Файл: Субъекты коммерческой деятельности в торговле (Коммерческая деятельность как экономическая категория, ее сущность и цели).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1 Коммерческая деятельность как экономическая категория, ее сущность и цели.
1.2 Особенности организации коммерческой деятельности в оптовой торговле
1.3 Методы исследования эффективности коммерческой деятельности в оптовой торговле
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПТОВОМ ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ДЕЛИКАТЭС»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ организации коммерческой деятельности предприятия ООО «ДеликатЭС»
2.3 Мероприятия по совершенствованию организации коммерческой деятельности предприятия
Таблица 2.1 Распределения поставщиков продуктов питания ООО «ДеликатЭС» в 2015-2016 г.г.
Анализ распределения основных поставщиков продуктов питания по количеству поставок в 2015–2016 году, показал, что практически все поставщики наращивали свои поставки в ООО «ДеликатЭС», наибольший удельный вес в 2015 году зафиксирован у московских компаний «Русский икорный дом» (12,1 %), «Мэтр» (10,1 %), у компании «Нестле» 9,3%. В 2016 году в лидеры по поставкам вышла Санкт-Петербургская компания «Нева Фуд», доля московской компании «Мэтр» составила 11,3 %, на 0,1 %, ее опережает компания «Нестле».
Соотношение поставщиков ООО «ДеликатЭС» в процентах от количества поставок продуктов питания в 2016 году представлено на рисунке 2.2.
Unilever Food
Solutions
другие 10% 20%
«Dial Export», |
Нестле |
|
11% |
Фарм Фритес |
|
Россия |
||
5% |
||
7% |
||
Пуратос |
||
Компани |
3% |
|
я |
||
«Русски |
Компания «Нева |
Лантманнен |
й |
Юнибэйк |
|
икорный |
Фуд», Санкт- |
5% |
дом», |
Петербург |
|
Москва |
12% |
Торговая компания |
Компания «Поляна |
||
10% |
«МЭТР», Москва |
|
здоровья», Москва |
||
6% |
11% |
Рисунок 2.2 Диаграмма распределения поставщиков продуктов питания ООО «ДеликатЭС» в 2016 г. в процентах от количества поставок
Рассчитаем рейтинги поставщиков, проведем ранжирование и определим наилучшего партнера. Для сравнительного анализа возьмем крупных поставщиков: Компания «Нева Фуд» (Санкт-Петербург), Торговая компания «МЭТР» (Москва), «Unilever Food Solutions», «Нестле», Компания «Русский икорный дом», Москва. Данные, полученные при расчете рейтингов поставщиков, представлены в Приложении Б.
При расчете рейтинга поставщиков мы получили следующие данные: явным лидером среди анализируемых поставщиков является Компания «Русский икорный дом» (Москва), и совсем немногим уступают «МЭТР» (Москва) и Компания «Нестле», выразим полученные данные графически.
График рейтинговой оценки поставщиков ООО «ДеликатЭС» представлен на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 Рейтинговая оценка поставщиков ООО «ДеликатЭС» в баллах
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
«Unilever Food Solutions»
«Нева Фуд»
Наимменование организации
Компания «Нестле»
ТК «Метр»
«Русский икорный дом»
8.95
8.75
8.55
7.1
7.75
Рассмотрев, полученные показатели мы видим, что наиболее эффективно поставляет товар Компания «Русский икорный дом» (Москва), по нашему мнению, это обусловлено тем, что на потребительском рынке г. Челябинска ООО «ДеликатЭС», один из первых представил продукцию этого предприятия. В 2016 году постоянные закупки в месяц составляют 1267,9 тысяч рублей. Показатели по качеству, количеству, ассортименту, размеру партии, доставке, условиям платежа и финансовой стабильности очень высокие.
Достаточно надежным поставщиками являются Компания «Нестле» и ТК «МЭТР», которые предлагают достаточно широкий ассортимент и отсрочку платежа до двух недель, что является немаловажным в нашей нестабильной ситуации на рынке. Компания «Нева Фуд» (Санкт-Петербург), Торговая компания «МЭТР» (Москва), Unilever Food Solutions, Нестле, Компания «Русский икорный дом», Москва.
Одним из главных элементов рыночного аспекта коммерческой деятельности предприятия ООО «ДеликатЭС» является ассортиментная политика. Задача товарной политики в ООО «ДеликатЭС» заключается в том, чтобы, умело, сочетая товарные ресурсы с рыночными запросами, разрабатывать и осуществлять такую политику, которая способствовала бы устойчивому продвижению и росту продажи товаров. Товарная политика обусловливается: современными требованиями рынка, покупательским спросом, стратегией конкуренции, темпами производства и обновления продукции, доведением ее до потребителей. Ассортимент магазина определяется спросом покупателей продукции в розничных торговых предприятиях и в сегменте HoReCa.
Процесс формирования ассортимента товаров в оптовом предприятии ООО «ДеликатЭС» заключается, прежде всего, в установлении группового ассортимента товаров, которые должны быть в продаже с указанием удельного веса товарных групп в товарообороте.
Проведенное исследование ассортимента товаров в 2015 году показало, что в предприятии ООО «ДеликатЭС» на долю бульоны, супы, пюре, соусы приходится 13 % – это супы, картофельное пюре, бульоны «Knorr», соусы готовые и его составляющие, в том числе майонез, кетчуп, паста томатная, горчица, уксусы, пассеровка и крахмал, соусы фирм «Wachter» и «Knorr», соусы готовые (соус – стейк, горчичный, майонезный поварской, для салата «Цезарь», чесночный, кунжутный, «Вончестер», «Барбекю» и др.). На долю бакалеи приходится 11 % – это крупы, макароны, сахар, соль, мука, орехи и сухофрукты, снеки, прочее.
Для более детального анализа ассортимента товаров оптового торгового предприятия ООО «ДеликатЭС» в 2016 году, проведем анализ структуры ассортимента товаров методом АВС, который является одним из наиболее популярных и эффективных. Отметим, что идея данного анализа заключается на всем известном правиле «20/80» или в принципе Парето, что за большую часть результатов отвечает небольшое число причин. Рассмотрим АВС-анализ по категориям внутри групп ассортимента оптового торгового предприятия ООО «ДеликатЭС» за 2016 год. Объекты АВС-анализа в таблице 2.2 расположены в порядке убывания значения параметра.
Доля в |
Группа |
|||
Товарные группы |
тыс. руб. |
Доля в |
обороте с |
|
обороте, % |
нарастающим |
|||
итогом |
||||
Мясные продукты |
16699 |
24,66 |
24,66 |
|
Рыба и морепродукты |
15588 |
23,02 |
47,68 |
А |
Молочные продукты |
14699 |
21,71 |
69,39 |
|
Кондитерские товары и ингредиенты |
7452 |
11,00 |
80,39 |
|
Масла |
6369 |
9,41 |
89,8 |
В |
Овощи и фрукты |
2725 |
4,02 |
93,82 |
|
Бакалея |
1025 |
1,51 |
95,33 |
|
Напитки |
963 |
1,42 |
96,75 |
|
Бульоны, супы, пюре, соусы |
704 |
1,04 |
97,79 |
С |
Специи, приправы |
632 |
0,93 |
98,72 |
|
Продукты для японской кухни |
515 |
0,76 |
99,48 |
|
Сопутствующие товары |
220 |
0,33 |
99,81 |
|
Хлеб, тесто, тарталетки |
128 |
0,19 |
100 |
|
Всего |
67719 |
100,00 |
Таблица 2.2 АВС-анализ ассортимента ООО «ДеликатЭС» в 2016 г.
Все позиции от начала таблицы до границы 80 % отнесем к категории А, от границы 80 % до 95 % – к В категории, от границы 95 % до 100 % – к С категории. На основании рассчитанных данных, разделим представленный ассортимент на три группы товаров, методом АВС-анализа в таблице 2.3. На основе разделения ассортимента, выделили три группы товаров.
Товарные категории |
Доля продаж, руб. |
Количество видов и |
Доля группы |
подвидов товара в |
|||
ассортименте |
|||
Группа А |
80,39 |
397 |
(397·100):1063=37,35 |
Группа В |
14,94 |
238 |
(238·100):1063=22,39 |
Группа С |
4,67 |
428 |
(428·100):1063=40,26 |
Итого |
100 |
1063 |
100 |
Таблица 2.3 Сводный отчет по АВС – анализу по группам товаров 2016 г.
Группа товаров А – самые важные товары оптового предприятия ООО «ДеликатЭС», самые покупаемые, приносящие 80,39 % результата. В группу А вошли следующие товары: мясные продукты, рыба и морепродукты, молочные продукты, кондитерские товары и ингредиенты. За товарными группами, вошедшими в А группу, необходим жесткий контроль, так как они обеспечивают большую долю в общем объеме продаж и обеспечивают высокую доходность предприятия ООО «ДеликатЭС».
Группа товаров В – средние по важности товарные группы, но приносящие еще 14,94 % результата. В данную группу вошли: масла, овощи и фрукты, бакалея, за данными товарными группами, контроль может быть текущим, но не менее эффективным чем за группой А.
Группа товаров С – наименее покупаемые товары, их вклад в оборот магазина составляет 4,67 %. В группе С оказались товары из группы: напитки, хлеб, тесто, тарталетки, бульоны, супы, пюре, соусы, сопутствующие товары. Данные группы товаров, покупают реже, поэтому они и попали в число менее покупаемых товаров. За данной группой контроль может быть ежемесячным. Кроме того, следует пересмотреть количество видов и подвидов товаров в данной группе, в ассортименте магазина, в сторону его сокращения, так как в ходе проведенного анализа мы выяснили, что количество подгрупп в ассортименте составляет 428, что превышает тоже самое количество в группах А и В.
Рассмотрим не менее важный аспект организации коммерческой деятельности оптового предприятия ООО «ДеликатЭС» – организацию сбыта.
Отметим, что цены компании – всегда предмет для обсуждения. Предлагая каждому клиенту индивидуальный подход при определении цены, предприятие ООО «ДеликатЭС» добивается того, что общая стоимость корзины продуктов для клиента снижается, поэтому работать становится выгодно. Оптовая цена действует при заказе от коробки и более, коробка не дробится, оплата по факту, розничная цена действует при заказе не полными коробками.
Инновационные бизнес-решения, которые предлагает ООО «ДеликатЭС», касаются не только ассортимента, но и сервиса. Поэтому своим крупнейшим клиентам предприятие предлагает стать их единым поставщиком по максимально широкому перечню товаров.
По сути, ООО «ДеликатЭС» готов взять на себя их функции по хранению запасов. Управлять складом, обеспечить эффективность складских операций – задача дистрибьютора, т.е. ООО «ДеликатЭС». В результате, клиенты получают существенную экономию на арендной плате, управлении и обработке запасов. Практический опыт реализации данного проекта подтверждает эффективность и обоюдную выгоду клиентов и поставщика.
ООО «ДеликатЭС» постоянно стремится к улучшению своего сервиса при сбыте продукции, для клиентов. Здесь основная задача – максимально учесть пожелания и особенности клиента в том, что касается времени приема заказов, оперативности и точности доставки, незамедлительного решения всех вопросов клиента и надежности обеспечения его выбранными продуктами. Для этой цели проводятся тренинги персонала, меняются системы мотивации для сотрудников занятых обслуживанием клиентов: менеджеров по продажам, телемаркетеров, водителей, складских работников.
При этом неизменным остался основной принцип работы с клиентами: комплексное обеспечение качественными продуктами питания при максимальном сервисе. Результаты подобных изменений уже дают о себе знать: количество ошибок при отгрузке товаров клиентам существенно снизилось, по результатам опросов клиентов, компания ООО «ДеликатЭС» оперативнее других решает возникающие проблемы и обеспечивает действительно гибкий и персональный подход к потребностям клиентов.
ООО «ДеликатЭС» является посредником при двухуровневом и трехуровневом каналах распределения. Доставка продуктов производится ежедневно собственным транспортом до склада компании «ДеликатЭС».
На складе предприятия продукт проходит необходимую предпродажную подготовку: сортировку, формирование принятых заказов. Далее в соответствии с заказами и требованиями посредников и розничной торговли, продукты распределяются на место продажи. Продукция поставляется в торговые точки города и области, а также в рамках Челябинской области через посредников.
ООО «ДеликатЭС» осуществляет продажу своей продукции без посредников. Условия поставок по отдельным договорам, заключенным между ООО «ДеликатЭС» и его покупателями представлено в Приложении В.
Так, цели покупки разные (оптовая и розничная продажа), также различны и оплаты – в течение 45, 30 и 25 дней с даты отгрузки. Следует также отметить, что компания «ДеликатЭС» работает с предприятиями различных форм собственности (торговые сети, ИП, ООО). По просьбе заказчика компания «ДеликатЭС» предоставляет возможность рассрочки платежа, также возможна и оплата определенной суммы сразу и остальное выплачивается после получения заказчиками товара. Исследуемая компания «ДеликатЭС» сотрудничает с банками города («Альфа-Банк», «ВТБ 24»), так что для покупателей это возможность купить товары в кредит под разумные проценты.