ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 434
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формулировка цели: «Разработка методических основ по усовершенствованию аналитической деятельности управления образовательной системой».
Анализируем формулировку цели. В качестве результата так же, как и в примере 1 здесь выдаётся «...разработка основ...» — средство для достижения неизвестного результата. Цель не сформулирована.
-
Диссертация на тему «Профессионально формирующие аспекты языка обучения в процессе подготовки иностранных военнослужащих».
Формулировка цели: «Цель исследования заключается в создании теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики формирования лингвокультурологической компетенции иностранных военнослужащих (ИВС) не только в контексте бытового учебного общения, но и в более широком формате с привлечением русского фольклора (пословиц, поговорок, сказок), фильмов и фрагментов произведений искусства и литературы военной тематики, что должно привести к существенному приращению объёма и качества речевой компетенции ИВС».
Анализируем формулировку цели. В этом случае в анализируемой формулировке есть указание на ожидаемый результат исследований. Это «.приращение объёма и качества речевой компетенции ИВС». Однако этот результат показан на втором плане, в конце формулировки. В качестве средства для достижения результата показана методика формирования лингвокультурологической компетенции ИВС. Но, во- первых, это средство поставлено на первое место в формулировке, хотя оно является уточняющим, конкретизирующим цель, а во-вторых, перечисление особенностей методики в формулировке цели не уместно. Анализируемая формулировка многословна и громоздка, кроме основных компонентов в ней много лишних слов.
Таким образом, можно выделить основные типовые ошибки в формулировках цели.
-
За предполагаемый результат исследований выдаётся путь или средство достижения этого результата. -
Предполагаемый результат исследований и средство его достижения меняют местами, результат уходит на задний план и становится второстепенным. -
Формулировка цели страдает многословием, в котором зачастую теряются и результат, и средство для его достижения.
Задача 2, её содержание и порядок решения
Определить правильность формулировки темы, доказательств её актуальности и формулировки цели выбранной для анализа диссертации.
Порядок решения задачи
-
Провести анализ формулировки темы выбранной диссертационной работы. Показать имеющиеся в этой формулировке объект и предмет исследований. Определить, имеются ли в формулировке темы лишние слова, не характеризующие ни предмет, ни объект исследований. -
Проанализировать доказательства актуальности темы. Определить, представляют ли эти доказательства анализ предмета исследований, проверить полноту и убедительность этих доказательств, наличие в них предпосылок для формулировки цели работы. -
Провести анализ формулировки цели исследований: определить, является ли основой цели предполагаемый эффект от результатов работы, и как он конкретизирован указанием на средство или путь достижения цели. -
Проверить, нет ли во введении лишних сведений, не относящихся к доказательствам актуальности работы и к формулировке её цели. -
Построить системную схему анализируемого введения.
Пример решения задачи
Для решения задачи 2 выбираем диссертационную работу на тему «Теория и методика проектирования модульных междисциплинарных комплексов для профессиональной подготовки инженера (на примере специальности 340100 «Управление качеством»)». Анализируем введение к этой работе.
-
Анализ формулировки темы. Объектом исследования данной работы, по мнению автора, является «процесс подготовки специалиста инженерного профиля», а предметом — «проектирование и внедрение модульных междисциплинарных комплексов обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий». Объект и предмет входят в формулировку темы работы, тема в основном сформулирована правильно. Однако в формулировке темы имеются лишние слова «теория и методика проектирования», которые затрудняют понимание сущности формулировки темы, поскольку предметом работы не являются. Формулировки темы и объекта исследований создают впечатление, что речь идёт о подготовке инженеров любой специальности, только на примере обозначенной. На самом деле, судя по анализу актуальности, необходимость разработки междисциплинарных комплексов определялась только для специальности «Управление качеством». Поэтому более точной была бы формулировка: «Модульные междисциплинарные комплексы для профессиональной подготовки инженера по специальности 340100 «Управление качеством». -
Анализируем доказательства актуальности темы. Рассмотрена необходимость в промышленности инженеров-менеджеров, владеющих современными информационными технологиями. Выделены четыре основных недостатка подготовки таких инженеров, не обеспечивающих требуемого качества их подготовки. Доказательства актуальности достаточно полны и выводят на требуемый результат работы: повышение качества подготовки инженеров. -
В состав формулировки цели исследований входит ожидаемый результат исследования: «Повышение качества подготовки специалистов инженерного профиля...», который конкретизируется указанием на средство его достижения: «.путём применения модульных междисциплинарных комплексов обучения на основе использования информационных и коммуникационных технологий». Цель сформулирована правильно. -
Во введении приведены формулировки всех элементов понятийного аппарата исследований, а также другие сведения, представляющие собой элементы аннотации. Поэтому можно считать, что вместо введения в работе представлена помесь введения с аннотацией. -
Строим системную схему введения к анализируемой работе.
Из составленной схемы (рис. 7) видно, что чёткие системные связи прослеживаются лишь между элементами доказательств актуальности темы работы и формулировки цели. Остальные элементы в систему не
входят, поскольку отсутствуют причинно-следственные связи как между ними, так и между ними и элементами доказательств актуальности и формулировкой цели работы. Системность работы нарушена.
Рис. 7. Схема введения к диссертации, анализируемой при решении задачи 2
Контрольные вопросы
-
Что должна представлять собой диссертация на соискание учёной степени кандидата наук? -
Из каких трёх блоков состоит типовая схема НИР? -
Что называют объектом и предметом исследования? Как они соотносятся друг с другом? -
Как правильно сформулировать тему диссертационной работы? -
Что называют актуальностью темы НИР? -
Как определить, актуальна ли данная тема НИР? -
Что называют целью НИР? -
Какой должна быть структура формулировки цели НИР? -
Назовите типовые ошибки в формулировках цели НИР.
-
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА-
Назначение раздела «Состояние вопроса»
-
Анализ состояния вопроса — это литературный обзор по теме диссертационной работы, составляющий первую главу диссертации. Его назначение: определить и сформулировать задачи, которые необходимо решить в ходе работы, а также обосновать и выбрать некоторые элементы понятийного аппарата исследований, необходимые для постановки или решения задач. Анализ состояния вопроса должен состоять из двух основных частей. Это анализ исходных данных и анализ известных решений.
Исходные данные — это объект и предмет работы, их особенности, а также условия, в которых будет проводиться работа и которые могут повлиять на ход работы и на достижение её цели. Например, к исходным данным следует относить конструкцию изделия и особенности его эксплуатации, производственные условия (в технических диссертациях), контингент обучаемых, их возрастные и другие особенности, характер учебного заведения и т. п. (в педагогических диссертациях).
Известные решения — это сведения о ранее выполненных работах или другие известные данные о решениях, которые были получены в работах по темам, аналогичным или близким к выбранной. Источниками известных решений могут быть монографии, журнальные статьи, патенты, методические документы, документация предприятий или учебных заведений, публикации в Интернете — всё, что доступно и на что можно сослаться.
Разделу «Состояние вопроса» должен быть дан предметный заголовок. Например, если тема работы «Методика преподавания основ изобразительного искусства в начальной школе», то раздел «Состояние вопроса» может быть озаглавлен «Особенности преподавания изобразительного искусства в младших классах и предпосылки повышения качества обучения»; в работе по теме «Математическая модель распространения тепла при точечной сварке сжатой дугой алюминиевых пластин» этот раздел можно назвать «Технологические и теплофизические особенности дуговой точечной сварки»; по теме «Аргонодуговая сварка труб из теплоустойчивых сталей» анализ состояния вопроса можно озаглавить «Свариваемость теплоустойчивых сталей и способы повышения производительности процесса сварки». В первом и последнем примерах название раздела отражает цель работы, сформулированную во введении. В структуре раздела «Состояние вопроса» могут быть несколько тематических подразделов, имеющих подзаголовки.
-
Методика анализа состояния вопроса
Анализ исходных данных рекомендуется вести по схеме: «Задано так — следовательно». Например, в диссертации на тему «Сварка тонкостенных оболочек шумоглушащих конструкций авиационных двигателей» при анализе конструкций оболочек установлено, что материал оболочек — титановый сплав. Следовательно, необходимо обеспечить надёжную защиту зоны сварки от воздуха. Конструкция оболочек не позволяет обеспечивать такую защиту с обратной стороны стыков деталей. Следовательно, требуется общая защита сварного узла, и необходимо исследовать возможности сварки в камерах с контролируемой атмосферой.
Анализ известных решений рекомендуется вести по схеме: «Известно — хорошо — однако — следовательно». В качестве примера рассмотрим фрагмент анализа в работе на тему «Образ мира в произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Известно, что картина мира опосредована тем культурным языком, на котором говорит данная группа [52] (первый этап анализа — известно). Этот тезис позволяет лучше понять художественную национальную логику, национальный склад мышления (второй этап анализа — хорошо). В то же время особенности отражения этого национального образа мира в произведениях русских писателей исследованы недостаточно, о чём свидетельствует практически полное отсутствие целенаправленных публикаций (третий этап анализа — однако). Очевидно, что необходимо попытаться восполнить этот пробел (четвёртый этап анализа — следовательно). Здесь [52] — номер источника информации по списку использованной литературы, помещаемому в конце работы.