Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования алтайский государственный университет.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
40
Сумма финансового результата от операций с иностранной валютой и драгоценными металлами сократилась на 27млрд. руб. (темп изменения -52,51%) за 2016-2018 гг., что негативно характеризует рассматриваемый аспект формирования чистого финансового результата банка.
Сумма финансового результата от проведения банком комиссионных операций увеличилась на 116 млрд. руб. (темп изменения = +36,65%) за 2016-2018 гг., что положительно характеризует рассматриваемый аспект формирования чистого финансового результата банка.
Сумма прочих операционных доходов увеличилась на 31 млрд. руб. (темп изменения +91,62%) за 2016-2018 гг., что положительно характеризует рассматриваемый аспект формирования чистого финансового результата банка.
Сумма операционных расходов сократилась на 4 млрд. руб. (темп изменения
-0,59%) за 2016-2018 гг., что позитивно характеризует рассматриваемый аспект формирования чистого финансового результата банка.
Кроме того, сумма резерва по прочим потерям сократилась на 2млрд. руб.
(темп изменения -5,59%) за 2016-2018 гг., что негативно характеризует рассматриваемый аспект формирования чистого финансового результата банка.
Под влиянием всех этих факторов сумма прибыли до налогообложения увеличилась на 354 млрд. руб. (темп изменения = +54,70%) за 2016-2018 гг., что позитивно характеризует динамику изучаемого показателя финансовых результатов кредитной организации, которая проиллюстрирована на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – Динамика финансового результата ПАО Сбербанк до налогообложения, млрд.руб.
648 846 1002 0
200 400 600 800 1000 1200 2016 г.
2017 г.
2018 г.
41
Таким образом, на протяжении всего анализируемого периода банк работал, получая прибыль до налогообложения. Чистый финансовый результат – это финансовый результат за вычетом налога на прибыль. На протяжении всего анализируемого периода банк работал, получая положительный чистый финансовый результат (чистую прибыль). В 2016 г. чистая прибыль составила
499млрд. руб.; в 2017 г. чистая прибыль – 654млрд. руб. (темп изменения =
+31,16% по сравнению с предыдущим годом); в 2018 г. чистая прибыль – 811млрд. руб. (темп изменения = +19,68% по сравнению с предыдущим годом). В итоге в целом за рассматриваемый период сумма чистого финансового результата увеличилась на 56,97, что проиллюстрировано на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Динамика чистого финансового результата ПАО Сбербанк, млрд. руб.
Таким образом, ситуация с финансовыми результатами ПАО «Сбербанк
России» в целом за 2016-2018 гг. улучшилась. Данный результат во многом удалось достичь за счет оптимизации процентных расходов.
Для оценки эффективности использования ресурсов, потребленных в процессе производства, применяются показатели рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность различных направлений деятельности ПАО Сбербанк. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, так как их
498 654 811 0
100 200 300 400 500 600 700 800 900 2016 2017 2018
42 величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Покажем динамику рентабельности капитала и активов за анализируемый период в таблице 2.6.
Таблица 2.6– Динамика показателей рентабельности ПАО Сбербанк
Показатель
2016 2017 2018
Темп роста в 2018 году к
2017 году, %
Рентабельность активов (ROA)
2,3 1,5 2,1 140
Рентабельность капитала (ROE)
20,8 18,1 20,9 115
Данные таблицы 2.6 говорят о том, что рентабельность активов за 2018 год увеличилась на 0,6 процентных пункта по сравнению с 2017 годом. Рентабельность собственного капитала увеличилась на 6 процентных пунктов и в 2018г. составила
20,9 %. Рост рентабельности капитала обусловлен действием разнонаправленных факторов, основные из них: заработанная чистая прибыль за 2018 год, выплата дивидендов по итогам 2017 года, а также снижение размера вычета из капитала вложений в финансовые компании, вследствие изменения методологии расчета
Базель111.
Основными источниками для проведения активных операций, в отчетном периоде было привлечение средств клиентов и полученные проценты. ПАО
Сбербанк осуществляет стандартные операции на финансовых рынках, в том числе с Банком России, в рамках установленных контрагентами лимитов друг на друга по каждому виду операции.
По состоянию на 1 января 2019 года удельный вес просроченных ссуд в общем объеме активов составил 2,5% (по состоянию на 1 января 2018 года – 2,7%).
В процессе урегулировании проблемной/просроченной задолженности юридических и физических лиц банк реализует имущество, ранее принятое на баланс ПАО Сбербанк в качестве обеспечения. В течение 2018 года реализовано имущество на 1970 млн. руб., за 2017 год - на 1471 млн. руб. Подавляющее большинство реализованных объектов - объекты недвижимости (квартиры, земельные участки, нежилые помещения
).
43
По состоянию на 1 января 2019 года ПАО Сбербанк с запасом выполняет как предельные значения обязательных нормативов ликвидности, установленные
Банком России, так и внутренние лимиты на риски-метрики ликвидности. Рост объема ссудной задолженности в 2018 году, составивший порядка 2,8 трлн. рублей, банк частично фондировал за счет краткосрочных привлечений от юридических лиц и на денежном рынке, что привело к увеличению разрыва ликвидности на горизонтах до 3 лет.
Таким образом ПАО Сбербанк заслужено входит в пятерку самых надежных российских банков по финансовым показателям за 2018 год. По версии журнала
«TheBanker» банк занял 36-е место в 2017 году в общем зачете ежегодного рейтинга «ТОП 1000 банков» мира.
Структура кредитного портфеля ПАΟ Сбербанк по видам заемщиков представлена в таблице 2.7.
Таблица 2.7- Состав и структура чистой ссудной задолженности по видам заемщиков ПАО Сбербанк за период 2016-2018 гг., млрд. руб.
Показатель
2016 г.
2017 г.
2018 г.
Изменения млрд. руб.
Изменения в
%
Ссудная задолженность юридических лиц
113274 11769 13571 22436 119,81
Ссудная задолженность физических лиц
4337 4925 6170 1833 142,27
Межбанковские кредиты
1595 1595 1635 4039 102,53
Ссудная задолженность до вычета резервов на возможные потери
172603 18560 213777 41174 123,85
Резервы на возможные потери
10381 1094 1234 1962 118,89
Чистая ссудная задолженность
16222 174666 20143 39213 124,17
44
Исходя из данных таблицы 2.7, за 2016 -2018 гг. выявлено, что ссудная задолженность возросла, а именно: юридических лиц на 2243661 млн. руб. или на
19,81 %; физических лиц на 1833385 млн. руб. или на 42,27 %. В структуре портфеля кредиты физическим лицам составляют в диапазоне от 25% до 28%.
Таблица 2.8- Кредитный портфель физических лиц ПАО Сбербанк за период 2016-
2018 гг.
Наименование показателя
31.12.2016 31.12.2017 31.12.2018 млрд. руб. уд. вес,
% млрд. руб. уд. вес,
% млрд. руб. уд. вес,
%
Кредиты физ. лиц всего, в т. ч:
4337 100 4924,5 100 6 169,5 100
жилищные кредиты
2 370 54,67 2856 58,01 3 518 57,03
автокредиты
103,2 2,38 109 2,22 119 1,93
потребительские кредиты 1 356 31,28 1436,5 29,17 19130 31,29
кредитные карты
506,1 11,67 521 10,59 601,5 9,75
Сбербанк является крупнейшим игроком на российском рынке ипотечного кредитования. Как видно из данной таблицы, в структуре кредитов физических лиц особый интерес прикован к ипотечным кредитам: 54,67 % в 2016 году, 58,01 % в
2017 году и 57,03 % в 2018 году. За 2018 год доля Сбербанка на российском ипотечном рынке увеличилась на 0,7 п.п. и составила 56,3 %.
Большую популярность среди кредитов физическим лицам составляет потребительское кредитование. Данный вид кредитования имеет широкий целевой диапазон: приобретение электронной техники, автомобилей, недвижимости, оплата обучения, приобретение туристических путевок и т.д. Потребительский кредит дает возможность приобретения любой услуги, товара, позволяет в полной мере удовлетворить материальные и нематериальные потребности.
Сбербанк существенно нарастил объем выдач и вышел на высокий темп роста портфеля потребительских кредитов за счет предложения привлекательных условий — выгодных процентных ставок, высокого лимита кредитования до 5 млн. рублей, длительного срока кредита до 5 лет, а также за счет упрощения процесса получения потребительского кредита.
45
В 2018 году объем выданных Сбербанком потребительских кредитов увеличился до 19130 млрд. руб. При этом, если сравнивать объем выданных кредитов, то он возрос на 25,62 %, по сравнению с 2015 годом.
В 2018 году выдачи автокредитов увеличились на 19,2 %, при этом рост рынка автокредитования в целом составил 15,3 %, а автокредитный портфель вырос на 15,1 %.
Отметим, что кредитный портфель вырос во всех сегментах, увеличившись на 16,5 % при одновременном улучшении качества. Говоря о дальнейшем развитии сегмента розничного кредитования, можно отметить, что ПАΟ Сбербанк планирует продолжать развивать и модернизировать весь спектр банковских продуктов и услуг для физических лиц. Приоритетными направлениями останутся жилищное, потребительское кредитование и кредитные карты. В стратегии развития Сбербанка до 2025 указано, что повышение доступности кредитов для населения является основной задачей банка. Просроченная задолженность по кредитам, выданным физическим лицам имеет место быть, но ведется активная работа по ее снижению. В банке существует самостоятельный отдел по работе с проблемными активами, куда передаются все кредитные договоры с нарушением сроков платежей. Работа сотрудников с проблемными активами организована в соответствии с федеральными законами и внутренними нормативными документами. Разработан определенный алгоритм действий по борьбе с непогашенной задолженностью. Следует отметить, что благодаря грамотно организованному эффективному управлению просроченной задолженностью, намечена тенденция к ее снижению, и повышается качество кредитного портфеля
Сбербанка.
Основные показатели деятельности на конец 2018 года:
1.
- в 2018 году банк заработал 811 млрд. руб.чистая прибыль без учета событий после отчетной даты;
2. общая сумма кредитов, выданных клиентам за год, составила 18 трлн. рублей.
46 3. портфель кредитов физическим лицам увеличился за год на 25,3%, юридических - на 13,2%.
4. прирост средств физических лиц за год составил 7,5%, юридических лиц - 23,7%.
Чистый процентный доход за год увеличился на 3,3% и составил 1253 млрд. руб. Основным фактором роста является увеличение объема работающих активов.
Чистый комиссионный доход вырос на 19,5% до 429 млрд. руб. Наибольший рост выручки произошел за счет операций с банковскими картами, эквайринга, платежных операций и продажи страховых продуктов.
Темпы роста операционных расходов в течение года постепенно замедлялись в рамках более единообразной политики учета затрат, и к концу 2018 года они составили 4,2%. Это ниже темпа прироста операционной прибыли к резервам
(10,0%). Соотношение затрат и доходов улучшилось по сравнению с 2017 годом с
32,6% до 30,9%.
Общие резервы за год составили 267 млрд. рублей, что на 13,0% меньше, чем в 2017 году. За год покрытие резервов просроченной задолженности увеличилось с
2,6 до 2,9 раза.
Анализ структуры текущих обязательств Сбербанка позволяет сделать вывод, что за год банк значительно увеличил объем депозитов физических лиц и индивидуальных предпринимателей на срок до 1 года (+ 62,2% в год). В то же время объем депозитов свыше 1 года снизился (-16,3% в год), что может указывать на изменение предпочтений вкладчиков или досрочное погашение вкладов по депозитам, открытым годом ранее. Депозиты юридических лиц увеличились на
11,1%, в том числе средства на текущих счетах увеличились на 37%.
В конце 2018 года банку удалось значительно увеличить объем вкладов физических лиц, за год депозиты физических лиц составили 12830млрд. рублей.
Банк использовал активную политику в отношении размещения средств на срочные депозиты. Так, только в 2018 году банк увеличил объем срочных депозитов на 42,1% по сравнению с показателем 2017 года, а суммы на счетах клиентов и депозитах до востребования увеличились на 23,2%.
47
Положительная динамика также наблюдается в отношении депозитов юридических лиц. За год их объем вырос на 18,2%. В то же время по депозитам отмечено увеличение на 20,4% по сравнению с показателем 2017 года.
За отчетный период собственные ценные бумаги показали прирост стоимости на 74,2%, что явилось результатом переоценки их стоимости в иностранной валюте и выпуска дополнительных облигаций.
В структуре процентных обязательств Сбербанка произошли существенные перестановки весовых долей, которые, в то же время, практически не повлияли на стоимость обязательств в денежной форме (табл.2.9).
Таблица 2.9- Краткая структура процентных обязательств ПАО Сбербанк
Наименование показателя
2017 2018
Изменение
Темп роста, % млрд. руб. удельный вес, % млрд. руб. удельный вес, % млрд. руб.
%
Кредиты, депозиты и прочие средства
ЦБ РФ
591 1,92 567 1,61
-24 95,94
-4,06
МБК
464 1,50 990 2,81 526 213,36 113,36
Средства юр. лиц
17743 57,52 20490 58,08 2747 115,48 15,48
Средства физ. лиц, в. ч. ИП
11777 38,18 12911 36,60 1134 109,63 9,63
Прочие процентные обязательств
270 0,88 319 0,90 49 118,15 18,15
Всего процентные обязательства
30845 100 35277 100 4432 114,37 14,37
Анализ, проведенный в таблице 2.9, показывает, что существенных изменений в структуре процентных обязательств ПАО «Сбербанк» нет.
Наибольшую долю в процентных обязательствах занимает «Средства юридических лиц» - 58,08% в 2018 году и «Средства физических лиц, в т.ч. индивидуальные предприниматели» - 36,60% в 2018 году по сравнению с 57,52% и 38,18% в 2017 году соответственно.
Резюмируя проведенное исследование, можно сделать вывод, что не смотря на экономическую стагнацию в России, Сбербанк не утрачивает лидирующие позиции.
48 2.3 Анализ цифровых продуктов ПАО «Сбербанк России»
Новый виток эволюции финансовой индустрии ведет к цифровизации, взаимопроникновению банковских продуктов, услуг, маркетинга и продаж, клиентского обслуживания и операционных процессов в цифровую среду.
Важнейшим стратегическим вызовом финансового рынка в настоящее время является усиление конкуренции со стороны технологических компаний и банков, вставших на путь операционной и цифровой трансформации.
Внешняя трансформация подразумевает новую концепцию по работе с клиентами, партнерами и контрагентами. На смену традиционным B2B и B2C коммуникациям приходят открытые инновационные экосистемы, ориентированные на потребности клиента. Усиливается синергетический эффект с контрагентами и партнерами, которые совместно строят эффективное взаимодействие с клиентом, по большей части предвосхищая его ожидания и потребности.
На сегодняшний день заметными игроками сегмента российского digital являются АО «Тинькофф банк», Touch банк (входит в группу OTP), АО «Точка банк» (входит в группу Открытие), ПАО «Сбербанк» и другие. Среди цифровых банков особенно выделяется АО «Тинькофф банк», который является крупнейшим интернет-банком страны.
Рассмотрим более подробно опыт использования цифровых технологий в
ПАО Сбербанк.
В 2018 году Сбербанк активно развивал различные небанковские сервисы для малого и микробизнеса. Главная цель этого направления развития - предоставить клиентам удобные цифровые услуги для облегчения ведения их бизнеса и роста его эффективности. К концу 2018 года клиентам Сбербанка стали доступны около 30 таких сервисов. Все они подключаются через интернет-банк.
Для поддержки предпринимателей на всех этапах развития своего дела Сбербанк расширяет линейку решений, позволяющих бизнесу максимально упростить и формализовать типовые процессы. Например, запущен бесплатный онлайн-сервис
49 по подготовке пакета документов для регистрации бизнеса, а также сервис, который полностью автоматизирует оплату налогов и взносов и освобождает клиентов от ведения бухгалтерии. Нефинансовые сервисы базируются на собственной технологической платформе, позволяющей в режиме реального времени за счет открытых интерфейсов и кода, машинного обучения, облачных технологий и анализа больших данных с заданным уровнем безопасности формировать лучшее предложение для клиента, как из собственных услуг, так и за счет подключения партнерских сервисов.
Сегодня, воспользовавшись одним из сервисов банка, клиенты могут:
1. перевести документооборот с контрагентами и государственными органами в электронный вид;
2. вести бухгалтерский учет;
3. продвигать свой бизнес в интернете;
4. упорядочить и контролировать взаимоотношения с клиентами в бесплатной CRM-системе;
5. круглосуточно получать поддержку профессиональных юристов;
6. организовать «под ключ» торговлю и прием платежей от клиентов.
Сбербанк предлагает своим клиентам широкий диапазон каналов обслуживания:
1. физические точки: офисы обслуживания, услуги специалистов прямых продаж, зоны «Сбербанк Первый» и «Сбербанк Премьер»;
2. устройства самообслуживания: банкоматы с функцией взноса наличных, с функцией выдачи наличных, с функцией взноса и выдачи;
3. удаленные каналы: интернет-банк «Сбербанк Онлайн» (веб- и мобильное приложение), СМС-сервис «Мобильный банк».
В сельской местности для Сбербанка действует мораторий на изменение филиальной сети банка. Одновременно с этим Сбербанк разрабатывает предложения для расширения доступности финансовых услуг для сельских жителей, которые будут реализованы в ближайшее время. Так, в нескольких областях пилотируется проект «Кэш аут» по выдаче наличных через торгово-