ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Закрепление материала можно провести, демонстрируя кадры из серии диапозитивов «Ориентирование. План и карта» (кадры 8, 10, 11, 17, 19). Учитель демонстрирует кадр. Учащиеся рассматривают изображение и дают соответствующие объяснения.
Далее учитель предлагает детям начертить небольшой план местности, окружающей школу. Класс выходит на улицу. Учитель руководит практической работой детей, пользуясь инструктажем, данным к этой работе в учебнике.
Домашнее задание (его можно дать перед выходом на улицу). Подготовить материал о том, что такое план и карта, самостоятельно прочитать в учебнике и ответить на вопрос: «Где применяются планы и карты?» (учебник, с. 22—25). Выполнить задания на с. 25 учебника. Повторить тему по вопросам и заданиям учебника.
ТЕМА «ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ»
Изучение материала темы должно строиться на краеведческой основе, что накладывает определенный отпечаток на содержание учебного материала в каждой области, крае, республике; значительное внимание должно уделяться изучению местных объектов. В связи с этим в ряде случаев материал учебника изучается выборочно. Так, при изучении полезных ископаемых рассматривается материал о тех из них, которые есть в данной области, хотя при формировании общего понятия «полезные ископаемые» могут быть взяты во внимание любые полезные ископаемые. Аналогичное следует отметить и при изучении культурных и диких ландшафтов: изучается тот из них — один дикий и один культурный,— который является преобладающим в данной области. В связи с этим в данном разделе некоторые уроки даны в нескольких вариантах. Таковы уроки по изучению леса, луга, болота.
Поскольку изучается один из этих ландшафтов, то выбирается и соответствующая одна разработка. Знакомство с другими ландшафтами не является обязательным, но по желанию дети могут во внеурочное время читать этот материал в учебнике.
После изучения одного дикого и одного культурного ландшафта даются сведения о пользе и вреде растений и животных, о правильном соотношении этих понятий. С этой целью используется специальная статья в учебнике «Полезный или вредный», а методика формирования понятий «полезный» и «вредный» дана на с. 62 настоящей книги.
В соответствии с выбранным для изучения ландшафтом следует откорректировать и задания для наблюдений: надо отобрать в учебнике из всех заданий к урокам о лесе, луге, болоте, поле, саде те, которые направлены на закрепление знаний предыдущего урока и на подготовку к следующему уроку.
Краеведческий принцип изучения темы будет реализован успешнее, если учитель постарается систематически подбирать необходимый краеведческий материал. Это могут быть вырезки из периодической печати о достижениях на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, различная краеведческая литература, особенно местных изданий, открытки, листовки и т. п. К этой работе можно привлечь и учащихся. Как показывает опыт многих учителей, дети делают это охотно и с большим интересом относятся к учебному материалу по природоведению.
Уроки по изучению ископаемых, растений леса (или луга, или болота), полевых культур (или растений сада) проводятся как уроки с практическими работами. На них учащиеся работают с раздаточным материалом. Большое значение при изучении темы имеют экскурсии в природу. Все три экскурсии следует провести осенью до выпадения снега, в дни с сухой теплой погодой. Поэтому возможна перестановка уроков и проведение экскурсий в самом начале изучения темы. Если особенности погоды в данной местности ко времени изучения темы уже не позволят провести экскурсии, их следует совершить в более ранние сроки за счет другого учебного предмета с последующей обратной заменой. Можно также перенести проведение экскурсий на весеннее время.
В течение всего времени изучения темы учащиеся ведут наблюдения в природе.
В ряде местностей учащиеся могут столкнуться с негативной деятельностью человека в природе. Во время экскурсий, прогулок, ведения коллективных наблюдений надо обращать на это внимание, предлагать детям принять участие в устранении следов этой деятельности.
ТЕМА УРОКА «ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ» (экскурсия)
Цель урока: провести наблюдения в природе различных форм поверхности, дать представление о некоторых формах поверхности, составить характеристику наблюдаемой поверхности, по возможности понаблюдать место залежей и добычи полезного ископаемого.
Оборудование: карандаш, резинка, компас.
Примечание. Для экскурсии желательно выбрать холмистую местность, пересеченную оврагом, ручьем или рекой. Там, где поблизости от школы трудно найти подобное место, следует организовать поездку на экскурсию во внеурочное время.
Ход урока. Придя на место экскурсии, учитель сообщает учащимся цель ее проведения и предлагает им показать горизонт, линию горизонта, определить по компасу стороны горизонта. Затем учащиеся наблюдают поверхность, рассказывают, что они видят к северу, югу, западу, востоку от себя. Далее учитель показывает отдельные формы поверхности и называет их. Показав холм, он предлагает найти другие холмы. Учащиеся находят на местности холмы, сравнивают их друг с другом и приходят к выводу, что холмы довольно разнообразны.
При знакомстве с оврагом (если он есть) с помощью компаса определяют, в какой части изучаемой местности находится овраг, в каком направлении он вытянут, находят его склоны, наблюдают, как идет разрушение склонов, как овраг мешает деятельности людей, как люди борются с оврагами.
Рассматривая еще раз окружающую местность, дети отмечают ровные участки. Учитель говорит, что такие ровные участки поверхности земли называют равнинами.
Затем учитель обращает внимание детей на характер трудовой деятельности людей данной местности.
В заключение этих наблюдений дается характеристика местности: к северу от нас местность ровная, к западу и востоку холмы. К югу она постепенно понижается в сторону реки (ручья). Значит, перед нами холмистая равнина. К северу от нас на равнине идет строительство. К западу раскинулись поля. Люди сейчас здесь убирают картофель. В западной части пастбище. Здесь пасется скот.
Возможно, что неподалеку от места экскурсии имеется доступный для наблюдений карьер, в котором можно увидеть полезные ископаемые, их добычу. Совсем необязательно, чтобы эти полезные ископаемые имели промышленное значение. Довольно часты карьеры, где местное население берет глину (песок, гравий). Если представится такая возможность, нужно посмотреть, как выглядит карьер, что из себя представляет данное полезное ископаемое, понаблюдать за его добычей.
В заключение подводится итог проведенным наблюдениям. Не всегда имеется возможность увидеть добычу или места добычи полезных ископаемых. Поэтому во внеурочное время желательно провести экскурсию в краеведческий музей, где показать образцы основных полезных ископаемых края, способы их добычи, использование.
Домашнее задание. Подготовить устное описание наблюдаемой поверхности земли.
ТЕМА УРОКА «формы ПОВЕРХНОСТИ. ПОВЕРХНОСТЬ НАШЕГО КРАЯ»
Цель урока: закрепить представления учащихся об изученных формах поверхности: равнине плоской, равнине холмистой, овраге, холме, горе.
Оборудование: таблицы «Холмистая равнина», «Плоская равнина», «Овраг», «Горы», диафильм «Формы поверхности», модель горы, макеты оврага, холма, иллюстрации с изображением форм поверхности своей области.
Ход урока. 1-й вариант. В начале урока проводится повторение материала предыдущей темы. Для этого можно использовать вопросы, данные в учебнике для повторения темы. Некоторых учащихся можно спросить по предложенным выше карточкам.
Изучение нового материала можно начать с предложения рассказать о том, какую поверхность наблюдали на экскурсии, как она выглядит. Учитель открывает таблицу с изображением аналогичной формы поверхности (в нашем примере холмистой равнины) и предлагает определить, что это за поверхность, затем найти такую же поверхность на рисунках учебника, сравнить свои наблюдения и изображения, отметить черты сходства и отличия. Вывод к этой работе должен быть примерно следующим: мы рассмотрели холмистую равнину. На холмистой равнине есть холмы. Это небольшие возвышения на равнине. Вот макет холма (демонстрируется макет холма).
Далее учитель открывает таблицу «Плоская равнина» и проводит по ней работу по следующим вопросам и заданиям: какая поверхность изображена на этой таблице? (Тоже равнина.) Чем она отличается от холмистой равнины? (Обобщая ответы детей, учитель вводит понятие плоской равнины.) Найдите в учебнике рисунок плоской равнины. Сравните плоскую равнину, изображенную на рисунке в учебнике и на таблице. Найдите черты сходства и отличия.
Рассматривая таблицы, рисунки, вспоминая наблюдения, дети делают вывод, что равнины в разных местах бывают разными. О том, какими бывают в природе равнины, можно дать классу задание прочитать в учебнике абзац к этому уроку со слов «Равнины выглядят по-разному».
На равнинах иногда бывают овраги. Представление об этой форме поверхности можно дать в ходе работы с таблицей «Овраг», рисунком учебника, макетом оврага, использовать и наблюдения на экскурсии, если они были сделаны.
Далее учитель знакомит учащихся с условным знаком для изображения равнин на карте.
Знакомство с горами можно начать с создания небольшой игровой ситуации. Учитель предлагает отгадать загадку: «В жарком лете я стою, шапкой зиму достаю». Получить правильный ответ поможет модель горы или таблица «Горы», на которой слово «горы» пока закрыто. Учащиеся, которые видели горы, могут рассказать о своих впечатлениях. После этого классу дается задание объяснить содержание загадки и сказать, о какой шапке и какой зиме идет речь в загадке. О том, что горы бывают разными учитель может рассказать или дать задание прочитать об этом в учебнике. В ходе чтения описанные в тексте горы надо сравнить с изображением их на рисунках, таблице, иллюстрациях, обратить внимание на вид ущелий, долин.
По мере знакомства с формами поверхности на доске можно вычерчивать и заполнять следующую схему:
Такая схема облегчит учащимся соотнесение форм поверхности и обобщение знаний о них. Далее следует познакомить детей с изображением гор на карте и. показать их, не давая названий.
Итак, на земле встречаются разные формы поверхности. А какова же поверхность нашей области? Учитель демонстрирует иллюстрации различных форм поверхности области. Затем обращает внимание детей на карту, и по ней составляется характеристика поверхности области без названий географических объектов. Последние могут быть выделены, если они знакомы детям. Например, восточная часть нашей области — плоская равнина. Северная и западная части заняты холмистой равниной. На юге расположены невысокие горы.
Сведения о жизни и труде людей в горах и на равнинах можно выяснить в ходе беседы по рисункам учебника, таблицам и личным наблюдениям детей.
Закрепление материала предлагаем провести по вопросам для повторения учебника или, используя эти вопросы, продемонстрировать диафильм «Формы поверхности».
Домашнее задание. Знать материал о различных формах поверхности, поверхности своей области, жизни и труде людей на различных формах поверхности (учебник, с. 27—32). Вести наблюдения в природе.
2-й вариант — с использованием кинофильма «Равнины и горы». Повторение материала прошлого урока проводится так же, как и в 1-м варианте.
Вступлением к изучению нового материала служит беседа по наблюдениям, проведенным на экскурсии. В результате у учащихся формируются первоначальные представления о холмистой и плоской равнинах, холме и оврагах. Затем учитель демонстрирует таблицу «Горы» и дает первоначальное представление о горах. Перед демонстрацией кинофильма «Равнины и горы» учитель предлагает вопросы и задания, на которые следует обратить внимание при его просмотре: какие бывают равнины? Какие бывают холмы? Чем овраг отличается от холма? Какой вред приносят овраги? Как люди борются с оврагами? Жизнь и труд людей на равнинах. Какие бывают горы? Жизнь и труд людей в горах. Почему горы осваиваются человеком труднее, чем равнины? В связи с тем что такое количество вопросов трудно учащимся иметь в виду, их можно разделить на две группы и соответственно демонстрировать фильм в два приема: сначала посмотреть часть о равнинах, провести работу по этой части, а затем о горах.