Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ва, в которых часто допускаются ошибки. Задания требуют обращения к орфоэпическому словарику, помещенному в приложении к учебнику.
Как можно заметить, в комплексе 2 усилены практическая и речевая направленность: вместо фонетических слогов учащиеся обучаются делению слова на слоги для переноса, значительное внимание обращено на изучение орфоэпических норм произношения отдельных слов.
Комплекс 3
^ Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ. Ответы запишите.
Что представляет собой устная речь?
В каком разделе языкознания изучаются звуки речи?
Какую роль играет звук в слове?
Приведите примеры.
Это задание характерно для комплекса 3, в котором в виде упражнений разного рода содержится методическая основа преподавания того или иного раздела. Задание служит для проверки знаний по фонетике и одновременно для развития речи.
^ Кто больше? Заменяя один звук, образуйте новые слова от слова ком (нарисованы сом, том, дом),
Это задание, использующее игровой соревновательный момент, с одной стороны, закрепляет умение расчленять звучащую речь на звуки, с другой — помогает осознанию смыслоразличительной функции фонем (звуков в сильной позиции).
^ Прочитайте, соблюдая правильное ударение, кварталы, шофер, адреса, плоты, принял, щавель, повторит (ударения проставлены),
Это задание орфоэпическое: в качестве материала для него взяты слова, часто вызывающие ошибки у носителей языка.
٭Нарисуйте предметы, которые могли бы иметь такие фонетические подписи: [гвос'т'], [jош], [уч'эбн'ик].
٭ Сколько слов здесь записано? Можно ли понять значение каждого слова в такой записи? Почему? Что нужно сделать, чтобы значение и правописание каждого слова стало понятным?
Пру[т], лу[к], гду[с'т'], съе[ст], поро[к], ро[т].
Эти два задания формируют умение читать фонетическую транскрипцию без опоры на графический облик слова. В первом задании каждое из означающих имеет только одно означаемое. Во втором задании приведены омофоны — слова, одинаково произносящиеся, но по-разному
183
пишущиеся (прут и пруд и др.)- Это задание позволяет сделать вывод о том, какие фонетические процессы приводят к совпадению в произношении. В задании все примеры демонстрируют позиционное оглушение
согласных. Задание можно дополнить омофонами типа [л'иса] — лиса и леса, демонстрирующими возможности нейтрализации гласных.
^ Подберите из любого словаря слова, соответствующие данным схемам: сг, ссгс, сгс, сгсс, сгсг, сгсгсг (г — гласный звук, с — согласный звук).
Это задание, закрепляя умение различать гласные и согласные звуки, с одной стороны, развивает через использование схематического изображения абстрактное мышление, с другой — формирует умение рабо-. тать со словарем.
^ Прочитайте каждое слово с ударением на первом, а затем на втором слоге. Какую роль может играть русское ударение? Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, козы, реки, доски, волны.
Подберите по 4-5 слов, иллюстрирующих разноместность и подвижность русского ударения.
Задание закрепляет знание об особенностях русского ударения (разноместность и подвижность) и служит для получения нового знания: через анализ языкового материала учащиеся приходят к выводу, что ударение может различать формы одного слова. Ценным дополнением к этому заданию могут быть слова, показывающие, что ударение может различать также разные слова (мука, замок и др.).
^ Прочитайте, проверив себя по орфоэпическому словарику, сделав пометы по образцу: ан[т]енна.
Антенна, ателье, депо, интернат, модель, сессия, темп, шоссе, майонез, прогресс, шинель, бутерброд, бассейн, крем, термин, компьютер, дефис, тире.
^ Произнесите данные слова правильно, в соответствии с орфоэпическими пометами.
[шт]о, [шт]обы, коне[шн]о (и другие).
Эти два задания направлены на овладение орфоэпическими нормами. Наличие большого количества заданий такого рода объясняется общей речевой направленностью комплекса 3.
^ Назовите буквы и звуки в каждом из данных слов: столб, потрать, сдать, брось, каша, нож, жизнь, стог. Образец: встань: в — [ф], с — [с], т — [т], а — [а], н — [н'], ь — нет звука.
Учитель должен обратить внимание на некорректность записи об отсутствии звукового значения у буквы ь: в данном случае ь употреблен для обозначения мягкости [н']; отсутствие фонетической нагрузки у
ь
184
представлено в том случае, когда он употреблен после непарных по мягкости согласных в функции обозначения грамматической формы (режь, ночь).
٭Прочитайте данные слова группами. В каком случае е, ё, ю, я обозначают один звук? Два звука? Почему? Подберите по 2-3 подобных слова к каждой колонке.
леньехатьпоездкасъезд
салютюжныйрешаютвьюга
вперёдёжикпоётружьё
мятьЯлтаприятныйобъявит
Это задание позволяет повторить и обобщить знания о позициях, в которых йотированные гласные буквы имеют разное фонетическое значение (гласный + мягкость предшествующего согласного; два звука в начале слова, после гласных и после разделительных знаков). Самостоятельный подбор примеров по каждой из групп служит для проверки осознанности материала.
^ Письменно покажите, какие звуки служат для различения данных слов. А как это отражается на письме?
Образец: мо[л] — мо[я'}.
Цел — цель, угол — уголь, мал — мял, вёл — вол, люк — лук, был — бил.
Это задание направлено на формирование умения различать буквы и звуки. В нем представлены слова, которые различаются на письме одними буквами, а в произношении — другими звуками, например: слова мал и мял различаются гласными буквами, но согласными звуками.
^ Запишите первое предложение орфографически, а второе, наоборот, фонетически. Произношение каких слов вы можете объяснить?
Как уже говорилось, комплекс 3 предлагает работать с транскрипциями не только слов и их фрагментов, но и целых предложений, что ценно и позволяет увидеть разницу между грамматическим и фонетическим словом (см., например, второе из предложенных в этом задании предложений). Учителю надо обратить внимание на неправильность фонетической транскрипции в первой фразе (безударные [э] в словах капельки и осеннего).
Как мы видим, специфика комплекса 3 состоит в том, что в связи с его общей речевой направленностью основной упор сделан на орфоэпию.
185
Фонетический разбор
Фонетический разбор принадлежит к комплексным умениям и демонстрирует знание учащимися всех фонетических тем.
Учебные комплексы предлагают следующие схемы фонетического разбора.
Комплекс 1
Образец:
СО-ЮЗ
Комплекс 2
Образец:
Большая
Произносим слово по слогам: болъ-ша-я. В слове 3 слога, но возможен один перенос — боль-шая, так как одну букву я переносить нельзя.
Ударный слог — второй — большая.
Охарактеризуем звуки:
[б] — согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой б,
[а] — гласный, близок к [а], в безударном слоге, обозначен буквой о,
звук не соответствует «своей» букве,
[л’]— согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой л, мягкость звука обозначена мягким знаком,
[ш] — согласный, глухой, твердый, обозначен буквой ш,
186
[а] — гласный, под ударением, обозначен буквой а, звук соответствует «своей» букве,
[й] — согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой я,
[а] — гласный, близкий к [а], в безударном слоге, обозначен буквой я. В слове 7 звуков и 7 букв. Звук [л'] обозначен двумя буквами л и ь, буква я обозначает два звука — [йа].
Комплекс 3
а) гласные звуки — ударные или безударные;
б) согласные звуки — звонкие или глухие, твердые или мягкие.
Как мы видим, принципиальных различий в фонетическом разборе слова комплексы 1, 2 и 3 не представляют.
В разделе фонетики повторяются и отрабатываются следующие орфографические правила: обозначение мягкости согласных на письме, обозначение глухости / звонкости, твердости / мягкости согласных, обозначение гласных в безударных слогах. Эти правила составляют следующие орфограммы:
187
Литература
Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М, 2002.
Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплектам учебников, входящих в Федеральный перечень / Сост. Л. М. Рыбченко-ва. М., 2002.
Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 31-е изд. М., 2004.
Как можно заметить, в комплексе 2 усилены практическая и речевая направленность: вместо фонетических слогов учащиеся обучаются делению слова на слоги для переноса, значительное внимание обращено на изучение орфоэпических норм произношения отдельных слов.
Комплекс 3
^ Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ. Ответы запишите.
Что представляет собой устная речь?
В каком разделе языкознания изучаются звуки речи?
Какую роль играет звук в слове?
Приведите примеры.
Это задание характерно для комплекса 3, в котором в виде упражнений разного рода содержится методическая основа преподавания того или иного раздела. Задание служит для проверки знаний по фонетике и одновременно для развития речи.
^ Кто больше? Заменяя один звук, образуйте новые слова от слова ком (нарисованы сом, том, дом),
Это задание, использующее игровой соревновательный момент, с одной стороны, закрепляет умение расчленять звучащую речь на звуки, с другой — помогает осознанию смыслоразличительной функции фонем (звуков в сильной позиции).
^ Прочитайте, соблюдая правильное ударение, кварталы, шофер, адреса, плоты, принял, щавель, повторит (ударения проставлены),
Это задание орфоэпическое: в качестве материала для него взяты слова, часто вызывающие ошибки у носителей языка.
٭Нарисуйте предметы, которые могли бы иметь такие фонетические подписи: [гвос'т'], [jош], [уч'эбн'ик].
٭ Сколько слов здесь записано? Можно ли понять значение каждого слова в такой записи? Почему? Что нужно сделать, чтобы значение и правописание каждого слова стало понятным?
Пру[т], лу[к], гду[с'т'], съе[ст], поро[к], ро[т].
Эти два задания формируют умение читать фонетическую транскрипцию без опоры на графический облик слова. В первом задании каждое из означающих имеет только одно означаемое. Во втором задании приведены омофоны — слова, одинаково произносящиеся, но по-разному
183
пишущиеся (прут и пруд и др.)- Это задание позволяет сделать вывод о том, какие фонетические процессы приводят к совпадению в произношении. В задании все примеры демонстрируют позиционное оглушение
согласных. Задание можно дополнить омофонами типа [л'иса] — лиса и леса, демонстрирующими возможности нейтрализации гласных.
^ Подберите из любого словаря слова, соответствующие данным схемам: сг, ссгс, сгс, сгсс, сгсг, сгсгсг (г — гласный звук, с — согласный звук).
Это задание, закрепляя умение различать гласные и согласные звуки, с одной стороны, развивает через использование схематического изображения абстрактное мышление, с другой — формирует умение рабо-. тать со словарем.
^ Прочитайте каждое слово с ударением на первом, а затем на втором слоге. Какую роль может играть русское ударение? Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, козы, реки, доски, волны.
Подберите по 4-5 слов, иллюстрирующих разноместность и подвижность русского ударения.
Задание закрепляет знание об особенностях русского ударения (разноместность и подвижность) и служит для получения нового знания: через анализ языкового материала учащиеся приходят к выводу, что ударение может различать формы одного слова. Ценным дополнением к этому заданию могут быть слова, показывающие, что ударение может различать также разные слова (мука, замок и др.).
^ Прочитайте, проверив себя по орфоэпическому словарику, сделав пометы по образцу: ан[т]енна.
Антенна, ателье, депо, интернат, модель, сессия, темп, шоссе, майонез, прогресс, шинель, бутерброд, бассейн, крем, термин, компьютер, дефис, тире.
^ Произнесите данные слова правильно, в соответствии с орфоэпическими пометами.
[шт]о, [шт]обы, коне[шн]о (и другие).
Эти два задания направлены на овладение орфоэпическими нормами. Наличие большого количества заданий такого рода объясняется общей речевой направленностью комплекса 3.
^ Назовите буквы и звуки в каждом из данных слов: столб, потрать, сдать, брось, каша, нож, жизнь, стог. Образец: встань: в — [ф], с — [с], т — [т], а — [а], н — [н'], ь — нет звука.
Учитель должен обратить внимание на некорректность записи об отсутствии звукового значения у буквы ь: в данном случае ь употреблен для обозначения мягкости [н']; отсутствие фонетической нагрузки у
ь
184
представлено в том случае, когда он употреблен после непарных по мягкости согласных в функции обозначения грамматической формы (режь, ночь).
٭Прочитайте данные слова группами. В каком случае е, ё, ю, я обозначают один звук? Два звука? Почему? Подберите по 2-3 подобных слова к каждой колонке.
леньехатьпоездкасъезд
салютюжныйрешаютвьюга
вперёдёжикпоётружьё
мятьЯлтаприятныйобъявит
Это задание позволяет повторить и обобщить знания о позициях, в которых йотированные гласные буквы имеют разное фонетическое значение (гласный + мягкость предшествующего согласного; два звука в начале слова, после гласных и после разделительных знаков). Самостоятельный подбор примеров по каждой из групп служит для проверки осознанности материала.
^ Письменно покажите, какие звуки служат для различения данных слов. А как это отражается на письме?
Образец: мо[л] — мо[я'}.
Цел — цель, угол — уголь, мал — мял, вёл — вол, люк — лук, был — бил.
Это задание направлено на формирование умения различать буквы и звуки. В нем представлены слова, которые различаются на письме одними буквами, а в произношении — другими звуками, например: слова мал и мял различаются гласными буквами, но согласными звуками.
^ Запишите первое предложение орфографически, а второе, наоборот, фонетически. Произношение каких слов вы можете объяснить?
-
[кап'эл'к'и ас'эн'н'эвъ туманъ с'т'и'кал'и з'б'иэр'ос]. -
Я один ночью иду по глухому лесу.
Как уже говорилось, комплекс 3 предлагает работать с транскрипциями не только слов и их фрагментов, но и целых предложений, что ценно и позволяет увидеть разницу между грамматическим и фонетическим словом (см., например, второе из предложенных в этом задании предложений). Учителю надо обратить внимание на неправильность фонетической транскрипции в первой фразе (безударные [э] в словах капельки и осеннего).
Как мы видим, специфика комплекса 3 состоит в том, что в связи с его общей речевой направленностью основной упор сделан на орфоэпию.
185
Фонетический разбор
Фонетический разбор принадлежит к комплексным умениям и демонстрирует знание учащимися всех фонетических тем.
Учебные комплексы предлагают следующие схемы фонетического разбора.
Комплекс 1
-
Слоги, ударение.
-
Гласные звуки: ударные и безударные, какими буквами обо-
значены. -
Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие, какими бу-
квами обозначены.
-
Количество звуков и букв.
Образец:
СО-ЮЗ
Комплекс 2
-
Выделить слоги, указать возможность переноса. -
Показать место ударения. -
Охарактеризовать звуки: гласные — ударность / безударность, ка-
кими буквами обозначены; согласные — звонкость / глухость, твердость /
мягкость, какими буквами обозначены. -
Указать количество букв и звуков.
Образец:
Большая
Произносим слово по слогам: болъ-ша-я. В слове 3 слога, но возможен один перенос — боль-шая, так как одну букву я переносить нельзя.
Ударный слог — второй — большая.
Охарактеризуем звуки:
[б] — согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой б,
[а] — гласный, близок к [а], в безударном слоге, обозначен буквой о,
звук не соответствует «своей» букве,
[л’]— согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой л, мягкость звука обозначена мягким знаком,
[ш] — согласный, глухой, твердый, обозначен буквой ш,
186
[а] — гласный, под ударением, обозначен буквой а, звук соответствует «своей» букве,
[й] — согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой я,
[а] — гласный, близкий к [а], в безударном слоге, обозначен буквой я. В слове 7 звуков и 7 букв. Звук [л'] обозначен двумя буквами л и ь, буква я обозначает два звука — [йа].
Комплекс 3
-
Произнести слово. Выделить слоги, определить место ударения. -
Произнести слово. Указать в нем последовательно гласные и со
гласные звуки, охарактеризовать их:
а) гласные звуки — ударные или безударные;
б) согласные звуки — звонкие или глухие, твердые или мягкие.
-
Произнести слово. Указать количество звуков. -
Записать слово. Указать количество букв. Если количество звуков
и букв не совпадает, то указать почему.
Как мы видим, принципиальных различий в фонетическом разборе слова комплексы 1, 2 и 3 не представляют.
В разделе фонетики повторяются и отрабатываются следующие орфографические правила: обозначение мягкости согласных на письме, обозначение глухости / звонкости, твердости / мягкости согласных, обозначение гласных в безударных слогах. Эти правила составляют следующие орфограммы:
-
правописание безударных проверяемых гласных в корне слова
(косить); -
правописание непроверяемых гласных и согласных (октябрь,
футбол, мостик); -
правописание проверяемых согласных в корне слова (дуб, сто-
рожка); -
правописание непроизносимых согласных в корне слова (поздний,
опасный);
-
правописание букв и, у, а после шипящих (жизнь, чудо, площадь);
187
-
правописание разделительных ъ и ь (объяснение, пью, семья, соловьи); -
правописание ь для обозначения мягкости согласных (кончик).
Литература
Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык: 5-9 классы / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М, 2002.
Русский язык: Программы: 5-9 классы: К параллельным стабильным комплектам учебников, входящих в Федеральный перечень / Сост. Л. М. Рыбченко-ва. М., 2002.
Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян и др. 31-е изд. М., 2004.