ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тот факт, что любая математическая формула представляет собой специфическую наглядность, мало кого из учителей начальных классов приводит к мысли о необходимости поиска средств ее визуализации.
3. Ассоциативно-образное мышление может трактоваться как совокупность способов и процедур оперирования образами предметов (объектов), отдельные свойства которых осознаются через информационные ассоциации с известными и уже исследованными предметами (объектами).
Видимо не будет преувеличением считать, что ассоциативно-образное мышление достаточно широко используется в мыследеятельности и информационном обмене в учебном процессе и межличностных отношениях.
В частности, характеризуя какой-либо малоизвестный предмет, которого перед нами нет, как нет и его изображения, мы, как правило, прибегаем к сравнению его с каким-то известным нашему собеседнику предметом.
4. Абстрактно-образное мышление может считаться еще одним инструментом познания действительности. Оно может мыслиться как совокупность способов и процедур оперирования образами абстрактных, идеальных понятий при исследовании (характеристике) реальной ситуации, процесса, явления.
Если исходить из того, что образы могут иметь в своем генезисе не только реальные предметы (объекты), процессы или явления, но и идеальные, абстрактные понятия, которые также могут включаться в мыслительную деятельность, то становится понятной целесообразность выделения еще одного разновидности образного мышления.
Элементы абстрактно-образного мышления начинают формироваться уже в дошкольном возрасте через введение у мировосприятие ребенка таких персонажей сказок, как «Змей Горыныч», «Кащей Бессмертный» и других, не имеющих прототипов в жизни и являющихся сугубо абстрактными понятиями, не вызывают никаких ассоциаций с реально существующими предметами (объектами).
Позже, в общеобразовательной школе, в обращение вводятся такие абстрактные понятия, как «число», «точка» (математика), «равномерное движение», «средняя скорость», «идеальный газ» (физика), «информация» (информатика) и прочие, оперирования которыми является необходимым не только для овладения содержанием ряда учебных предметов, но и в повседневной жизни человека в современном обществе.
Каждое из этих абстрактных понятий, образы которых давно и благополучно существуют в нашем воображении, вводятся в обращение в определенном возрасте, который не обязательно должен приходиться на школьный период. Иначе говоря, абстрактные, идеальные понятия появляются в интеллектуальном инструментарии человека практически в течение всей его жизни в зависимости от тех задач, которые приходится ему решать.
Подытоживая вышеизложенное, можно отметить, что представленные в этом обзоре «разновидности» образного мышления логически обусловлены различной природой прототипов образов, берущихся за основу в мыслительной деятельности субъекта.
Мысля рассмотренные «разновидности» образного мышления в единстве взаимосвязей (взаимодействий), можем условно представить их совокупность в виде «объемных» вершин некоего тетраэдра (рисунок 1.1.), ребра которого схематически обозначают возможные взаимовлияния и доминирования «образной основы» (конкретной, наглядной, ассоциативной, абстрактной) в структуре образного мышления.
|
Рис. 1.1. Информационная модель
структуры образного мышления
С каждой «объемной» вершиной тетраэдра может соотносится определенный «вес», служащий количественной характеристикой развитости у субъекта той или иной «разновидности» образного мышления.
В частности, если у субъекта процесса обучения преобладает наглядно-образное и (в большей или меньшей степени) проявляются ассоциативно-образное и конкретно-образное «разновидности» мышления, но у него практически отсутствует абстрактно-образное мышление, то модельная интерпретация личностных показателей развитости образных мыслительных процессов у такого субъекта может быть представлена следующим образом (рис. 2).
|
Рис.1.2. Модельная интерпретация индивидуальных особенностей развития образного мышления субъекта обучения
Если предположить, что «механизм» нахождения количественных характеристик развитости у субъекта той или иной «разновидности» образного мышления разработан, то с каждой вершиной тетраэдра может соотноситься определенный «вес» и подобная модельная интерпретация обретает исчерпывающую информативность.
Проектируя изложенные выше дискурсивные построения, отметим, что их результаты для образовательной среды дают возможность осуществления технологического проектирования учебного процесса в расчете на комплексное применение различных «типов» образного мышления учащихся в зависимости от «природы» тех прообразов, которые обеспечивают информационное сопровождение процесса решения конкретных дидактических (методических) задач.
1.4. Особенности формирования образного мышления дошкольника 4-5 лет
Для каждого возраста характерна своя собственная специфика восприятия окружающего мира. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления. В первые годы жизни ребенок отличается большой любознательностью. В этот период у детей преобладает 3 типа мышления:
1. Наглядно-действенное. Появляется в 3-4 года. Для детей в этом возрасте практическая деятельность будет предшествовать теоретической. Сначала малыш видит результат того или иного действия и только затем выводит правило (чтобы смотреть мультфильмы, надо нажать определенную кнопку на телевизионном пульте).
2. Образное. Это вид мышления появляется в 4-5 лет. В этот период малыш сначала думает, а только потом действует. В четырехлетнем возрасте детям уже не нужно ощупывать или пробовать на вкус незнакомый предмет. Связь мышления с практическими действиями постепенно ослабевает.
3. Логическое. Развитие дошкольников достигает своего пика в возрасте 5-7 лет. Логическое мышление представляет собой установление четких связей между теоретическим и практическим действием.
Справиться с незнакомой ситуацией дошкольник способен логическим путем. В 5-7 лет у детей должно быть хорошо развито образное мышление. Дошкольник может говорить о предмете без его непосредственного присутствия.
У дошкольника можно обнаружить и другие формы мышления. Если родители уделяли достаточное количество времени развитию мышления дошкольника, использовали обучающие и развивающие игры, ребенок может опережать в развитии своих сверстников. Виды мышления, нехарактерные для младшего дошкольного возраста:
- эмпирическое- высокое интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста позволяет ребенку классифицировать предметы, выявлять сходства и различия между ними. Считается, что эмпирическое мышление ребенка в возрасте 5-7 лет вполне естественно. Однако его наличие наблюдается не у всех.
- аналитическое- аналитические способности становятся следствием развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Происходит формирование не только восприятия события и реагирования на него по шаблону. Появляются способности анализировать, вникать в суть явления.
- интуитивное- умственное развитие дошкольника с хорошей интуицией помогает ему находить ответы на некоторые вопросы без помощи знания, полученного опытным путем.
Существует несколько универсальных мыслительных операций, умение выполнять которые свойственно каждому психически здоровому человеку. Умственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть направлено на то, чтобы ребенок смог овладеть всеми перечисленными операциями:
- Классификация. Мыслительная деятельность должна быть направлена на поиск сходств и различий окружающих предметов. При этом мышление у детей дошкольного возраста должно быть направлено на осознание того факта, что некоторые предметы могут совпадать по одному признаку и отличаться по другому (стол и карандаш деревянные, но стол большой, а карандаш маленький).
- Синтез. Мысленное действие направлено на то, чтобы соединить полученные знания в единую систему. Цель умственного воспитания дошкольников заключается в том, чтобы подготовить ребенка к школе, где ему придется соединять никак не связанные между собой знания. Примером успешного освоения синтеза является умение читать (складывать слова из букв).
- Анализ. Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста должно включать освоение этой операции. Если синтез требует умения соединять, то анализ формирует способность «расчленять». Познавательное развитие учит видеть мир не только как единое целое, но и как совокупность отдельных фрагментов (цветок — не единое целое, он состоит из стебля, листьев, лепестков).
- Обобщение и сравнение. Некоторые исследователи считают обобщение и сравнение частными случаями классификации. Правильное обучение и умственное воспитание школьников вырабатывают умение обобщать группу предметов по определенному признаку. Даже в возрасте 3-4 лет ребенок понимает, что такое ложка, вилка, чашка и для чего они используются. Однако назвать все эти предметы посудой он еще не способен. Будущему школьнику также необходимо умение сравнивать объекты по основным признакам.
У детей дошкольного возраста образное мышление является доминирующим среди остальных видов мышления. От того, на каком уровне развития находится именно образное мышление, будет зависеть готовность ребенка к учебе в школе и освоению школьной программы.
Образ, по мнению Ожегова, это облик, а также вид и результат отображения явлений и предметов реального мира в сознании человека, то есть то, как он наглядно его представляет.
Образное мышление — это некий процесс отображения реальности в образах, которые могут носить разный характер, начиная от зрительного и заканчивая осязательными и звуковыми. Если сравнивать образное мышление с логическим, в ходе которого реальность отображается в виде каких-то понятий, или с наглядно-действенным, когда с предметами осуществляются какие-то практические действия, то оно имеет существенные отличия.
Дело в том, что в процессе «игры» с образами предметов ребенок получает возможность понять задачу ввиду ее наглядного представления и найти для нее правильное решение за оптимально короткое время.
У детей дошкольного возраста образное мышление позволяет выработать отзывчивое отношение ко всему хорошему и прекрасному, что есть в жизни. Без образного мышления не существовало бы креативных специалистов высокого класса, например дизайнеров, конструкторов, писателей, да и просто творческих, инициативных, уверенных в себе и всесторонне развитых личностей.
В процессе представления образа в сознании воспроизводятся пережитые ранее восприятия. Когда же речь идет о пространственном представлении, то подразумевается способность человека, в данном случае дошкольника, видеть мир в трехмерном изображении, красочным, способным меняться в пространстве.
Малыш может себе нарисовать образ реального предмета или явления, или того, что в действительно не существует, как, например, это происходит в воображении художников или скульпторов. Прежде чем их произведения появляются на свет, образы возникают в сознании создателей.
Развитие образного мышления в детском возрасте — важный процесс, пренебрегать которым нельзя по нескольким причинам:
Чтобы найти решения для каких-либо задач, дошкольнику важно научиться оперировать образами, уметь наглядно представлять себе ситуации.
Развитое образное мышление позволяет детям дошкольного возраста, а потом и взрослым учиться эмоционально реагировать на эстетические образы реального мира, развивая тягу к прекрасному.
Именно поэтому детей в дошкольном возрасте нужно приобщать к процессам, влияющим на развитие наглядности в обучении.
Развивать образное мышление у детей дошкольного возраста можно несколькими способами. Самые эффективные и доступные из них:
1. Наблюдение за красотами природы;
2. Экскурсии с изучением шедевров искусства, как современного, так и древнего;
3. Путешествия с изучением памятников природы;
4. Собирание пазлов и вкладышей разного уровня сложности;
5. Создание рисунков по памяти или с натуры.
6. Создание абстракций, например, изображения того, чего нельзя увидеть: музыки, звука, мысли, эмоции;
7. Творческая работа с пластилином, гипсом, глиной, лепка как с натуры, так и по воображению;
8. Работа над сравнительным анализом предметов по форме, длине, размерам, цвету и так далее;