Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ва, в которых часто допускаются ошибки. Задания требуют обращения к орфоэпическому словарику, помещенному в приложении к учебнику.

Как можно заметить, в комплексе 2 усилены практическая и ре­чевая направленность: вместо фонетических слогов учащиеся обучаются делению слова на слоги для переноса, значительное внимание обращено на изучение орфоэпических норм произношения отдельных слов.

Комплекс 3

^ Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ. Ответы запишите.

Что представляет собой устная речь?

В каком разделе языкознания изучаются звуки речи?

Какую роль играет звук в слове?

Приведите примеры.

Это задание характерно для комплекса 3, в котором в виде упражне­ний разного рода содержится методическая основа преподавания того или иного раздела. Задание служит для проверки знаний по фонетике и одновременно для развития речи.

^ Кто больше? Заменяя один звук, образуйте новые слова от слова ком (нари­сованы сом, том, дом),

Это задание, использующее игровой соревновательный момент, с од­ной стороны, закрепляет умение расчленять звучащую речь на звуки, с другой — помогает осознанию смыслоразличительной функции фонем (звуков в сильной позиции).

^ Прочитайте, соблюдая правильное ударение, кварталы, шофер, адреса, пло­ты, принял, щавель, повторит (ударения проставлены),

Это задание орфоэпическое: в качестве материала для него взяты слова, часто вызывающие ошибки у носителей языка.

٭Нарисуйте предметы, которые могли бы иметь такие фонетические подписи: [гвос'т'], [jош], [уч'эбн'ик].

٭ Сколько слов здесь записано? Можно ли понять значение каждого слова в такой записи? Почему? Что нужно сделать, чтобы значение и правописа­ние каждого слова стало понятным?

Пру[т], лу[к], гду[с'т'], съе[ст], поро[к], ро[т].

Эти два задания формируют умение читать фонетическую транс­крипцию без опоры на графический облик слова. В первом задании каждое из означающих имеет только одно означаемое. Во втором задании приве­дены омофоны — слова, одинаково произносящиеся, но по-разному

183

пишущиеся (прут и пруд и др.)- Это задание позволяет сделать вывод о том, какие фонетические процессы приводят к совпадению в произно­шении. В задании все примеры демонстрируют позиционное оглушение
согласных. Задание можно дополнить омофонами типа [л'иса] — лиса и леса, демонстрирующими возможности нейтрализации гласных.

^ Подберите из любого словаря слова, соответствующие данным схемам: сг, ссгс, сгс, сгсс, сгсг, сгсгсг (г — гласный звук, с — согласный звук).

Это задание, закрепляя умение различать гласные и согласные звуки, с одной стороны, развивает через использование схематического изо­бражения абстрактное мышление, с другой — формирует умение рабо-. тать со словарем.

^ Прочитайте каждое слово с ударением на первом, а затем на втором слоге. Какую роль может играть русское ударение? Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, козы, реки, доски, волны.

Подберите по 4-5 слов, иллюстрирующих разноместность и подвижность русского ударения.

Задание закрепляет знание об особенностях русского ударения (раз­номестность и подвижность) и служит для получения нового знания: через анализ языкового материала учащиеся приходят к выводу, что ударение может различать формы одного слова. Ценным дополнением к этому заданию могут быть слова, показывающие, что ударение может различать также разные слова (мука, замок и др.).

^ Прочитайте, проверив себя по орфоэпическому словарику, сделав пометы по образцу: ан[т]енна.

Антенна, ателье, депо, интернат, модель, сессия, темп, шоссе, майонез, про­гресс, шинель, бутерброд, бассейн, крем, термин, компьютер, дефис, тире.

^ Произнесите данные слова правильно, в соответствии с орфоэпическими пометами.

[шт]о, [шт]обы, коне[шн]о (и другие).

Эти два задания направлены на овладение орфоэпическими норма­ми. Наличие большого количества заданий такого рода объясняется об­щей речевой направленностью комплекса 3.

^ Назовите буквы и звуки в каждом из данных слов: столб, потрать, сдать, брось, каша, нож, жизнь, стог. Образец: встань: в — [ф], с — [с], т — [т], а — [а], н — [н'], ь — нет звука.

Учитель должен обратить внимание на некорректность записи об от­сутствии звукового значения у буквы ь: в данном случае ь употреблен для обозначения мягкости [н']; отсутствие фонетической нагрузки у

ь

184

представлено в том случае, когда он употреблен после непарных по мягкости согласных в функции обозначения грамматической формы (режь, ночь).

٭Прочитайте данные слова группами. В каком случае е, ё, ю, я обозначают один звук? Два звука? Почему? Подберите по 2-3 подобных слова к каждой колонке.

леньехатьпоездкасъезд

салютюжныйрешаютвьюга

вперёдёжикпоётружьё

мятьЯлтаприятныйобъявит

Это задание позволяет повторить и обобщить знания о позициях, в которых йотированные гласные буквы имеют разное фонетическое зна­чение (гласный + мягкость предшествующего согласного; два звука в на­чале слова, после гласных и после разделительных знаков). Самостоя­тельный подбор примеров по каждой из групп служит для проверки осознанности материала.

^ Письменно покажите, какие звуки служат для различения данных слов. А как это отражается на письме?

Образец: мо[л] мо[я'}.

Цел цель, угол уголь, мал мял, вёл вол, люк лук, был бил.

Это задание направлено на формирование умения различать буквы и звуки. В нем представлены слова, которые различаются на письме од­ними буквами, а в произношении — другими звуками, например: слова мал и мял различаются гласными буквами, но согласными звуками.

^ Запишите первое предложение орфографически, а второе, наоборот, фоне­тически. Произношение каких слов вы можете объяснить?

  1. [кап'эл'к'и ас'эн'н'эвъ туманъ с'т'и'кал'и з'б'иэр'ос].

  2. Я один ночью иду по глухому лесу.

Как уже говорилось, комплекс 3 предлагает работать с транскрип­циями не только слов и их фрагментов, но и целых предложений, что ценно и позволяет увидеть разницу между грамматическим и фонетическим словом (см., например, второе из предложенных в этом задании предложений). Учителю надо обратить внимание на неправильность фонетической транскрипции в первой фразе (безударные [э] в словах капельки и осеннего).

Как мы видим, специфика комплекса 3 состоит в том, что в свя­зи с его общей речевой направленностью основной упор сделан на орфоэпию.


185






Фонетический разбор

Фонетический разбор принадлежит к комплексным умениям и де­монстрирует знание учащимися всех фонетических тем.

Учебные комплексы предлагают следующие схемы фонетического разбора.

Комплекс 1

  1. Слоги, ударение.

  1. Гласные звуки: ударные и безударные, какими буквами обо-­
    значены.

  2. Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие, какими бу­-
    квами обозначены.

  1. Количество звуков и букв.

Образец:

СО-ЮЗ

Комплекс 2

  1. Выделить слоги, указать возможность переноса.

  2. Показать место ударения.

  3. Охарактеризовать звуки: гласные — ударность / безударность, ка­-
    кими буквами обозначены; согласные — звонкость / глухость, твердость /
    мягкость, какими буквами обозначены.

  4. Указать количество букв и звуков.

Образец:

Большая

Произносим слово по слогам: болъ-ша-я. В слове 3 слога, но возмо­жен один перенос — боль-шая, так как одну букву я переносить нельзя.

Ударный слог — второй — большая.

Охарактеризуем звуки:

[б] — согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой б,

[а] — гласный, близок к [а], в безударном слоге, обозначен буквой о,

звук не соответствует «своей» букве,

]— согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой л, мягкость зву­ка обозначена мягким знаком,

[ш] — согласный, глухой, твердый, обозначен буквой ш,

186

[а] — гласный, под ударением, обозначен буквой а, звук соответству­ет «своей» букве,

[й] — согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой я,

[а] — гласный, близкий к [а], в безударном слоге, обозначен буквой я. В слове 7 звуков и 7 букв. Звук [л'] обозначен двумя буквами л и ь, буква я обозначает два звука — [йа].

Комплекс 3

  1. Произнести слово. Выделить слоги, определить место ударения.

  2. Произнести слово. Указать в нем последовательно гласные и со­
    гласные звуки, охарактеризовать их:


а) гласные звуки — ударные или безударные;

б) согласные звуки — звонкие или глухие, твердые или мягкие.

  1. Произнести слово. Указать количество звуков.

  2. Записать слово. Указать количество букв. Если количество звуков
    и букв не совпадает, то указать почему.

Как мы видим, принципиальных различий в фонетическом разборе слова комплексы 1, 2 и 3 не представляют.

В разделе фонетики повторяются и отрабатываются следующие ор­фографические правила: обозначение мягкости согласных на письме, обозначение глухости / звонкости, твердости / мягкости согласных, обо­значение гласных в безударных слогах. Эти правила составляют следу­ющие орфограммы:

  1. правописание безударных проверяемых гласных в корне слова
    (косить);

  2. правописание непроверяемых гласных и согласных (октябрь,
    футбол, мостик);

  3. правописание проверяемых согласных в корне слова (дуб, сто­-
    рожка);

  4. правописание непроизносимых согласных в корне слова (поздний,
    опасный);

  1. правописание букв и, у, а после шипящих (жизнь, чудо, площадь);

187

  1. правописание разделительных ъ и ь (объяснение, пью, семья, со­ловьи);

  2. правописание ь для обозначения мягкости согласных (кончик).

Литература

Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М, 2002.

Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплек­там учебников, входящих в Федеральный перечень / Сост. Л. М. Рыбченко-ва. М., 2002.

Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 31-е изд. М., 2004.