Файл: Теоретикометодологические основы организации коммерческой деятельности на предприятии.doc
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассчитывается общая потребность в оборотных средствах как произведение операционного цикла на среднедневные расходы (отношение производственной себестоимости (ПС) к количеству календарных дней в периоде (Т)). Источником финансирования оборотных средств может быть как собственный, так и заемный капитал.
Поскольку предприятие оплачивает счета поставщиков с временным лагом, время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, т. е. финансовый цикл, меньше на среднее время обращения кредиторской задолженности. Сокращение операционного и финансового циклов в динамике рассматривается как положительная тенденция. Если сокращение операционного цикла может быть сделано за счет ускорения производственного процесса и оборачиваемости дебиторской задолженности, то финансовый цикл может быть сокращен как за счет данных факторов, так и за счет некоторого некритического замедления оборачиваемости кредиторской задолженности.
Таким образом, продолжительность финансового цикла (ПФЦ) в днях оборота рассчитывается по формуле:
ПФЦ = ПОЦ*ВОК = ВОЗ + ВОД*ВОК (24),
где: ПОЦ — продолжительность операционного цикла;
ВОК — время обращения кредиторской задолженности;
ВОЗ — время обращения производственных запасов;
ВОД — время обращения дебиторской задолженности.
Далее в таблице 1 представлены ключевые методологические параметры, необходимые для анализа продолжительности операционного и финансового циклов в компании.
Таблица 1
Ключевые методологические параметры анализа продолжительности операционного и финансового циклов в компании
Ключевой параметр | Характеристика параметра (его расшифровка) | Источник данных/формулы расчета |
Исходные данные | ||
T | Анализируемый период в календарных днях (месяц, квартал, год), дни. | Календарь |
В | Выручка от реализации за анализируемый период без учета НДС, руб. | Бюджет доходов и расходов |
ПС | Полная себестоимость отгруженной продукции, руб. | Бюджет доходов и расходов |
М | Материальные затраты на отгруженную продукцию, руб. | Бюджет доходов и расходов |
Д | Остаток денежных средств, руб. | Баланс-прогноз |
МЗ | Остатки запасов материально-технических ресурсов, руб. | Баланс-прогноз |
НЗ | Незавершенное производство, руб. | Баланс-прогноз |
ГП | Остатки готовой продукции, руб. | Баланс-прогноз |
ДЗ | Величина дебиторской задолженности, руб. | Баланс-прогноз |
КЗ | Размер кредиторской задолженности по поставкам сырья и материалов, руб. | Баланс-прогноз |
ПКЗ | Прочая кредиторская задолженность, руб. | Баланс-прогноз |
Промежуточные расчетные показатели | ||
ПОД | Период оборота остатков денежных средств, дни. | (Д * Т) / В |
ПОМЗ | Период оборота запасов сырья и материалов, дни. | (МЗ * Т) / М |
ПОНЗ | Период оборота незавершенного производства, дни. | (НЗ * Т) / ПС |
ПОГП | Период оборота запасов готовой продукции, дни. | (ГП * Т) / ПС |
ПОДЗ | Период инкассации дебиторской задолженности, дни. | (ДЗ * Т) / В |
ПОКЗ | Период оборота кредиторской задолженности по поставкам сырья и материалов, дни. | (КЗ * Т) / М |
ПОПКЗ | Период оборота прочей кредиторской задолженности, дни. | (ПКЗ * Т) / ПС |
У компании не возникнет трудностей с недостаточным объемом оборотных средств, если она усилит контроль за соблюдением параметров соотношения собственного и заемного капитала, за счет которого финансируется операционная деятельность. Избежать подобных проблем можно, придерживаясь следующих методологических рекомендаций, включающих несколько правил:
- долгосрочные активы должны финансироваться за счет долгосрочных пассивов;
- источников финансирования оборотных активов должно хватать для обеспечения бесперебойной деятельности компании в условиях максимальной загрузки мощностей (как производственных, так и транспортно - логистических);
- коэффициент текущей ликвидности всегда должен быть не меньше 1.
Все что для этого потребуется — планировать продолжительность финансового и операционного циклов, а также текущую ликвидность, в том числе исходя из специфики своей хозяйственно-экономической деятельности на рынке товаров и услуг.
2. Оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия
2.1. Краткая организационная характеристика ООО «-»
В контексте алгоритма исследования, а также, исходя из его логики, поставленных целей и определенного круга задач, представляется целесообразным во второй главе настоящего исследования проанализировать и оценить эффективность коммерческой деятельности предприятия, с точки зрения поиска направлений повышения ее эффективности. Для этих целей объектом исследования было выбрано торговое предприятие коммерческо-посреднической сферы деятельности, функционирующее на рынке ТНП и услуг РСО - Алания – ООО «-».
ООО «-» (далее – торговый комплекс «-») было образовано 28.03.1996 г. в соответствии с Федеральным законом 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Гражданским кодексом РФ.
Согласно ГК, юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ. Торговый комплекс «-» был создан в организационно-правовой форме ООО, что нашло отражение в структуре управления предприятия.
В соответствии с ГК ООО «-» в полной мере полностью соответствует статусу юридического лица, имеет собственный юридический адрес и адрес места расположения предприятия, обладает персональным Уставом, имеет свой расчетный счет в банке, гербовую печать предприятия, несет ответственность по обязательствам общества, имеет право выступать истцом и ответчиком в суде и другие специфические признаки, присущие юридическому лицу.
Юридический адрес и место нахождения ООО «-»: 363315, РСО -Алания, г. Владикавказ, пр. Коста, 15.
ООО «-» основной целью своей деятельности определяет расширение рынка ТНП и услуг, а также извлечение прибыли, руководствуясь Уставом общества и действующим законодательством РФ, согласно которым определяющими сферами деятельности торгового комплекса, не запрещенными законодательством РФ, являются следующие:
-
Аренда прочих транспортных средств и оборудования; -
Деятельность автомобильного грузового транспорта; -
Оптовая торговля машинами и оборудованием; -
Оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами; -
Оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе); -
Организация перевозок грузов; -
Производство мебели; -
Прокат бытовых изделий и предметов личного пользования; -
Прочая вспомогательная транспортная деятельность; -
Прочая розничная торговля в специализированных магазинах; -
Осуществление других видов хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству РФ.
Торговый комплекс «-» - ведущий розничный магазин по продаже электроники и бытовой техники на товарном рынке Республики Северная Осетия-Алания. ООО «-» осуществляет свою деятельность с 1996 года, когда на базе производственной компании было создано розничное подразделение по торговле холодильниками отечественного производства.
Торговый комплекс «-» входит в пятерку лидеров республиканского рынка ритейла электроники и бытовой техники, являясь одним из самых устойчивых и динамично развивающихся экономических субъектов в своём сегменте рынка.
Таких результатов ООО «-» достигла, в том числе, осуществляя целый комплекс следующих мероприятий:
-
активизация маркетинговой политики; -
создание и развитие эффективно функционирующей логистической системы, обеспечивающей работу складов и бесперебойность поставок товаров потребителям; -
выбор надежных контрагентов; -
формирование ценовой политики, адаптированной и ориентированной на широкий круг потребителей с разным уровнем доходов, а также расширение линейки программ потребительского кредитования.
Основное направление деятельности торгового комплекса «-» - продажа и сервисное обслуживание цифровой и бытовой техники, электроники, продажа мебели.
Продажа товара в торговом комплексе «-» осуществляется с использованием метода «продажа по образцам», который представляет собой выкладку образцов товаров в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца - консультанта) ознакомление с ними покупателей, после выбора товаров и оплаты покупки, продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам.
ООО «-» реализует ряд программ, направленных на стимулирование покупательской активности:
1) Программа «ПДС» (Программа Дополнительного Сервиса), предлагающая клиентам торгового комплекса дополнительные услуги, предоставляющие возможность бесплатного послегарантийного сервисного обслуживания приобретенной бытовой техники и электроники в течение 2х или 3х лет. Программа «ПДС» предлагает следующие виды услуг:
-
бесплатную диагностику и ремонт товара; -
замену товара, не подлежащего ремонту, на аналогичный товар; -
выезд специалиста на дом, в случае обслуживания крупногабаритной техники; -
возврат денежных средств или обмен на товар той же стоимости или с доплатой.
2) Продажа техники в кредит или рассрочку. Финансовыми партнерами ООО «-» является « Банк Хоум Кредит», «ОТП банк», «Ренесанс кредит», «Cetelem».
3) Программа «Гарантия минимальной цены», в которой ее участник (клиент торгового комплекса), обратившийся в него с заявлением о том, что он нашел более низкую цену в другом магазине на такой же товар, в случае подтверждения данной информации, может приобрести товар по аналогичной цене.
Ассортимент товаров, реализуемых в торговом комплексе «-» представлен в широком спектре, как продукции зарубежных производителей, так и отечественных фирм-производителей, а именно: кондиционеры, холодильники, стиральные машины, СВЧ - печи и пылесосы, телевизоры, домашние кинотеатры, музыкальные центры, видеокамеры, цифровые фотоаппараты, компьютеры, сотовые телефоны, мебель, предметы интерьера и др.
Для осуществления хозяйственной деятельности на коммерческой основе ООО «-» располагает современной материально-технической базой, представляющей собой комплексную совокупность материально-вещественных ценностей, представленных основными производственными фондами и технологией организации торговых процессов.
Торговые и складские помещения арендованные ООО «-», общей площадью более 4000 кв.м. оборудованы витринами, средствами автоматизации (компьютеры, оргтехника), контрольно – кассовыми машинами, стеллажами и погрузочно-разгрузочной техникой. Торговая площадь используется на 95 % и полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к планировке предприятия.
Суточная пропускная способность торгового комплекса «-» составляет около 400 человек, часовая – 55 чел., пиковая пропускная способность – 90 чел./ час.
Управление торговым комплексом «-» осуществляется при помощи автоматизированной системы управления торговыми предприятиями «СУПЕРМАГ», работа которой базируется на сборе и хранении первичных документов о движении товаров и денег, а также документов об изменении состояния процесса торговли с использованием единых общесистемных справочников (товарных карточек, поставщиков, клиентов, магазинов/складов, мест хранения складов, единиц измерений и т.д.)
Внедрение данной автоматизированной системы управления за торгово-технологическими процессами в торговом комплексе свидетельствует о том, что ООО «-» ориентировано на долгосрочную перспективу устойчивого и динамичного развития бизнеса.
ООО «-» организует и развивает рациональные прямые хозяйственные связи по поставкам товаров и осуществляет постоянный контроль за их исполнением, что обеспечивает ритмичность поставок в соответствии с графиками, постоянство ассортимента, ускорение показателей оборачиваемости товарных запасов.
Основными конкурентами на республиканском рынке бытовой техники и электроники ООО «-» являются: специализированные сети по торговле бытовой техникой и электроникой, такие как М-Видео, Эльдорадо, а также торговый центр «Альда» и другие розничные магазины, осуществляющие продажу указанных товарных групп.
ООО «-» в соответствии с масштабами коммерческой и торговой деятельности соотносима с субъектами среднего и крупного бизнеса по таким критериальным параметрам, как: объемы реализации, удельный вес на рынка, численность персонала, среднегодовая стоимость основных производственных фондов и т.д.
Организационно-управленческая структура ООО «-» базируется на линейно-функциональном типе, для которого характерно сосредоточение всех функций управления торговым предприятием аппаратом управления (дирекцией).
Для каждой должности руководством ООО «-» разрабатываются и утверждаются должностные инструкции с перечнем должностных обязанностей сотрудников с учетом особенностей организации торгово-технологического процесса, труда и управления, их прав и ответственности.
Аппарат управления торгового комплекса «-» возглавляет его генеральный директор в лице Худиева В.Ч., который осуществляет руководство текущей деятельностью Общества, в том числе выполняет функции его единоличного исполнительного органа в пределах компетенции, определенной действующим законодательством РФ, Уставом и внутренними документами Общества, а также настоящим договором.