Файл: Конспекты лекций Дисциплина Общественное здоровье и здравоохранение Авторы разработчики доц. И. В. Новокрещенов, асс. Н. А. Жихарева.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25
Врач общей практики (семейный врач) оказывает первичную медико-санитарную по- мощь контингенту, сформированному на основе свободного выбора врача пациентами.
Врач общей практики (семейный врач):
• формирует врачебный участок из прикрепившегося контингента; осуществляет санитарно-гигиеническое образование;
• консультирует членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни;
• осуществляет профилактическую работу, направленную на выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска путем диспан- серизации прикрепившегося контингента в установленном порядке, в том числе детей, инва- лидов, лиц старших возрастных групп;
• направляет больных на консультации к специалистам для стационарного и восстано- вительного лечения по медицинским показаниям;
• организует и проводит лечение пациентов в амбулаторных условиях, дневном стацио- наре и стационаре на дому;
• осуществляет патронаж беременных женщин и детей раннего возраста, в том числе новорожденных, в установленном порядке; организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке;
• выдает заключение о необходимости направления пациентов по медицинским пока- заниям на санаторно-курортное лечение;
• взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организа- циями;
• имеет право осуществлять наблюдение за пациентом на всех этапах оказания меди- цинской помощи;
• организует совместно с органами социальной защиты медико-социальную помощь семье для социально незащищенных групп населения: одиноким, престарелым, инвалидам, хронических больным, нуждающимся в уходе;
• руководит деятельностью медицинского персонала, осуществляющего первичную медико-санитарную помощь по принципу общей врачебной практики (семейной медицины);
• ведет учет и представляет отчетность в установленном порядке.
7. Организация стационарной медицинской помощи.
Стационарная медицинская помощь оказывается при наиболее тяжелых заболеваниях, требующих комплексного подхода к диагностике и лечению, применения сложных инстру- ментальных методов обследования и лечения, оперативного вмешательства, постоянного врачебного наблюдения и интенсивного ухода.
По виду, объему и характеру оказываемой медицинской помощи и системе организа- ции работы стационары могут быть:
1)
По административно-территориальному положению - областные (краевые, рес- публиканские), городские, районные, участковые;
2)
По профилю - многопрофильными или специализированными;
3)
По системе организации - объединенными с поликлиникой или необъединенными;
4)
По объему деятельности - различной категорийности (мощности).
Структура и функции больничных учреждений являются понятиями динамичными и зависят от задач, стоящих на данном этапе развития здравоохранения. Любое стационарное учреждение по функциональному назначению имеет, как правило, следующие подразделе- ния:
• управление;
• стационар;
• поликлинику;
• лечебно-диагностические отделения;
26
• административно-хозяйственную часть.
Каждая функционально-структурная часть больницы в свою очередь состоит из ряда подразделений. К административно-управленческому блоку, помимо главного врача и его заместителей (по лечебной работе, поликлинике, административно-хозяйственной части и др.), относятся канцелярия, кабинет (отделение) медицинской статистики, медицинский ар- хив, бухгалтерия, библиотека и пр.; стационар состоит из приемного отделения (централизо- ванное или децентрализованное), специализированных палатных отделений, операционного блока и др. Лечебно-диагностическая служба может быть единой для стационара и поликли- ники и включает различного профиля лаборатории, кабинеты (ЭКГ, рентгеновский, физио- терапевтический, ЛФК, массажа и др.). В больницах как структурный элемент должны быть библиотека, патологоанатомическое отделение (морг). К административно-хозяйственной части относятся пищеблок, склады, прачечная, технический отдел, транспорт, дезинфекци- онная камера и т.д.
Больницы и другие стационарные учреждения в своей деятельности руководствуются положениями Минздрава РФ, и каждому типу учреждения соответствуют определенные функции.
Например, городские больницы предназначены для оказания высококвалифицирован- ной специализированной стационарной (и поликлинической) помощи населению города или его района. Городская больница является лечебно-профилактическим учреждением, обеспе- чивающим квалифицированное обслуживание населения на основе достижений современной медицинской науки и техники.
Больницы осуществляют:
• взаимосвязь и преемственность в лечении больных между поликлиникой и стациона- ром;
• внедряют в практику работы современные методы диагностики и лечения;
• совершенствуют организационные формы и методы работы;
• принимают широкое участие в осуществлении профилактических мероприятий, диспансеризации населения;
• систематически анализируют заболеваемость и смертность населения и его причины;
• изучают качество лечебно-диагностической помощи населению и др.
Помимо лечебно-диагностической, реабилитационной и профилактической деятель- ности, в больничных учреждениях проводится большая работа по подготовке и повышению квалификации медицинских кадров и проведению медицинских исследований. Если больни- ца является базой для обучения студентов (не менее чем на 50%), то ее называют клиниче- ской.
По определению ВОЗ, функции современной больницы систематизируются на 4 груп- пы:
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 28
1)
Восстановительные (диагностика и лечение заболеваний, реабилитация и неот- ложная помощь);
2)
Профилактические, особенно для больниц, объединенных с поликлиникой,
(лечебно-оздоровительная деятельность, профилактика инфекционных и хронических забо- леваний, инвалидности и др.);
3)
Учебные (подготовка медицинского персонала и их последипломная специализа- ция);
4)
Научно-исследовательские.
Исходя из структуры и выполняемых функций стационарного учреждения, можно оп- ределить следующие характерные черты традиционной модели современной больницы:
• соответствие структуры и функции современному уровню развития медицинской науки и техники, задачам здравоохранения и потребностям населения в высококвалифици- рованной специализированной медицинской помощи;
• пропорциональное развитие больничных и внебольничных служб, взаимосвязь и преемственность между ними в оказании медицинской помощи больным, обеспечение син-
27
теза профилактической и лечебной медицины;
• наличие в составе больницы крупных специализированных отделений по основным и узким профилям, взаимно связанных друг с другом структурных подразделений, не объеди- ненных единым профилем больных (диагностическое, реанимационное, реабилитационное отделения и др.);
• интеграция лечебно-диагностических отделений и вспомогательных служб.
Современная система оказания больничной помощи должна осуществляться на основе развития специализации и внедрения, как правило, дорогостоящих новейших технологий, обеспечивающих высокое качество медицинской помощи.
Реформирование здравоохранения направлено на интенсификацию стационарной ме- дицинской помощи, сокращение (на 20% и более) числа неполно используемых коек, сокра- щение сроков пребывания больных на койках, передачу части стационарной помощи амбу- латорно-поликлиническим учреждениям, стационарам на дому и другим учреждениям неста- ционарного характера.
Внедрение экономических методов управления отраслью, введение системы ОМС и потребность в повышении конкурентоспособности ЛПУ способствуют структурной пере- стройке здравоохранения, в том числе стационарной медицинской помощи с учетом интен- сивности лечебно-диагностического процесса:
1). Организация больниц (отделений) интенсивного лечения - стационаров, в которых оказывается экстренная медицинская помощь, например больным с острой травмой, с ин- фарктом миокарда и др. Эти больничные учреждения должны быть оснащены соответст- вующим медицинским оборудованием, иметь значительно более высокую обеспеченность медицинскими кадрами, лекарственными средствами, мягким инвентарем и др.
Потребность в таких стационарах составляет 9-10% от общей коечной мощности, средние сроки пребывания в них не длительные, необходимые только для купирования ост- рых состояний, в дальнейшем больные должны переводиться в другие лечебные учреждения.
2). Больницы (отделения), ориентированные на лечение плановых больных, средне- срочного пребывания по нозологическим группам. Соответственно стандарты оснащения, кадрового и иного обеспечения у таких стационаров иные, другие средние сроки пребывания больного на койке, нагрузка персонала. Примерная потребность в больничных учреждениях такого типа составляет 50-60% от общей коечной мощности.
3). Больницы (отделения) долечивания и медицинской реабилитации, в том числе для больных с последствиями травм, инсульта и других заболеваний. Потребность в этих видах медицинской помощи составляет около 20% от общей коечной мощности.
4). Медико-социальные больницы (отделения) - больницы сестринского ухода, хоспи- сы. Направлять в такие учреждения могут органы и учреждения здравоохранения и социаль- ного обеспечения. Потребность в таких учреждениях составляет 10-20% от общей коечной мощности. Особое внимание в них должно быть уделено созданию лечебно-охранительного режима, обеспечению поддерживающего лечения и ухода.
Все перечисленные типы стационарных учреждений должны отличаться по матери- ально-техническому, финансовому, кадровому обеспечению, нагрузка специалистов и оплата их труда также должны быть дифференцированными.
При этом будут развиваться федеральные, региональные центры специализированной медицинской помощи разных профилей, в которых будут применяться новейшие медицин- ские технологии при лечении и диагностике.
Основные резервы в повышении эффективности использования коечного фонда:
- преемственность в работе поликлиник и стационаров, соответствующая подготовка плановых больных к госпитализации в поликлинических условиях, широкое привлечение консультативно-диагностических центров, поликлиник, межрайонных диагностических ла- бораторий и т.п.;
- совершенствование системы консультативной помощи в стационаре;
- улучшение технического оснащения лечебно-диагностических служб;
28
- хорошая организация и обеспечение соответствующего режима работы диагностиче- ских и лечебных служб больничных учреждений;
- создание системы дифференцированного стационарного обслуживания по тяжести состояния, объему и интенсивности лечения и ухода т.п.
В организации работы лечебно-профилактических отделений стационара существен- ную роль играет обеспечение ухода за больными. Успех лечения больных в стационаре в значительной мере зависят от качества ухода за ними - гигиенического режима, оптималь- ных условий окружающей среды. Общепризнанно, что режим больного является мощным лечебным и профилактическим фактором, способствующим эффективному лечению и пре- дупреждению возможных осложнений. Это особенно относится к новорожденным и детям раннего детского возраста, больным с инфекционными и сердечно-сосудистыми болезнями, больным в послеоперационном периоде. Непосредственный уход за больными требует меди- цинских знаний и осуществляется подготовленными медицинскими сестрами.
Существуют две основные системы обслуживания больных - двухстепенная и трех- степенная.
При трехстепенной системе больного обслуживаю лечащий врач, медицинская сестра и санитарка. При этом обязанности сестры ограничиваются измерением температуры и вы- полнением назначений врача, весь же фактический уход за больным (туалет больного, одева- ние, смена белья, кормление и пр.) осуществляется санитаркой. Такое обслуживание часто не соответствует необходимым медицинским требованиям, т.к. все эти элементы ухода за боль- ным требуют специальной подготовки и соответствующей квалификации, которые может обеспечить только сестринский уход.
При двухстепенной системе врач и сестра образуют единое звено, которое проводит весь комплекс лечебных мероприятий. Сестра участвует в обходах, наблюдает за больными, кормит тяжелобольных, принимает и передает смену у койки больного, т.е. обеспечивает весь уход за больным. Врач сам проводит манипуляции, которые требуют его компетенции, дает подробные указания об изменениях в режиме и лечении. Функции санитарки ограничи- ваются только уборкой помещения, подачей судна и помощью сестре в уходе за больным.
При двухстепенной системе обслуживания больных должности палатных медсестер в терапевтическом отделении устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост на 18 коек, а при трехстепенной системе - на 25 коек.
В последние годы широкое распространение в стационарах получила бригадная фор- ма организации труда медицинского персонала, прежде всего, в целях медицинского ухода.
Возможен график, при котором одни медицинские сестры работают только в утрен- ние и дневные смены, другие - в ночные, пользуясь после ночных дежурств двумя выходны- ми днями. Однако не допускается длительная работа в ночной смене, так как отрыв от обще- ния с врачами не способствует лучшей организации ухода за больными, ежедневно общаясь с врачами, медицинские сестры знают состояние больных, получают указания врачей в слу- чаях, требующих индивидуального ухода.
8. Роль сестринского персонала в организации деятельности медицинской орга- низации.
Старшая медицинская сестра отделения назначается из числа наиболее опытных и квалифицированных медицинских сестер. Она помогает заведующему отделением в органи- зации работы медицинских сестер и младшего медицинского персонала, в решении админи- стративно-хозяйственных вопросов, в ведении учета и отчетности; она составляет графики работы среднего и младшего медицинского персонала, обеспечивает внедрение рациональ- ных форм и методов их работы, наблюдает за санитарным состоянием отделения и больных, ведает снабжением отделения медикаментами и организацией питания больных.
В крупных отделениях имеются подчиненные старшей медицинской сестре сестры- хозяйки, непосредственно отвечающие за хозяйственное состояние отделения. В хирургиче- ских отделениях выделяются старшие операционные медицинские сестры.
29
В областных, городских и центральных районных больницах с 1963 г. введена долж- ность главной медицинской сестры больницы, которая является непосредственной помощ- ницей главного врача и его заместителя по медицинской части. Она организует, координиру- ет и контролирует работу среднего и младшего медицинского персонала, с помощью врачей больницы организует мероприятия по повышению их квалификации. Главная медицинская сестра возглавляет совет медицинских сестер больницы.
Главная медицинская сестра обеспечивает осуществление (проведение) мероприятий по рациональной организации труда среднего медицинского и младшего медицинского пер- сонала учреждений здравоохранения.
Назначается и освобождается от должности главным врачом учреждения здравоохра- нения.
Непосредственно подчиняется главному врачу, а по вопросам организации лечения больных, контроля качества оказания медицинской помощи, обеспечения лечебного процес- са - заместителю главного врача по лечебной работе.
Принимает активное участие (обязательно визирует приказы) в приеме на работу ра- ботников из числа среднего и младшего медицинского персонала учреждения, организует и обеспечивает контроль за работой среднего медицинского персонала в части выполнения им назначений врача, расходования и хранения медикаментов, особенно наркотиков, сильно- действующих и других материалов.
При отсутствии в штате помощника эпидемиолога осуществляет контроль за соблю- дением требований санитарно-противоэпидемического режима.
Обязательно является членом аттестационной комиссии учреждения по присвоению разрядов в соответствии с ЕТС среднему, младшему и фармацевтическому персоналу.
Руководит Советом медицинских сестер.
Проводит работу по подготовке резерва младших медицинских сестер и сестер- хозяек.
Организует курсовую подготовку младших медицинских сестер по уходу за больными без отрыва от работы по утвержденной программе, в разработке которой главная медицин- ская сестра принимает активное участие. Вносит предложения по изменению и дополнению должностных инструкций работников из числа среднего и младшего медицинского персона- ла. Определяет круг работников из числа среднего и младшего медицинского персонала, с которыми, в соответствии с их функциональными обязанностями и должностными инструк- циями, заключаются договора о материальной ответственности. Главным врачом согласовы- ваются с главной медицинской сестрой все вопросы расторжения трудовых договоров с ра- ботниками из числа среднего и младшего медицинского персонала по инициативе админист- рации и наложения на них дисциплинарных взысканий.
Отвечает за своевременное направление работников из числа среднего медицинского и фармацевтического персонала учреждения на сертификационные курсы для подтвержде- ния сертификата, т. е. права работать по избранной специальности (занимать определенную должность).
При отсутствии в штате учреждения здравоохранения фармацевта (или больничной аптеки) обеспечивает получение, хранение и распределение в соответствии с заявками стар- ших медицинских сестер структурных подразделений медикаментов, в том числе медика- ментов списка «А» являясь материально ответственным лицом в этой части (в этом разделе).
УТВЕРЖДЕНО Приказом Минздрава России от 13.09.2002 № 288
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО
УПРАВЛЕНИЮ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
1. Профессиональную деятельность в качестве специалиста по управлению сестрин- ской деятельностью могут осуществлять лица, получившие высшее профессиональное обра- зование по специальности 040600 - Сестринское дело и сертификат по специальности
«Управление сестринской деятельностью».
3. Специалист по управлению сестринской деятельностью: