ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Работа с цветным картоном, бумагой, природными материалами — аппликации;
10. Рисование с использованием обеих рук с уклоном на ту руку, которая не является ведущей.
Работать с дошкольником рекомендуется в благоприятной обстановке, мотивируя его на положительный результат, обязательно подбадривая и одобряя. Когда малыш освоит технику работы с разными видами материалов, нужно постараться его не захваливать, приучая оценивать собственные возможности и умения адекватно, без завышения самооценки.
Специалисты рекомендуют родителям не бояться работать с детьми над, казалось бы, очень сложными заданиями. Важно научить их верить в себя, убеждая в том, что любое задание может быть выполнено, если хорошо подумать, причем как самостоятельно, так и коллективно.
На каждом из этапов дошкольного возраста дошкольник принимает особое решение, работая над задачами на развитие наглядно-образного мышления. Дети используют метод проб и ошибок до тех пор, пока не найдут походящее решение для поставленной задачи. Найденный правильный вариант малыш запоминает и может повторно использовать при решении аналогичного задания.
В старшем дошкольном возрасте дети способны на обобщение практического опыта, решают задачи в уме, используя обобщенные образы, отображая лишь те особенности предмета, которые помогут найти правильное решение для задачи.
Во время игр, конструирования, рисования у детей развивается знаковая функция сознания, в процессе чего они учатся строить наглядно-пространственные модели, которые являются отображением реальных связей вне зависимости от намерений и желания дошкольников. В итоге дети, не создавая эти связи намеренно, используют их в процессе решений задач.
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ УРОВНЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ
2.1 Характеристика МБДОУ «Каргасокский д/с №3 Теремок»
Исследовательская работа по выявлению уровня сформированности образного мышления, проводилась на базе МБДОУ «Каргасокский д/с №3 Теремок». в средней группе №4 «Звездочки» с дошкольниками 4-5 лет.
Полное наименование организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение села Каргасок «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких видов деятельности».
Краткое наименование организации: МБДОУ «Каргасокский д/с №3 Теремок».
Дата создания организации: 20.04.1999 год.
Место нахождения образовательной организации: Российская Федерация, Томская область, с.Каргасок, ул. Мелиоративная, д.5
Режим и график работы: 12 часовой рабочий день при пятидневной рабочей неделе с 7.00 до 19.00 суббота, воскресенье, праздничные дни – выходной.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решении программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности педагогов и воспитанников, а так же самостоятельной деятельности детей.
При организации образовательного процесса используются принципы интеграции разных образовательных областей с учетом приоритетного направления по социально личностному развитию детей через приобщение их к истокам русской народной культуры.
Образовательное учреждение активно занимается инновациями: созданием, внедрением и использованием новых эффективных технологий, таких как: интегрированный метод обучения дошкольников, проектно-исследовательская деятельность в детском саду, технического творчества и шахматного образования в ДОУ.
Деятельность детского сада направлена на создание благоприятных условий в процессе совместной деятельности с родителями для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Среднюю группу № 4 «Звездочки», участвовавшую в исследовании, посещают 24 дошкольника, в том числе 18 мальчиков и 6 девочек.
В группе мальчиков больше чем девочек, в связи с этим используется гендерный подход. Есть дети с речевыми нарушениями. Дети в группе увлечены конструированием и разнообразной художественно-творческой деятельностью. На основе этого, и с учетом мнения родителей в формируемую часть учебного плана группы введена непосредственно- образовательная деятельность «Бумажное моделирование».
При организации воспитательно-образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно- эстетическое развитие, Физическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Основу организации воспитательно-образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
2.2. Констатирующий эксперимент
Диагностирование является неотъемлемой частью педагогической деятельности, выступая непременным условием эффективности воспитательного процесса. На основании результатов диагностирования педагог выстраивает в правильном направлении коррекционную работу с ребенком, исправляя обнаруженные у него проблемы. С помощью своевременного диагностирования так же возможно выявление скрытых проблем в развитии ребенка, что благотворно влияет на дальнейшее обучение малыша и предотвращения серьезных проблем.
На основании многочисленных исследований (А. Валлон, Ж. Пиаже, ГШ. Блонский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В Запорожец, А.Н. Леонтьев., B.C. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, Л.С. Сахарнов и др.) установлено, что наиболее сензитивным в отношении развития образного мышления и нравственно-эстетических представлений является дошкольный возраст, когда формируются основы личности ребенка.
С учетом этого, в рамках данной курсовой работы, был сделан выбор темы исследования, проблема которого заключается в определении уровня развития образного мышления дошкольников средней группы детского сада «Елочка». Исследование проводилось в форме педагогического констатирующего эксперимента.
Исследование проводилось в индивидуальном режиме, в равных условиях и знакомой обстановке. Каждому ребенку индивидуально объяснялось задание. Дети имели достаточно времени на обдумывание и объяснение своего выбора.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи :
- Провести диагностику уровня развития образного мышления;
- Проанализировать полученные данные и оценить возможность влияния педагога на развитие образного мышления дошкольников.
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, то есть оперирование образами, поэтому и задания на диагностику уровня развития образного мышления должны быть соответствующими.
Для исследования уровня сформированности образного мышления использовались следующие методики:
1. Методика «Нелепицы» (см. Приложение А)
«Нелепицы» — это тест, направленный на определение образных представлений ребёнка об окружающем мире и диагностику уровня развития мышления. Автор приёма — Роберт Семёнович Немов — знаменитый советский и российский психолог, член Академии педагогических и социальных наук России. Он предложил оценивать способность малыша выстраивать логические связи между явлениями и предметами с помощью анализа картинок с изображёнными на них животными, людьми, предметами и явлениями, нарисованными в нелепых обстоятельствах. Задача ребёнка — определить логические нарушения и дать правильный комментарий.
В качестве целей Немов выдвинул следующие:
- определение начальных образных представлений испытуемого;
- мониторинг способности устанавливать логические связи между предметами и явлениями в мире;
- оценка умения грамматически правильно формулировать мысли.
Были подготовлены две картинки, с помощью которых проводилось исследование (Рисунок 2.1. и рисунок 2.2.), на которых были изображены нелепые ситуации. Ребенок должен был внимательно рассмотреть картинки за отведенное время, затем рассказать что изображено и являются ли такие ситуации нелепыми. Дети работали по инструкции.
Рис. 2.1. «Футбол в пруду»
Рис. 2.2. «Снеговик на пляже»
При обследовании оценивались следующие показатели:
- включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность;
- понимание и оценка ситуации в целом;
- планомерность описания картинки;
- характер словесных высказываний.
Результаты оценивались по десяти бальной шкале и соотносились с нормативами :
- Высокий уровень развития.
От 8-ми до 10-ти баллов ставилось ребенку, если он сразу включался в работу, правильно и обобщенно оценивал ситуацию в целом, рассказывал что изображено на картинке, где что перепутано, доказывал сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов, анализируя их в определенном порядке (сверху вниз или слева направо), в работе был сосредоточен и самостоятелен, а высказывания емки и содержательны;
- Средний уровень развития.
От 5-ти до 7-ми баллов ставилось ребенку, если он оценивал ситуацию правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе был недостаточен, нуждался в стимулирующей помощи, фрагменты картинки выделял хаотично, случайно, описывая то, на что упал взгляд, затрудняясь при этом в подборе нужных слов;
- Низкий уровень развития.
От 2-х до 4-х баллов ребенок получал, если его активность приходилось стимулировать, а слова вытягивать, требовалось направляющее участие педагога, чтобы усвоенный с его помощью способ анализа применялся при описании и оценке фрагментов, при этом взгляд ребенка долго блуждал по картинке;
- Очень низкий уровень развития.
1 балл ребенок получал при отсутствии у него правильной оценки ситуации, отсутствии стимуляции, отказ от направляющей помощи, образец анализа, данный педагогом, не усваивался и не применялся при анализе других фрагментов.
2. «Время года (см. Приложение Б)
Данный вид диагностики позволил оценить непосредственно уровень развития наглядно-образного мышления у дошкольников.
Ребенку был показан рисунок (см. Рисунок 2.3.) с просьбой, внимательно посмотреть на этот рисунок и сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания временя - 2 мин. - ребенок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, то есть объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Рис.2.3. Времена года
Полученные результаты оценивались по 10-балльной системе и делали выводы об уровне развития у ребенка наглядно-образного мышления через сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года ( таблица 2.1.)
Таблица 2.1.
Оценка результатов об уровне развития у ребенка наглядно-образного мышления
Баллы | Показатели | Уровень развития |
1 | 2 | 3 |
8-10 баллов | за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам | Высокий |
6-7 баллов | ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 5-7 признака, подтверждающих его мнение. | Средний |
Окончание таблицы 2.1.на следующей странице
Окончание таблицы 2.1.
4-5 баллов | ребенок правильно определил время года только на одной - двух картинках из 4-х и указал только 1-4 признака в подтверждение своего мнения. | Низкий |
0-3 балла | ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака. | Очень низкий |