Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 679
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
505
– прогнозированием и определением стратегий своего эко!
номического и технологического развития на долгосрочную пер!
спективу (не менее чем на 15–20 лет);
– участием в формировании единого мирового научно!тех!
нического пространства и рынка высокотехнологических това!
ров и услуг с ограниченным кругом участников;
– закреплением на рынке высокотехнологической продук!
ции на основе определенной технологической специализации (от!
ражающей развитие критических технологий в данной стране);
– формированием глобальных механизмов получения и перераспределения ренты от монополии на знание и высокие технологии. Россия в результате экспорта сырьевой продукции и импорта продукции более высокой степени переработки, зак!
репленная в качестве чистого донора произведенной добавлен!
ной стоимости, теряет в результате неблагоприятных условий торговли десятки миллиардов долларов;
– формирование национальных инновационных систем,
интегрированных на международном уровне. Такие системы охватывают весь комплекс институтов, обеспечивающих инно!
вации, развитие и распределение новых технологий;
– активной государственной поддержкой всех условий, спо!
собствующих повышению качества людских ресурсов;
– тесным сотрудничеством между бизнесом и государством,
активной экономической дипломатией и режимом благоприят!
ствования при внедрении на новые сегменты мирового рынка.
506
1 ... 34 35 36 37 38 39 40 41 ... 61
3. Î òåîðèè è ïðàêòèêå ôîðìèðîâàíèÿ
è ðåàëèçàöèè ýêîíîìè÷åñêîé
ïîëèòèêè ãîñóäàðñòâà
Процессы формирования и реализации экономической по!
литики государства занимают центральное положение в согла!
совании целей, направлений и темпов преобразования полити!
ческой и экономической систем.Это особенно явственно прояв!
ляется в переходных состояниях общественного развития. Со!
временные политические и экономические трансформации из!
меняют формы мирового общения в целом, а вместе и наряду с ними статус, роль и функции государства и проводимой им эко!
номической политики.
Последовательность и эффективность экономической по!
литики детерминируется действием разнообразных условий и факторов. Будучи атрибутом политической власти и способом ее осуществления в хозяйственной сфере, она формируется на пересечении экономики и политики, определяется формой го!
сударственного устройства, социальной структурой общества,
подвержена корректирующему воздействию целей, интересов,
ценностных ориентаций субъектов и организаций, принимаю!
щих решения, зависит от состояния общественного сознания,
уровня развития политических и социальных институтов, по!
литической культуры и традиций, структуры власти (отноше!
ния между законодательной и исполнительной властью различ!
ного уровня, правительством и союзами предпринимателей и наемных работников, гражданскими объединениями, полити!
ческими партиями) и распределения сил внутри иерархии вла!
сти. Следует дополнить, что условия могут сочетаться в различ!
507
ных комбинациях, а их значимость и влиятельность меняться со временем.
От них зависит, кем и по каким правилам и процедурам выбираются ценностные основы, определяются содержание,
направленность экономической политики и выбираются инст!
рументы ее реализации. Изменчивость определяет необходи!
мость и готовность государственных институтов к корректиров!
ке экономической политики. В связи с этим неизбежно возника!
ют дискуссии, сталкиваются различные мнения и позиции, от!
ражающие особенности циклов политической жизни и разли!
чия в понимании, а главное в интересах стоящих за ними групп интересов. В российской экономической науке и практике госу!
дарственного управления возникли и на протяжении последних десятилетий не утихают дискуссии относительно масштабов,
содержания и методов реализации экономической политики го!
сударства. Вместе с тем до сих пор остаются открытыми для обсуждения многие фундаментальных вопросы. Среди них: осо!
бенности экономической политики в условиях глобализации;
роль внешних факторов и международных игроков; реформы государственного устройства, направления развития эффектив!
ного государства, взаимодействие институтов государства, по!
литической системы и гражданского общества в процессе фор!
мирования согласованной экономической политики, уточнение объекта экономической политики и макроэкономического регу!
лирования и т. п.
508
4. Îáùèå óñëîâèÿ è ôàêòîðû
В процессе перехода к открытому гражданскому обществу,
в котором существуют многообразные формы для проявления и комбинирования различных групповых и индивидуальных экономических интересов, экономическая политика приобретает качественно новые черты.
В ходе системных реформ переход от политической рацио!
нальности к экономической выявляет расхождения в интере!
сах разнообразных экономических и социальных групп, проис!
ходит их политическая и организационно!правовая институци!
онализация. Экономическая политика в новых условиях пред!
ставляет, оформляет и согласовывает интересы различных об!
щественных и политических сил. В ней должны концентриро!
ваться основные идеи и предложения, воплощаться концепции,
способствующие экономическому прогрессу общества. По сути,
это уже “плюралистическая” экономическая политика, явля!
ющаяся основой и результатом общественного согласия. Она же —
условие легитимации политической власти в сфере экономики.
В ней в обобщенном виде представлены политические платфор!
мы и представления различных партий, правительства, парла!
ментских органов, профсоюзов, организаций самоуправления,
общественных и хозяйственных организаций и объединений.
При этом крайне важно выстроить ясные правовые основы, рег!
ламентирующие взаимоотношения между лицами, принимаю!
щими решения, бюрократическим аппаратом и представителя!
ми лоббистских групп.
В свою очередь, процессы реализации, обеспечивающие успешность экономической политики, должны опираться на предсказуемую и понятную систему макроэкономического ре!
509
гулирования и, возможно, в ряде случаев на жесткие методы социального управления. Подобный подход к формированию и реализации экономической политики обеспечивает и закрепляет легитимность действий политической власти в экономической сфере.
Экономическая политика зависит от типа хозяйственной сис!
темы и “модели” экономического развития. Тип хозяйственной системы определяется экономической доктриной, принятой в стра!
не, охватывающей нормы и фундаментальные принципы хозяй!
ствования, отношение к различным формам собственности, соот!
ношение экономических и административных методов регулиро!
вания, организационную структуру и правовые отношения.
В российской экономике сложилась экспортно!сырьевая модель развития, под которую подстраивается и деформирует!
ся вся система хозяйствования. Консервативный и инерцион!
ный характер российской экономической политики, поддер!
живающей сложившиеся условия и направления развития, не способен обеспечить стратегический поворот к инновационной модели, основанной на использовании интеллектуального потен!
циала страны
1
Одна из ключевых характеристик формирующейся инно!
вационной экономической модели в том, что происходит нарас!
1
Экономический рост, увеличение уровня доходов и потребления,
умеренная инфляция, профицит бюджета, накопление золотовалютных резервов, формирование стабилизационного фонда и монетизация эконо!
мики прямым или косвенным образом являются следствием благоприят!
ной внешней конъюнктуры для экспортно!сырьевой модели развития российской экономики. Однако все риски для устойчивого и долговремен!
ного роста при консервации подобной модели сохраняются, а воздействие на условия их смягчения со стороны российского Правительства предельно ограничено. Из года в год поддерживаемая ориентация экономической политики государства на наиболее сдержанный инерционный сценарий социально!экономического развития страны ни в какой мере не отвечает требованиям Президента РФ активно использовать все источники эконо!
мического роста и обеспечить конкурентоспособность российской эконо!
мики, содержащиеся в его Посланиях Федеральному Собранию.
510
тание и закрепление качественного разрыва между странами!
лидерами и периферией, где сейчас находится российская эко!
номика
1
. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях,
оборудовании и организации производства, в промышленно раз!
витых странах приходится до 75–80% прироста валового внут!
реннего продукта. Россия отстает по этому показателю в этой области от развитых стран на 45–50 лет.
Изолированность российской экономики от создаваемых в развитых странах новейших технологий ведет к прогрессиру!
ющему организационному, управленческому и техническому отставанию экономики.
Особенности государственного устройства, границы суве!
ренитета, содержание и характер экономических функций, сте!
пень социальной ответственности и многие другие моменты го!
сударственного строительства и развития определяют форми!
рование, содержание и особенности реализации государствен!
ной экономической политики.
Демократическое социальное государство ближе к корпо!
ративистской организации политической системы, поскольку политические и общественные институты, представляющие различные интересы, в своем функционировании в большой сте!
пени зависимы от этого государства, в том числе и юридически.
Исторический переход от традиционного либерального го!
сударства к социальному сопровождается изменением значе!
ния понятия “автономия”. Так, в отличие от власти лассефери!
стского либерального государства, социальному государству,
1
В США, например, переход к новой модели начался в 80!е гг. По данным Бюро экономического анализа Министерства торговли США, с
1982 г. затраты частного сектора экономики на закупку средств произ!
водств “промышленного века” (двигателей, станков, нефтяного оборудо!
вания, общемашиностроительной продукции и т. п.) стабилизировались на уровне 110 млрд долл. год, а в 1991 г. они составили 107 млрд долл. в сравнении с закупками техники и программного обеспечения для перера!
ботки информации, которые достигли 112 млрд долл. и продолжали расти в последующее десятилетие. Можно условно назвать это началом инфор!
мационного века.
511
чья легитимность зависит от способности обеспечивать рост бла!
госостояния, социальную стабильность и порядок, регулировать и компенсировать кризисы экономического развития, не могут быть безразличны взаимоотношения сторон любого потенциаль!
ного социального или экономического конфликта.
“Свободная игра” организованных общественных сил доз!
воляется государством лишь тогда, когда эта игра более эффек!
тивна, нежели прямое государственное вмешательство, и лишь в тех организационных рамках, в которых протекает конфликт.
Автономия контролируется и направляется государством; она приобретает функциональный характер и даже цель — соци!
альное сотрудничество, партнерство.
Политическая система современного общества возникла не через разрушение либеральной демократии, а в процессе по!
степенной трансформации в демократическое социальное госу!
дарство всеобщего благосостояния. Это и наложило соответству!
ющий отпечаток на характер и функции корпоративистских элементов, присущих данной системе.
И если традиционная авторитарно!корпоративистская си!
стема по своей природе антиплюралистична, то демократичес!
кое социальное государство — постплюралистично. В нем так!
же, в отличие, к примеру, от диктатур, основные гражданские права и свободы не уничтожены, они введены в рамки комплек!
сной системы общественного контроля и с учетом этого контро!
ля используются.
Другое важное отличие — характер и цель функциониро!
вания общественных союзов и организаций. Являясь составной частью организованного комплекса государства “всеобщего бла!
госостояния”, они (общественные организации и союзы) в ходе регулирования и улаживания социальных конфликтов, дей!
ствуя совместно с государством и во благо “всеобщих интере!
сов”, решают государственные задачи. Такое функционирова!
ние общественных организаций нельзя назвать вынужденным,
оно происходит не под нажимом со стороны государства, а в ре!
512
зультате компромисса между различными социальными сила!
ми, группами интересов и государственными органами.
5. Достижением современного государства, понимаемого как институт партнерства и регулирования социальных конфлик!
тов, является интеграция наемных работников в возглавляемую и созданную этим государством систему “кооперативного раз!
решения конфликтов”. Создание такой системы является ре!
зультатом исторического компромисса. Институционализация системы стала возможна лишь в результате сближения, а за!
тем тесного союза государственной бюрократии и обществен!
ных организаций (в том числе, разумеется, и союзов наемных работников). Этот союз способствовал потере былого значения традиционных различий между государством и обществом, пуб!
личной и частной сферами, законом и договором. Возникший организационный комплекс государства всеобщего благососто!
яния, в котором государственные и социальные институты, свя!
занные между собой тысячами нитей, функционирует в каче!
стве “интегрированного общественного центра управления”. От деятельности этого специфического органа во многом зависит политическая и экономическая стабильность развитого обще!
ства.
В отличие от традиционного плюралистического общества,
организованные представители труда и капитала представля!
ют не только интересы своих “клиентов”, но и совместно с госу!
дарством и представителями других союзов и организаций уча!
ствуют в принятии и осуществлении общезначимых социальных и экономических решений. Примером может быть так называе!
мая тарифная автономия, в рамках которой в выработке эконо!
мической политики соучаствуют объединения наемных работ!
ников и союзы работодателей.
Корпоративной политической системе присуши три опре!
деляющих свойства:
1) тесное сотрудничество между государством, функцио!
нальными и корпоративными группами интересов;
513 2) институционализированные формы прямого сотрудни!
чества между самими группами интересов;
3) государственный контроль над деятельностью групп ин!
тересов, ограничивающий их автономию и превращающий их отчасти в “агентов мобилизации” для осуществления экономи!
ческой политики государства.
Важнейшее различие между корпоративизмом и плюра!
лизмом заключается в том, что в плюралистической политичес!
кой системе представители общественных организаций незави!
симы от государства, в корпоративистской же — их деятель!
ность протекает в рамках, установленных государством.
Соответственно, корпоративистские элементы современной модернизированной либеральной демократии не имеют своей целью подавление конфликта. Напротив, он регулируется, кана!
лизируется, вводится в русло “сотрудничества”, “взаимной от!
ветственности”, консенсуса. Цель подобного регулирования —
достижение равновесия интересов. В этом плане можноговорить осоздании общества либерального корпоративизма (в разных странах оно принимает различные политические формы). От ав!
торитарно принудительного корпоративизма оно отличается тем,
что в нем крупные общественные организации вступают в систе!
му корпоративистских отношений добровольно и в принципе об!
ладают правом (и возможностью) выйти из данной системы.
Функции либерально!корпоративных структурных эле!
ментов политической системы определяются оперативными и легитимными слабостями интервенционистской политики госу!
дарства в условиях экономической свободы и частной собствен!
ности. Государство, в деятельности которого центральной про!
блемой является несоответствие между ожидаемым от него уровнем управления и средствами управления, имеющимися у него, вынуждено искать для осуществления своей политики не!
прямые формы и обращаться за “содействием” к общественным организациям и союзам. (Корпоративизм есть прежде всего в высокой степени опосредованное политическое господство). В
этих условиях общественные организации должны постепенно