Файл: Конспекты лекций Дисциплина Общественное здоровье и здравоохранение Авторы разработчики доц. И. В. Новокрещенов, асс. Н. А. Жихарева.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

82
число входят: комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; цен- тры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной пси- хологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких и престарелых; стационарные учреж- дения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психонев- рологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей, дома- интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; кризисные центры и иные учреждения.
Социальное обслуживание по желанию граждан пожилого возраста и инвалидов мо- жет осуществляться на постоянной или временной основе. Особо востребованной формой социального обслуживания является надомное. Наряду с надомными службами, система со- циального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя полуста- ционарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания, срочное социальное обслуживание, социально-консультативную помощь и стационарное социальное обслуживание.
Из нестационарных учреждений наибольшее развитие в последние годы получили муниципальные центры социального обслуживания. Они занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в таком обслуживании, определяют необхо- димые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально- консультативную помощь.
На оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого воз- раста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении, направлено ста- ционарное социальное обслуживание. Одной из новых форм социального обслуживания яв- ляется развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супруже- ских пар с комплексом служб социально-бытового назначения.
Важным видом социального обеспечения является система льгот. Социальные льготы
– это дополнительные права и преимущества для отдельных категорий граждан, не имеющих возможности реализовать общую для всех правовую норму по независящим от них причи- нам, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством.
Специалисты по социальному праву классифицируют льготы:
• по субъектам (пенсионеры, инвалиды I и II групп, бывшие узники фашизма, Герои
СССР и РФ, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Черно- быльской АЭС и пр.);
• по содержанию (бесплатный проезд на транспорте, бесплатное получение лекарств, освобождение от оплаты жилья и коммунальных услуг, бесплатная установка телефона и др.);
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   28

• по источникам финансирования (государственные внебюджетные фонды социально- го страхования, бюджеты различных уровней) и другим признакам.
Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов как вид социального обеспечения имеет особую значимость. Государство предоставляет инвалидам гарантии тру- довой занятости. В соответствии с Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрен целый комплекс мер, направленных на повышение их конкурентоспособности на рынке труда:
• осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализи- рованных предприятий, применяющих труд инвалидов, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений инвалидов;
• установление квот для приема на работу инвалидов и минимального количества спе-

83
циальных рабочих мест для них. Организациями, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более
30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к численно- сти работников, но не менее трех процентов;
• резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоуст- ройства инвалидов;
• стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополни- тельных рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов;
• создание инвалидам условий труда в соответствии с их индивидуальными програм- мами реабилитации.
Протезно-ортопедическая помощь инвалидам направлена на обеспечение их необхо- димыми протезами, личными средствами передвижения дома и на улице, а также ортрезами, то есть аппаратами и корсетами, необходимыми для жизни (ортопедическая обувь и др.).
Личными средствами передвижения инвалидов являются специальные вело- и мотоколяски, автомашины с ручным управлением. Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт про- тезно-ортопедических изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов) за счет средств бюджета, они также обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникаци- онного обслуживания, специальными телефонными аппаратами, в том числе для абонентов с дефектами слуха.
3. Социальное страхование.
Финансовыми источниками социального обеспечения являются: налоговые поступле- ния в государственный бюджет, внебюджетные обязательные страховые платежи, благотво- рительные средства. По мере становления в нашей стране рыночных механизмов хозяйство- вания обязательное государственное социальное страхование становится основным финан- совым источником, покрывающим расходы на социальное обеспечение. Главным образом через систему государственного социального страхования реализуются права человека на обеспечение в случае старости, потери трудоспособности, болезни, несчастного случая, без- работицы, потери кормильца и др.
Социальное страхование – это система мер по созданию особых денежных фондов, формируемых за счет страховых взносов предприятий, организаций, граждан и государст- венных средств, направляемых на материальное обеспечение нуждающихся лиц, а также вы- платы сумм возмещения имущественного и другого ущерба. В формировании страховых взносов, прежде всего, участвуют работодатели. Пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним граждан осуществляется за счет средств, ассигнуемых в Пенсионный фонд страны из государственного бюджета. Платежи на медицинское страхование нерабо- тающего населения осуществляют органы исполнительной власти опять же за счет бюджет- ных средств.
Многообразие форм государственного социального страхования определяется харак- тером его направленности. К числу основных форм государственного социального страхова- ния можно отнести: пенсионное; медицинское; страхование на период временной нетрудо- способности, беременности, родов, по уходу за ребенком, на осуществление оздоровительно- профилактических мероприятий; страхование на случай безработицы; страхование, связан- ное с возмещением имущественного и иного ущерба. В нашей стране некоторые категории работников обеспечиваются за счет средств государственного социального страхования пен- сиями и за выслугу лет.
Государственному социальному страхованию подлежат индивидуальные предприни- матели, наемные работники и другие лица, круг которых определен законом. Страховыми случаями могут быть: безработица, болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца и другие, которые устанавливаются законом. Выплаты осуществляются за счет страховых взносов, которые аккумулируются в определенном фонде. И хотя в организационно- правовом плане и в источниках формирования средств фонда они схожи, тем не менее суще-


84
ствуют и отличия. Так, не одинаков страховой тариф; полностью не совпадает круг выплат, на которые начисляются страховые взносы; также существует некоторая разница в примене- нии штрафных санкций за неуплату страховых взносов и сокрытие денежных сумм, на кото- рые должны начисляться взносы.
Уплата страховых взносов в социальные фонды автоматически наделяет граждан пра- вом на получение выплат, которыми являются трудовые пенсии и страховые пособия, а так- же на получение страховых услуг.
Право гражданина на многие виды социального обеспечения напрямую зависит от его трудовой или иной общественно-полезной деятельности, т. е. от трудового стажа. Трудовой стаж – это продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности (военной и приравненной к ней службе), а также других периодов, с которыми связано приобретение права на все виды трудовых пенсий и некоторые виды пособий. Трудовой стаж имеет две основных характеристики: количественную (продолжительность в годах) и качественную
(выраженную в специфике условий труда, климатических зон и территорий, в которых осу- ществлялась трудовая деятельность).
Рекомендуемая литература
А) Основная литература:
1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов / Под ред.
В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова, - М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 528 с.
2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2007. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2002. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
4. Сестринское дело. Административно-управленческие дисциплины: Учебное пособие /
Под ред. Г.П. Котельникова. 2-ое изд., перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 666 с.: ил. – (Высшее образование).
Б) Дополнительная литература:
5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение / Санкт–
Петербург, ООО «Издательство «Петрополис», - 2000. – 914 с. (библиотека кафедры).
В) Учебно-методические пособия, рекомендации и т.д., изданные кафедрой:
6. Общественное здоровье и здравоохранение (Методические указания по выполнению контрольных работ) / И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Е.А. Захарова, Е.А.
Валах. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2006. - 92 с. (научная библиотека)
7. Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В.Общественное здоровье и здравоохранение.
Курс лекций. / Учебное пособие. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 220 с.
(библиотека кафедры).
8. Организация медицинской помощи населению (Методические указания по выполне- нию контрольных работ по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»)
/ И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Н.А. Жихарева. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 138 с. (научная библиотека).


85
ЛЕКЦИЯ 18
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Цель: получение представления о видах медицинской экспертизы.
Основные вопросы лекции.
1. Основные виды медицинской экспертизы.
2. Экспертиза временной нетрудоспособности.
3. Медико-социальная экспертиза.
Содержание
1. Основные виды медицинской экспертизы.
Основополагающим документом, регламентирующим вопросы проведения медицин- ской экспертизы, являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
Основными видами медицинской экспертизы являются:
1). Экспертиза временной нетрудоспособности.
2). Медико-социальная экспертиза.
3). Военно-врачебная экспертиза.
4). Судебно-медицинская экспертиза.
5). Судебно-психиатрическая экспертиза
6). Независимая медицинская экспертиза.
Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно- курортным лечением и в иных случаях производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами госу- дарственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично вы- дают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицин- ского учреждения.
При экспертизе временной нетрудоспособности определяются необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о направлении гражданина в установленном порядке на медико- социальную экспертную комиссию, в том числе при наличии у этого гражданина признаков инвалидности.
При оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания с це- лью соблюдения врачебной тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия указывается только причина нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина).
Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству гра- ждан.
Целью судебно-медицинской экспертизы является решение вопросов, требующих специальных познаний в области судебной медицины. Видами судебно-медицинской экспер- тизы являются освидетельствование живых лиц, исследование трупов, экспертиза вещест- венных доказательств по материалам дела.
Судебно-психиатрическая экспертиза проводится для установления наличия или отсутствия психических расстройств, имеющих юридическое значение для определения су- дом вменяемости или дееспособности лиц, а также вреда, причиненного здоровью граждан.
При несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы по их заявлению производится независимая медицинская экспертиза. Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а так- же от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах


86
независимой экспертизы.
2. Экспертиза временной нетрудоспособности.
Основной задачей экспертизы временной нетрудоспособности является оценка со- стояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможность осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности.
Временная нетрудоспособность - состояние здоровья, когда функциональные наруше- ния, вызванные заболеванием, травмой, другими социальными и медицинскими причинами, предусмотренными законодательством по социальному страхованию, носят обратимый ха- рактер, т.е., невозможность выполнения человеком работы вообще или по конкретной спе- циальности, носит кратковременный характер.
Полная временная нетрудоспособность - состояние, когда пациент временно не может и не должен работать в связи с медицинскими или социальными причинами.
Частичная временная нетрудоспособность - состояние, когда пациент не может вы- полнять работу по своей специальности или должности, но без ущерба для здоровья может выполнять другую, более легкую работу.
Медицинскими документами, удостоверяющими утрату трудоспособности пациента, является листок нетрудоспособности и в некоторых случаях - справка.
Функциями листка нетрудоспособности являются:
1)
Медицинская функция - указывается вид нетрудоспособности и лечебно- охранительного режима.
2)
Юридическая функция - удостоверяет освобождение от работы на период временной нетрудоспособности.
3)
Финансово-страховая функция - дает право на получение материального пособия из фонда социального страхования.
4)
Статистическая функция - на основании листков о временной нетрудоспособности заполняется отчет о временной нетрудоспособности и проводится анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Выдача листка нетрудоспособности предусмотрена следующим категориям граждан:
• гражданам РФ, иностранным гражданам, в т.ч. стран СНГ, лицам без гражданства, беженцам, вынужденным переселенцам, работающим на предприятиях, организациях, учре- ждениях РФ, независимо от формы собственности и находящихся на штатных, сезонных или временных работах,
• неработающим гражданам, у которых нетрудоспособность наступила в течение одного месяца после увольнения с работы по уважительным причинам,
• безработным, состоящим на учете в территориальных органах труда и занятости населения,
• бывшим военнослужащим при наступлении нетрудоспособности в течение одного месяца после увольнения со срочной службы из вооруженных сил РФ.
Гражданам, находящимся вне постоянного места жительства, листок нетрудоспособ- ности выдается лечащим врачом, установившим факт нетрудоспособности, с разрешения администрации ЛПУ с учетом дней, необходимых для проезда к месту жительства.
При оказании медицинской помощи в рамках договоров с гражданами или организа- циями на платной основе листок нетрудоспособности выдается на общих основаниях в уста- новленном порядке.
Справки о нетрудоспособности служат юридическим документом для освобождения от работы или учебы и являются документом для анализа заболеваемости. Справки выдают- ся:
• студентам высших и средних специальных учебных заведений, учащимся профессио- нально-технических училищ, докторантам и аспирантам,
• военнослужащим,