Файл: Конспекты лекций Дисциплина Общественное здоровье и здравоохранение Авторы разработчики доц. И. В. Новокрещенов, асс. Н. А. Жихарева.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 302
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
91
лица, которые подписываются руководителем учреждения, специалистами, принимавшими решение, и заверяются печатью учреждения. Заключение консультанта, привлекаемого к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, по- служившие основанием для принятия экспертного решения, заносятся в акт освидетельство- вания или приобщаются к нему.
Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направ- ляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в трехдневный срок со дня уста- новления инвалидности.
Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаются справка, под- тверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реаби- литации. Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах освидетельствования.
Лицу, имеющему документ о временной нетрудоспособности и признанному инвали- дом, группа инвалидности и дата ее установления отмечаются в листке временной нетрудо- способности или в справке, удостоверяющей временную нетрудоспособность.
Гражданин или его законный представитель в случае несогласия с экспертным реше- нием бюро медико-социальной экспертизы может обжаловать его на основании письменного заявления, подаваемого в учреждение, проводившее освидетельствование, или в главное бю- ро медико-социальной экспертизы, или в соответствующий орган социальной защиты насе- ления.
Бюро медико-социальной экспертизы, проводившее освидетельствование, в трехднев- ный срок со дня получения заявления направляет это заявление со всеми имеющимися доку- ментами в главное бюро медико-социальной экспертизы. Главное бюро медико-социальной экспертизы не позднее одного месяца со дня поступления заявления проводит медико- социальную экспертизу лица и на основании полученных результатов выносит решение. Ре- шение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта РФ.
В случае несогласия гражданина с решением главного бюро медико-социальной экс- пертизы орган социальной защиты населения может поручить проведение медико- социальной экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения. Решение учреждения может быть обжаловано в суд гражданином или его за- конным представителем в порядке, установленном законодательством РФ.
Рекомендованная литература
А) Основная литература:
1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов / Под ред.
В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова, - М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 528 с.
2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2007. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: ГЭОТАР-
МЕД, 2002. - 520 с.: ил. – (Серия «XXI век»).
4. Сестринское дело. Административно-управленческие дисциплины: Учебное пособие /
Под ред. Г.П. Котельникова. 2-ое изд., перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 666 с.: ил. – (Высшее образование).
Б) Дополнительная литература:
5. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение / Санкт–
Петербург, ООО «Издательство «Петрополис», - 2000. – 914 с. (библиотека кафедры).
В) Учебно-методические пособия, рекомендации и т.д., изданные кафедрой:
6. Общественное здоровье и здравоохранение (Методические указания по выполнению контрольных работ) / И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Е.А. Захарова, Е.А.
Валах. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2006. - 92 с. (научная библиотека)
92 7. Новокрещенова И.Г., Новокрещенов И.В.Общественное здоровье и здравоохранение.
Курс лекций. / Учебное пособие. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 220 с.
(библиотека кафедры).
8. Организация медицинской помощи населению (Методические указания по выполне- нию контрольных работ по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение»)
/ И.Г. Новокрещенова, И.В. Новокрещенов, Н.А. Жихарева. Изд-во Саратовского мед унив-та, 2007. - 138 с. (научная библиотека).
93
ЛЕКЦИЯ 19
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ
КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Цель: Ознакомление с основными проблемами обеспечения КМП.
Основные вопросы лекции.
1.
Проблема качества в медицине и здравоохранении.
2.
Социально-экономическое содержание медицинской деятельности.
3.
Подходы к определению качества. Признаки качественной медицинской услуги.
4.
Методологические подходы к обеспечению качества медицинской помощи.
Содержание
1. Проблема качества в медицине и здравоохранении
Формирование и развитие эффективных систем обеспечения качества медицинской помощи (КМП) остается одной из наиболее актуальных проблем современного отечествен- ного и зарубежного здравоохранения.
На разных этапах развития здравоохранения проблемы КМП являлись наиболее важ- ными, так как они оказывали определяющее влияние на организационные, экономические и правовые механизмы системы медицинского обеспечения.
Наибольшее развитие вопросы обеспечения КМП получили в ХХ веке. С конца 50-х годов внимание к КМП становится всеобщим и начинает носить интернациональный харак- тер. Создаются национальные, международные организации, а ВОЗ публикует ряд про- граммных документов и докладов, связанных с обеспечением КМП. Всемирная организация здравоохранения в своем докладе «Задачи по достижению здоровья для всех» поставила цель, чтобы к 2000 году все государства - члены имели соответствующие структуры и меха- низмы для обеспечения непрерывного повышения качества медико-санитарной помощи и совершенствования соответствующего развития и использования технологии здравоохране- ния.
К 70-м годам в большинстве развитых стран мира были приняты концепции и про- граммы повышения качества, разработаны критерии КМП.
В конце 80-х – начале 90-х годов в процессе новейших реформ здравоохранения в Ев- ропе особое внимание уделялось программам повышения КМП и внедрению эффективных форм медицинской помощи, что потребовало реструктуризации работы больниц и повыше- ния потенциала сектора первичной медико-санитарной помощи. Возникло «движение за по- вышение результативности медицинской помощи», основанное на понимании существова- ния значительных пробелов в знаниях об эффективности методов лечения, а также на отсут- ствии информации о доказательно подтвержденных данных и их применении в лечебно- диагностическом процессе. Оценив влияние прогресса в области медицинских технологий, врачи все чаще стали приходить к выводу, что современные технологии не всегда эффектив- ны. Возникло противоречие между технологическим прогрессом и медицинской эффектив- ностью.
2. Социально-экономическое содержание медицинской деятельности.
Создание эффективных моделей и методик обеспечения КМП не возможно без пони- мания социально-экономической сущности медицинской деятельности. Медицинская дея- тельность в своем роде уникальна, не сравнима с обычным производством и требует созда- ния особой системы обеспечения КМП.
Специфика медицинской деятельности, заключается в следующем:
• продукт медицинской деятельности формируется в процессе оказания медицинской услуги;
• медицинская деятельность направлена на изменение состояния специфического биологического объекта, которым является человек;
• задача медицинской деятельности – не создать какое-либо благо, которое может быть
94
присвоено, а изменить неблагоприятное состояние человека, до такого, которое индивидуум или общество может считать благом.
Продукт медицинской деятельности, реализуемой в форме услуги, также имеет сле- дующие специфические характеристики.
Неопределенные потребительские свойства. В момент обращения пациента за ме- дицинской помощью его потребность зачастую имеет форму нужды (боль, слабость). С со- циально-экономической точки зрения именно диагностика (установлением соответствующей нозологической формы) представляет собой процесс дифференциации нужды до уровня по- требности в лечебных мероприятиях, направленных на устранение патологического состоя- ния пациента.
1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Активное участие потребителя в процессе оказания медицинской услуги. Отно- шение человека к своему здоровью, адекватность исполнения им врачебных назначений и рекомендаций в огромной степени определяют КМП, получаемой им. Для сохранения и под- держания здоровья человеку требуется больше собственных усилий, осмысленной инициати- вы.
Технологическое противоречие при производстве медицинских услуг. С одной стороны, современная медицина использует архаичные методики, формировавшиеся в тече- ние всей истории её развития. С другой стороны, предпочтение отдается тем технологиям диагностики и лечения, при выполнении которых используется совершенное медицинское оборудование.
Неосязаемость. Медицинская услуга не имеет материальной формы.
Несохраняемость. Медицинская услуга существует только в течение того периода времени, в процессе которого она оказывается.
Неотделимость от источника. Выполнение медицинской услуги представляет собой единство производства и потребления.
Непостоянство качества. Одна и та же услуга, произведённая одним и тем же спе- циалистом в одинаковых условиях в разные периоды времени, может иметь различные каче- ственные характеристики.
Отсутствие товарной формы. Отдельные медицинские услуги носят уникальный ха- рактер и не могут иметь товарной формы, так как выступают в виде общественных благ. Ме- дицинские услуги профилактического характера не имеют индивидуальных потребительских свойств, а выступают в виде общественного блага.
3. Подходы к определению качества. Признаки качественной медицинской услу- ги.
На практике сложилось неоднозначное понимание терминов «качество продукции» и, соответственно, «качество медицинской помощи».
С философской точки зрения качество представляет собой категорию, выражающую неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не другим объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотноше- ние составных элементов объекта, наличие существенных признаков, свойств, особенностей, которые определяют его специфику и дают возможность отличать один объект от других.
Вместе с тем, качество выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объ- ектов.
С общехозяйственной точки зрения (производителя) качество - это совокупность ха- рактеристик объекта
, удовлетворяющих установленные и предполагаемые требования.
С точки зрения потребителей качество - это свойство товара или услуги (в том числе и медицинской помощи как социально-экономической категории) удовлетворять их опреде- ленные потребности (в здравоохранении - пациентов).
ВОЗ предлагает следующее определение КМП: «С ее помощью каждый пациент дол- жен получить такой комплекс диагностической и терапевтической помощи, который привел бы к оптимальным для здоровья этого пациента результатам, в соответствии с уровнем ме-
95
дицинской науки и такими биологическими факторами, как его возраст, заболевание, сопут- ствующий вторичный диагноз, реакция на выбранное лечение и другие родственные факто- ры. При этом для достижения такого результата должны быть привлечены минимальные средства; риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности в результате лече- ния должен быть минимальным; пациент должен получать максимальное удовлетворение от процесса оказываемой помощи; максимальными должны быть и взаимодействие пациента с системой медицинской помощи, а также получаемые результаты».
ВОЗ для определения качества использует четыре компонента (признака):
• выполнение профессиональных функций (техническое качество);
• использование ресурсов (эффективность);
• контроль степени риска (опасность травмы или заболевания в результате медицин- ского вмешательства);
• удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием.
Медицинская услуга может считаться качественной, если она удовлетворяет следую- щим 4 признакам:
• безопасность,
• адекватность,
• научно-технический и профессиональный уровень,
• экономичность и эффективность.
Безопасность. Первичный принцип медицины - не навреди (nil nocere). Вмешатель- ство не должно приводить к более тяжелым последствиям, чем страдание, по поводу которо- го оно оказывается.
Адекватность означает соответствие оказываемой медицинской услуги потребности
(нужде), имеющейся у пациента. Адекватность можно рассматривать, во-первых, как воз- можность получения медицинской услуги (доступность) и соответствие имевшихся у паци- ента ожиданий с фактически предложенными ему услугами (удовлетворенность), во-вторых, как соответствие патологического состояния, обнаруженного у пациента, и проводимых в связи с этим медицинских мероприятий, в-третьих, как степень достижения задач лечебно- диагностического процесса (результативность).
Научно-технический и профессиональный уровень. Уровень материально- технического, научно-технологического, кадрового и ресурсного обеспечения медицинской деятельности является важным критерием, позволяющим адекватно судить о КМП. В созна- нии потребителя сложилось представление о том, что медицинская помощь может быть ка- чественной только в том случае, если в ее оказании участвуют новейшие приборы и устрой- ства, что только достижения научно-технического прогресса могут обеспечить по- настоящему качественную медицинскую помощь.
Отдавая должное приведенным подходам, следует признать ограниченное значение описываемого признака. Одним из основных признаков качественной медицинской услуги, по мнению пациентов, является «внимательное отношение медицинского персонала». Кроме того, во врачебной деятельности присутствует нечто, отличающее ее от традиционного про- изводства и роднящее с искусством - иногда врач принимает абсолютно правильные реше- ния, руководствуясь не логикой, а интуицией, в основе которой лежит специфическая спо- собность к врачебной деятельности.
Экономичность. При ограниченном количестве финансовых ресурсов, расходуемых на здравоохранение, медицинская помощь должна оказываться при оптимальных финансо- вых затратах с учетом получаемых результатов на основе применения эффективных меди- цинских технологий.
4. Методологические подходы к обеспечению качества медицинской помощи.
Под управлением в широком смысле понимается общая функция организованных систем (биологических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержа- ние режима деятельности, реализацию ее цели.