Файл: Эксперементальное исследование и анализ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Результаты изучения уровня сформированности элементарных образных представлений ребенка о явлениях природы и временах года оформлялись в таблицу (см. Приложение В).

Результаты изучения сформированности образных представлений об окружающем мире у детей среднего дошкольного возраста ( Приложение Г) 

После изучения развития отдельных свойств образного мышления у детей среднего дошкольного возраста была составлена сводная таблица, позволившая сделать вывод о развитии данного вида мышления дошкольников в целом и проследить динамику его развития (Приложение Д). 

Так же на основании полученных результатов была составлена сводная  диаграмма (Рисунок 2.4)


Рис. 2.4. Диаграмма сводных результатов

 

2.3.Анализ результатов диагностирования, рекомендации педагогам

По итогам проведения  диагностирования были получены сырые баллы по двум методиками и проведена обработка данных.

Логика построения общих выводов базировалась на обобщении и систематизации выводов, сделанных на основании анализа результатов.

Из таблицы 1 видно, что 10 детей из 24 - 42% - правильно назвали все нелепицы, но не успели за отведенное время сказать как должно быть в реальности. Эти дети имеют средний уровень сформированности образных представлений. Высокий уровень сформированности образных представлений имеют 9 детей,  что составляет от общего количества обследуемых детей этого возраста 38%.  Эти дети за отведенное время правильно отметили все нелепицы, но 2 из них не успели объяснить. Четверо детей - 16% от общего количества обследуемых детей среднего возраста имеют низкий и очень низкий 1 ребенок (4%) уровень сформированности образных представлений. Эти дети слабо справились с заданием, показали низкие результаты в первой части исследования - при определении нелепиц - и не справились со второй частью задания, где им необходимо было объяснить как должно быть на самом деле.

На следующем этапе диагностирование проводилось  с помощью методики «Времена года». Из таблицы 2 видно, что 29%  -7 детей показали высокий уровень сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года. Дети правильно назвали и связали с нужными временами года все картинки, указали при этом 5-7 признаков, подтверждающих их мнение.46% детей среднего дошкольного возраста имеют средний уровень сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года. Во время проведения исследования эти дети правильно определили на всех картинках времена года, но указали только 3-4 признака, подтверждающих правильность их выбора. Низкий уровень сформированности изучаемого качества имеют 5 дошколят – 21% от общего числа детей данного возраста и очень низкий 1 ребенок (4%).


Большинство детей теряются, глазами ищут помощи у взрослого, некоторые ждут наводящего вопроса либо наводящую подсказку.

Образное мышление диагностируют в основном в тесной связи с осведомленностью ребенка о предметном и социальном мире, что обусловливает существенное влияние на результаты исследования. Результаты показали, что не все дети знакомы в достаточной степени с предметным и социальным миром. 

Во время диагностирования было выявлено  трое детей, у которых достаточно хорошо сформировано образное мышление, но при этом отсутствует внимание и усидчивость. Эти дети показали высокий уровень развития по одной методике и довольно низкий уровень по другой методике. Их внимание зависело от того, что им было любопытно, а что не интересно, но при этом дети очень хорошо развиты. Необходима дополнительная работа с данными детьми по выявлению факторов, влияющих на их любознательность и усидчивость, то есть обследование всех психических процессов, для определения дальнейшего маршрута обучения.

Как показывают результаты исследования, уровень образного мышления у испытуемых недостаточно высок.

Так, например, о недостаточно высоком уровне развития наглядно-образного мышления у обследуемых детей говорят результаты анализа данных по методике «Нелепицы», которые ниже возрастных нормативов.

Таким образом, сводные результаты констатирующего эксперимента показали, что у дошкольников группы №4 «Звездочки» преобладает средний уровень сформированности образного мышления, но данное можно связать с тем, что у дошкольников возраста 4-5 лет образное мышление практически находится на начальном этапе развития.

При средних и низких показателях коррекционную работу необходимо направить на улучшение внимания. Для этого можно использовать таблицы Шульте.

Учитывая, что образное мышление играет важную роль, педагогу необходимо обратить пристальное внимание на этот факт. По моему мнению, следует выстраивать деятельность дошколят на занятиях таким образом, чтобы стимулировать развитие образного мышления малышей.

На основе полученных результатов были составлены рекомендации для воспитателей и родителей, представляющие собой комплекс игр и упражнений направленных на развитие наглядно-образного мышления.

Образное мышление - основной вид мышления детей дошкольного возраста. Уже в среднем дошкольном возрасте в результате специальной тренировки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.



В связи с этим тренировка образного мышления направлена на развитие следующих способностей.

- осуществлять мысленное преобразование образа. Оперирование образами предполагает умение делать с ними различные мысленные преобразования, например, такие как: вращение, перегруппировку исходных элементов, расчленение на части и соединение их в целое и многие другие;

- ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее создавать.

Развитие предполагает прежде всего развитие умения строить схематизированные образы пространства и применять их в реальной ситуации. В связи с этим тренировка образного мышления обязательно включает и тренировку этого умения.

Действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления дошкольников может и должна включать упражнения для развития таких действий, как, например, планирование своих действий в уме.

Эта способность дает возможность заранее представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что еще реально не существует, что нельзя воспринять.

Предлагаемые игры направлены на развитие наглядно-образного мышления. Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом. Все игры и упражнения систематизированы в комплекс занятий (см. Приложение Е).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, методика занятий с дошкольниками среднего возраста должна быть направлена на развитие мультисенсорных интеграций, а потому на занятиях должны использоваться игровые моменты с максимальным включением сенсорики ребенка в процесс познавательной деятельности, что приведет к активизации развития образного компонента мыслительной деятельности.

Так же, можно считать, что обучение, предусматривающее одновременно и активизацию образного компонента мыслительной деятельности, и развитие сенсорики, не только окажет стимулирующее воздействие на развитие образного мышления, но и будет способствовать развитию творческого мышления, формировать индивидуальные особенности ребенка, пробуждать интеллектуальные эмоции.

В возрасте от четырех до семи лет, по мнению Ж. Пиаже, происходит постепенная концептуализация мыслительной деятельности, которая подводит ребенка дошкольного возраста к дооперациональному мышлению. Мышление дошкольника остается в значительной степени наглядным, включающим элементы умственных абстрактных операций, что может рассматриваться как прогрессивное изменение по сравнению с предыдущим ранним возрастом.

Многие авторы рассматривают возникновение образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка. Однако условия его формирования у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью.

Исследования ученых и полученные результаты опытно-экспериментального изучения образного мышления детей дошкольного возраста позволили выделить следующие особенности развития образного мышления в дошкольном возрасте:

- образное мышление - основной вид мышления ребенка дошкольника. Уже в среднем дошкольном возрасте дети могут овладеть многими возможностями связанными с этим видом мышления, (мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели, планировать свои действия в уме);

- возникновение образного мышления - узловой момент в умственном развитии ребенка;

- способность к оперированию представлениями возникает в процессе взаимодействия различных линий психологического развития ребенка - развитие предметных и орудийных действий, речи, подражания, игровой деятельности;


- начальные этапы развития образного мышления вплотную примыкают к развитию процессов восприятия;

- задания, в которых связи существенные для достижения цели можно обнаружить без проб, дети обычно решают в уме, а затем уже выполняют безошибочно практическое действие;

- успешность перехода от внешнего к внутреннему плану действий у детей дошкольного возраста определяется уровнем ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на выявление существенных связей ситуации.

Таким образом, проведя теоретическое и практическое исследование проблемы цель, определенная в работе выполнена.

 

ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриев, А.Ф. Психодиагностика: основы решения диагностических задач / А.Ф. Ануфриев. - М.: Ось-89, 2012. - 144 c.

2. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.

3. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: педагогический опыт и методы работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.А. Василькова. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 208 c.

4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. — М.: Юрайт, 2013. — 197 c.

5. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Л.Н. Вахрушева. - М.: Форум, 2012. - 192 c.

6. Вильцан М.А. Актуализация диагностической направленности мышления в государственном образовательном стандарте по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/2991 (дата обращения: 14.06.2018).

7. Веракса, Н. Е. Детская психология: учебник / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Юрайт, 2014. – 445 с.

8. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2007. Бердяев Н. А. Самопознание: сочинения / Н. А. Бердяев. – М.: ЗАО Изд-во «ЭксмоПресс»; Харьков: Изд-во «Фолио», 2008.

10. Глебова М.В. Целостный подход к анализу мышления в трудах М. Вертгеймера // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/03/6583 (дата обращения: 11.06.2018)

11. Двинин А. П., Романченко И. А. Современная психодиагностика; Речь - Москва, 2012. - 288 c.