Файл: Природоведение особенности курса природоведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 239

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Растения поля

Животные поля

культурные

сорняки











Затем учитель переходит к ознакомлению с животными поля. Беседу о них можно провести по следующим вопросам: каких жи­вотных мы видели на экскурсии в поле? Каких других животных поля вы знаете? При выяснении видового состава животных поля учитель дополняет ответы учащихся и демонстрирует коллекции, чучела, таблицы и т. п. Учащиеся могут знать, что поле является местом обитания и местом кормежки для многих птиц: канюка, жа­воронка, ласточки, воробья, синицы, вороны, трясогузки. В поле можно увидеть насекомых: бабочек, шмелей, пчел, муравьев, жуков и т. д. В поле живут мыши, в почве много дождевых червей и кро­тов. Назвав животных, учитель спрашивает, какова роль этих жи­вотных в жизни поля, и показывает их на таблице, кадрах 11— 15 диапозитивов «Растения и животные поля».


Для закрепления знаний учащиеся вслух прочитывают текст учебника о животных поля, рассматривают рисунок и сопоставля­ют с тем, что узнали в ходе беседы. Одновременно заполняется 3-я графа таблицы (см. выше). В заключение урока делается сле­дующий вывод: поле — это довольно большие участки земли, на которых человек выращивает растения. Кроме культурных растений, на поле растут и сорняки. На полях живет много животных.

Домашнее задание. Подготовиться рассказать о расте­ниях и животных поля (учебник, с. 102—110). Рассмотреть рисун­ки к статье. Выполнить задания.
ТЕМА УРОКА «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ САДА. (вариант II)

Цель урока: дать первоначальное понятие о саде, познако­мить с некоторыми культурными растениями сада, с некоторыми животными сада и их влиянием на урожай садовых растений.

Оборудование: гербарий культурных растений, таблица «Сад. Растения и животные сада», чучела птиц.

Ход урока. Повторение проводится по рекомендации к уроку «Растения и животные поля». Изучение нового материала начи­нается с беседы по вопросам: как вы себе представляете сад? Какие растения выращивают в садах нашей области? Почему люди выращивают эти растения? Какие виды труда выполняют люди в садах при выращивании этих растений? После беседы в целом или ответа на каждый вопрос учитель дополняет знания учащихся. Эти дополнения можно сделать в ходе работы с таблицей и учеб­ником. Разбор содержания статей учебника может идти по указан­ным выше вопросам. Но следует обратить внимание на некоторые особенности и значение отдельных культур и животных сада.

Поскольку в настоящее время во многих семьях есть садово-огородные участки, то учащиеся могут сами дать существенные дополнения о выращиваемых культурах, их особенностях и использо­вании человеком. План рассмотрения каждого растения тот же, что и в варианте I этого урока.

Закрепление этой части урока можно провести в ходе работы с таблицей: учащиеся называют и показывают на таблице те расте­ния, о которых шла речь на уроке. Одновременно они вписывают названия растений в таблицу, заранее вычерченную на доске:

Растения сада

Животные сада






Затем учитель переходит к ознакомлению с животными сада и предлагает учащимся назвать их. Дети могут назвать разных жи­вотных. Следует выделить животных сада. Учитель рассказывает классу примерно следующее: «В садах много пчел, шмелей. Здесь они собирают нектар с цветущих растений. Немало их можно обна­ружить и на зрелых ягодах, особенно на малине. На садовых деревьях в течение всего лета можно видеть божьих коровок. Это очень полезные жучки. Они питаются тлей. Одна божья ко­ровка за сутки может съесть до 200 тлей. Другой очень полезный жук — жужелица. Она питается гусеницами».

Вредит растениям сада яблонная плодожорка. Ее личинка по­вреждает яблоки, и многим учащимся она хорошо знакома: белые черви внутри яблока — это и есть личинки плодожорки.

Поскольку в садах много насекомых, здесь много птиц. Это го­рихвостки, вертишейки, синицы, мухоловки, соловьи. Достаточно из перечисленных выше назвать двух-трех птиц, но их надо пока­зать на таблице, обратить внимание на какие-то их характерные особенности. С этой целью можно использовать материал учеб­ника.

Из других животных в садах живут кроты, мыши. Мыши наносят большой урон садам, особенно в зимнее время: они питаются корой плодовых деревьев и губят молодые фруктовые деревья.

Закрепление материала этой части урока можно провести в ходе чтения статьи о животных сада с предварительно поставленными вопросами: какие животные живут в саду? Какова роль этих живо­тных в сохранении урожая растений?

В ходе беседы после чтения статьи заполняется 2-я графа таблицы на с. 61 данной книги.

Говоря о мероприятиях по охране животных, часто апеллируют понятием «полезный» или «вредный». Учителю надо иметь в виду, что в природе почти нет абсолютно вредных и абсолютно полезных животных. Это вытекает из сложных взаимосвязей, существующих в природе и которые еще нельзя раскрыть полностью в начальной школе.

Первоначальные же знания о пользе и вреде животных могут быть даны на конкретных примерах, изложенных в учебнике в статье «Полезный и вредный».

В заключение урока учитель рассказывает, какое место занима­ют сады в сельском хозяйстве края, называет передовиков-садо­водов и их достижения. Затем подводит итог.

Домашнее задание. Подготовить материал о растениях и животных сада, их значении для человека. Выполнить задания учителя.
ТЕМА УРОКА «ПОЛЕВЫЕ КУЛЬТУРЫ» (ИЛИ «РАСТЕНИЯ САДА», ИЛИ «КОРМОВЫЕ КУЛЬТУРЫ») (работа с раздаточным материалом)


Цель урока: изучить особенности 4—5 культурных расте­ний, научить распознавать их по внешнему виду.

Оборудование: 4—5 культурных растений (гербарные или живые экземпляры). Живые растения для урока специально выра­щиваются на учебно-опытном участке. Живые растения следует заранее разложить на листах белой бумаги, полезно их также про­нумеровать. Таблица «Полевые культуры».

Ход урока. В связи с тем что на уроке предстоит практи­ческая работа, на повторение материала прошлого урока следует отвести времени меньше, чем обычно. Поэтому наиболее уместна фронтальная беседа по вопросам: что такое поле? Какие растения выращиваются на полях нашего края? Покажите их в гербарии и на таблице. С какой целью выращивают эти растения? Какие жи­вотные живут на полях? Покажите их на таблице. Как жизнь этих животных связана с условиями жизни в поле? Поля нашего края.

Изучение нового материала начинается с сообщения о том, что сегодня школьники подробнее познакомятся с особенностями некоторых растений поля по плану: 1. Название растения. 2. Культур­ное или сорняк. 3. Дерево, кустарник или травянистое растение. 4. Найти и показать на растении части: корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена. 5. Назвать подземные и надземные части растения. 6. Дать устно описание формы, окраски, сравнительных размеров каждой части растения. 7. Что представляет собой по внешнему виду полезная часть растения (форма, окраска, сравни­тельная величина)? 8. Чем она полезна?

Этот план предварительно записывается на доске. По данному плану может быть организована самостоятельная работа. Учащиеся составляют характеристику сначала одного растения. Затем в ходе беседы идет обсуждение этой характеристики. Учащиеся могут существенно дополнить ответы друг друга. Аналогично изучается второе растение, но уже в сравнении с первым.

Закрепление материала можно провести в ходе дидактической игры «Узнай по части целое растение». Учитель показывает харак­терную часть определенного растения, учащиеся называют, а затем находят растение в гербарии или на таблице.

Домашнее задание. Подготовиться рассказать об осо­бенностях растений сада. Выполнить задания учебника, с. 111—118. Повторить материал темы «Природа нашего края» по вопросам Учебника на с. 118.
ТЕМА УРОКА «ОБОБЩЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ЗИМУ. ЧТО ДАЕТ НАШ КРАЙ СТРАНЕ»

Цель урока: подвести итоги наблюдений за зиму, выявить особенности зимы этого года и характерные признаки зимы вообще. Обобщить знания детей о природе своего края, ее влиянии на хо­зяйственную деятельности человека. Показать значимость своей об­ласти среди других областей страны.


Оборудовании дневники наблюдений, календари при­роды и труда, пособия, использованные при изучении темы, фотографии, рисунки изделий или сами изделия местных пред­приятий.

Ход урок а. По заданиям учителя к уроку уже подведены итоги наблюдений по зимним месяцам и данные занесены в таблицу, помещенную в дневниках наблюдений. Эта работа выполнялась учащимися по истечении каждого месяца. Обобщение наблюдений начинается с предложения учителя вспомнить признаки начала и окончания зимы. По этим признакам определяется продолжитель­ность зимы в этом году. Затем по результатам наблюдений составля­ется краткая характеристика погоды каждого месяца, проводится сравнение погоды разных месяцев и делается вывод, какой из зим­них месяцев был самым холодным, в каком наблюдались самые сильные оттепели, в которое выпало больше снега, какой месяц был самым солнечным, чем погода начала зимы отличается от погоды конца зимы. Далее проводится сравнение погоды зимы этого года с погодой зимы прошлого года и делается вывод: более суровая, более теплая или такая же, как и в прошлом году, была зима. В ходе выяснения отличительных признаков зимней погоды надо остановиться и на некоторых взаимосвязях: почему зимой осадки выпадают в виде снега. Почему снег зимой не тает? Как связано выпадение осадков с облачностью? Как связаны особенности пого­ды с направлением ветра? Далее по наблюдениям выясняется состо­яние водоемов зимой, связь этого состояния с температурой воз­духа, проводится сра^"6""6 наблюдений за водоемами в этом и прошлом году. По результатам наблюдений выясняется состояние растений зимой, связь того состояния с особенностями зимней пого­ды а также жизнь животных, прежде всего птиц, зимой. В течение зимы велись наблюдений за трудом людей. В беседе по результатам этих наблюдений можно остановиться на следующих моментах: какие зимние виды труда выполняют люди на улицах города, села? Сельским детям можно предложить еще один вопрос: какие работы проводят люди зимой {13 полях? (Проводят снегозадержание, выво­зят удобрения.) Городским детям учитель сам рассказывает об этом. В заключение создаётся характеристика зимы этого года, выделяются ее основные признаки, которые сравниваются с при­знаками, отмеченными в прошлом году. На обобщение зимних на­блюдении достаточно ввести часть урока, так как эта работа уча­щимся хорошо знаком детям сами признаки в каждой данной местности не могут быть резко отличными от признаков прош­лого года, поэтому и содержание обобщений тоже знакомо учащимся.