Файл: И. К. Ларионов д э. н., профессор, заслуженный деятель науки рф.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 673

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

534
производства в развитых странах приходится 70–85% прирос!
та ВВП. В этой связи не случаен постоянный рост доли расхо!
дов на науку и образование в ВВП развитых стран, которая се!
годня составляет 35–40%.
Высокая степень участия государства в стимулировании
НТП обусловлена спецификой инновационных процессов (зна!
чительная капиталоемкость научных исследований и высокая степень риска, зависимость от степени развития общей науч!
ной среды и информационной инфраструктуры, специфика тре!
бований к квалификации кадров, необходимость защиты интел!
лектуальной собственности и т. п.). В этой связи возрастание роли государства в политических системах западных стран не в последнюю очередь обусловлено его ролью в обеспечении ин!
новационного развития.
В случае России возрастание значения интеллектуализа!
ции экономики приобретает особое значение, так как внедре!
ние новых технологий, освоение которых обеспечивает эконо!
мический рост, является эффективным инструментом преодо!
ления системного экономического кризиса. Это означается на!
сущную востребованность инвестиций в человеческий капитал,
являющийся основанием экономики знаний. Между тем в совре!
менной РФ мы видим обратное. Доля традиционных функций государства в РФ поглощает 36,7% федерального бюджета. Это в 4 раза выше, чем в развитых странах и в 1,5 раза — чем в раз!
вивающихся, тогда как на социальные функции — только 21,3.
Выполнение традиционных функций поглощает 6% ВВП, что почти на 25% превышает общемировой показатель, тогда как
3,5% (в 6 раз меньше) страна тратит на социальные функции.
Соотношение расходов на традиционные и современные функ!
ции составляет 1,7 : 1. И хотя применительно к консолидиро!
ванному бюджету это соотношении несколько иное (1,2 : 1), тем не менее общая картина такова, что подобная структура бюд!
жета характерна для государства XIX, а не XX в.
1 1
Рогов С. Указ. соч. — С. 82–83.

535
Приоритетным объектом редукции выступает социальная сфера — здравоохранение, образование, фундаментальная на!
ука, социальное обеспечение. Именно в этом контексте можно рассматривать активизировавшиеся в начале 2004 г. реформы,
предполагавшие широкомасштабную маркетизацию социаль!
ной сферы и фактическое сокращение ее государственного фи!
нансирования. Речь идет о непродуманной системе монетиза!
ции льгот, реформе здравоохранения, науки, культуры. Ми!
нистр просвещения в правление Николая I князь Ширинский!
Шихматов говаривал: “Польза философии не доказана, а вред
от нее возможен”, и на этом основании закрыл все кафедры философии в университетах. Создается впечатление, что заве!
ты министра позапрошлого века и сегодня живут и побеждают в России.


536
1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   61

5. Ïðèîðèòåòû è ìåõàíèçìû îòäåëüíûõ íàïðàâëåíèé
ýêîíîìè÷åñêîé ïîëèòèêè
5.1. Âðåìåííîé ãîðèçîíò
Управление развитием предусматривает разработку сис!
темы прогнозирования и индикативного планирования социаль!
но!экономическим развитием страны. Прогнозы должны состав!
ляться на долгосрочный (15–25 лет), прогнозы и индикативные планы на среднесрочный (5–10 лет) и краткосрочный (1–3 года)
периоды. Последние должны разрабатываться одновременно с проектом трехлетнего финансового плана и государственного бюджета. При этом рекомендательный и информационный ха!
рактер индикативного плана для негосударственных субъектов должен сочетаться с его директивностью для органов государ!
ственного управления всех уровней. Индикативный план вклю!
чает характеристику всех основных макроэкономических пара!
метров и инструментов политики, показателей государственного бюджета и программ развития государственного сектора.
В пятилетнем цикле планирования решающая роль отво!
дится среднесрочным приоритетам научно!технического и со!
циально!экономического развития страны. Их определение дол!
жно служить основой для разработки целевых программ, пла!
нов развития госсектора, а также для планирования мер госу!
дарственного регулирования экономики и стимулирования эко!
номического роста.
Цель пятнадцатилетнего цикла прогнозирования — выбор стратегии обеспечения конкурентоспособности российской эко!
номики. Главным при этом является прогнозирование прорыв!
ных направлений технологического прогресса. Их заблаговре!

537
менное предвидение важно для своевременного формирования траектории будущего экономического роста на основе создания соответствующих конкурентных преимуществ в перспективных направлениях развития мировой экономики. Исходя из этого должны определяться приоритеты долгосрочного экономичес!
кого развития страны, разрабатываться целевые научно!тех!
нические программы, стимулироваться наращивание научно!
производственного потенциала страны.
Прогнозы социально!экономического развития страны дол!
жны служить ориентирами не только для госсектора, но и для всех хозяйствующих субъектов, заинтересованных в понима!
нии перспектив своей деятельности в условиях быстро меняю!
щейся экономической среды.
5.2. Äåíåæíî-êðåäèòíàÿ ïîëèòèêà
Денежно!кредитная политика — важнейшее направление экономической политики государства и представляет собой со!
вокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране.
С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно!кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффек!
тивности производства, обеспечения занятости населения, ста!
бильности внешнеэкономических связей, т. е. в целях решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.
В связи с разработкой концепции экономической политики
России как экономики развития, т. е. такого типа экономичес!
кой политики, в рамках которой ее высшая ценностная цель по!
ставлена как устойчивый долгосрочный экономический рост в интересах личности, общества и государства, возникает необ!
ходимость формирования концептуальных основ денежно!кре!
дитной и банковской политики экономики развития.


538
Денежно!кредитная политика экономики развития пони!
мается как система управленческих мер, решений и действий государства, осуществляемых в целях обеспечения реального и устойчивого экономического роста, необходимого уровня заня!
тости населения, повышения покупательной способности наци!
ональной валюты, активизации банковской системы в реализа!
ции экономической политики развития.
Эффективность денежно!кредитной политики, способству!
ющей достижению реального экономического роста, определя!
ется целым рядом взаимосвязанных факторов:
– важным является представление о том, какая концепция государственного регулирования экономики положена в основу всей экономической политики;
– насколько денежно!кредитная и банковская политики способствуют реальному экономическому росту и усилению инвестиционной составляющей реальной экономики;
– необходимым является знание причин инфляции;
– методы, применяемые в рамках денежно!кредитного ре!
гулирования, должны сочетаться с гибкой бюджетной и налого!
вой политикой;
– важным является выбор приоритетного объекта денеж!
но кредитной политики: спрос или предложение денег, процен!
тная ставка или количество денег;
– огромное значение для эффективного осуществления де!
нежно!кредитной политики имеет и стабильность банковской системы;
– денежно!кредитная политика, занимая центральное ме!
сто в управлении экономикой, должна иметь четко выражен!
ную страновую особенность.
Выбор эффективной концепции денежно!кредитной поли!
тики в России весьма затруднен. Это связано с тем, что, с одной стороны, в стране действуют инфляционные факторы, предпо!
лагающие проведение политики денежной рестрикции, но с дру!
гой — российской экономике необходимы инвестиции (причем

539
отнюдь не иностранные) в реальный сектор, для чего нужно про!
водить политику кредитной экспансии.
Ежегодно утверждаемые основные направления единой государственной денежно!кредитной политики свидетельству!
ют лишь о преемственности денежно!кредитной политики Банка
России, обусловленной главным образом внешнеэкономически!
ми факторами.
В условиях, когда перед экономикой и социальной сферой стоят сложные и масштабные задачи, требующие усилий денеж!
но!кредитных институтов, денежно!кредитная политика в зна!
чительной степени сохраняет свой пассивный характер.
Остается без изменений значимость системы рефинанси!
рования коммерческих банков для развития экономики, не пред!
полагается ее увязка с конкретными народно!хозяйственными проектами и организацией региональных банков развития.
Обращает на себя внимание отсутствие механизма средне!
срочного планирования денежно!кредитной политики Банка
России. Принципы денежно!кредитной политики достаточно расплывчаты. Можно лишь предположить, что в ближайшей перспективе Банк России будет использовать принципы единой государственной денежно!кредитной политики, сформировав!
шиеся в последние два года, использовать механизм формиро!
вания Стабилизационного фонда Российской Федерации.
В концепции денежно!кредитной и банковской политики экономики развития должны быть по!новому определены прин!
ципы этой политики как совокупности определенных государ!
ством правил воздействия субъектов денежно!кредитной и бан!
ковской политики на ее объекты. Эти принципы должны в боль!
шей степени ориентироваться на реальный экономической рост и отражать активную роль Центрального банка в достижении целей государственной экономической политики.
В концепции эффективной денежно!кредитной политики важны приоритетные цели. Неэффективность монетарных це!
лей, а также то, что уровень инфляции определяется в основ!


540
ном немонетарными факторами, ставит по!новому вопрос о про!
межуточных целях денежно!кредитной политики.
За последние 10–15 лет экономическая ситуация в России кардинально изменилась. Наблюдается реальный экономичес!
кий рост, улучшение экономической ситуации, дала свои поло!
жительные результаты и проводимая политика финансовой ста!
билизации. Однако известно, что важнейшим фактором такой стабилизации является благоприятная для России внешнеэко!
номическая ситуация. Сегодня приоритетной становится зада!
ча перехода к активному государственному стимулированию реального экономического роста за счет внутреннего потенциа!
ла российской экономики. Однако выбранная в настоящая вре!
мя Центральным банком концепция денежно!кредитной и бан!
ковской политики не является до конца последовательной и ча!
сто не согласуется с мнением ряда специалистов в области эко!
номики.
Цель современной денежно!кредитной политики — тарге!
тирование инфляции — в условиях умеренной инфляции “не работает” на достижение стратегической цели государственной политики экономики развития. Несомненно, низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, форми!
рования позитивных ожиданий экономических агентов, сниже!
ния рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских рас!
ходов. Однако в настоящее время можно констатировать неэф!
фективность использования чисто монетарных методов стиму!
лирования роста экономики и подавления инфляции.
Необходимо также понимание причин инфляции. Если ин!
фляция обусловлена в основном немонетарными факторами
(резкое подорожание услуг ЖКХ, активная социальная поли!
тика государства, вызывающая дополнительный спрос населе!
ния на товары и услуги, избыточный рост денежного предло!
жения в результате повышения мировых цен на нефть, поли!
тика естественных монополий и т. п.), то Центральный банк мо!
жет только сгладить некоторые отрицательные последствия

541
роста цен, но не может устранить причины инфляции. Рост цен на энергоносители, попытки государства переложить рост зат!
рат в сфере ЖКХ на другие отрасли экономики и население приводят к необходимости увеличения денежной массы в об!
ращении для удовлетворения потребности оборота в денеж!
ных средствах и предотвращения кризиса неплатежей у пред!
приятий.
Если исходить из текущих задач Банка России, то сниже!
ние инфляции как главная цель деятельности Центрального банка вполне обоснована, поскольку он отвечает за стабильность рубля. Но этого совершенно недостаточно для денежно!кредит!
ной политики всего государства.
5.3. Íàëîãîâî-áþäæåòíàÿ ïîëèòèêà
В этом блоке экономической политики сохраняется преиму!
щественная ориентация не на задачи развития, а на обеспече!
ние экономической стабилизации.
Соответственно, если конструкция федерального бюджета формируется не из объективных финансовых возможностей и потребностей реального сектора или социальной сферы и дру!
гих необходимых затрат, она исходит из максимально возмож!
ного уровня изъятия финансовых ресурсов из производствен!
ной сферы и ограничения внутреннего потребления, то это оз!
начает в конечном счете продолжение курса, все более ослаб!
ляющего само государство.
И в этих условиях увеличение объемов бюджетного про!
фицита изымает средства из экономики и сжимает внутренний спрос.
Тот факт, что бюджетный профицит трансформируется в
Стабилизационный фонд и, по существу, формируется вторая,
достаточно изолированная часть федерального бюджета, не меняет сути отложенных финансовых ресурсов как прямого вычета из экономического потенциала страны
Сбалансированность федерального бюджета не должна быть самоцелью, не должна достигаться любой ценой, даже если