Файл: Природоведение особенности курса природоведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дети чаще всего видят его гладким, коричневым.) Посмотрите теперь на березу, изображенную на таблице. Что это — дерево или кустарник? Почему вы так решили? Какие интересные особенности можно отметить, рассмотрев березу целиком? (Белый ствол, тонкие свисаю­щие ветки.) Какой стебель (ствол) у березы? (Твердый, деревя­нистый.) Рассмотрите окраску коры в разных частях ствола. (В нижней части кора с большими трещинами, много черного цвета, в средней — гладкая, белая, здесь хорошо видны черные поперечные черточки, самая верхняя часть, концы веточек — светло-ко­ричневые.)»

В заключение один из учеников дает общую характеристику березы на основе изученных признаков. Учитель подчеркивает, что березу можно отличить от других деревьев по белому стволу поникшим веткам и форме листа. Аналогично изучаются другие де­ревья. После рассмотрения деревьев детям предлагается ответить на вопрос: что общего у всех изученных растений? (У них от земли отходит один деревянистый стебель (ствол). Это все дере­вья.) В том же плане рассматриваются и другие растения. Каждая последующая группа (деревья, кустарники, травы) растений сравнивается с предыдущей. Здесь можно закрепить знание учащихся отличительных особенностей деревьев, кустарников, трав.

В заключение можно спросить, какие еще растения лесов на­шего края знают дети, предложить найти их в гербарии. В ходе этой работы рекомендуется заполнять заранее начерченную на дос­ке таблицу:

Растения наших лесов (или лугов, или болот)

Деревья

Кустарники

Травянистые растения




















Для закрепления материала можно провести дидактическую игру. Дается устно описание внешнего вида какого-то растения. Учащиеся должны определить это растение. Устное описание пер­вого растения может дать учитель, описание последующих расте­ний — дети. Возможен другой вариант игры «От какого растения лист». Осенью учащиеся собирают опавшие листья. Листья можно сохранить до этого урока. Учитель показывает лист, дети назы­вают, с какого он растения, и объясняют, почему они так решили.

Домашнее задание. Найти в природе изученные на уро­ке растения. Внимательно их рассмотреть и
составить устно их описание по плану, который давался на уроке.
ТЕМА УРОКА «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ВОДОЕМОВ»

Цель урока: углубить и расширить знания учащихся о неко­торых видах растений и животных, населяющих водоемы, об охра­не водоемов и их обитателей.

Оборудование: гербарий растений водоемов, иллюстра­ции растений и животных водоемов, диапозитивы «Растения и жи­вотные водоемов», «Охрана природы», кинофрагмент «Жизнь пресного водоема»; желательно также подобрать иллюстрации во­доемов, на поверхности которых видны кувшинки, кубышки.

Ход урока. Повторение материала прошлого урока можно провести в форме индивидуального опроса: 1. Лес (луг, болото) и его обитатели. 2. Использование человеком лесов (лугов, болот). 3. Охрана лесов (лугов, болот). При ответе на первый вопрос учащиеся должны пользоваться гербарием, таблицами.

Изучение нового материала начинается с беседы по материа­лам экскурсии. Учащимся задаются вопросы: на какой водоем мы ходили на экскурсию? Какие растения видели в водоеме? В какой части водоема они растут? Дети называют три-четыре вида растений, растущих в прибрежной части. Называя то или иное растение, они находят его в гербарии, на таблице. Учитель демонстрирует также кадры 6, 7, 8 диапозитивов «Растения и животные водоемов».

Показывают части растений, называют их особенности. Здесь нужно обратить внимание на отличие камыша и рогоза. Анало­гично дети рассказывают о других растениях водоема. Здесь обя­зательно нужно остановиться на кувшинках и кубышках, показать их в гербарии и на картине или картинках, на кадре 5 серии диапозитивов «Растения и животные водоемов». Дети убеждаются, какие это красивые растения. Но в настоящее время на многих водоемах они стали редкостью, так как их уничтожили люди. Уча­щиеся подчеркивают, что некоторые водные растения вне водоема Не могут долго сохраняться. Даже если их держать в воде, они быстро погибают. Этот вывод даст возможность еще раз убедить детей, насколько бессмысленно составлять букеты из водных расте­ний, в том числе и из кувшинок и кубышек.

Следует вспомнить наблюдения и за растениями, живущими в толще воды. Необязательно называть виды растений, а просто отметить факт, что в водоемах живут растения, полностью погру­женные в воду. На кадре 1 серии диапозитивов учащимся можно показать элодею. Она полностью погружена в воду, хорошо прижи­вается в аквариумах. Интересным растением водоемов является хло­релла. О хлорелле учитель может рассказать сам или предложить учащимся прочитать часть текста в учебнике.



Значит, в водоеме растения живут в прибрежной части, на по­верхности воды и погруженные полностью в воду.

Поговорив о растениях, учитель переходит к беседе о живот­ных. Учащиеся вспоминают, каких животных видели во время экскурсии на водоеме. Называя животное, они находят его на таб­лицах. Некоторых животных учитель может продемонстрировать на кадрах 9—20 диапозитивов «Растения и животные водоемов». В результате учащиеся должны прийти к выводу, что в водоемах жи­вут разнообразные животные: из птиц утки, гуси; во всех наших водоемах живут лягушки. Это очень полезные животные, так как уничтожают большое количество вредных насекомых, поэтому ля­гушек надо повсеместно охранять. Много в водоемах насекомых: это водомерки, жуки-плавуны, клоп-кладыш, пауки-серебрянки и др. Наиболее известные животные водоемов — рыбы. Надо пока­зать их на таблицах, сказать, что у рыб очень интересная форма тела — обтекаемая. Из рыб в водоемах распространены щука, окунь, налим, плотва и др. Живут в водоемах и небольшие зверьки: ондатры, бобры. Можно предложить учащимся вспомнить, что они знают о бобрах из курса природоведения III класса.

Продолжая, учитель говорит, что в нашей стране проводится большая работа по охране обитателей водоемов. Можно предло­жить учащимся' рассказать, что они знают об этом. Обобщая сказанное детьми, учитель может начать свой рассказ демонстра­цией кадра 17 диапозитивов «Охрана природы». Забота об обита­телях водоемов начинается с охраны водоемов от загрязнения. Затем следует сказать, что охране подлежат все без исключения растения и животные водоема. Пользуясь материалом, данным в краеведческой литературе и в учебнике, учитель называет конкрет­ные растения и животных, которые особо охраняются в данной области. Следует назвать и конкретные мероприятия по охране обитателей местных водоемов, привести примеры (если они есть) участия школьников в охране растений и животных.

Закрепление можно провести в ходе демонстрации кинофра­гмента «Жизнь пресного водоема», к которому можно поставить следующие вопросы: какие растения живут в водоеме? Что интере­сное рассказано в фильме об этих растениях? Какие животные живут в водоеме? Какие повадки животных водоема вам показались осо­бенно интересными? Как охраняют растения и животных водоема?

Другой вариант закрепления — дидактическая игра «Я назову — ты покажи». Учитель или дети-ведущие по очереди называют два-три растения и два-три животных водоема. Другие дети должны по вызову ведущего показать в гербарии или на таблице названный объект. Ведущий оценивает правильность ответа. Если ответ был правильным и ведущий подтвердил это, то последнему разрешается задать еще один вопрос, требующий отметить какие-то индивиду­альные особенности данного растения или животного. Если ученик затрудняется ответить, то ответ на этот вопрос дополняется веду­щим или ведущий выбирает себе помощника из учащихся класса.


Домашнее задание. Подготовить материал о растениях и животных водоемов, их некоторых особенностях и охране. Вести наблюдения в природе. Узнать, какие мероприятия проводятся по охране растений и животных местных водоемов.
ТЕМА УРОКА «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ПОЛЯ» (вариант I)

Цель урока: дать первоначальное понятие о поле, познако­мить с некоторыми полевыми культурами и сорняками, с некоторы­ми животными поля и их влиянием на урожай растений.

Оборудование: гербарий культурных растений, живые растения с учебно-опытного участка, таблица «Поле», диапозити­вы «Растения и животные поля», изделия из растений поля.

Ход урока. Повторение материала прошлого урока можно провести в ходе фронтальной беседы по следующим вопросам: ка­кие растения живут в водоемах? Покажите их в гербарии, на табли­це. В каких частях водоема встречается каждое из них? Почему водные растения надо охранять? Как мероприятия по охране ра­стений водоемов связаны с особенностями этих растений? Какие животные живут в водоеме? Покажите их на таблице. 2—3 ученика могут рассказать об известных им особенностях животных. Пока­жите на примерах, как жизнь животных связана с особенностями водоемов. Как человек должен относиться к животным водоемов? Эти же вопросы можно сгруппировать в качестве плана для инди­видуального повторения: 1. Растения водоема. 2. Животные водо­ема. 3. Охрана растений и животных водоема.

Вариант для фиксированного повторения:

Карточка I. 1. Назо­ви три растения водоемов нашего края. 2. Какое свойство воды использует человек, когда кладет сахар в чай? 3. Какое растение здесь лишнее? Почему? Дается перечисление пяти растений. Из них четыре — растения того ландшафта, который изучался, а одно взято произвольно. На вопрос «почему?» должен быть такой ответ: растение (название) не растет в лесу (на лугу, на болоте).

Карто­чка II. 1. Назови трех животных водоемов нашего края. 2. О каком свойстве торфа говорит этот опыт: кусочек торфа опустили в воду, но он не утонул? (Если в данной местности свойства торфа не изучались, то аналогично можно составить вопрос по другому изученному на уроке полезному ископаемому. Может быть взято и другое свойство.) 3. Какое животное здесь лишнее? Почему? Требо­вания к составлению вопроса и к ответу на него те же, что и в I кар­точке. Могут быть также использованы и карточки, предложенные к предыдущим урокам.


Изучение нового материала начинается с беседы по наблюде­ниям, проведенным на экскурсии (если она проводилась), и по заданиям учителя во внеурочное время. В беседе также используется жизненный опыт учащихся. Вопросы для беседы могут быть сле­дующие: как вы себе представляете поле? Какие растения выращи­ваются на полях нашей области? Почему люди выращивают эти растения? Какие виды труда выполняют люди на полях при выра­щивании этих растений? После такой беседы или после ответа на каждый поставленный вопрос учитель дополняет знания учащихся. Представление о поле можно углубить путем демонстрации табли­цы и кадра 1 серии диапозитивов «Растения и животные поля». Го­воря о конкретных растениях поля, следует демонстрировать их живыми, в гербарии, на рисунках учебника. Используются также кадры 2—8 диапозитивов «Растения и животные поля». Не следует ограничиваться лишь названием и показом растений. Надо оста­новиться на 4—5 видах, выращиваемых в данной местности, ра­зобрать их некоторые особенности, а также рассказать об использо­вании этих растений человеком. Покажем это на примере изуче­ния пшеницы. Рассматривая пшеницу, учащиеся отмечают, что это травянистое растение. Корни состоят из большого количества тон­ких корешков и образуют пучок. Стебель длинный, тонкий, глад­кий, на стебле хорошо видны утолщения. Если его разрезать, то внутри он пустой (полый). «Такой стебель,—говорит учитель,— называется соломиной». Слово «соломина» можно записать на до­ске. Листья у пшеницы длинные, узкие, отходят от утолщения стебля. Заканчивается стебель колосом, в котором находятся зерна пшеницы. Ради этих зерен и выращивают люди пшеницу. Можно посчитать, сколько зерен в колосе. Далее учащиеся рассматривают внимательно каждое зерно, обращают внимание на размеры, форму, окраску. По этой же схеме, но в сравнении с первым рассматри­вается еще какое-нибудь одно зерновое растение. Это позволит учащимся выделить общие и отличительные признаки изучаемых растений. Так, изучив несколько видов зерновых (пшеница, овес, ячмень), учащиеся отметят, что эти растения имеют много общего: корни в виде пучка, стебель—соломина, наличие зерен. Отлича­ются они по высоте, по форме зерна, у овса зерна находятся не в колосе, а в метелке. Эти растения хлебные.

Ценными растениями поля являются картофель и овощи. Если картофель выращивается в данной области, то с ним следует по­знакомить учащихся. Следует познакомить учащихся также и с од­ним-двумя местными овощными растениями. В связи с тем что предстоит провести специальный урок по детальному изучению от­дельных растений, количество культурных растений для изучения на этом уроке может быть сокращено или они даются только в ознакомительном плане. Затем дополняются знания учащихся об использовании человеком этих растений. Здесь можно использо­вать текст учебника, рассказ учителя. По ходу рассказа или чтения статьи учитель демонстрирует изделия, изготовленные из сельско­хозяйственных растений: муку, различные крупы, ткани, масло и т. д. Почему в нашей области можно выращивать эти расте­ния? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, какая поверхность земли в нашей области, какие почвы, какая погода (например, равнинную поверхность удобнее распахивать; наши почвы подзо­листые, но при хорошей обработке и внесении удобрений на них можно получать большие урожаи. Погода тоже благоприятна для выращивания этих растений: летом у нас тепло и довольно много выпадает дождей). Какие еще растения мы видели в поле во время экскурсии? (Осот, пастушью сумку и т. д.— достаточно 2—3 ра­стения.) Называя растения, учитель демонстрирует гербарий сор­няков, а также кадры 9 и 10 диапозитивов «Растения и животные поля». Как же появились эти растения на поле? Как люди борются с сорняками? Почему они это делают? Для закрепления материала можно провести работу с таблицами. Дети называют и показы­вают на таблице те растения, о которых шла речь на уроке. Одно­временно они вписывают названные растения в 1-ю и 2-ю графы таблицы, вычерченной заранее на доске: