Файл: Природоведение особенности курса природоведения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Закрепление материала можно провести, демонстрируя кадры из серии диапозитивов «Ориентирование. План и карта» (кадры 8, 10, 11, 17, 19). Учитель демонстрирует кадр. Учащиеся рассмат­ривают изображение и дают соответствующие объяснения.

Далее учитель предлагает детям начертить небольшой план местности, окружающей школу. Класс выходит на улицу. Учитель руководит практической работой детей, пользуясь инструктажем, данным к этой работе в учебнике.

Домашнее задание (его можно дать перед выходом на улицу). Подготовить материал о том, что такое план и карта, самостоятельно прочитать в учебнике и ответить на вопрос: «Где применяются планы и карты?» (учебник, с. 22—25). Выполнить за­дания на с. 25 учебника. Повторить тему по вопросам и заданиям учебника.
ТЕМА «ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ»

Изучение материала темы должно строиться на краеведческой основе, что накладывает определенный отпечаток на содержание учебного материала в каждой области, крае, республике; значи­тельное внимание должно уделяться изучению местных объектов. В связи с этим в ряде случаев материал учебника изучается выбо­рочно. Так, при изучении полезных ископаемых рассматривается материал о тех из них, которые есть в данной области, хотя при формировании общего понятия «полезные ископаемые» могут быть взяты во внимание любые полезные ископаемые. Аналогичное сле­дует отметить и при изучении культурных и диких ландшафтов: изучается тот из них — один дикий и один культурный,— который является преобладающим в данной области. В связи с этим в данном разделе некоторые уроки даны в нескольких вариантах. Таковы уроки по изучению леса, луга, болота.

Поскольку изучается один из этих ландшафтов, то выбирается и соответствующая одна разработка. Знакомство с другими ландшаф­тами не является обязательным, но по желанию дети могут во внеурочное время читать этот материал в учебнике.

После изучения одного дикого и одного культурного ландшаф­та даются сведения о пользе и вреде растений и животных, о пра­вильном соотношении этих понятий. С этой целью используется специальная статья в учебнике «Полезный или вредный», а мето­дика формирования понятий «полезный» и «вредный» дана на с. 62 настоящей книги.

В соответствии с выбранным для изучения ландшафтом следует откорректировать и задания для наблюдений: надо отобрать в учебнике из всех заданий к урокам о лесе, луге, болоте, поле, саде те, которые направлены на закрепление знаний предыдущего урока и на подготовку к следующему уроку.


Краеведческий принцип изучения темы будет реализован ус­пешнее, если учитель постарается систематически подбирать необ­ходимый краеведческий материал. Это могут быть вырезки из пе­риодической печати о достижениях на промышленных и сельско­хозяйственных предприятиях, различная краеведческая литерату­ра, особенно местных изданий, открытки, листовки и т. п. К этой работе можно привлечь и учащихся. Как показывает опыт многих учителей, дети делают это охотно и с большим интересом относятся к учебному материалу по природоведению.

Уроки по изучению ископаемых, растений леса (или луга, или болота), полевых культур (или растений сада) проводятся как уроки с практическими работами. На них учащиеся работают с раздаточным материалом. Большое значение при изучении темы имеют экскурсии в природу. Все три экскурсии следует провести осенью до выпадения снега, в дни с сухой теплой погодой. Поэтому возможна перестановка уроков и проведение экскурсий в самом начале изучения темы. Если особенности погоды в данной местности ко времени изучения темы уже не позволят провести экскурсии, их следует совершить в более ранние сроки за счет другого учеб­ного предмета с последующей обратной заменой. Можно также перенести проведение экскурсий на весеннее время.

В течение всего времени изучения темы учащиеся ведут наб­людения в природе.

В ряде местностей учащиеся могут столкнуться с негативной деятельностью человека в природе. Во время экскурсий, прогулок, ведения коллективных наблюдений надо обращать на это внима­ние, предлагать детям принять участие в устранении следов этой деятельности.
ТЕМА УРОКА «ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ» (экскурсия)

Цель урока: провести наблюдения в природе различных форм поверхности, дать представление о некоторых формах поверх­ности, составить характеристику наблюдаемой поверхности, по воз­можности понаблюдать место залежей и добычи полезного ископае­мого.

Оборудование: карандаш, резинка, компас.

Примечание. Для экскурсии желательно выбрать холмистую местность, пересеченную оврагом, ручьем или рекой. Там, где по­близости от школы трудно найти подобное место, следует органи­зовать поездку на экскурсию во внеурочное время.

Ход урока. Придя на место экскурсии, учитель сообщает учащимся цель ее проведения и предлагает им показать горизонт, линию горизонта, определить по компасу стороны горизонта. Затем учащиеся наблюдают поверхность, рассказывают, что они видят к северу, югу, западу, востоку от себя. Далее учитель показыва­ет отдельные формы поверхности и называет их. Показав холм, он предлагает найти другие холмы. Учащиеся находят на местности холмы, сравнивают их друг с другом и приходят к выводу, что холмы довольно разнообразны.



При знакомстве с оврагом (если он есть) с помощью компаса определяют, в какой части изучаемой местности находится овраг, в каком направлении он вытянут, находят его склоны, наблюдают, как идет разрушение склонов, как овраг мешает деятельности людей, как люди борются с оврагами.

Рассматривая еще раз окружающую местность, дети отмечают ровные участки. Учитель говорит, что такие ровные участки по­верхности земли называют равнинами.

Затем учитель обращает внимание детей на характер трудо­вой деятельности людей данной местности.

В заключение этих наблюдений дается характеристика мест­ности: к северу от нас местность ровная, к западу и востоку хол­мы. К югу она постепенно понижается в сторону реки (ручья). Значит, перед нами холмистая равнина. К северу от нас на рав­нине идет строительство. К западу раскинулись поля. Люди сей­час здесь убирают картофель. В западной части пастбище. Здесь пасется скот.

Возможно, что неподалеку от места экскурсии имеется доступ­ный для наблюдений карьер, в котором можно увидеть полезные ископаемые, их добычу. Совсем необязательно, чтобы эти полезные ископаемые имели промышленное значение. Довольно часты карь­еры, где местное население берет глину (песок, гравий). Если представится такая возможность, нужно посмотреть, как выглядит карьер, что из себя представляет данное полезное ископаемое, понаблюдать за его добычей.

В заключение подводится итог проведенным наблюдениям. Не всегда имеется возможность увидеть добычу или места добычи полезных ископаемых. Поэтому во внеурочное время желательно провести экскурсию в краеведческий музей, где показать образцы основных полезных ископаемых края, способы их добычи, исполь­зование.

Домашнее задание. Подготовить устное описание наблю­даемой поверхности земли.

ТЕМА УРОКА «формы ПОВЕРХНОСТИ. ПОВЕРХНОСТЬ НАШЕГО КРАЯ»

Цель урока: закрепить представления учащихся об изу­ченных формах поверхности: равнине плоской, равнине холмистой, овраге, холме, горе.

Оборудование: таблицы «Холмистая равнина», «Плоская равнина», «Овраг», «Горы», диафильм «Формы поверхности», мо­дель горы, макеты оврага, холма, иллюстрации с изображением форм поверхности своей области.

Ход урока. 1-й вариант. В начале урока проводится повто­рение материала предыдущей темы. Для этого можно использо­вать вопросы, данные в учебнике для повторения темы. Некоторых учащихся можно спросить по предложенным выше карточкам.

Изучение нового материала можно начать с предложения рас­сказать о том, какую поверхность наблюдали на экскурсии, как она выглядит. Учитель открывает таблицу с изображением ана­логичной формы поверхности (в нашем примере холмистой равнины) и предлагает определить, что это за поверхность, затем найти та­кую же поверхность на рисунках учебника, сравнить свои наблю­дения и изображения, отметить черты сходства и отличия. Вывод к этой работе должен быть примерно следующим: мы рассмотре­ли холмистую равнину. На холмистой равнине есть холмы. Это небольшие возвышения на равнине. Вот макет холма (демонстри­руется макет холма).


Далее учитель открывает таблицу «Плоская равнина» и прово­дит по ней работу по следующим вопросам и заданиям: какая поверхность изображена на этой таблице? (Тоже равнина.) Чем она отличается от холмистой равнины? (Обобщая ответы детей, учи­тель вводит понятие плоской равнины.) Найдите в учебнике рису­нок плоской равнины. Сравните плоскую равнину, изображенную на рисунке в учебнике и на таблице. Найдите черты сходства и отли­чия.

Рассматривая таблицы, рисунки, вспоминая наблюдения, дети делают вывод, что равнины в разных местах бывают разными. О том, какими бывают в природе равнины, можно дать классу задание прочитать в учебнике абзац к этому уроку со слов «Рав­нины выглядят по-разному».

На равнинах иногда бывают овраги. Представление об этой форме поверхности можно дать в ходе работы с таблицей «Овраг», рисунком учебника, макетом оврага, использовать и наблюдения на экскурсии, если они были сделаны.

Далее учитель знакомит учащихся с условным знаком для изо­бражения равнин на карте.

Знакомство с горами можно начать с создания небольшой иг­ровой ситуации. Учитель предлагает отгадать загадку: «В жар­ком лете я стою, шапкой зиму достаю». Получить правильный ответ поможет модель горы или таблица «Горы», на которой слово «горы» пока закрыто. Учащиеся, которые видели горы, могут рас­сказать о своих впечатлениях. После этого классу дается задание объяснить содержание загадки и сказать, о какой шапке и какой зиме идет речь в загадке. О том, что горы бывают разными учитель может рассказать или дать задание прочитать об этом в учебнике. В ходе чтения описанные в тексте горы надо сравнить с изображением их на рисунках, таблице, иллюстрациях, обратить внимание на вид ущелий, долин.

По мере знакомства с формами поверхности на доске можно вычерчивать и заполнять следующую схему:




Такая схема облегчит учащимся соотнесение форм поверхнос­ти и обобщение знаний о них. Далее следует познакомить детей с изображением гор на карте и. показать их, не давая названий.

Итак, на земле встречаются разные формы поверхности. А ка­кова же поверхность нашей области? Учитель демонстрирует ил­люстрации различных форм поверхности области. Затем обращает внимание детей на карту, и по ней составляется характеристика поверхности области без названий географических объектов. Послед­ние могут быть выделены, если они знакомы детям. Например, восточная часть нашей области — плоская равнина. Северная и западная части заняты холмистой равниной. На юге расположены невысокие горы.

Сведения о жизни и труде людей в горах и на равнинах можно выяснить в ходе беседы по рисункам учебника, таблицам и личным наблюдениям детей.

Закрепление материала предлагаем провести по вопросам для повторения учебника или, используя эти вопросы, продемонстри­ровать диафильм «Формы поверхности».

Домашнее задание. Знать материал о различных формах поверхности, поверхности своей области, жизни и труде людей на различных формах поверхности (учебник, с. 27—32). Вести на­блюдения в природе.

2-й вариант — с использованием кинофильма «Равнины и горы». Повторение материала прошлого урока проводится так же, как и в 1-м варианте.

Вступлением к изучению нового материала служит беседа по наблюдениям, проведенным на экскурсии. В результате у учащих­ся формируются первоначальные представления о холмистой и плос­кой равнинах, холме и оврагах. Затем учитель демонстрирует таб­лицу «Горы» и дает первоначальное представление о горах. Перед демонстрацией кинофильма «Равнины и горы» учитель предлагает вопросы и задания, на которые следует обратить внимание при его просмотре: какие бывают равнины? Какие бывают холмы? Чем овраг отличается от холма? Какой вред приносят овраги? Как лю­ди борются с оврагами? Жизнь и труд людей на равнинах. Какие бывают горы? Жизнь и труд людей в горах. Почему горы осваивают­ся человеком труднее, чем равнины? В связи с тем что такое коли­чество вопросов трудно учащимся иметь в виду, их можно разде­лить на две группы и соответственно демонстрировать фильм в два приема: сначала посмотреть часть о равнинах, провести работу по этой части, а затем о горах.