Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 680

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

495
против другой, то они в обычных условиях от этого отказыва!
ются, поскольку в ответ на одну единственную репрессивную меру последует немедленно ответ, значительно более жесткий,
что может стать толчком цепных реакций по взаимному унич!
тожению теневых структур (олигархических групп, мафиозных группировок, бандформирований, идеологизированных тайных организаций и т. д.), на что они идти никак не хотят.
Таким образом, система государственной власти в виде ее трех ветвей, лишенных внутреннего единства (в США роль этого единства представляет организация масонов, собственно они и создали эту страну), открывает полный простор для тотального подчинения всей власти в государстве разного рода теневым структурам.
Правда, здесь может возникнуть вопрос: все ли теневые структуры (тайные организации) носят негативный характер?
Разве не может быть теневых структур с положительным зна!
ком? На это ответим, что такое вполне возможно. Однако при этом возникает вопрос: с какой целью деятельность той или иной системы уводится в тень, облекается в тайну. Если это делается с целью избежать репрессий со стороны государственной влас!
ти, которая сама заслуживает отрицательной оценки, то утаи!
вание деятельности вполне понятно. Но если никакие репрес!
сии со стороны государственной власти праведной деятельнос!
ти граждан не угрожают, то возникает вопрос: носит ли правед!
ный характер деятельность, уводимая за завесу тайны?
Давно вошла в обиход фраза “Знание — сила”. Обычно ее применяют в отношении к человеку и природе. А если эту фра!
зу!формулу применить к системе государственной власти, то она означает знание со стороны верхов дороги, по которой идет государство, а со стороны низов знание (понимание, часто ду!
шой, а не умом, — того, что верхи ведут их этой дороге в инте!
ресах общего блага, честно и без обмана. “Знанию!силе” приме!
нительно к системе государственной власти противостоит “Де!
зинформация!сила”, когда верхи осуществляют свой правящий курс на основе дезинформации населения страны.

496
В принципе, система государственной власти, состоящая из трех ветвей — законодательной, исполнительной и судебной,
может быть гуманной, прогрессивной и эффективной при усло!
вии ее дополнения сверху духовной властью просветленной эли!
ты, служащей глубинным интересам своего народа совместно с духовно!просветленным стержнем силовой власти, носящим традиционно!наследственный характер, а также дополнения снизу, со стороны населения, структурированного в различные социальные группы, в том числе по профессиональному, терри!
ториальному, духовно!культурному признакам (см. рис. 5.2).
Рис. 5.2. Трехуровневая система государственной власти с тремя ветвями на серединном уровне
Говоря о месте и роли государства в системе экономичес!
ких отношений нельзя обойти вниманием вопрос о государствен!
ном регулировании национальной экономики. Необходимо разъяснить нашу позицию относительно узкого и широкого по!
нимания государственного регулирования экономики:


497
в узком смысле госрегулирование экономики выражает!
ся в корректировке отдельных параметров ее развития, устра!
нении тем или иным, обычно косвенным, путем отдельных дис!
пропорций и несоответствий, влиянии на ряд экономических параметров, таких как цены, проценты за кредит и т. д.
в широком смысле государственное регулирование на/
циональной экономики включает в себя весь спектр способов,
методов, видов, механизмов, форм и конкретных мер активного воздействия государства на качественные и количественные параметры ее развития с использованием стратегического пла!
нирования, комплекса государственных программ в социально!
экономической, научно!технической, культурно!образователь!
ной, оборонной и экологической сферах, госзаказов, бюджетно!
го финансирования проектов в производственной сфере, имею!
щих ключевые значения для развития народного хозяйства, а также с применением, кроме этого, всего того, что относится к государственному регулированию экономики в узком значении этого слова.

498
2. Ñòàíîâëåíèå è ðàçâèòèå
“ãîñóäàðñòâà-êîðïîðàöèè”
Впервые за последние годы в действиях российской власти обозначился подход к экономической политике не как к прояв!
лению случайных комбинаций чьих!то тайных замыслов, про!
извола экономических и политических монополий или личнос!
тей, а как к воплощению открыто заявленных общественно зна!
чимых интересов.
Вместе с тем практическая реализация экономической по!
литики для любой власти — это всегда балансирование между соблюдением требований экономически эффективного исполь!
зования отечественного национального богатства и социальной справедливости, нормами и представлениями о которой руко!
водствуется общество.
При таких условиях легитимность и состоятельность лю!
бой политической силы проверяется ее способностью решить главную задачу, которая состоит в обеспечении условий для высокой результативности использования экономического по!
тенциала, в наращивании национального богатства и благосос!
тояния.
Это означает, что все декларации о повышении уровня и качества жизни, не подкрепленные расширением производства,
предпринимательской активностью и ростом производительно!
сти труда, вводят большинство людей в заблуждение и чрева!
ты отчуждением власти от граждан. Всякая подмена произво!
дительной деятельности очередным перераспределением на!
копленных ресурсов только продолжает многолетнюю полити!
ку проедания национального богатства и истощает созидатель!
ную энергию общества.


499
Однако экспортно!сырьевая модель развития отечествен!
ной экономики деформировала всю систему хозяйствования и распределительных отношений. Своеобразная “институцио!
нальная ловушка” поддерживает сложившиеся условия и на!
правления развития, сдерживает поворот к инновационному развитию, а следовательно, к повышению устойчивости и каче!
ства нашей жизни. Она же создает дополнительные трудности для выхода из другой ловушки — внешнего экономического кри!
зиса, связанного с особенностями глобального развития.
Более того, перед реальной экономической политикой воз!
ник еще один фундаментальный, не полностью осознанный вы!
зов: что представляет собой “национальная экономика”? Это замкнутое экономическое пространство? Во многих принимае!
мых управленческих решениях все еще просматривается по!
добный подход. Но он расходится с действительностью: зависи!
мость отечественной экономики от внешнего мира запредельно высока, почти 50% ВВП создается за счет внешних условий.
Открытость экономики, внешняя зависимость и самостоя!
тельность экономической политики государства — проблемы более общего порядка. В условиях резко возросшей открытости национальных экономик и значительных масштабах трансгра!
ничных перемещений всех ресурсов при ослаблении государ!
ственного суверенитета границы традиционного объекта эконо!
мической политики становятся трудноопределимыми. В какой!
то мере заменой прежней традиционно понимаемой “националь!
ной экономике” становится “национальное богатство”. Нацио!
нальное богатство как совокупность национальных активов и пассивов вполне подходящий объект для экономической поли!
тики и регулирования.
Еще в середине 90!х гг. специалисты Всемирного банка вы!
ступили с концепцией национального богатства, образуемого из трех форм капитала: “воспроизводимого человеком”, “природ!
ного” и “человеческого”. Причем они опубликовали эксперимен!
тальные оценки почти по 150 странам. В основе их концепции лежит допущение, что воспроизводство национального богат!

500
ства как единого комплекса указанных элементов полностью обновляется за четверть века при ежегодном выбытии 4% из накопленных элементов
1
Именно при таком подходе национальное богатство можно рассматривать как капитал, охватывающий различные активы.
От рационального управления портфелем таких активов зави!
сит эффективность национальной экономики и благосостояние населения. Перенос корпоративных представлений об управле!
нии пассивами и активами на государство и национальную эко!
номику не противоречит тенденциям глобализации и развития открытых экономик, но вместе с тем позволяет точнее опреде!
лять направленность, масштабы, структуру, качество и конку!
рентоспособность ее развития. В таком случае для государствен!
ного управленческого аппарата развитие — это процесс управ!
ления портфелем ресурсов. Возникает реальная основа для про!
ведения эффективной экономической политики государства нового типа — “государства!корпорации”.
Следующий вопрос состоит в том, что же входит в этот пор!
тфель государства!корпорации.
В действующей модели экономического развития России материальной основой и исходной точкой экономического раз!
вития является совокупность естественных ресурсов, их исполь!
зование с безвозвратным изъятием или на многократно повто!
ряющейся основе. По данным службы статистики, 82% нацио!
нального богатства страны составляют основные фонды, а доля прочих активов (оборотных фондов и домашнего имущества),
учитываемых при оценке, не превышает 18%
2
. По другой клас!
1
Оценка накопления всех элементов производится по “истинным инвестициям”, в среднемировых ценах в долларах США по текущим це!
нам на конец периода, т. е. по их восстановительной стоимости за вычетом износа. Тем самым для всех стран получаются единообразные оценки на!
личия имеющихся ресурсов, которые можно использовать для устойчи!
вого развития стран в будущем.
2
И. Николаев, И. Шульга и др. Сколько стоит Россия. Смотря как счи!
тать. htpp.//www.vedomosti.ru/2004/11!47!04. html


501
сификации, доля природных ресурсов достигает 44%, произве!
денного капитала — 40%, нематериальных ресурсов — 16%
1
Экономическая модель, в основе которой лежит “легкая”
рента, имеет меньше стимулов к использованию качественных людских ресурсов или созданию эффективных систем произ!
водства. В ряде случаев естественные активы могут даже вы!
теснять человеческий капитал.
Обращает на себя внимание большая доля нематериальных активов в расчетных оценках совокупного богатства разных стран при относительно более высокой значимости естествен!
ных активов для беднейших из них.
Во всем мире на естественные активы приходится 5% от совокупного богатства, на произведенные активы — 18%, а на нематериальные активы — 77%. Средний гражданин мира вла!
деет совокупным капиталом в размере 90 тыс. долл. США, ве!
личина идентичная богатству в расчете на душу населения в
Бразилии (87 тыс. долл.), в Ливии (89 тыс. долл.) или Хорватии
(91 тыс. долл.).
Потенциал национального богатства, его структура, эффек!
тивность использования, воспроизводимость и увеличение оп!
ределяют меру устойчивости экономического и качество соци!
ального развития. Сложность структуры элементов националь!
ного богатства определяет изменчивость и множественность факторов, влияющих на эффективность регулирования его со!
стояния и роста. Факторы эти выходят далеко за рамки при!
родно!материальных или экономических условий, они охваты!
1
Если к упомянутым природным ресурсам добавить из состава ос!
новных фондов, рабочий и продуктивный скот, многолетние сельскохо!
зяйственные насаждения и т. п., агрегированную разведку полезных ис!
копаемых из состава нематериальных активов (нематериальных основ!
ных фондов), а также лицензии и иные правовые документы на пользова!
ние природными активами (из состава нематериальных непроизведенных активов), то указанная выше доля природно!ресурсной составляющей в стоимости национального богатства России возрастет на еще на большую величину. Where is the Wealth of Nations& Measuring the Capital for XXI
Century. The World Bank. — Washington: DC, 2006. — P. 29.

502
вают также широкий круг социальных явлений, традиций, ка!
чество институтов и их политики, ментальность населения, мо!
тивацию человеческого поведения, и многое другое.
Несмотря на то, что структура богатства может в какой!то степени определять варианты развития конкретной страны,
качество развития зависит прежде всего от того, как структура богатства изменяется с течением времени. Природные ресурсы могут преобразовываться в другие формы ресурсов, естествен!
но при условии эффектного инвестирования ресурсной ренты.
Эта проблема в российской практике налогово!бюджетно!
го регулирования воспроизводства национального богатства находится на периферии внимания, что ведет к устойчивому истощению невоспроизводимых источников развития и сниже!
нию качества структуры богатства
1 1
Прогнозный потенциал российских запасов полезных ископаемых оценивается более чем в 140 трлн долларов. По объемам речного стока
Россия занимает второе место в мире после Бразилии. Обеспеченность пахотными землями (на душу населения) больше среднемировой в 7 раз,
запасами древесины — в 14 раз. По оценкам Мирового совета по энергии,
на территории нашей страны сосредоточено около 60% мировых запасов невозобновляемых природных ресурсов, в том числе 20% запасов нефти,
35% газа, 12% угля. Значительны запасы золота, алмазов, железных руд,
цветных и редких металлов. Эффективное использование этого колоссаль!
ного природно!ресурсного потенциала в общенациональных интересах может стать надежной основой для обеспечения широкой системы соци!
альных гарантий и роста общественного благосостояния.
Большинство государств изымают сверхприбыль от использования природных ресурсов в свой бюджет и тратят на общенациональные цели.
В экономической теории эта сверхприбыль, не зависящая от деятельности предприятий и получаемая за счет уникальных свойств эксплуатируемых природных ресурсов, называется природной рентой. По оценке Комитета по защите прав граждан на общенациональные природные ресурсы, ежегод!
ный объем природной ренты, образующейся только при эксплуатации рос!
сийских месторождений углеводородов и металлических руд, а также гид!
роэнергетических ресурсов, при нынешней ценовой конъюнктуре составля!
ет более 60 млрд долларов. В том числе, в нефтегазовом комплексе ежегод!
ный объем природной ренты в 2000–2005 гг. оценивается в 35–50 млрд дол!
ларов, в металлургическом комплексе — в 3–7 млрд долларов.


503
Инструментарий макроэкономический политики не может ограничиваться только обеспечением финансовой стабилизации,
он должен создавать условия для качественно нового устойчи!
вого экономического роста, выхода на мировые рынки передо!
вых технологий; для диверсификации структуры экономики и экспортного потенциала и формирования национальной инно!
вационной системы.
Преобладающей формой богатства в мире являются нема!
териальные активы — людские ресурсы и качество государ!
ственных и негосударственных учреждений. Более того, доля произведенных активов в совокупном богатстве фактически неизменна по всем доходным группам, однако в странах со сред!
ними уровнями доходов капиталоемкость продукции немного выше. С ростом доходов доля природных ресурсов обычно со!
кращается, а нематериальных активов растет. Богатые страны богаты главным образом благодаря высокой квалификации и навыкам своего населения, а также качеству учреждений, обес!
печивающих экономическую деятельность. Из этого легко по!
нять, каким образом государству следует распоряжаться ресур!
сами для обеспечения высокого качества человеческого и соци!
ального капитала. Не разовое повышение стипендии или пен!
сии на двести — триста рублей. Само по себе решение замеча!
тельное, а главное оно демонстрирует “вектор социальной по!
литики”. Но все же лучше обеспечить не менее чем вдвое более высокую долю затрат в ВВП на социальную политику. Иначе невозможно решить не только проблемы здоровья и образова!
ния населения, но и прямую угрозу выживаемости старших по!
колений россиян.
Исходя из такой целевой установки управление нацио!
нальным богатством в интересах развития включает в равной мере как сохранение и воспроизводство естественных ресурсов,
так и заботу об увеличении значения нематериальных активов в его структуре.
Основная часть богатства страны связана с выгодами от не!
материальных активов. По своей структуре они включают в себя

504
все те ресурсы, которые не учитываются в расчетных оценках богатства. Это нередко такие нематериальные ресурсы, как на!
выки и “ноу!хау”, материализованные в рабочей силе. Они вклю!
чают в себя также и социальный капитал, т. е. доверие к институ!
там власти, терпимость и партнерство среди людей в обществе и их способность работать сообща на достижение общих целей.
Выгода включает в себя также все элементы управления,
способствующие повышению производительности труда. Так,
если, к примеру, в стране действуют исключительно эффектив!
ная судебная система, четко закрепленные права собственнос!
ти и эффективная система управления, то в результате наблю!
дается более значительное совокупное богатство и, соответ!
ственно, большие выгоды от нематериальных активов.
В развитых странах на людские ресурсы и законность при!
ходится самая большая доля выгод. Инвестиции в образование,
в поддержание функционирования судебной системы и в поли!
тику, направленную на привлечение средств из!за рубежа, яв!
ляются важнейшими средствами увеличения доли нематери!
альных компонентов совокупного богатства.
По мере роста национального богатства любой страны от!
носительная значимость произведенных и нематериальных ак!
тивов по отношению к природным ресурсам растет. Таким об!
разом, процесс развития ведет прежде всего к росту в совре!
менных отраслях производства и услуг, которые в значитель!
ной степени зависят от неосязаемых форм богатства.
Однако с ростом доходов объем природных ресурсов в рас!
чете на человека не снижается, особенно применительно к зем!
лям сельскохозяйственного назначения. Все!таки земля и иные природные ресурсы играли и играют ключевую роль в обеспе!
чении устойчивого производства доходов.
В странах, удерживающих лидерство в мировой экономи!
ке и политике, экономическая политика, обеспечивающая ин!
новационный и качественный экономический рост, характери!
зуется следующими чертами, которые, возможно, станут при!
сущи и российской политике: