, лежащих в основе изучаемого объекта;
б) нахождение устойчивых связей между этими фактора!
ми, с их оформлением в виде законов и закономерностей;
в) анализ противоречий между сущностными факторами,
с их оформлением в виде законов и закономерностей;
г) определение тенденций развития сущностных факторов и их взаимодействия в качестве основы для прогнозирования ситуации в связи с изучаемым объектом;
д) нахождение круга возможностей изменения сущностных факторов и их взаимодействия, определяющих судьбу изучае!

93
мого объекта с целью выработки мер улучшения его качествен!
ных и количественных параметров.
В ряде случаев сущностные факторы и их взаимодей/
ствие могут быть выявлены методом статистического (количе!
ственного) анализа. Однако такой анализ часто приводит к оши!
бочным результата, когда полученные в его результате выводы распространяются не только на настоящее время, но и на буду!
щее. Ведь по мере развития событий происходят качественные изменения в сущностных соотношениях, скрытых за изучаемым объектом.
Соответственно меняется направленность и интенсивность его развития, что уже не соответствует экстраполяции процес!
сов на основе учета их динамики в настоящем и прошлом.
Главным направлением исследования сущностных процес!
сов является не количественный (статистический) метод иссле!
дования, а качественный метод, каким и является диалектика.
В основе диалектики лежит ряд принципов:
– различение явления и сущности;
– вскрытие сущностных противоречий как источников раз!
вития;
– анализ взаимодействия сущностного содержания и его внешней формы с учетом прямых и обратных связей;
– нахождение объективно действующих законов и законо!
мерностей.
4. Метод научной абстракции и моделирования процессов
Сущностный подход к проблеме предполагает выделение самого главного, существенного в изучаемом предмете
1
, что предполагает отбрасывание всего второстепенного, несуще!
ственного. Такое выделение главного и отбрасывание второсте!
пенного называется методом научной абстракции.
1
Предмет исследования — это то, на что направлено исследование.
Объект исследования — это совокупность или система явлений, об!
разующих единое целое, которое имеет место в рамках предмета иссле!
дования.


94
Этот метод известен уже с давних времен, будучи представ!
лен в трудах философов древней Индии и древней Греции, про!
изведениях более поздних философов.
В XX в. этот метод получил свое дальнейшее развитие в виде моделирования.
Модели процессов строятся на основе выделения в них глав!
ных, существенных характеристик. Модели представляют сущ!
ностные процессы в виде динамичного развертывания взаимо/
действия сущностных факторов, лежащих в их основе.
5. Конкретизирование законов и закономерностей
посредством механизмов действия и их моделирование
Важно не только вскрыть сущности, скрытые за внешними явлениями, найти присущие им законы и закономерности, но и изучить механизмы действия законов и закономерностей.
Эти механизмы существуют на двух уровнях.
I уровень, базовый уровень механизма действия законов и закономерностей, характеризуемый взаимодействием сущнос!
тных процессов.
II уровень, практический уровень механизма действия за!
конов и закономерностей, характеризующий взаимодействие механизмов базового уровня с процессами и ситуациями, име!
ющими место на уровне явления.
Механизмы действия законов и закономерностей на их обо!
их уровнях могут представляться в виде моделей, которые тоже относятся к одному из двух уровней: базовому и практическо!
му. Соответственно различаются:
базовые модели механизма действия законов (закономер!
ностей);
практически ориентированные модели механизма дей/
ствия законов (закономерностей).
6. Дальнейшее конструирование механизмов действия
законов (закономерностей) через привязку этих механизмов
к конкретной ситуации на уровне явлений
Самые совершенные описания механизмов действия зако!
нов (закономерностей) при их наилучшем моделировании оста!

95
нутся без какой!либо практической пользы, если они не подвер!
гнуться дальнейшей конкретизации, выражающейся в их при/
вязке к конкретным обстоятельствам. В данной связи еще напомним золотое правило всякой успешной деятельности: нуж!
ное действие, в нужном месте, в нужное время.
Учет конкретных обстоятельств предполагает, с одной сто/
роны, учитывание прямых и обратных связей между процесса!
ми, протекающими на уровне сущности, и процессами, проте!
кающими на уровне явлений, а с другой — нахождение путей,
методов эффективного применения механизмов сущностных процессов с конструированием оптимальных форм и способов их взаимодействия с процессами, протекающими на уровне яв!
лений, имея в виду возможно большую рационализацию этих процессов с позиций миссии системы и ее целей.
7. Необходимость учета прямых,
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   61

обратных и сетевых связей
Прямой связи соответствует причинно!следственная связь в человеческом познании.
Прямое воздействие одного предмета на другой вызывает обратную реакцию со стороны последнего — это отражено в
принципе обратной связи, который был впервые сформулиро!
ван в кибернетике, а затем стал использоваться во всех науках без исключения.
Разрастание прямых и обратных связей, их взаимное на!
ложение друг на друга образуют сети связей, которые также взаимно проникают друг в друга, образуя все более сложные связи, все более высокого порядка.
В реальной действительности имеет место именно сетевое взаимодействие причин и следствий, при том что следствия пре!
вращаются в причины, а причины — в следствия и обратно. Че!
ловек, начиная познавать сетевые связи, не может сразу вос!
принять их как целое, он сначала находит одну связь — пря!
мую, потом другую — обратную и т. д., а когда прямых и обрат!
ных связей выделено достаточно большое число, то они уже на!
чинают (в познании) складываться в сети. Однако слишком боль!

96
шое число сетевых связей в виде их единого массива, без их дол!
жной организации в систему, неудобоваримо для человеческо!
го познания, они не способствуют ни должному познанию пред!
мета обучения, ни выработке эффективного алгоритма поведе!
ния. Чтобы адекватно познать предмет изучения и найти в от!
ношении него такое поведение, которое приведет к успеху, вы!
явленную совокупность сетевых связей необходимо должным образом организовать, на что и нацелен нижеследующий метод познания.
8. В сетях выделяются уровни иерархии, в пределах каждого
из этих уровней сети структурируются, при этом в сетях
связей выделяются наиболее ведущие звенья в сетях связей
Ранее мы различали только два уровня иерархии — уровень
явлений и уровень сущности. Однако уровень сущности разде/
ляется на несколько иерархических уровней, причем каждый более глубокий уровень относится к более поверхностному уров!
ню аналогично тому, как причина соотносится со следствием.
Сетевые связи структурируются на каждом уровне иерархии. Кроме того, структурируются сетевые взаимодей!
ствия между уровнями иерархии.
Выделение ведущих звеньев в сетевых связях аналогично нахождению в них нейтральных точек, как разрушительных,
так и созидательных.
Изложенное выше можно представить на рис. 1.12.
9. Непосредственное восприятие себя, других людей,
окружающего мира, использование в познании не только
логического мышления и практического эксперимента,
но и интуиции, а также непосредственного созерцания
истины на уровне сущности
Экономические системы имеют дело прежде всего с людь!
ми, а с вещами — лишь в той мере, в какой они служат точка/
ми пересечения отношений людей и их действий (собственно вещи на уровне первосущности и являются такими точками пе!
ресечения отношений между глубинными сущностями живых существ).


97
Глубоко понимать себя, других людей, отношения между ними и их отношения к окружающему миру невозможно, опи!
раясь только на логику, тем более только формальную (она ка!
чественно ниже логики диалектической), необходимо непосред!
ственное восприятие себя, других людей, окружающего мира,
умение слушать голос интуиции, развитие способности вести с ней диалог.
Все эти качества познания могут быть даны человеку как дар, видимо, он может их развить также сам из тех зерен, кото!
рые уже присутствуют в его сущности. Никакое обучение в ву!
зах, аспирантурах, у научных руководителей и т. д. этих качеств дать не может. Ведь то, что может раскрыться изнутри, не при!
ходить извне.
Высшим достижением внутреннего знания является непос/
редственное созерцание истины на уровне сущности. Такое созерцание не следует смешивать с созерцанием на уровне яв!
лений, хотя нередко, созерцая явления (особенно в природе),
человек своей интуицией проникает в скрытую за ними сущ!
ность.
Данные интуиции, созерцания сущности не следует проти!
вопоставлять выводам, вытекающим из логического мышления,
все они при их разумном применении не противоречат, а взаи!
модополняют друг друга, поскольку они направлены на разные уровни и грани единой реальности.
Рис. 1.12. Уровни, структуры и ведущие звенья
(нейтральные точки) сетевых связей

98
Уровни познания можно изобразить в виде следующей шкалы:
Наблюдение явлений
Формальная логика
Диалектическая логика
Системное мышление
Интуиция
Созерцание на уровне сущности
Углубление созерцания по уровням сущности,
вплоть до первосущности
10. Практика является критерием разумного поведения,
основой которого является адекватное понимание истины
Принято считать, что практика является критерием исти!
ны, однако в самом глубинном смысле истиной является перво/
причина, а она коренится в себе самой, а не в чем!то ином, в том числе и не в практике, иначе это не первопричина. Одни на!
зывают первопричину Богом, другие Абсолютом, третьи пер!
воосновой мироздания и т. д. Первопричина пребывает на са!
мом глубоком уровне сущности. На этом уровне истина сама в
себе несет свою достоверность, если она требует доказательств
(поддержки, опоры) в чем!то другом, то это не истина. Истины на менее глубинных уровнях критерием имеют не практику, а истины на более глубоких уровнях. Сказанное не означает, что не следует прибегать к доказательствам тех или иных утверж!
дений. Доказательства, основанные на логике, во многих случа!
ях необходимы. Однако всякая логика основана на аксиомах. А
вот уже в отношении аксиом необходимы другие приемы по!
знания, а именно интуиция и непосредственное созерцание
сущности.