Файл: Конспекты лекций Дисциплина Общественное здоровье и здравоохранение Авторы разработчики доц. И. В. Новокрещенов, асс. Н. А. Жихарева.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14
власти в соответствии с установленным порядком.
При возникновении профессиональных заболеваний Территориальное управление осуществляет следующие мероприятия:
• прием, регистрацию и учет извещений об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления), его уточнения или отмены по установленной форме:
• участвует в комиссии по расследованию профессионального заболевания (далее - комиссия);
• поручает Центру гигиены и эпидемиологии (при необходимости) принять участие в работе комиссии;
• участвует в составе комиссии в написании акта о случае профессионального заболе- вания;
• утверждает акт о случае профессионального заболевания в установленном порядке;
• осуществляет контроль за выполнением предписаний главного государственного санитарного врача по субъекту РФ;
• осуществляет государственный учет профессиональных заболеваний;
• ведет журнал учета профессиональных заболеваний по установленной форме;
• ведет регистрацию и пополнение базы данных профессиональных заболеваний и карт учета профессиональных заболеваний (отравлений) по установленной форме;
• составляет статистическую форму государственной отчетности по профессиональным заболеваниям;
• организует и участвует в проведении анализа профессиональной заболеваемости на территории.
Центр гигиены и эпидемиологии:
• на основании поручения Территориального управления участвует в проведении обследования, проводит лабораторные и инструментальные исследования и измерения, со- ставляет проект санитарно-гигиенической характеристики условий труда, который представ- ляет в территориальное управление на бумажном и электронном носителе в течение 14 дней после завершения работы;
• проводит учет проведенных обследований, лабораторных и инструментальных исследований в установленном порядке;
• по поручению Территориального управления принимает участие в работе комиссии по исследованию профессионального заболевания (отравления), составляет проект акта о случае профессионального заболевания в пределах компетенции Роспотребнадзора, пред- ставляет его в Территориальное управление в течение трех дней после окончания расследо- вания;
• по поручению Территориального управления участвует в проведении анализа профес- сиональной заболеваемости.
Рекомендуемая литература
А) Основная литература:
1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов / Под ред.
В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова, - М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 528 с.
2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2007. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2002. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
Б) Дополнительная литература:
4. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение / Санкт–
Петербург, ООО «Издательство «Петрополис», - 2000. – 914 с. (библиотека кафедры).
5. Салтман Р.Б., Фигейрас Дж. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ со- временных стратегий: Пер. с англ. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. – 432 с.: 24 ил.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   28


15
(библиотека кафедры).
6. Власов В.В. Введение в доказательную медицину. – М.: Медиа Сфера, 2001. -392 с., илл. (библиотека кафедры).
В) Учебно-методические пособия, рекомендации и т.д., изданные кафедрой:
7. Общественное здоровье и здравоохранение (Методические указания по выполнению контрольных работ) / И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Е.А. Захарова, Е.А.
Валах. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2006. - 92 с. (научная библиотека)
8. Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В.Общественное здоровье и здравоохранение.
Курс лекций. / Учебное пособие. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 220 с.
(библиотека кафедры).
9. Организация медицинской помощи населению (Методические указания по выполне- нию контрольных работ по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»)
/ И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Н.А. Жихарева. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 138 с. (научная библиотека).

16
ЛЕКЦИЯ 10
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Цель: получение знаний о видах медицинской помощи и организации работы различ- ных типов ЛПУ.
Основные вопросы лекции.
1. Принципы здравоохранения в России.
2. Виды медицинской помощи.
3. Организация системы охраны здоровья граждан в РФ.
4. Номенклатура лечебно-профилактических учреждений.
5. Организация первичной медико-санитарной помощи.
6. Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению.
7. Организация стационарной медицинской помощи.
8. Роль сестринского персонала в организации деятельности медицинской организа- ции.
Содержание
1. Принципы здравоохранения в России.
Основные принципы развития национальных систем оказания медицинской помощи были сформулированы Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ):
1. Провозглашение ответственности государства, общества за охрану здоровья граж- дан.
2. Организация рациональной подготовки кадров здравоохранения и осознание всеми медицинскими работниками своей высокой социальной ответственности перед обществом.
3. Развитие здравоохранение в первую очередь на основе широкого проведения мер, направленных на развитие общественной и индивидуальной профилактики.
4. Обеспечение всему населению страны наивысше возможного уровня квалифициро- ванной, общедоступной профилактической и лечебной помощи.
5. Широкое использование в стране достижений медицинской науки и практики здра- воохранения.
6. Санитарное просвещение и привлечение к участию в проведении всех программ широких кругов населения, являющееся выражением личной и коллективной ответственно- сти всех членов общества за охрану здоровья людей.
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Основные принципы охраны здоровья в РФ определены в статье 2 «Основ Законода- тельства РФ об охране здоровья граждан»:
1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья.
3. Доступность медико-социальной помощи.
4. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
5. Ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, уч- реждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспе- чение прав граждан в области охраны здоровья.
2. Виды медицинской помощи.
Термин «медицинская помощь» обозначает совокупность лечебно-профилактических мероприятий, проводимых по определенной технологии при заболеваниях, травмах, отрав- лениях, а также при родах лицами, имеющими медицинское (высшее или среднее) образова- ние с целью достижения конкретных запланированных результатов. В широком значении


17
словосочетание «медицинская помощь» является обобщающим названием всех видов меди- цинской помощи как лечебного, так и профилактического назначения, включая диспансери- зацию, патронаж, обсервацию и оздоровительные мероприятия среди взрослых и детей.
Результатами оказания медицинской помощи могут быть динамика состояния паци- ента после проведенного курса лечения, состояние здоровья определенных контингентов после проведения врачом диспансерных мероприятий и выполнения комплексных профи- лактических программ, а также удовлетворенность пациента процессом оказания медицин- ской помощи и результатами проведенных лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
Все виды медицинской помощи, включая мероприятия лечебного и профилактическо- го значения, в зависимости от места оказания помощи, квалификации лиц, ее оказывающих, условий для ее оказания и особенностей ее организации, подразделяются на:
• первую медицинскую помощь (самопомощь, взаимопомощь, помощь санинструктора) как простейший вид в системе оказания медицинской помощи;
• доврачебную (фельдшерскую) помощь, оказываемую средним медицинским работни- ком (фельдшером);
• первую врачебную помощь, включающую простейшие (основные) врачебные лечеб- но-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия;
• квалифицированную медицинскую помощь, включающую сложные врачебные манипуляции терапевтического (консервативного) или хирургического (оперативного) про- филя, осуществляемую врачом-специалистом с применением соответствующего медицин- ского оснащения в условиях, позволяющих ее оказать (квалифицированная терапевтическая и квалифицированная хирургическая помощь);
• специализированную медицинскую помощь, оказываемую врачами (“узкими” специа- листами) в специально предназначенных для этих целей лечебных учреждениях.
Доврачебную (фельдшерскую) помощь имеет право оказывать медицинский работ- ник, имеющий среднее профессиональное образование по специальности “лечебное дело” и квалификацию по диплому “фельдшер общей практики” или “фельдшер”. Первую врачеб- ную помощь компетентен оказывать выпускник лечебного (педиатрического) факультета медицинского ВУЗа, имеющий диплом “врача-лечебника” или “врача-педиатра”. Для оказа- ния квалифицированной медицинской помощи требуется дополнительная послевузовская подготовка в интернатуре или клинической ординатуре по выбранной специальности, или прохождение цикла специализации (для стажированных врачей) и получение сертификата специалиста.
3. Организация системы охраны здоровья граждан в РФ.
Лечебно-профилактическая помощь в РФ - это государственная система обеспечения населения всеми видами профилактической и лечебной помощи, которые регламентируются
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (приняты
Верховным Советом РФ 22 июля 1993г.):
В соответствие с разделом VIII «Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам» медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно- правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь оказывается также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, при наличии у них лицензии на медицинскую деятельность.
Гражданам гарантируется оказание первичной медико-санитарной помощи (статья 38) в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными вра- чами), врачами-специалистами, а также соответствующим средним медицинским персона- лом; скорой медицинской помощи (статья 39) при состояниях, требующих срочного меди-


18
цинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях), которая осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими уч- реждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собст- венности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу, и оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной систе- мы здравоохранения; неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и обост- рении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства, ко- торая оказывается медицинским персоналом амбулаторно-поликлинических учреждений муниципальной системы здравоохранения; специализированной, в том числе высокотехно- логичной, медицинской помощи (статья 40), оказывается гражданам при заболеваниях, тре- бующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий, осуществляется врачами-специалистами лечеб- но-профилактических учреждений.
Отдельно регулируются вопросы оказания медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (статья 41) и медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
(статья 42).
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством РФ, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бес- платно или на льготных условиях. Виды и объем медико-социальной помощи, предостав- ляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регу- лирование в сфере здравоохранения.
Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружаю- щих, перечень которых определяется Правительством РФ, медико-социальная помощь ока- зывается в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здраво- охранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплат- ной медицинской помощи.
4. Номенклатура лечебно-профилактических учреждений.
Процесс развития лечебно-профилактической помощи отражается в первую очередь на совершенствовании номенклатуры учреждений, на дифференциации функционирующих и создании их новых типов.
В настоящее время существует номенклатура лечебно-профилактических учреждений, утвержденная приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 № 267 «Об утверждении
Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»:
1). Лечебно-профилактические учреждения:
1.1. Больничные учреждения:
1.1.1. Больницы, в том числе:
- участковая;
- городская, в том числе детская;
- городская скорой медицинской помощи;
- центральная (городская, районная);
- областная, в том числе детская (краевая, республиканская, окружная).
1.1.2. Специализированные больницы, в том числе:
- гинекологическая;
- инфекционная, в том числе детская;
- офтальмологическая.
1.1.3. Госпиталь.
1.1.5. Дом (больница) сестринского ухода.


19 1.1.6. Хоспис.
1.2. Диспансеры:
- кожно-венерологический;
- онкологический;
- противотуберкулезный.
1.3. Амбулаторно-поликлинические учреждения:
1.3.1. Амбулатория.
1.3.2. Поликлиники, в том числе:
- городская, в том числе детская;
- центральная районная;
- стоматологическая, в том числе детская.
1.4. Центры, в том числе научно-практические:
- восстановительной медицины и реабилитации;
- по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями;
- консультативно-диагностический, в том числе для детей.
1.5. Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови:
1.5.1. Станция скорой медицинской помощи.
1.5.2. Станция переливания крови.
1.6. Учреждения охраны материнства и детства:
1.6.1. Перинатальный центр.
1.6.2. Родильный дом.
1.6.3. Женская консультация.
1.7. Санаторно-курортные учреждения:
1.7.2. Грязелечебница.
1.7.5. Санаторий-профилакторий.
2). Учреждения здравоохранения особого типа:
2.1. Центры:
- медицинской профилактики;
- медицины катастроф;
- медицинский информационно-аналитический.
2.2. Бюро:
- медицинской статистики;
- патологоанатомическое;
- судебно-медицинской экспертизы.
2.3. Контрольно-аналитическая лаборатория.
3). Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
3.1. Центры гигиены и эпидемиологии.
3.2. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
4). Аптечные учреждения:
4.1. Аптека.
4.2. Аптечный пункт.
5. Организация первичной медико-санитарной помощи.
Термин “первичная медико-санитарная помощь” появился в период подготовки и проведения под эгидой ВОЗ в 1978 году в Алма-Ате Международной конференции. На этой конференции были сформулированы основные принципы организации первичной медико- санитарной помощи (ПМСП).
Система ПМСП должна обеспечивать не только лечебную, но и профилактическую работу, а также организацию медицинской помощи прикрепленному населению на всех эта- пах. Эта помощь приближена к населению, важна как первое звено контакта человека с ме- дицинской помощью, реальна по своей профилактической направленности и возможности

20
вовлечения населения в службы здравоохранения, важна по возможности взаимодействия с социальной службой, доступна общественному контролю, справедлива по распределению ограниченных ресурсов здравоохранения. Развитие ПМСП занимает одно из основных мест в реформе здравоохранения России.
Порядок организации оказания первичной медико-санитарной помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.07.05 № 487.
Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образова- ние; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
Первичная медико-санитарная помощь, в т.ч. медицинская помощь женщинам в пе- риод беременности, во время и после родов оказывается учреждениями муниципальной сис- темы здравоохранения преимущественно по месту жительства амбулаторно- поликлиническими учреждениями: амбулатория, центр общей врачебной (семейной) практи- ки, районная (в том числе центральная), городская поликлиника, детская городская поликли- ника, женская консультация. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе дого- воров со страховыми медицинскими организациями.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается медицинскими работниками дан- ных учреждений: терапевтами участковыми, педиатрами участковыми, врачами общей прак- тики (семейными), акушерами-гинекологами, другими врачами-специалистами, а также спе- циалистами со средним медицинским и высшим сестринским образованием.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и му- ниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гаран- тий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
Амбулаторно-поликлиническая помощь включает:
• оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской помощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;
• проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболе- ваемости, абортов, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска;
• диагностику и лечение различных заболеваний и состояний; восстановительное лечение;
• клинико-экспертную деятельность по оценке качества и эффективности лечебных и диагностических мероприятий, включая экспертизу временной нетрудоспособности;
• диспансерное наблюдение больных, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;
• диспансеризацию беременных женщин, родильниц; диспансеризацию здоровых и больных детей;
• динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка;
• организацию питания детей раннего возраста;
• организацию дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категори- ям граждан, в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами;
• установление медицинских показаний и направление в учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных видов медицинской помощи;
• установление медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;
• медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательных учрежде-