Файл: Л. Г. Рябова Язык и стиль служебного документа Иркутск 2012 удк 811 р 98.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К языку же неприменимы понятия хороший / плохой. Язык идеален — во всех значениях этого слова: нематериален и безупречен. Язык — эталон, который хранится в коллективном сознании его носителей. Грамотный носитель языка постоянно внутренне ориентируется на этот эталон, при необходимости ищет справку в словарях, грамматиках или консультируется у специалистов. Малограмотный носитель языка не ощущает в себе такой потребности («Меня и так понимают!»). Он не соблюдает языковой нормы и допускает речевые ошибки.

Язык может существовать без живой речи, в виде письменных памятников, такие языки называются мёртвыми, например, латинский, старославянский, тибетский, коптский, шумерский, санскрит.

Существования речи без языка невозможно.

Поговорим о современных проблемах языка и речи, разграничивая эти понятия.

Состояние современной русской речи вызывает тревогу у многих носителей языка. Мы наблюдаем процессы демократизации языка и снижение уровня речевой культуры разных слоёв российского общества. Возражение культурной части общества вызывает экспансия просторечия в официальную речь (деловые документы, СМИ), вульгаризация бытовой сферы общения, рекламы, неуместное употребление иноязычной лексики, терминологии в СМИ.

Необходимо с детских лет обучать правилам речевого поведения, формирующим речевой престиж рядового носителя языка, государственного деятеля, коллектива, общества и государства.

Существует понятие речевого идеала, которое может применяться к различным сферам общения, например, уместен разговор о речевом идеале в отношении профессий повышенной речевой ответственности, в том числе юриста, учителя, политика, руководителя и др.

Язык — саморазвивающийся механизм, однако существуют меры, которые могут приниматься обществом и государством для повышения уровня речевой культуры носителей языка. Такие меры называются языковой политикой.

Язык зарождается в глубокой древности, проходит длительный путь развития вместе с народом, говорящим на данном языке, накапливает свои богатства и приходит к нам в таком сложном состоянии, что судить об особенностях родного языка только на основании личного речевого опыта было бы верхом легкомыслия. Современные языки так многогранны, что для овладения ими их необходимо изучать, а для сохранения языковых богатств — проводить соответствующую государственную
языковую политику, чтобы не возникало такой ситуации, когда язык богат, а речь его носителей бедна.

Язык системен, богат, нормативно идеален. Человек не всегда в полной мере владеет его ресурсами. Поэтому при использовании языка, т. е. на соотношении языкречь может появляться речевая ошибка.

Компетентный носитель языка, представитель элитарной речевой культуры совершенствует свою речь всю жизнь, читая настоящую литературу, созданную мастерами слова, регулярно обращаясь к словарям и справочникам русского языка, а такжеобязательно практикуясь в использовании устной и письменной речи.

Итак, язык противопоставлен речи.

Вернёмся к понятию язык и внутри этого широкого понятия выделим видовые — национальный язык, литературный язык, государственный язык.
1.3. Национальный язык
При рассмотрении понятия язык мы постоянно обращались к русскому и другим национальным языкам, таким образом, понятие национальный язык отчасти осветили. Разговор о языке вне национальной отнесённости, о языке вообще, о языковых универсалиях также возможен, но это проблематика общего языкознания, мы оставляем этот вопрос в стороне.

Национальный язык — это язык, который является средством общения нации и отражает особенности духовного склада народа. Не случайно говорят: русский характер, русский менталитет (склад ума), русская душа, русский размах, а также: английский юмор, грузинский тост, итальянский темперамент, французский шарм и т. д.

В термине национальный язык важной составляющей является понятия нация как определённый исторический этап развития народа, обладающий высокой ценностью, поскольку знаменует собой высокий уровень развития народа, его сплочённость и самобытность.

Нации образуются не сразу. При исследовании и описании древних периодов жизни народов термин нация неприменим. Для формирования нации необходимы конкретно-исторические условия.

Нация — «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика»11.

Сегодняшние национальные языки мира прошли долгий и непростой путь развития: язык рода, племени, язык народности — и только потом уже национальный язык (язык нации). Не все языки прошли этот путь полностью. Многие языки мира продолжают оставаться языками племён, существовать в виде трудно разграничиваемых диалектов.



Поскольку языки находятся на разных этапах своего развития и различия между языками и диалектами подчас трудно установить, указать точное количество языков в мире не представляется возможным. Называют от 2500 до 6000 языков12.

По числу говорящих наиболее распространёнными языками в мире являются (назовём их по убывающей) следующие: 1) китайский, 2) английский, 3) хúнди (урдý), 3) испанский, 4) русский, 5) индонезийский, 6) арабский, 7) бенгальский, 8) португальский, 9) японский, 10) немецкий, 11) французский, 12) панджáби, 13) итальянский, 14) корейский, 15) тéлугу, 16) марáтхи, 17) тамильский, 18) украинский …13

Как видим, русский язык относится к числу наиболее распространённых языков на планете. Более 300 млн. человек по всему миру владеют русским языком, из них примерно половина считают его родным. Русский язык — рабочий язык СНГ, один из шести официальных языков ООН, один из рабочих языков ОБСЕ.

История развития русского национального языка богата и своеобразна.

Кратко очертим этапы формирования русской нации и русского национального языка.

Начнём с русского языка периода VII-VIII вв. — ХІV-XV в. В то время русские, украинцы и белорусы ещё были единой народностью и нации не выделились. Сегодня мы называем этот язык древнерусским. Древнерусский язык, язык древнерусской народности, язык восточных славян — это синонимы.

Просуществовав 7–8 веков, древнерусская народность распалась и дала начало трём новым восточнославянским народностям — малорусам, белорусам, великорусам.

В XV–XVІІ вв. на основе великорусской народности идёт формирование русской нации. Формируется база для создания русского национального языка.

Русский язык на национальной основе (русский язык национального периода, национальный русский язык) начинает формироваться с XVІІ века.

Выделение русской нации из древнерусской народности, создание Российской империи связано с эпохой Петра І.

Как известно, к условиям создания и сохранения государства относятся единство территории, единство хозяйственного механизма, единый национальный язык. Иначе говоря, из древнерусской народности выделяется русская нация, когда осознаёт свою самобытность, свою внутреннюю общность и отделяет себя даже от близко родственных украинцев и белорусов — по языку, по территории, по экономическим связям.

Формирование нации и национального языка идёт как неразрывный процесс: национальный язык является одновременно предпосылкой и условием возникновения и существования нации, с одной стороны, и результатом, продуктом этого процесса — с другой
14.

Исторически значимые периоды знаменуются осознанием народом своей целостности, самобытности, уникальности культуры и языка. Сохранение национального языка есть условие сохранения народа, нации, национальности. «Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома!» — писал о русском языке И. С. Тургенев. Показательно, что одна из конференций, проводимых писателями, называлась «Русский язык и государственная безопасность» (г. Иркутск, 2005 г.).

Национальный язык обязательно выступает в двух формах — устной и письменной. Исторически устная форма первична. Национальные языки возникают в устной форме.

Письменная форма вторична, до известной степени искусственна, т. е. создаётся намеренно и целенаправленно. В истории развития народы далеко не сразу изобретают письмо — способ сохранить речь во времени и пространстве, передать её другим людям. Часто в качестве первого письменного языка привлекается чужой язык (латинский, старославянский, старомонгольский, китайский и др.). Создание письменного языка на национальной основе — очень важный этап в жизни каждого народа.

Носитель языка, каждый из нас, некоторым образом повторяет путь своего народа: вначале ребёнок овладевает устной формой родной речи, её разговорно-бытовым вариантом, а затем приобщается к письменной культуре, конечно, не с самого рождения, и постепенно — через слушание, когда взрослые читают ему вслух, а потом через обучение письму и грамоте в школе.

Каждый из нас может наглядно представить процесс овладения национальным языком, наблюдая, как осваивает язык ребёнок, или вспоминая эпизоды, связанные с постижением отдельных слов, их смыслов, из своего детства.

Для понимания содержания термина национальный язык в противопоставленности его другим, смежным терминам важно подчеркнуть, что национальный язык — это широкое понятие, он объединяет всех, для кого данный конкретный язык является родным, вне зависимости от территориальных, культурных, иных особенностей. Чтобы выделить этот признак, в качестве синонимов понятию национальный язык используются словосочетания общенациональный язык, общенародный язык.

Здесь следует обратить внимание на многозначность употребления в русском языке слова национальный.

Наше государство во все периоды его существования (Русь, Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация) было многонациональным, поэтому понятие
национальный со временем наработало два разных смысла. В узком смысле национальный означает «характерный для данной нации, национальности, свойственный именно русским», и в широком — «свойственный всему многонациональному народу, государственный».

Следует различать, какое из этих значений реализуется в каждом конкретном случае при употреблении понятий национальный язык, русский язык. Когда мы говорим, например, о происхождении русского национального языка, мы имеем в виду национальный в узком значении. Если же мы характеризуем распространённость русского языка сегодня, его функции в государственной и общественной жизни, мы национальный понимаем как общенародный, относящийся к России, ко всем её гражданам — российский.

Аналогично — в двух смыслах — употребляется слово русский: не только в связи с языком, но и в связи с национальной или государственной принадлежностью, ср.: русские армяне, русские евреи, русские татары и под.

Сегодня, когда восточнославянские народы — русские, украинцы, белорусы — создали самостоятельные государства, полагаем важным разъяснить исконный смысл (этимологию, происхождение) древних названий Малая, Великая и Белая Русь.

Исторические названия областей Малая Русь и Великая Русь не имеют никакого отношения к современным представлениям о «ничтожности» и «величии». В древней славянской ономастической традиции Малая — значит «центральная, основная» Русь (исторически действительно являвшаяся центром древнего Русского государства), а Великая — значит «внешняя, новоколонизованная» Русь. Известную аналогию представляют современные обиходные характеристики Малая Москва и Большая Москва; ср. ещё Малопольша и Великопольша. Точно так же и название Белая Русь не имеет отношения к особенностям местности или населения, а означает «западная» — как и бѣлии угри или бѣлии хървате (в отличие от чьрнии угри или чьрнии българе) в «Повести временных лет»15.

Название русский (о языке) произошло от названия древнего государства Русь, сложившегося в IX в. на территории Восточной Европы и объединившего восточнославянские племена. Название русский язык длительное время употреблялось со значением ‘язык всех славян Древней Руси’, т. е. древнерусский, восточнославянский16.

Таким образом, этноним