ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 243
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дети чаще всего видят его гладким, коричневым.) Посмотрите теперь на березу, изображенную на таблице. Что это — дерево или кустарник? Почему вы так решили? Какие интересные особенности можно отметить, рассмотрев березу целиком? (Белый ствол, тонкие свисающие ветки.) Какой стебель (ствол) у березы? (Твердый, деревянистый.) Рассмотрите окраску коры в разных частях ствола. (В нижней части кора с большими трещинами, много черного цвета, в средней — гладкая, белая, здесь хорошо видны черные поперечные черточки, самая верхняя часть, концы веточек — светло-коричневые.)»
В заключение один из учеников дает общую характеристику березы на основе изученных признаков. Учитель подчеркивает, что березу можно отличить от других деревьев по белому стволу поникшим веткам и форме листа. Аналогично изучаются другие деревья. После рассмотрения деревьев детям предлагается ответить на вопрос: что общего у всех изученных растений? (У них от земли отходит один деревянистый стебель (ствол). Это все деревья.) В том же плане рассматриваются и другие растения. Каждая последующая группа (деревья, кустарники, травы) растений сравнивается с предыдущей. Здесь можно закрепить знание учащихся отличительных особенностей деревьев, кустарников, трав.
В заключение можно спросить, какие еще растения лесов нашего края знают дети, предложить найти их в гербарии. В ходе этой работы рекомендуется заполнять заранее начерченную на доске таблицу:
Растения наших лесов (или лугов, или болот)
Для закрепления материала можно провести дидактическую игру. Дается устно описание внешнего вида какого-то растения. Учащиеся должны определить это растение. Устное описание первого растения может дать учитель, описание последующих растений — дети. Возможен другой вариант игры «От какого растения лист». Осенью учащиеся собирают опавшие листья. Листья можно сохранить до этого урока. Учитель показывает лист, дети называют, с какого он растения, и объясняют, почему они так решили.
Домашнее задание. Найти в природе изученные на уроке растения. Внимательно их рассмотреть и
составить устно их описание по плану, который давался на уроке.
ТЕМА УРОКА «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВОДОЕМОВ»
Цель урока: углубить и расширить знания учащихся о некоторых видах растений и животных, населяющих водоемы, об охране водоемов и их обитателей.
Оборудование: гербарий растений водоемов, иллюстрации растений и животных водоемов, диапозитивы «Растения и животные водоемов», «Охрана природы», кинофрагмент «Жизнь пресного водоема»; желательно также подобрать иллюстрации водоемов, на поверхности которых видны кувшинки, кубышки.
Ход урока. Повторение материала прошлого урока можно провести в форме индивидуального опроса: 1. Лес (луг, болото) и его обитатели. 2. Использование человеком лесов (лугов, болот). 3. Охрана лесов (лугов, болот). При ответе на первый вопрос учащиеся должны пользоваться гербарием, таблицами.
Изучение нового материала начинается с беседы по материалам экскурсии. Учащимся задаются вопросы: на какой водоем мы ходили на экскурсию? Какие растения видели в водоеме? В какой части водоема они растут? Дети называют три-четыре вида растений, растущих в прибрежной части. Называя то или иное растение, они находят его в гербарии, на таблице. Учитель демонстрирует также кадры 6, 7, 8 диапозитивов «Растения и животные водоемов».
Показывают части растений, называют их особенности. Здесь нужно обратить внимание на отличие камыша и рогоза. Аналогично дети рассказывают о других растениях водоема. Здесь обязательно нужно остановиться на кувшинках и кубышках, показать их в гербарии и на картине или картинках, на кадре 5 серии диапозитивов «Растения и животные водоемов». Дети убеждаются, какие это красивые растения. Но в настоящее время на многих водоемах они стали редкостью, так как их уничтожили люди. Учащиеся подчеркивают, что некоторые водные растения вне водоема Не могут долго сохраняться. Даже если их держать в воде, они быстро погибают. Этот вывод даст возможность еще раз убедить детей, насколько бессмысленно составлять букеты из водных растений, в том числе и из кувшинок и кубышек.
Следует вспомнить наблюдения и за растениями, живущими в толще воды. Необязательно называть виды растений, а просто отметить факт, что в водоемах живут растения, полностью погруженные в воду. На кадре 1 серии диапозитивов учащимся можно показать элодею. Она полностью погружена в воду, хорошо приживается в аквариумах. Интересным растением водоемов является хлорелла. О хлорелле учитель может рассказать сам или предложить учащимся прочитать часть текста в учебнике.
Значит, в водоеме растения живут в прибрежной части, на поверхности воды и погруженные полностью в воду.
Поговорив о растениях, учитель переходит к беседе о животных. Учащиеся вспоминают, каких животных видели во время экскурсии на водоеме. Называя животное, они находят его на таблицах. Некоторых животных учитель может продемонстрировать на кадрах 9—20 диапозитивов «Растения и животные водоемов». В результате учащиеся должны прийти к выводу, что в водоемах живут разнообразные животные: из птиц утки, гуси; во всех наших водоемах живут лягушки. Это очень полезные животные, так как уничтожают большое количество вредных насекомых, поэтому лягушек надо повсеместно охранять. Много в водоемах насекомых: это водомерки, жуки-плавуны, клоп-кладыш, пауки-серебрянки и др. Наиболее известные животные водоемов — рыбы. Надо показать их на таблицах, сказать, что у рыб очень интересная форма тела — обтекаемая. Из рыб в водоемах распространены щука, окунь, налим, плотва и др. Живут в водоемах и небольшие зверьки: ондатры, бобры. Можно предложить учащимся вспомнить, что они знают о бобрах из курса природоведения III класса.
Продолжая, учитель говорит, что в нашей стране проводится большая работа по охране обитателей водоемов. Можно предложить учащимся' рассказать, что они знают об этом. Обобщая сказанное детьми, учитель может начать свой рассказ демонстрацией кадра 17 диапозитивов «Охрана природы». Забота об обитателях водоемов начинается с охраны водоемов от загрязнения. Затем следует сказать, что охране подлежат все без исключения растения и животные водоема. Пользуясь материалом, данным в краеведческой литературе и в учебнике, учитель называет конкретные растения и животных, которые особо охраняются в данной области. Следует назвать и конкретные мероприятия по охране обитателей местных водоемов, привести примеры (если они есть) участия школьников в охране растений и животных.
Закрепление можно провести в ходе демонстрации кинофрагмента «Жизнь пресного водоема», к которому можно поставить следующие вопросы: какие растения живут в водоеме? Что интересное рассказано в фильме об этих растениях? Какие животные живут в водоеме? Какие повадки животных водоема вам показались особенно интересными? Как охраняют растения и животных водоема?
Другой вариант закрепления — дидактическая игра «Я назову — ты покажи». Учитель или дети-ведущие по очереди называют два-три растения и два-три животных водоема. Другие дети должны по вызову ведущего показать в гербарии или на таблице названный объект. Ведущий оценивает правильность ответа. Если ответ был правильным и ведущий подтвердил это, то последнему разрешается задать еще один вопрос, требующий отметить какие-то индивидуальные особенности данного растения или животного. Если ученик затрудняется ответить, то ответ на этот вопрос дополняется ведущим или ведущий выбирает себе помощника из учащихся класса.
Домашнее задание. Подготовить материал о растениях и животных водоемов, их некоторых особенностях и охране. Вести наблюдения в природе. Узнать, какие мероприятия проводятся по охране растений и животных местных водоемов.
ТЕМА УРОКА «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ПОЛЯ» (вариант I)
Цель урока: дать первоначальное понятие о поле, познакомить с некоторыми полевыми культурами и сорняками, с некоторыми животными поля и их влиянием на урожай растений.
Оборудование: гербарий культурных растений, живые растения с учебно-опытного участка, таблица «Поле», диапозитивы «Растения и животные поля», изделия из растений поля.
Ход урока. Повторение материала прошлого урока можно провести в ходе фронтальной беседы по следующим вопросам: какие растения живут в водоемах? Покажите их в гербарии, на таблице. В каких частях водоема встречается каждое из них? Почему водные растения надо охранять? Как мероприятия по охране растений водоемов связаны с особенностями этих растений? Какие животные живут в водоеме? Покажите их на таблице. 2—3 ученика могут рассказать об известных им особенностях животных. Покажите на примерах, как жизнь животных связана с особенностями водоемов. Как человек должен относиться к животным водоемов? Эти же вопросы можно сгруппировать в качестве плана для индивидуального повторения: 1. Растения водоема. 2. Животные водоема. 3. Охрана растений и животных водоема.
Вариант для фиксированного повторения:
Карточка I. 1. Назови три растения водоемов нашего края. 2. Какое свойство воды использует человек, когда кладет сахар в чай? 3. Какое растение здесь лишнее? Почему? Дается перечисление пяти растений. Из них четыре — растения того ландшафта, который изучался, а одно взято произвольно. На вопрос «почему?» должен быть такой ответ: растение (название) не растет в лесу (на лугу, на болоте).
Карточка II. 1. Назови трех животных водоемов нашего края. 2. О каком свойстве торфа говорит этот опыт: кусочек торфа опустили в воду, но он не утонул? (Если в данной местности свойства торфа не изучались, то аналогично можно составить вопрос по другому изученному на уроке полезному ископаемому. Может быть взято и другое свойство.) 3. Какое животное здесь лишнее? Почему? Требования к составлению вопроса и к ответу на него те же, что и в I карточке. Могут быть также использованы и карточки, предложенные к предыдущим урокам.
Изучение нового материала начинается с беседы по наблюдениям, проведенным на экскурсии (если она проводилась), и по заданиям учителя во внеурочное время. В беседе также используется жизненный опыт учащихся. Вопросы для беседы могут быть следующие: как вы себе представляете поле? Какие растения выращиваются на полях нашей области? Почему люди выращивают эти растения? Какие виды труда выполняют люди на полях при выращивании этих растений? После такой беседы или после ответа на каждый поставленный вопрос учитель дополняет знания учащихся. Представление о поле можно углубить путем демонстрации таблицы и кадра 1 серии диапозитивов «Растения и животные поля». Говоря о конкретных растениях поля, следует демонстрировать их живыми, в гербарии, на рисунках учебника. Используются также кадры 2—8 диапозитивов «Растения и животные поля». Не следует ограничиваться лишь названием и показом растений. Надо остановиться на 4—5 видах, выращиваемых в данной местности, разобрать их некоторые особенности, а также рассказать об использовании этих растений человеком. Покажем это на примере изучения пшеницы. Рассматривая пшеницу, учащиеся отмечают, что это травянистое растение. Корни состоят из большого количества тонких корешков и образуют пучок. Стебель длинный, тонкий, гладкий, на стебле хорошо видны утолщения. Если его разрезать, то внутри он пустой (полый). «Такой стебель,—говорит учитель,— называется соломиной». Слово «соломина» можно записать на доске. Листья у пшеницы длинные, узкие, отходят от утолщения стебля. Заканчивается стебель колосом, в котором находятся зерна пшеницы. Ради этих зерен и выращивают люди пшеницу. Можно посчитать, сколько зерен в колосе. Далее учащиеся рассматривают внимательно каждое зерно, обращают внимание на размеры, форму, окраску. По этой же схеме, но в сравнении с первым рассматривается еще какое-нибудь одно зерновое растение. Это позволит учащимся выделить общие и отличительные признаки изучаемых растений. Так, изучив несколько видов зерновых (пшеница, овес, ячмень), учащиеся отметят, что эти растения имеют много общего: корни в виде пучка, стебель—соломина, наличие зерен. Отличаются они по высоте, по форме зерна, у овса зерна находятся не в колосе, а в метелке. Эти растения хлебные.
Ценными растениями поля являются картофель и овощи. Если картофель выращивается в данной области, то с ним следует познакомить учащихся. Следует познакомить учащихся также и с одним-двумя местными овощными растениями. В связи с тем что предстоит провести специальный урок по детальному изучению отдельных растений, количество культурных растений для изучения на этом уроке может быть сокращено или они даются только в ознакомительном плане. Затем дополняются знания учащихся об использовании человеком этих растений. Здесь можно использовать текст учебника, рассказ учителя. По ходу рассказа или чтения статьи учитель демонстрирует изделия, изготовленные из сельскохозяйственных растений: муку, различные крупы, ткани, масло и т. д. Почему в нашей области можно выращивать эти растения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, какая поверхность земли в нашей области, какие почвы, какая погода (например, равнинную поверхность удобнее распахивать; наши почвы подзолистые, но при хорошей обработке и внесении удобрений на них можно получать большие урожаи. Погода тоже благоприятна для выращивания этих растений: летом у нас тепло и довольно много выпадает дождей). Какие еще растения мы видели в поле во время экскурсии? (Осот, пастушью сумку и т. д.— достаточно 2—3 растения.) Называя растения, учитель демонстрирует гербарий сорняков, а также кадры 9 и 10 диапозитивов «Растения и животные поля». Как же появились эти растения на поле? Как люди борются с сорняками? Почему они это делают? Для закрепления материала можно провести работу с таблицами. Дети называют и показывают на таблице те растения, о которых шла речь на уроке. Одновременно они вписывают названные растения в 1-ю и 2-ю графы таблицы, вычерченной заранее на доске:
В заключение один из учеников дает общую характеристику березы на основе изученных признаков. Учитель подчеркивает, что березу можно отличить от других деревьев по белому стволу поникшим веткам и форме листа. Аналогично изучаются другие деревья. После рассмотрения деревьев детям предлагается ответить на вопрос: что общего у всех изученных растений? (У них от земли отходит один деревянистый стебель (ствол). Это все деревья.) В том же плане рассматриваются и другие растения. Каждая последующая группа (деревья, кустарники, травы) растений сравнивается с предыдущей. Здесь можно закрепить знание учащихся отличительных особенностей деревьев, кустарников, трав.
В заключение можно спросить, какие еще растения лесов нашего края знают дети, предложить найти их в гербарии. В ходе этой работы рекомендуется заполнять заранее начерченную на доске таблицу:
Растения наших лесов (или лугов, или болот)
Деревья | Кустарники | Травянистые растения |
| | |
| | |
Для закрепления материала можно провести дидактическую игру. Дается устно описание внешнего вида какого-то растения. Учащиеся должны определить это растение. Устное описание первого растения может дать учитель, описание последующих растений — дети. Возможен другой вариант игры «От какого растения лист». Осенью учащиеся собирают опавшие листья. Листья можно сохранить до этого урока. Учитель показывает лист, дети называют, с какого он растения, и объясняют, почему они так решили.
Домашнее задание. Найти в природе изученные на уроке растения. Внимательно их рассмотреть и
составить устно их описание по плану, который давался на уроке.
ТЕМА УРОКА «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВОДОЕМОВ»
Цель урока: углубить и расширить знания учащихся о некоторых видах растений и животных, населяющих водоемы, об охране водоемов и их обитателей.
Оборудование: гербарий растений водоемов, иллюстрации растений и животных водоемов, диапозитивы «Растения и животные водоемов», «Охрана природы», кинофрагмент «Жизнь пресного водоема»; желательно также подобрать иллюстрации водоемов, на поверхности которых видны кувшинки, кубышки.
Ход урока. Повторение материала прошлого урока можно провести в форме индивидуального опроса: 1. Лес (луг, болото) и его обитатели. 2. Использование человеком лесов (лугов, болот). 3. Охрана лесов (лугов, болот). При ответе на первый вопрос учащиеся должны пользоваться гербарием, таблицами.
Изучение нового материала начинается с беседы по материалам экскурсии. Учащимся задаются вопросы: на какой водоем мы ходили на экскурсию? Какие растения видели в водоеме? В какой части водоема они растут? Дети называют три-четыре вида растений, растущих в прибрежной части. Называя то или иное растение, они находят его в гербарии, на таблице. Учитель демонстрирует также кадры 6, 7, 8 диапозитивов «Растения и животные водоемов».
Показывают части растений, называют их особенности. Здесь нужно обратить внимание на отличие камыша и рогоза. Аналогично дети рассказывают о других растениях водоема. Здесь обязательно нужно остановиться на кувшинках и кубышках, показать их в гербарии и на картине или картинках, на кадре 5 серии диапозитивов «Растения и животные водоемов». Дети убеждаются, какие это красивые растения. Но в настоящее время на многих водоемах они стали редкостью, так как их уничтожили люди. Учащиеся подчеркивают, что некоторые водные растения вне водоема Не могут долго сохраняться. Даже если их держать в воде, они быстро погибают. Этот вывод даст возможность еще раз убедить детей, насколько бессмысленно составлять букеты из водных растений, в том числе и из кувшинок и кубышек.
Следует вспомнить наблюдения и за растениями, живущими в толще воды. Необязательно называть виды растений, а просто отметить факт, что в водоемах живут растения, полностью погруженные в воду. На кадре 1 серии диапозитивов учащимся можно показать элодею. Она полностью погружена в воду, хорошо приживается в аквариумах. Интересным растением водоемов является хлорелла. О хлорелле учитель может рассказать сам или предложить учащимся прочитать часть текста в учебнике.
Значит, в водоеме растения живут в прибрежной части, на поверхности воды и погруженные полностью в воду.
Поговорив о растениях, учитель переходит к беседе о животных. Учащиеся вспоминают, каких животных видели во время экскурсии на водоеме. Называя животное, они находят его на таблицах. Некоторых животных учитель может продемонстрировать на кадрах 9—20 диапозитивов «Растения и животные водоемов». В результате учащиеся должны прийти к выводу, что в водоемах живут разнообразные животные: из птиц утки, гуси; во всех наших водоемах живут лягушки. Это очень полезные животные, так как уничтожают большое количество вредных насекомых, поэтому лягушек надо повсеместно охранять. Много в водоемах насекомых: это водомерки, жуки-плавуны, клоп-кладыш, пауки-серебрянки и др. Наиболее известные животные водоемов — рыбы. Надо показать их на таблицах, сказать, что у рыб очень интересная форма тела — обтекаемая. Из рыб в водоемах распространены щука, окунь, налим, плотва и др. Живут в водоемах и небольшие зверьки: ондатры, бобры. Можно предложить учащимся вспомнить, что они знают о бобрах из курса природоведения III класса.
Продолжая, учитель говорит, что в нашей стране проводится большая работа по охране обитателей водоемов. Можно предложить учащимся' рассказать, что они знают об этом. Обобщая сказанное детьми, учитель может начать свой рассказ демонстрацией кадра 17 диапозитивов «Охрана природы». Забота об обитателях водоемов начинается с охраны водоемов от загрязнения. Затем следует сказать, что охране подлежат все без исключения растения и животные водоема. Пользуясь материалом, данным в краеведческой литературе и в учебнике, учитель называет конкретные растения и животных, которые особо охраняются в данной области. Следует назвать и конкретные мероприятия по охране обитателей местных водоемов, привести примеры (если они есть) участия школьников в охране растений и животных.
Закрепление можно провести в ходе демонстрации кинофрагмента «Жизнь пресного водоема», к которому можно поставить следующие вопросы: какие растения живут в водоеме? Что интересное рассказано в фильме об этих растениях? Какие животные живут в водоеме? Какие повадки животных водоема вам показались особенно интересными? Как охраняют растения и животных водоема?
Другой вариант закрепления — дидактическая игра «Я назову — ты покажи». Учитель или дети-ведущие по очереди называют два-три растения и два-три животных водоема. Другие дети должны по вызову ведущего показать в гербарии или на таблице названный объект. Ведущий оценивает правильность ответа. Если ответ был правильным и ведущий подтвердил это, то последнему разрешается задать еще один вопрос, требующий отметить какие-то индивидуальные особенности данного растения или животного. Если ученик затрудняется ответить, то ответ на этот вопрос дополняется ведущим или ведущий выбирает себе помощника из учащихся класса.
Домашнее задание. Подготовить материал о растениях и животных водоемов, их некоторых особенностях и охране. Вести наблюдения в природе. Узнать, какие мероприятия проводятся по охране растений и животных местных водоемов.
ТЕМА УРОКА «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ПОЛЯ» (вариант I)
Цель урока: дать первоначальное понятие о поле, познакомить с некоторыми полевыми культурами и сорняками, с некоторыми животными поля и их влиянием на урожай растений.
Оборудование: гербарий культурных растений, живые растения с учебно-опытного участка, таблица «Поле», диапозитивы «Растения и животные поля», изделия из растений поля.
Ход урока. Повторение материала прошлого урока можно провести в ходе фронтальной беседы по следующим вопросам: какие растения живут в водоемах? Покажите их в гербарии, на таблице. В каких частях водоема встречается каждое из них? Почему водные растения надо охранять? Как мероприятия по охране растений водоемов связаны с особенностями этих растений? Какие животные живут в водоеме? Покажите их на таблице. 2—3 ученика могут рассказать об известных им особенностях животных. Покажите на примерах, как жизнь животных связана с особенностями водоемов. Как человек должен относиться к животным водоемов? Эти же вопросы можно сгруппировать в качестве плана для индивидуального повторения: 1. Растения водоема. 2. Животные водоема. 3. Охрана растений и животных водоема.
Вариант для фиксированного повторения:
Карточка I. 1. Назови три растения водоемов нашего края. 2. Какое свойство воды использует человек, когда кладет сахар в чай? 3. Какое растение здесь лишнее? Почему? Дается перечисление пяти растений. Из них четыре — растения того ландшафта, который изучался, а одно взято произвольно. На вопрос «почему?» должен быть такой ответ: растение (название) не растет в лесу (на лугу, на болоте).
Карточка II. 1. Назови трех животных водоемов нашего края. 2. О каком свойстве торфа говорит этот опыт: кусочек торфа опустили в воду, но он не утонул? (Если в данной местности свойства торфа не изучались, то аналогично можно составить вопрос по другому изученному на уроке полезному ископаемому. Может быть взято и другое свойство.) 3. Какое животное здесь лишнее? Почему? Требования к составлению вопроса и к ответу на него те же, что и в I карточке. Могут быть также использованы и карточки, предложенные к предыдущим урокам.
Изучение нового материала начинается с беседы по наблюдениям, проведенным на экскурсии (если она проводилась), и по заданиям учителя во внеурочное время. В беседе также используется жизненный опыт учащихся. Вопросы для беседы могут быть следующие: как вы себе представляете поле? Какие растения выращиваются на полях нашей области? Почему люди выращивают эти растения? Какие виды труда выполняют люди на полях при выращивании этих растений? После такой беседы или после ответа на каждый поставленный вопрос учитель дополняет знания учащихся. Представление о поле можно углубить путем демонстрации таблицы и кадра 1 серии диапозитивов «Растения и животные поля». Говоря о конкретных растениях поля, следует демонстрировать их живыми, в гербарии, на рисунках учебника. Используются также кадры 2—8 диапозитивов «Растения и животные поля». Не следует ограничиваться лишь названием и показом растений. Надо остановиться на 4—5 видах, выращиваемых в данной местности, разобрать их некоторые особенности, а также рассказать об использовании этих растений человеком. Покажем это на примере изучения пшеницы. Рассматривая пшеницу, учащиеся отмечают, что это травянистое растение. Корни состоят из большого количества тонких корешков и образуют пучок. Стебель длинный, тонкий, гладкий, на стебле хорошо видны утолщения. Если его разрезать, то внутри он пустой (полый). «Такой стебель,—говорит учитель,— называется соломиной». Слово «соломина» можно записать на доске. Листья у пшеницы длинные, узкие, отходят от утолщения стебля. Заканчивается стебель колосом, в котором находятся зерна пшеницы. Ради этих зерен и выращивают люди пшеницу. Можно посчитать, сколько зерен в колосе. Далее учащиеся рассматривают внимательно каждое зерно, обращают внимание на размеры, форму, окраску. По этой же схеме, но в сравнении с первым рассматривается еще какое-нибудь одно зерновое растение. Это позволит учащимся выделить общие и отличительные признаки изучаемых растений. Так, изучив несколько видов зерновых (пшеница, овес, ячмень), учащиеся отметят, что эти растения имеют много общего: корни в виде пучка, стебель—соломина, наличие зерен. Отличаются они по высоте, по форме зерна, у овса зерна находятся не в колосе, а в метелке. Эти растения хлебные.
Ценными растениями поля являются картофель и овощи. Если картофель выращивается в данной области, то с ним следует познакомить учащихся. Следует познакомить учащихся также и с одним-двумя местными овощными растениями. В связи с тем что предстоит провести специальный урок по детальному изучению отдельных растений, количество культурных растений для изучения на этом уроке может быть сокращено или они даются только в ознакомительном плане. Затем дополняются знания учащихся об использовании человеком этих растений. Здесь можно использовать текст учебника, рассказ учителя. По ходу рассказа или чтения статьи учитель демонстрирует изделия, изготовленные из сельскохозяйственных растений: муку, различные крупы, ткани, масло и т. д. Почему в нашей области можно выращивать эти растения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, какая поверхность земли в нашей области, какие почвы, какая погода (например, равнинную поверхность удобнее распахивать; наши почвы подзолистые, но при хорошей обработке и внесении удобрений на них можно получать большие урожаи. Погода тоже благоприятна для выращивания этих растений: летом у нас тепло и довольно много выпадает дождей). Какие еще растения мы видели в поле во время экскурсии? (Осот, пастушью сумку и т. д.— достаточно 2—3 растения.) Называя растения, учитель демонстрирует гербарий сорняков, а также кадры 9 и 10 диапозитивов «Растения и животные поля». Как же появились эти растения на поле? Как люди борются с сорняками? Почему они это делают? Для закрепления материала можно провести работу с таблицами. Дети называют и показывают на таблице те растения, о которых шла речь на уроке. Одновременно они вписывают названные растения в 1-ю и 2-ю графы таблицы, вычерченной заранее на доске: