Файл: Конспекты лекций Дисциплина Общественное здоровье и здравоохранение Авторы разработчики доц. И. В. Новокрещенов, асс. Н. А. Жихарева.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
45 13). Административно-хозяйственное подразделение со вспомогательными службами: администрация, пищеблок, бухгалтерия, отдел кадров, отдел снабжения, аптека, техническая служба.
Рекомендуемая литература
А) Основная литература:
1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов / Под ред.
В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова, - М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 528 с.
2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2007. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2002. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
Б) Дополнительная литература:
4. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение / Санкт–
Петербург, ООО «Издательство «Петрополис», - 2000. – 914 с. (библиотека кафедры).
В) Учебно-методические пособия, рекомендации и т.д., изданные кафедрой:
5. Общественное здоровье и здравоохранение (Методические указания по выполнению контрольных работ) / И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Е.А. Захарова, Е.А.
Валах. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2006. - 92 с. (научная библиотека)
6. Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В.Общественное здоровье и здравоохранение.
Курс лекций. / Учебное пособие. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 220 с.
(библиотека кафедры).
7. Организация медицинской помощи населению (Методические указания по выполне- нию контрольных работ по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»)
/ И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Н.А. Жихарева. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 138 с. (научная библиотека).
46
ЛЕКЦИЯ 13
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА
Цель: ознакомление с государственной системой охраны материнства и детства.
Основные вопросы лекции.
1. Система охраны материнства и детства.
2. Организация лечебно-профилактической помощи детям.
3. Организация стационарной помощи детям.
Содержание
1. Система охраны материнства и детства.
Охрана материнства и детства – система мер государственного, муниципального, об- щественного и частного характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья де- тей и женщин, создание оптимальных условий для выполнения женщиной её важнейшей социальной функции – рождение и воспитание здорового ребенка.
В системе охраны материнства и детства выделяют восемь этапов оказания лечебно- профилактической помощи, последовательное осуществление которых определяет организа- ционное единство этой системы.
I – формирование здоровья девочки как будущей матери, подготовка её к будущему материнству. Необходимым условием эффективной работы на данном этапе является созда- ние службы детской и подростковой гинекологии.
II – лечебно-профилактическая помощь женщине до наступления беременности. На данном этапе высока роль женских консультаций, центров планирования семьи и других учреждений охраны материнства и детства.
III – антенатальная охрана плода. Комплекс мероприятий реализуют женские консуль- тации, отделения патологии беременности родильных домов и перинатальных центров, дру- гие учреждения здравоохранения.
IV – интранатальная охрана плода, сохранение здоровья женщины в период родов. В основе – рациональное ведение родов в учреждениях родовспоможения.
V – охрана здоровья новорожденных и матери в послеродовый период. Медицинская помощь оказывается родильными домами, детскими больницами, детскими поликлиниками.
Необходимо обеспечить контроль за правильным вскармливанием ребенка, организацией ухода, физическим развитием.
VI – охрана здоровья ребенка до поступления в школу. Основные мероприятия данно- го этапа – контроль адаптации к новым условиям, за физическим и нервно-психическим раз- витием, иммунологическим статусом, рациональным питанием.
VII – охрана здоровья школьника. Медико-педагогический контроль за состоянием здоровья и обучением. Организация и проведение оздоровления, коррекции отклонений в состоянии здоровья.
VIII – охрана здоровья подростка. Организация диспансерного наблюдения, контроля за влиянием факторов риска, подготовка к передаче во «взрослую» сеть.
В рамках подпрограммы «Здоровое поколение» федеральной целевой программы «Де- ти России» на 2007-2010 годы предусматривается реализация мероприятий по:
• совершенствованию специализированной медицинской помощи, реанимационной и интен- сивной терапии беременным женщинам и новорожденным, специализированной медицин- ской помощи детям;
• оснащению оборудованием реабилитационных центров, отделений восстановительного лечения для детей, лечебно-профилактических учреждений для оказания реанимационной помощи и интенсивной терапии новорожденным детям;
• строительству и реконструкции учреждений родовспоможения и детства;
• разработке методик по совершенствованию технологий диагностики и лечения заболеваний у новорожденных, разработке новых технологий ведения беременных женщин высокой группы риска.
47 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям.
Организация лечебно-профилактической помощи детям в России представляет собой государственную систему, обеспечивающую непрерывное медицинское наблюдение за ре- бенком, начиная с момента его рождения до окончания школы. Система обеспечивает взаи- мосвязь и преемственность в деятельности основных звеньев оказания профилактической и лечебной помощи детям: поликлиник, больниц, дошкольных учреждений, школ, санаториев и других оздоровительных и воспитательных учреждений.
В охране здоровья детей ведущей является амбулаторно-поликлиническая служба. От качества ее деятельности зависит работа многих профилактических и лечебных и лечебных учреждений (эффективность использования коечного фонда в стационарах и санаториях и др.).
Порядок организации деятельности детской поликлиники утвержден приказом Мин- здравсоцразвития России от 28.04.06 №319.
Детская поликлиника создается для оказания по территориальному принципу первич- ной медико-санитарной помощи детскому населению.
Детская поликлиника обеспечивает оказание детскому населению первичной медико- санитарной помощи, медицинской помощи врачами-педиатрами участковыми лечебно- профилактического отделения, врачами-специалистами консультативно-диагностического отделения, врачами отделений неотложной медицинской помощи, восстановительного лече- ния, медико-социальной помощи, а также организацию медицинской помощи детям в обра- зовательных учреждениях.
Структура и штатная численность медицинского и иного персонала детской поликли- ники утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения в зависимости от объема проводимой лечебно-профилактической работы.
Детская поликлиника осуществляет:
• диагностику и лечение различных заболеваний и состояний;
• антенатальную охрану плода (патронаж беременных педиатром);
• первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;
• оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской помощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях, оказание медицинской помощи детям врачами-специалистами, своевременное направление на госпитализацию;
• установление медицинских показаний и направление детей в лечебно- профилактические учреждения государственной системы здравоохранения для получения специализированных видов медицинской помощи;
• динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка, в т.ч. физиче- ским и нервно-психическим, за детьми с хронической патологией, детьми-инвалидами, со- стоящими на диспансерном учете, их своевременное оздоровление, в том числе детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;
• профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний, в т.ч. гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, выявлению факторов риска заболеваний, инвалидности, смертности;
• проведение профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки, в т. ч. работающих подростков;
• диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной катего- рии;
• оказание консультативной, диагностической, лечебной, медико-социальной помощи детям с острыми и хроническими заболеваниями, детям-инвалидам;
• оказание дополнительной медицинской помощи, в т.ч. обеспечение необходимыми
48
лекарственными средствами детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;
• проведение восстановительного лечения;
• экспертизу временной нетрудоспособности;
• направление детей на медико-социальную экспертизу;
• работу по охране репродуктивного здоровья подростков;
• врачебное консультирование и медицинскую профессиональную ориентацию с учетом состояния здоровья детей;
• медико-социальную подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения и контроль за течением адаптации;
• медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе; выполнение профилактической и лечебно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;
• контроль за организацией рационального питания детей раннего возраста, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях;
• санитарно-гигиеническое воспитание и образование, проведение работы по формиро- ванию здорового образа жизни среди детей, в т. ч. В образовательных учреждениях и семьях;
• врачебный контроль за детьми, занимающимися физической культурой и спортом;
• медицинское обеспечение детей в учреждениях отдыха и оздоровления;
• передачу детей по достижении соответствующего возраста в городскую (районную) поликлинику;
• проведение медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам;
• выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов (медицинские аспекты);
• диагностическую и лечебную работу на дому и в амбулаторных условиях;
• обеспечение работы стационара на дому, дневного стационара;
• проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, вакци- нопрофилактики в установленном порядке;
• оказание медико-социальной и психологической помощи детям и семьям, имеющим детей;
• работу по сохранению и пропаганде грудного вскармливания;
• контроль за выполнением режима, своевременным проведением мероприятий по профилактике алиментарных расстройств, рахита, анемии и других, разработку комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
• установление медицинских показаний и направление детей на санаторно-курортное лечение, в т.ч. детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;
• внедрение новых профилактических, диагностических и лечебных технологий;
• организационно-методическую работу и планирование деятельности поликлиники;
• анализ работы поликлиники, в т.ч. анализ эффективности диспансерного наблюдения.
Примерная структура детской поликлиники утверждена приказом Минздравсоцразви- тия России от 28.04.06 №319 и включает в себя:
1). Руководство поликлиники:
- административно-хозяйственная часть.
2). Информационно-аналитическое отделение:
- регистратура;
- оргметодкабинет (кабинет статистики).
3). Лечебно-профилактическое отделение (педиатрическое):
- кабинеты педиатров участковых;
- кабинет здорового ребенка;
- прививочный кабинет;
- процедурный кабинет.
49 4). Консультативно-диагностическое отделение:
- кабинеты врачей-специалистов;
- кабинеты функциональной диагностики;
- кабинеты лучевой диагностики.
- лаборатория.
5). Отделение неотложной медицинской помощи.
6). Отделение восстановительного лечения.
7). Отделение медико-социальной помощи.
8). Отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учрежде- ниях:
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 28
- медицинские кабинеты образовательных учреждений.
9). Дневной стационар.
10). Стационар на дому.
11). Врачебный здравпункт.
12). Фельдшерский здравпункт.
Центральной фигурой в оказании лечебно-профилактической помощи детям является участковый педиатр, деятельность которого направлена на снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно- психического развития детей.
Положение об организации деятельности врача-педиатра участкового утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 18.01.06 № 28
Врач-педиатр участковый оказывает первичную медико-санитарную помощь контин- генту, сформированному преимущественно по территориальному принципу и на основе сво- бодного выбора врача пациентами.
Врач-педиатр участковый:
• формирует врачебный участок из прикрепившегося контингента;
• проводит динамическое медицинское наблюдение за физическим и нервно- психическим развитием детей;
• проводит диагностическую и лечебную работу на дому и в амбулаторных условиях;
• осуществляет работу по охране репродуктивного здоровья подростков;
• проводит первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установ- ленные сроки;
• организует и принимает участие в проведении профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки;
• разрабатывает комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечивает контроль за выполнением режима, рационального питания, своевременного проведения ме- роприятий по профилактике у детей алиментарных расстройств, рахита, анемии и других заболеваний;
• обеспечивает своевременное направление детей на консультации к врачам- специалистам, при соответствующих показаниях - на госпитализацию;
• обеспечивает проведение иммунопрофилактики детей; проводит динамическое наблюдение за детьми с хронической патологией, состоящими на диспансерном наблюде- нии, их своевременное оздоровление и анализ эффективности диспансерного наблюдения;
• обеспечивает подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения;
• обеспечивает поступление информации о детях и семьях социального риска в отделе- ние медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки, попечительства;
• обеспечивает работу стационара на дому;