Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 683

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

487
В процессе коррекции приватизации и национализации це!
лесообразно использовать следующие механизмы.
Коррекция ранее проведенной приватизации необходима в случаях неэффективного хозяйствования, перепрофилирования производства или дробления цельных комплексов в ущерб обще!
ственным интересам и т. п. (проводится национализация), а так!
же значительного занижения цены приватизированного объекта
(осуществляется постепенный выкуп объекта по полной стоимо!
сти). При этом могут использоваться различные механизмы на!
ционализации ранее приватизированных предприятий.
А. Определяется государственная цена предприятия (ГЦП)
на основе балансовой оценки его основных фондов на момент их ввода в эксплуатацию, за минусом их износа, с полной (стопро!
центной) индексацией на инфляцию (ГЦПин). Цена, выплачен!
ная первоначальным приватизатором объекта (ЦППО), также полностью индексируется на инфляцию (ЦППОин). Определя!
ется износ основных фондов и индексируется на инфляцию
(ИОФин). Устанавливается потеря имущества предприятия за время, истекшее после приватизации и индексируется на инф!
ляцию, в том числе с учетом убытков, вызванных разрушением цельности единого производственно!технологического комплек!
са (ПИПин). Оцениваются и полностью индексируются на инф!
ляцию инвестиции в развитие предприятия (ИРПин). При на!
ционализации предприятия между его собственником (незави!
симо от того, было ли предприятие приватизировано им или оно было перепродано новому собственнику) и государством (на федеральном или региональном уровнях) производится расчет разницы начисленных платежей (Рнп) по формуле Рнп =
ЦППОин + ИРПин — ИОФин — ПИПин. В случае положитель!
ной величины Рнп собственнику национализируемого предпри!
ятия выплачивается соответствующая сумма денег, но исклю!
чительно в рамках законности доходов (доказанной докумен!
тально, уплатой налогов прежде всего), направленных на при!
ватизацию. В случае отрицательной величины Рнп (это будет наиболее типично, так как мизерная цена приватизации обыч!

488
но меньше величины реального износа имущества, имевшего место после приватизации) соответствующая сумма подлежит принудительному взысканию с владельца предприятия.
При сохранении предприятия в частной собственности про!
водится перерасчет в пользу государственного бюджета (на федеральном или региональном уровнях) — (Ппб) по формуле
Ппб=ГЦПин–ЦППин. В случае эффективного хозяйствования и в качестве льготы собственнику приватизированного предпри!
ятия Ппб может по решению законодательных органов власти погашаться в качестве зачета налоговых платежей, вносимых в бюджет.
Б. До тех пор, пока не принято на государственном уровне давно назревшее решение о полной индексации обесцененных оборотных средств и амортизационных начислений на инфля!
цию, на уровне области (республики) может быть принято соот!
ветствующее решение в форме эмиссии гарантированных об!
ластной (республиканской) властью векселей. На сумму эмити!
руемых для данного конкретного приватизированного предпри!
ятия векселей одновременно выпускаются на эту же сумму ак!
ции, которые остаются во владении администрации. При воз!
можном переходе в таком случае контрольного пакета акций целесообразно принятие одного из следующих решений:
а) передача предприятия в управление администрации, с возможной его последующей приватизацией эффективному соб!
ственнику (в случаях неэффективного хозяйствования со сто!
роны частного собственника);
б) передача дополнительного количества акций, необходи!
мого для восстановления контрольного пакета акций, в аренду с правом выкупа или в залог наличному собственнику.
В. В случае накопления значительной задолженности при!
ватизированным предприятием по налогам, заработной плате с социальными начислениями на всю сумму задолженности про!
изводится принудительная эмиссия простых акций, передава!
емых федеральному или региональному органу власти, часто с соответствующей передачей ей контрольного пакета акций.


489
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   61

Ðàçäåë V. ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÎ Â ÑÈÑÒÅÌÅ
ÑÎÖÈÀËÜÍÎ-ÝÊÎÍÎÌÈ×ÅÑÊÈÕ
ÎÒÍÎØÅÍÈÉ ÎÁÙÅÑÒÂÀ
1. Ñèñòåìà ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè
Государство — это система политической, экономической и идеологической власти в стране, начиная с ее вершины и за!
вершая низовыми звеньями, обладающая суверенитетом над территорией и народонаселением страны, базирующаяся на обязательном характере подчинения, реализуемом, с одной сто!
роны, через законодательно оформленное право и правосозна!
ние, а с другой — через применение силы в необходимых слу!
чаях.
Согласно взглядам неоконсерваторов!монетаристов на го!
сударство, сводящихся в своей сущности к предельной мини!
мизации его роли и функций в политике и экономике, государ!
ство в идеале вообще должно быть деидеологизировано. Заме!
тим, что деидеологизация государства является утопией, при!
чем вредоносной. За всю историю человечества никогда не было и никогда не будет деидеологизированного государства. Ведь идеология — это мировоззрение, а строить систему политичес!
кой и экономической власти без мировоззрения в принципе не!
возможно. Задача построения деидеологизированного государ!
ства является хитрым трюком неоконсерватизма!монетаризма,
который в своей сущности представляет собой идеологию то!
тального двойного всевластия — во!первых, тотальной власти

490
рынка над всем обществом, а также системой общественного воспроизводства; во!вторых, тотальной власти денежно!финан!
совых потоков над рынком и через него над обществом и всей сферой материального и интеллектуального производства. Не случайно Б. Селигмен, крупный американский ученый в облас!
ти сравнительного изучения экономических теорий и школ, в своем капитальном труде “Основные течения современной эко!
номической мысли” раздел, посвященный столпу!авторитету монетаризма М. Фридману, назвал “Теория как идеология”, под!
черкивая идеологическую ангажированность и оторванность неоконсерватизма!монетаризма от реальной жизни. Сущность идеологии неоконсерватизма!монетаризма выражается в утвер!
ждении “все продается и все покупается”, внедряемом в массо!
вую психику, а также в положении для внутреннего круга о том,
что “миром правят денежные потоки, а денежными потоками правят те, кто эмитирует денежные знаки, а главным эмитен!
том денег при этом является Федеральная резервная система
США в качестве объединения нескольких сверхкрупных част!
ных банков.” Хитрость неоконсерватизма!монетаризма в отно!
шении деидеологизации государства заключается в том, что он позволяет с порога отвергать всякую, самую малейшую идео!
логизацию государства, кроме одной единственной, втягивае!
мой при этом в государство с “черного хода”, а именно тоталь!
ной идеологии неоконсерватизма!монетаризма, которой весьма умело маскируется под деидеологизацию.
Исходя из сущности государства в качестве триединства суверенной власти — политической, идеологической, экономи!
ческой, базирующегося на законодательном праве, правосозна!
нии, силовом обеспечении властных полномочий, государству присущи ряд функций (см. рис. 5.1).
Содержание, характер, роль и задачи государства в весьма широком диапазоне отличаются разнообразием в каждой конк!
ретно взятой стране в зависимости от ряда факторов, а также их сочетания. В число этих факторов входят следующие:
Фактор 1 — социально!экономическая система страны.


491
Рис. 5.1. Сущность государства, обуславливающая ряд его функций
Фактор 2 — форма государственной власти (монархия (пре!
зидентская республика), аристократия (парламентская республи!
ка), демократия или народовластие (консенсус власти корпораций,
профсоюзов, региональных центров власти, при возможности из!
вращения этих форм, когда монархия превращается в тиранию,
аристократия в олигархию, народовластие в охлократию).
Фактор 3 — господствующее в стране мировоззрение людей и социальная психология общества в разрезе его социальных слоев.
Фактор 4 — культурно!исторические традиции общества.
Фактор 5 — уровень экономического развития материаль!
ного благосостояния общества, его интегрированный экономи!
ческий потенциал.

492
Фактор 6 — природно!ресурсные параметры страны.
Фактор 7 — уровень обороноспособности страны.
Фактор 8 — геополитическая внешняя среда государства.
Фактор 9 — место и роль страныв системе международно!
го разделения и кооперации общественного труда.
В современном обществе государство в качестве высшего властного института призвано выполнять целый комплекс за!
дач, как традиционных, так и сравнительно новых.
Задача 1 — обеспечение государством в стране правопоряд!
ка и внутренней безопасности в отношении угроз всех видов, в том числе и интеллектуально!информационного рода.
Задача 2 — обеспечение государством внешней безопасно!
сти страны по всему спектру угроз, начиная от военных и вне!
дрения в страну агентуры иностранных спецслужб, а также выращивания в ней иностранными государствами агентов вли!
яния (пятой колонны) и до интеллектуально!информационной агрессии из!за ребенка.
Задача 3 — формирование и обеспечение государством функ!
ционирования правового пространства жизнедеятельности обще!
ства и отдельных граждан, в том числе и в экономической сфере.
Задача 4 — обеспечение государством воспитания граждан страны в духе гуманизма и патриотизма, функционирования и развития на должном уровне сфер образования и культуры.
Задача 5 — обеспечение государством эффективного фун!
кционирования денежной и финансовой системы страны.
Задача 6 — участие государства в экономической деятель!
ности страны в качестве субъекта хозяйствования во всех об!
ластях экономики, где активность государства жизненно необ!
ходима или целесообразна (фундаментальная наука, отрасли инфраструктуры общественного производства, НИОКР прорыв!
ного порядка, оборонная промышленность, общее и специаль!
ное образование, топливно!энергетический комплекс и сырье!
вые отрасли, приоритетные отрасли экономики и др.).
Задача 7 — осуществление государством целенаправлен!
ного регулирующего воздействия на функционирование и раз!


493
витие экономики страны с использованием всего спектра мер этого воздействия, начиная со стратегического планирования и программирования и завершая регулированием цен, стандар!
тов и качества продукции, субсидированием отечественного сельского хозяйства и др.
Задача 8 — целенаправленное и достаточно результатив!
ное воздействие государства комплексного порядка на обще!
ственный воспроизводственный процесс в направлении его си!
стемной экологизации, т. е. его кардинальном преобразовании в соответствии с объективными требованиями экологии челове!
ка, природы, общества.
США реализовали у себя и предлагают миру трехсектор/
ную модель государственной власти. Эта модель принята в настоящее время всеми странами Запада. Речь идет о разделе!
нии государственной власти на законодательную, исполни/
тельную и судебную. Многие политологи, социологи, правове!
ды, экономисты считают эту модель наилучшей из возможных.
Однако, по нашему мнению, эта модель страдает суще!
ственными изъянами, причем как на стороне общества в целом,
так и на стороне личностей!индивидуумов, заполняющих собой аппарат государственной власти.
Изъяном трехсекторной модели государственной власти со стороны общества является то, что эта модель сконцентрирова!
на на функционировании общественного организма в масштабе страны, а не на его развитии. В трех секторах (сегментах) госу!
дарственной власти отсутствует объединяющее их единство,
иначе говоря, нет скрепляющего эти три ветви власти стержня.
Именно этот стержень способен придать общественному орга!
низму страны вектор прогрессивного развития. В принципе, та!
ким единством могло бы стать просветленное общественное
сознание. Однако оно не может возникнуть на пустом месте само собой, необходим особый духовный центр, концентрирующий в себе наиболее продвинутых в духовном отношении людей. Тра!
диционно таким центром была церковь. Однако церковь может потерять живой духовный огонь или значительно его ослабить.

494
В таком случае необходимо либо духовное возрождение церк!
ви, либо возникновение и становление новой церкви, но не в ка!
честве сконструированного идеологами и политиками институ!
та, а в виде распространения изнутри наружу живого творчес!
кого огня духовно продвинутых людей, глубоко чувствующих свое призвание в качестве духовного служения своей родной стране.
Кардинальным недостатком трехсекторной системы госу!
дарственной власти со стороны человеческой личности являет!
ся то, что эта система, в принципе, не защищает функционеров государственной власти от шантажа со стороны финансовой олигархии, мафии и бандформирований, иностранных спец!
служб и т. д. Каждый отдельно взятый функционер государ!
ственной власти знает, что через определенный, сравнительно недолгий срок (от одних выборов до других) он может легко по!
терять свой пост и после этого став самым обычным граждани!
ном, останется один на один с весьма мощными в финансовом,
организационно!управленческом и силовом отношении струк!
турами, которые готовы поквитаться с ним за все принятые не в их пользу управленческие решения, не останавливаясь ни пе!
ред чем, в том числе и заказными убийствами. И государство со всеми тремя ветвями власти защитить его от этой угрозы не в состоянии, тем более что убийство может быть легко замаски!
ровано профессионалами под несчастный случай. В такой сис!
теме у государственного чиновника остается один единствен!
ный способ выжить — это, уже находясь на госслужбе, начать действовать в пользу одной из мощных теневых структур, ко!
торая защитит его от репрессий со стороны других теневых структур. К тому же, эти другие теневые структуры!конкурен!
ты оказываются прекрасно осведомлены о том, что чиновник действовал против них не по своей инициативе, а по указке те!
невой структуры, которой он служит. В такой ситуации вообще,
за редкими исключениями, бессмысленно применять репрессив!
ные (террористические) меры против конкретного чиновника.
Что же касается репрессивных мер одной теневой структуры