Файл: Конспекты лекций Дисциплина Общественное здоровье и здравоохранение Авторы разработчики доц. И. В. Новокрещенов, асс. Н. А. Жихарева.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

76
значительной степени связано с ростом количества автотранспорта.
Под травматизмом понимают совокупность травм, возникающих за определенный промежуток времени у различных групп населения.
В зависимости от цели изучения травматизма используются различные принципы в классификации травм:
1) по обстоятельствам несчастного случая:
- производственный: промышленный, сельскохозяйственный;
- непроизводственный: бытовой, транспортный, уличный;
2) по контингентам населения: по возрасту, полу, образованию, профессии, а также в связи с состоянием опьянения;
3) по характеру травм: ушиб, сотрясение, ранение, перелом;
4) по локализации травм: травмы головы, туловища, конечностей;
5) по месту оказания медицинской помощи: больница, поликлиника, травмпункт;
6) по последствиям травм: без потери трудоспособности, с временной потерей трудоспособно- сти, инвалидность, смертность.
Наибольшую долю в статистике травматизма занимает производственный травма- тизм. Различают следующие причины промышленного травматизма:
• технического характера;
• организационного характера;
• санитарно-гигиенического порядка;
• факторы личного порядка.
Как правило, 60-70% производственных травм возникает в результате организацион- ных причин, устранение которых не требует материальных затрат. В исследовании травма- тизма нельзя не обратить внимания на экономическую стороны проблемы. В связи с травма- тизмом довольно серьезный ущерб наносится экономическому потенциалу общества. При этом, каждая травма влечет за собой разнообразные виды материального ущерба, связанного с расходами по оказанию медицинской помощи, выплатами по социальному страхованию, а также стоимость несозданной продукции (недополученного дохода).
Профилактика травматизма на производстве характеризуется следующими особенно- стями:
- плановостью проведения мероприятий по регистрации расследования причин травм и их устранения;
- плановостью проводимых мероприятий;
- ответственностью за все случаи производственного травматизма;
- проведением обязательного инструктажа по технике безопасности.
Непроизводственный травматизм занимает значительную долю среди травм, характе- ризуется многообразием и трудностью учета, сложностью организации профилактики.
Наиболее актуальной социально-гигиенической проблемой является детский травма- тизм. Несчастные случаи с детьми являются не только горем данного ребенка и его семьи, но и приносят большой ущерб как современному, так и будущему обществу. Различают сле- дующие виды детского травматизма:
1) бытовой;
2) транспортный;
3) спортивный;
4) школьный.
Бытовой травматизм у детей составляет 63% от всех травм, частота травм у мальчиков в 2-3 раза выше, чем у девочек. Опасность несчастного случая в быту возрастает в связи с использование в квартирах новейших технологических приспособлений, электрических и газовых приборов. Исследования показали, что наибольшее число бытовых травм происхо- дит в квартирах. Доказано, что число травм, происходящих у неорганизованных детей гораз- до выше числа травм у детей из организованных коллективов. Спортивный травматизм у детей разделяется на травматизм при организованном и неорганизованном занятием спор-
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   28


77
том.
Для борьбы с детским травматизмом необходимы комплексные профилактические мероприятия, охватывающие условия жизни детей в школах, ПТУ, во дворах и на улицах.
Борьба с детским травматизмом должна вестись общими усилиями медиков, педагогов, ор- ганов милиции. Особое внимание должно быть обращено на условия и организацию про ве- дения досуга детей во дворах.
Рациональная организация травматологической помощи основана на нескольких принципах: приближение первой помощи к месту происшествия, этапность оказания помо- щи при травмах (выделяют 4 этапа):
1 - первая помощь;
2 - врачебная внебольничная помощь;
3 - стационар;
4 - восстановительное лечение.
Из общего числа пострадавших 90-95% нуждаются только в амбулаторной помощи, а из числа лиц с травмами, получивших стационарную помощь практически все после выпис- ки из больниц направляются на амбулаторное лечение.
В зависимости от численности населения территориальная амбулаторная травматоло- гическая помощь может быть организована по-разному. В городах с небольшой численно- стью населения, пострадавшие для получения амбулаторной помощи обращаются в хирурги- ческий кабинет поликлиники, а в часы, когда поликлиника не работает, в приемное отделе- ние стационара. Такая организация по целому ряду причин не является оптимальной. Поэто- му при наличии возможности в поликлинике выделяют отдельные травматологические приемы - травматологические кабинеты.
Наиболее оптимальной формой организации травматологической помощи является организация травматологических пунктов, которые открывают обычно при поликлиниках, но могут быть изредка открыты и вне поликлиники, в приспособленном помещении. Важно, чтобы такой пункт работал круглосуточно и круглосуточно при нем действовал рентгенов- ский кабинет. Часто больные получают там первую помощь и направляются в стационар, а подавляющее большинство больных получают в травматологическом пункте не только пер- вую квалифицированную помощь, но и полное лечение до выздоровления. Организация травматологических пунктов является наиболее оптимальной формой амбулаторной помощи пострадавшим с травмами. Открывают травматологические пункты в городах или админист- ративных районах города с населением 150-200 тыс. человек.
Важной медико-социальной задачей является организация восстановительного лече- ния и реабилитация больных и инвалидов вследствие несчастных случаев.
Рекомендованная литература
А) Основная литература:
1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов / Под ред.
В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова, - М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 528 с.
2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2007. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2002. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
4. Сестринское дело. Административно-управленческие дисциплины: Учебное пособие /
Под ред. Г.П. Котельникова. 2-ое изд., перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 666 с.: ил. – (Высшее образование).
Б) Дополнительная литература:
5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение / Санкт–
Петербург, ООО «Издательство «Петрополис», - 2000. – 914 с. (библиотека кафедры).
В) Учебно-методические пособия, рекомендации и т.д., изданные кафедрой:


78 6. Общественное здоровье и здравоохранение (Методические указания по выполнению контрольных работ) / И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Е.А. Захарова, Е.А.
Валах. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2006. - 92 с. (научная библиотека)
7. Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В.Общественное здоровье и здравоохранение.
Курс лекций. / Учебное пособие. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 220 с.
(библиотека кафедры).
8. Организация медицинской помощи населению (Методические указания по выполне- нию контрольных работ по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»)
/ И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Н.А. Жихарева. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 138 с. (научная библиотека).

79
ЛЕКЦИЯ 17
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Цель: получение теоретических знаний о современной системе социальной защиты населения в РФ.
Основные вопросы лекции
1. Право на социальное обеспечение и его функции.
2. Виды социального обеспечения.
3. Социальное страхование.
Содержание
1. Право на социальное обеспечение и его функции.
Одним из неотчуждаемых и основных социально-экономических прав человека явля- ется право на социальное обеспечение. Оно закреплено в ряде международных актов, в част- ности в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года и статьях II Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1996 года, а также в Конституции
Российской Федерации.
В соответствие со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину «гарантируется соци- альное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Данная статья закрепляет за государством обязанность оказывать социальную поддержку гражданам, оказавшимся в ре- зультате ухудшения здоровья или потери трудоспособности в тяжелой жизненной ситуации, а также осуществлять правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предос- тавлением денежных средств и услуг в целях удовлетворения потребностей нетрудоспособ- ных граждан.
Основная сущность социального обеспечения проявляется в его функциях: социально- реабилитационной, экономической, политической, демографической и других.
1. Социально-реабилитационная функция направлена на поддержание и восстановле- ние общественного статуса граждан, являющихся наиболее социально слабой группой насе- ления.
2. Экономическая функция заключается в полной или частичной компенсации утра- ченного источника средств существования, оказании минимальной денежной и натуральной помощи малоимущим гражданам, а также в предоставлении бесплатных медицинских, транспортных и других социальных услуг.
3. Политическая функция способствует ослаблению социальной напряженности в об- ществе, которая возникла в результате увеличения социальной дистанции между различными группами населения и чрезмерными отличиями в уровне жизни.
Социальное обеспечение – система мер по материальному обеспечению и обслужи- ванию престарелых, нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи.
Для осуществления своих функций в этой области государство создало целую систему социальной защиты населения, которая включает в себя выплату пенсий, пособий, компен- саций, оказание медицинских и других социальных услуг, руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение.
2. Виды социального обеспечения.
К основным видам социального обеспечения следует отнести: пенсионное обеспече- ние; систему пособий; систему льгот нуждающимся категориям населения (инвалидам, вете- ранам и др.); систему профессионального обучения, трудоустройства и протезно- ортопедической помощи инвалидам; социальное обслуживание престарелых, инвалидов и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации; социальную помощь семье и детям.
Важнейшей функцией социального обеспечения является выплата гражданам пенсий
– ежемесячных денежных выплат нетрудоспособным гражданам в связи с их прошлой тру-


80
довой иди иной общественно полезной деятельностью.
Основным видом пенсионного обеспечения являются трудовые пенсии, которые на- значаются в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью.
К трудовым пенсиям относятся пенсии по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Пенсия по старости назначается в связи с дости- жением определенного возраста при наличии требуемого стажа работы. Пенсия по инвалид- ности устанавливается в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспо- собности (инвалидностью). Пенсия за выслугу лет назначается при наличии определенного специального стажа, независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности, а пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые находились ранее на его иждивении.
Следующим видом социального обеспечения являются страховые пособия. Законо- дательство различает страховые пособия: по болезни, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, по безработи- це, на санаторно-курортное лечение и др.
Пособие по временной нетрудоспособности – это выплата, предоставляемая в случаях, когда выполнение работы или иной деятельности невозможно в связи с краткосрочным ухудшением здоровья, в размерах, пропорциональных заработку, иному доходу или в твер- дой сумме. Пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании, при сана- торно-курортном лечении, при болезни члена семьи и необходимости ухода за ним, при ка- рантине, при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием, при протезировании с помещением в стационар про- тезно-ортопедического предприятия, в связи с беременностью и родами.
Пособие по безработице – это выплата, предоставляемая в течение установленного за- коном срока лицам, признанным безработными, в размере, пропорциональном утраченному заработку или твердой сумме. Решение о признании лица безработным принимается органа- ми службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предъявления пас- порта и необходимых документов.
Для поддержания и оказания помощи семье в содержании и воспитании детей законо- дательством предусмотрены следующие виды государственных пособий: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беремен- ности; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; ежемесячное пособие на ребенка. Предоставление пособий регламентируется ФЗ «О государ- ственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.95 г. С внесенными изменениями,
Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» и другими нормативными актами.
Комплекс мер по улучшению демографической предусматривает предоставление до- полнительных мер государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала в сумме 250 тыс. рублей женщинам, родившим (усыновившим) после 1 января 2007 года вто- рого ребенка, третьего или последующего ребенка.
Лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, смогут, начиная с 1 января 2010 года (то есть после достижения ребенком возраста трех лет либо истечения трех лет со дня его усыновления), направить сумму материнского (семейно- го) капитала, либо ее часть на следующие направления:
• получение образования;
• приобретение жилья на территории Российской Федерации;
• формирование накопительной части трудовой пенсии женщины.
Следующим видом социального обеспечения является оказание страховых услуг, к которым, в частности, относится бесплатная медицинская и лекарственная помощь, в рамках
Федеральной и территориальных программ государственных гарантий, а также финансиро-


81
вание профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется в двух видах (обязательном и добровольном) и регулируется ФЗ «О медицинском страховании гра- ждан в РФ» в редакции ФЗ от 02.04.93 г. (с последующими изменениями) и другими норма- тивными актами.
Следующей организационной формой социального обеспечения является государст- венная социальная помощь. Финансирование социальной помощи осуществляется за счет бюджетов всех уровней, а также федерального и региональных фондов социальной поддерж- ки. Законодательством определен круг лиц, имеющих право на социальную помощь, ее виды и размеры.
Основными получателями государственной социальной помощи являются лица, кото- рые по уважительным, не зависящим от них причинам, не работали и не платили обязатель- ные страховые взносы и не имеют средств для существования в объеме прожиточного мини- мума.
Основными видами государственной социальной помощи являются: социальные пенсии, социальные пособия и социальные услуги.
Социальная пенсия – это гарантированная государством минимальная помощь, пре- доставляемая в связи с достижением установленного возраста, инвалидностью или потерей кормильца лицам, не имеющим других средств существования, независимо от трудового вклада и уплаты страховых пенсионных взносов. Получателями социальных пенсий являют- ся: мужчины, достигшие 65 лет, женщины 60 лет, инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды детства, инвалиды 3 группы, дети-инвалиды до 18 лет.
Видами социальных пособий являются единовременные пособия на погребение, бе- женцам и вынужденным переселенцам, а также компенсационные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг.
Оказание социальных услуг осуществляется в рамках целой системы социального обслуживания, которая представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке населения, оказанию социально-бытовых, социально-правовых, психолого- педагогических, социально-медицинских услуг, проведение социальной адаптации и реаби- литации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Социальное обслуживание населения проводится в соответствии с ФЗ «Об основах социального обслуживания населе- ния в Российской Федерации» от 10.12.95 г., ФЗ «О социальной защите инвалидов» от
24.11.95 г., ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от
2.08.95 г. и другими нормативными актами.
Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг, оказываемых гра- жданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, ин- валидностью, а также лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. В ней могут ока- заться граждане в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадав- шие в результате различных конфликтов, включая семейные, межэтнические и др.
Основными видами социального обслуживания являются: социальное обслуживание на дому, стационарное социальное обслуживание, обеспечение средствами передвижения, протезирование, погребение и другие услуги.
Социальное обслуживание на дому включает в себя доставку продуктов, уборку по- мещения, приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров пер- вой необходимости, содействие в получении медицинской помощи и других гарантирован- ных услуг, предусмотренных Федеральным перечнем.
Стационарное социальное обслуживание предполагает помещение некоторых катего- рий граждан (с учетом возраста, состояния здоровья и других факторов) в специальные уч- реждения (детские дома и приюты, интернаты для престарелых и инвалидов, психоневроло- гические интернаты и др.). Лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на уход, медико-санитарную и стоматологическую помощь, свободное посещение родствен- никами и другие услуги.
Система социального обслуживания включает в себя различные учреждения. В их