Файл: Теоретикометодологические основы организации коммерческой деятельности на предприятии.doc
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Р = П / К *100, где (2)
П - сумма прибыли торгового предприятия,
К - средняя величина собственного капитала.
Этот показатель имеет важное значение для акционеров торгового предприятия.
Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже. Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги.
Также существует показатель рентабельности всего капитала, который находится путём деления суммы прибыли на величину всего капитала.
Показатель рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия рассчитывается по следующей формуле:
Р = П / ОФ *100, где (3)
П - сумма прибыли;
ОФ - средняя стоимость основных фондов;
Аналогично высчитывается показатель рентабельности материальных оборотных средств, только вместо показателя средней стоимости основных фондов применяется показатель средней стоимости материальных оборотных средств.
Эти два показателя часто объединяют и вычисляют один показатель рентабельности основных фондов:
Р = (П / (ОФ + МС) * 100), где (4)
МС - средняя стоимость материальных оборотных средств.
Если торговое предприятие арендует помещения или сдаёт помещения в аренду, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учётом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путём вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду. [8]
Наряду с основными показателями рентабельности используется большое количество частных показателей, таких как: рентабельность эффективности текущих затрат (отношение прибыли к издержкам обращения), рентабельность затрат живого труда (отношение прибыли к заработной плате), рентабельность оборотных средств (отношение прибыли к средней величине оборотных средств), рентабельность эффективности использования рабочей силы (отношение прибыли к численности занятых на предприятии рабочих), рентабельность эффективности использования торговых площадей, рентабельность эффективности использования основного капитала и т.д.
Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов торговыми предприятиями.
Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия, поэтому при анализе наряду с показателями рентабельности используется их динамика. [10]
Одним из качественных показателей эффективности коммерческой работы являются издержки обращения - расходы по осуществлению коммерческой деятельности.
Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты на осуществление торговой деятельности. Эти издержки могут быть связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения, т.е. выполнением торговлей дополнительных функций (расходы по перевозкам, хранению, фасовке, упаковке товаров и др.). Такого рода расходы называются дополнительными издержками.
Расходы, связанные с осуществлением процессов купли-продажи товаров (закупка, реализация товаров и процессы, которые непосредственно способствуют совершению актов купли-продажи товаров), называются чистыми издержками обращения. При анализе коммерческой деятельности важно выявить долю чистых и дополнительных издержек обращения. Уровень издержек обращения рассчитывается как процентное отношение суммы издержек обращения к товарообороту. Он в определенной степени отражает экономичность коммерческой деятельности и применяется при сравнении работы однотипных и находящихся в примерно одинаковых условиях торговых организаций. [10]
Важным условием эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия является скорость обращения товаров, которая выражается в показателе товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость - это скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуется товарные запасы.
Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы коммерческой организации, так как означает сокращение времени пребывания товаров в сфере обращения, а значит, более быстрый оборот денежных средств и меньшую потребность в них для совершения торговых процессов. [10]
Товарные запасы в днях на определенную дату показывают, на сколько дней торговли предприятие обеспечено товарами. Показатель товарных запасов в днях рассчитывается путем деления суммы товарных запасов на определенную дату на однодневный оборот предстоящего периода, ибо эти товары предназначены для торговли в предстоящем периоде. Товарооборачиваемость отражает среднее время товарного запаса за определенный период (год, квартал) или выражает число оборотов среднего запаса за указанный период.
В первом случае товарооборачиваемость рассчитывается в днях к обороту, во втором - число оборотов среднего запаса.
Товарооборачиваемость в днях к обороту рассчитывается путем деления среднего запаса товаров на среднедневной оборот за какой-то период по формуле
О = ЗС / ТС/Д, где (5)
О - товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота);
ЗС - средний запас товаров за определенный период;
ТС/Д - среднедневной товарооборот за тот же период.
Товарооборачиваемость, выражаемая числом оборотов среднего запаса за какой-то период времени (как правило, за год), рассчитывается по следующим формулам:
К = П / ЗС, где (6)
К - количество оборотов товарной массы за отчетный период;
П - объем продажи товаров за тот же период;
ЗС - средний запас товаров за указанный период.
К = Ч / О, где (7)
Ч - число дней в отчетном периоде;
О - товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота). [12]
Рассчитанная товарооборачиваемость по торговой организации отражает среднее время, в течение которого товары находились в данной организации с момента получения их от поставщиков до момента их продажи.
Оборачиваемость товаров характеризует качество управления коммерческими процессами, положение дел с товарной массой и товарным запасами.
Ускорение времени обращения товаров имеет большое экономическое значение, как для отдельной торговой организации, так и для всей торговли в целом.
Вспомогательными показателями скорости обращения товаров являются такие показатели, как розничный товарооборот на 1м2 торговой площади и оптово-складской оборот на 1м2 (1м3) складской площади, имеющие органическую связь со скоростью обращения товаров и эффективностью использования основных средств торговой организации.
Сравнивая фактические показатели товарооборота на 1м2 торговой или складской площади с оптимальными (нормативными), можно сделать вывод об эффективности использования торговой (складской) площади магазина или склада. Однако каждый из рассмотренных выше показателей эффективности коммерческой деятельности, взятый в отдельности, недостаточно полно учитывает и характеризует эффективность торговой организации в целом. [6]
Существует прямая связь между товарооборачиваемостью и объемом реализации товаров. Чем больше целевой товарооборот, тем выше вероятность роста объема продажи товаров. В этом случае определенное значение имеет продвижение каждого в отдельности взятого товара к потребителю за единицу времени. Объем реализации товаров - величина переменная, на его размеры и стабильность оказывает влияние множество факторов: ассортимент предлагаемых товаров, конкурентоспособность продукции, цена, платежеспособность покупателей и т. п.
Валовой доход определяется как сумма денежных средств, полученных от реализации продукции, за вычетом стоимости ее приобретения у поставщиков. Его величина зависит от закупочной деятельности, ассортиментной структуры товарооборота и суммарной торговой надбавки (наценки). Чем меньше расходы на закупку товаров, тем больше валовой доход. Дифференциация торговой наценки по отдельным группам товаров обусловливает зависимость ассортиментной структуры товарооборота от валового дохода. Принимая во внимание величину наценки, важно сохранить конкурентоспособность цены товара и не допустить снижения валового дохода.
Издержки обращения включают все затраты, вызванные куплей-продажей и доведением товаров до потребителя. Наибольшая доля
расходов в структуре издержек приходится на транспортирование товаров, заработную плату персонала, содержание складских и торговых помещений. Издержки обычно возмещаются через денежную выручку от продажи товаров. Периодический анализ издержек обращения товаров позволяет выявить резервы и возможности снижения затрат. Звеном процесса торговли является складское хозяйство. Здесь основным показателем выступает оборачиваемость товарных запасов, отражающая сроки их пребывания на складе. Затраты, относящиеся к операциям складирования и поддержанию товарных запасов, составляют 25-30% от размера торговой наценки, поэтому оборачиваемость товарных запасов играет существенную роль как для снижения складских расходов, так и для определения размера торговой наценки.
Прибыль - суммарно-результативный показатель торгового
предприятия. Полученный валовой доход от купли и продажи товаров минус издержки обращения выражает прибыль на вложенный
капитал. Стратегия прибыли - целенаправленная товарная, закупочная и ценообразующая политика, осуществляемая на коммерческой основе. В качестве основного критерия оценки эффективности торгового предприятия используется рентабельность, которая является синонимом нормы прибыли, т. е. уровня прибыли на капитал, вложенный в дело. Норма прибыли рассчитывается по следующей формуле:
Норма прибыли = Доходы - Затраты / Капитал (8)
Эта формула приемлема для крупных фирм, хозяйственная деятельность которых зависит от инвестиций в основные и оборотные средства.
При определении эффективности деятельности торгового предприятия необходимо учитывать численность работающих и заработную плату. При анализе немаловажное значение приобретает установление соотношения объема реализации товаров, валового дохода и издержек обращения, приходящихся на одного работающего. Данные показатели следует улучшать путем совершенствования торгово-технологических процессов, ведущих к снижению численности работников и расходов на зарплату.
Относительные показатели и рентабельность определяются в целях выявления эффективности использования торговым предприятием своих ресурсов. По мере роста инфляции, конкуренции и стоимости капитала подобная аналитическая работа служит важным инструментом для оценки эффективности коммерческой деятельности.
Критерием социальной эффективности являются финансирование расходов на социальные нужды (кроме капитальных вложений в социальную сферу) и материальное стимулирование коллектива торгового предприятия из средств фонда потребления, образуемого за счет чистой прибыли.
Таким образом, на основе анализа экономических показателей и
факторов, влияющих на них, можно объективно оценить общую эффективность коммерческой деятельности торгового предприятия.
Для оценки эффективности коммерческой деятельности целесообразно использовать сочетание системы показателей и обобщающих показателей, которые необходимо рассматривать в динамике за 2-3 года.
1) Показатель эффективности использования торгового потенциала предприятия
ЭИТП = РТО / ФЗП + (ОС + ОФ) * КПРИВ, где (9)
РТО - розничный товарооборот;
ФЗП - фонд заработной платы;
ОФ - среднегодовая стоимость основных фондов;
ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств;
КПРИВ - коэффициент приведения (=0,12).
Данный показатель позволяет оценить эффективность использования экономического потенциала предприятия и сравнить имеющиеся ресурсы с конечным результатом деятельности предприятия. Чем выше значимость этого показателя, тем эффективнее используются ресурсы предприятия.
2) Показатель эффективности финансовой деятельности предприятия
ЭФД = ВП / ФЗП, где (10)
ВП - валовый доход.
3) оказатель эффективности трудовой деятельности
ЭТД = (РТО * СЗП) / Ч, где (11)
СЗП - среднегодовая оплата 1 работника;
Ч - среднесписочная численность работников.
Данный показатель характеризует прирост производительности труда на 1рубль увеличения заработной платы.
4) Показатель эффективности хозяйственной деятельности
ЭХД = 3v ЭИТП * ЭФД * ЭТД (12)
5) Показатель темпа интенсивности развития торгового предприятия
ТИНТ = (ТПТ * ТООС * ТФО) / (ТФЗ * ТОС * ТОФ), где (13)
ТПТ - темп изменения производительности труда;