ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 434

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формулировка цели: «Разработка методических основ по усовер­шенствованию аналитической деятельности управления образователь­ной системой».

Анализируем формулировку цели. В качестве результата так же, как и в примере 1 здесь выдаётся «...разработка основ...» — средство для до­стижения неизвестного результата. Цель не сформулирована.

  1. Диссертация на тему «Профессионально формирующие аспек­ты языка обучения в процессе подготовки иностранных военнослужа­щих».

Формулировка цели: «Цель исследования заключается в создании теоретически обоснованной и экспериментально проверенной мето­дики формирования лингвокультурологической компетенции иност­ранных военнослужащих (ИВС) не только в контексте бытового учеб­ного общения, но и в более широком формате с привлечением русского фольклора (пословиц, поговорок, сказок), фильмов и фрагментов про­изведений искусства и литературы военной тематики, что должно при­вести к существенному приращению объёма и качества речевой компе­тенции ИВС».

Анализируем формулировку цели. В этом случае в анализируемой формулировке есть указание на ожидаемый результат исследований. Это «.приращение объёма и качества речевой компетенции ИВС». Однако этот результат показан на втором плане, в конце формулиров­ки. В качестве средства для достижения результата показана методика формирования лингвокультурологической компетенции ИВС. Но, во- первых, это средство поставлено на первое место в формулировке, хотя оно является уточняющим, конкретизирующим цель, а во-вторых, пе­речисление особенностей методики в формулировке цели не уместно. Анализируемая формулировка многословна и громоздка, кроме основ­ных компонентов в ней много лишних слов.

Таким образом, можно выделить основные типовые ошибки в фор­мулировках цели.

  1. За предполагаемый результат исследований выдаётся путь или средство достижения этого результата.

  2. Предполагаемый результат исследований и средство его дости­жения меняют местами, результат уходит на задний план и становится второстепенным.

  3. Формулировка цели страдает многословием, в котором зачастую теряются и результат, и средство для его достижения.


Задача 2, её содержание и порядок решения

Определить правильность формулировки темы, доказательств её ак­туальности и формулировки цели выбранной для анализа диссертации.


Порядок решения задачи

  1. Провести анализ формулировки темы выбранной диссертацион­ной работы. Показать имеющиеся в этой формулировке объект и пред­мет исследований. Определить, имеются ли в формулировке темы лиш­ние слова, не характеризующие ни предмет, ни объект исследований.

  2. Проанализировать доказательства актуальности темы. Опреде­лить, представляют ли эти доказательства анализ предмета исследова­ний, проверить полноту и убедительность этих доказательств, наличие в них предпосылок для формулировки цели работы.

  3. Провести анализ формулировки цели исследований: определить, является ли основой цели предполагаемый эффект от результатов ра­боты, и как он конкретизирован указанием на средство или путь дости­жения цели.

  4. Проверить, нет ли во введении лишних сведений, не относящих­ся к доказательствам актуальности работы и к формулировке её цели.

  5. Построить системную схему анализируемого введения.

Пример решения задачи

Для решения задачи 2 выбираем диссертационную работу на тему «Теория и методика проектирования модульных междисциплинарных комплексов для профессиональной подготовки инженера (на примере специальности 340100 «Управление качеством»)». Анализируем введе­ние к этой работе.

  1. Анализ формулировки темы. Объектом исследования данной ра­боты, по мнению автора, является «процесс подготовки специалиста инженерного профиля», а предметом — «проектирование и внедрение модульных междисциплинарных комплексов обучения с использова­нием информационных и коммуникационных технологий». Объект и предмет входят в формулировку темы работы, тема в основном сфор­мулирована правильно. Однако в формулировке темы имеются лиш­ние слова «теория и методика проектирования», которые затрудняют понимание сущности формулировки темы, поскольку предметом рабо­ты не являются. Формулировки темы и объекта исследований создают впечатление, что речь идёт о подготовке инженеров любой специаль­ности, только на примере обозначенной. На самом деле, судя по ана­лизу актуальности, необходимость разработки междисциплинарных комплексов определялась только для специальности «Управление ка­чеством». Поэтому более точной была бы формулировка: «Модульные междисциплинарные комплексы для профессиональной подготовки инженера по специальности 340100 «Управление качеством».

  2. Анализируем доказательства актуальности темы. Рассмотрена не­обходимость в промышленности инженеров-менеджеров, владеющих современными информационными технологиями. Выделены четыре основных недостатка подготовки таких инженеров, не обеспечиваю­щих требуемого качества их подготовки. Доказательства актуальности достаточно полны и выводят на требуемый результат работы: повыше­ние качества подготовки инженеров.

  3. В состав формулировки цели исследований входит ожидаемый результат исследования: «Повышение качества подготовки специалис­тов инженерного профиля...», который конкретизируется указанием на средство его достижения: «.путём применения модульных междис­циплинарных комплексов обучения на основе использования инфор­мационных и коммуникационных технологий». Цель сформулирована правильно.

  4. Во введении приведены формулировки всех элементов понятий­ного аппарата исследований, а также другие сведения, представляю­щие собой элементы аннотации. Поэтому можно считать, что вместо введения в работе представлена помесь введения с аннотацией.

  5. Строим системную схему введения к анализируемой работе.


Из составленной схемы (рис. 7) видно, что чёткие системные связи прослеживаются лишь между элементами доказательств актуальности темы работы и формулировки цели. Остальные элементы в систему не

входят, поскольку отсутствуют причинно-следственные связи как меж­ду ними, так и между ними и элементами доказательств актуальности и формулировкой цели работы. Системность работы нарушена.



Рис. 7. Схема введения к диссертации, анализируемой при решении задачи 2

Контрольные вопросы

  1. Что должна представлять собой диссертация на соискание учёной степени кандидата наук?

  2. Из каких трёх блоков состоит типовая схема НИР?

  3. Что называют объектом и предметом исследования? Как они соот­носятся друг с другом?

  4. Как правильно сформулировать тему диссертационной работы?

  5. Что называют актуальностью темы НИР?

  6. Как определить, актуальна ли данная тема НИР?

  7. Что называют целью НИР?

  8. Какой должна быть структура формулировки цели НИР?

  9. Назовите типовые ошибки в формулировках цели НИР.

  1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

    1. Назначение раздела «Состояние вопроса»

Анализ состояния вопроса — это литературный обзор по теме дис­сертационной работы, составляющий первую главу диссертации. Его назначение: определить и сформулировать задачи, которые необходи­мо решить в ходе работы, а также обосновать и выбрать некоторые эле­менты понятийного аппарата исследований, необходимые для поста­новки или решения задач. Анализ состояния вопроса должен состоять из двух основных частей. Это анализ исходных данных и анализ извес­тных решений.

Исходные данные — это объект и предмет работы, их особенности, а также условия, в которых будет проводиться работа и которые могут повлиять на ход работы и на достижение её цели. Например, к исход­ным данным следует относить конструкцию изделия и особенности его эксплуатации, производственные условия (в технических диссертаци­ях), контингент обучаемых, их возрастные и другие особенности, ха­рактер учебного заведения и т. п. (в педагогических диссертациях).


Известные решения — это сведения о ранее выполненных работах или другие известные данные о решениях, которые были получены в работах по темам, аналогичным или близким к выбранной. Источни­ками известных решений могут быть монографии, журнальные статьи, патенты, методические документы, документация предприятий или учебных заведений, публикации в Интернете — всё, что доступно и на что можно сослаться.

Разделу «Состояние вопроса» должен быть дан предметный заго­ловок. Например, если тема работы «Методика преподавания основ изобразительного искусства в начальной школе», то раздел «Состояние вопроса» может быть озаглавлен «Особенности преподавания изобра­зительного искусства в младших классах и предпосылки повышения качества обучения»; в работе по теме «Математическая модель распро­странения тепла при точечной сварке сжатой дугой алюминиевых плас­тин» этот раздел можно назвать «Технологические и теплофизические особенности дуговой точечной сварки»; по теме «Аргонодуговая свар­ка труб из теплоустойчивых сталей» анализ состояния вопроса можно озаглавить «Свариваемость теплоустойчивых сталей и способы повы­шения производительности процесса сварки». В первом и последнем примерах название раздела отражает цель работы, сформулированную во введении. В структуре раздела «Состояние вопроса» могут быть не­сколько тематических подразделов, имеющих подзаголовки.

    1. Методика анализа состояния вопроса

Анализ исходных данных рекомендуется вести по схеме: «Задано так — следовательно». Например, в диссертации на тему «Сварка тон­костенных оболочек шумоглушащих конструкций авиационных двига­телей» при анализе конструкций оболочек установлено, что материал оболочек — титановый сплав. Следовательно, необходимо обеспечить надёжную защиту зоны сварки от воздуха. Конструкция оболочек не позволяет обеспечивать такую защиту с обратной стороны стыков де­талей. Следовательно, требуется общая защита сварного узла, и необ­ходимо исследовать возможности сварки в камерах с контролируемой атмосферой.

Анализ известных решений рекомендуется вести по схеме: «Извес­тно — хорошо — однако — следовательно». В качестве примера рассмот­рим фрагмент анализа в работе на тему «Образ мира в произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Известно, что картина мира опос­редована тем культурным языком, на котором говорит данная группа [52] (первый этап анализа — известно). Этот тезис позволяет лучше понять художественную национальную логику, национальный склад мышления (второй этап анализа — хорошо). В то же время особенности отражения этого национального образа мира в произведениях русских писателей исследованы недостаточно, о чём свидетельствует практи­чески полное отсутствие целенаправленных публикаций (третий этап анализа — однако). Очевидно, что необходимо попытаться восполнить этот пробел (четвёртый этап анализа — следовательно). Здесь [52] — но­мер источника информации по списку использованной литературы, помещаемому в конце работы.