Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
эпии разных типов, представленных в комплексах 1, 2 и 3, и дадим комментарии к некоторым из них.
Комплекс 1
٭ Произнесите сначала гласные, потом согласные звуки: а — о, б — п, у — э, д — т, и — ы. При произношении каких из этих звуков выдыхаемый воздух встречает препятствия: сомкнутые губы, прижатый язык?
Это задание направлено, с одной стороны, на проверку умения изолированно произносить звуки, с другой — на выявление классификационного умения группировать звуки, разделяя их на гласные и согласные (на основании знаний, полученных в начальной школе), с третьей стороны, индуктивно: методом анализа языковых фактов (собственных произносительных усилий) учащиеся должны сделать вывод об артикуляционных отличиях согласных от гласных.
٭Запишите слова, которые начинались бы с разных звуков (под ударением). С какого гласного в русском языке слова не начинаются?
Это задание формирует умение подбора иллюстративного материала к изученной теории. Оно содержит эвристический компонент: учащиеся должны прийти к выводу, что в русском языке слова не начинаются со звука [ы].
178
٭ Назовите слова, обозначающие нарисованные предметы (на картинках изображены дом, дым, рак, мак), благодаря каким звукам мы различаем первое и второе, третье и четвертое слова?
Это задание направлено на демонстрацию умения анализировать звучащее слово без опоры на его графическую запись и на слух различать звуки. Данное задание служит также для преподнесения теоретического материала о смыслоразличительной функции звуков в сильной позиции (фонем).
٭Ученик допустил ошибки в ответе, исправьте их: В слове лист — 4 звука: «эль», «и», «эс», «тэ». В слове строчка — 7 букв: «сэ», «тэ», «рэ», «о», «че», «ка», «а».
Описывая типичные для школьника ошибки (неразличение букв и звуков, неверное название некоторых букв алфавита), задание фиксирует внимание учащихся на недопустимости этих стандартных ошибок.
٭Ребята организовали библиотечку. Разложи книги по порядку (по фамилиям авторов): А. С. Пушкин «Сказки», Б. С. Житков «Что бывало» <...> (всего 10).
٭Составьте алфавитный список жильцов дома (вразбивку приведены фамилии жильцов, в том числе начинающиеся на одну букву).
Эти два задания проверяют знание алфавита, демонстрируют возможное практическое применение этого знания; кроме того, учащимся дается представление о том, что в библиотечном каталоге книги представлены в алфавите фамилий авторов, а не их инициалов или названий произведений — удачная демонстрация связи теории с практикой.
Прочитайте данные слова. Какой звук обозначен сочетанием букв сч, зч?
Какой еще буквой он обозначается? Запишите слова в алфавитном порядке.
Какие звуки обозначает в этих словах буква д?
Подписчик, песчаный, считать, щедрый, рассказчик, указчик, возчик, счетовод.
Это задание демонстрирует не сформулированные в правилах ассимилятивные изменения согласных, что имеет познавательную ценность и является важным этапом в подготовке учащихся к фонетическому разбору. Кроме того, задание предполагает повторение и закрепление полученных ранее знаний (позиционное оглушение, алфавит). При выполнении этого задания целесообразно не только оговорить устно, но и записать процесс приспособления согласных ([сч'] —> [щ'], [зч'] —» [сч'] —» [щ']), хотя это и не предусмотрено заданием. Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что уподобление согласных не ограничивается только приведенными примерами и предложить им проанализиро-
179
вать другие случаи ассимиляции, например, слова позже, сшить, моется и др.
٭Запишите слова тремя группами: с ь для обозначения мягкости согласного, с ь в неопределенной форме глагола, с разделительным ь (дан список из 22 слов).
Данное задание направлено на опознавание разных функций употребления мягкого знака (обозначение мягкости, разделительная функция, грамматическая функция) и на формирование классификационных фонетических умений. Не очень удачной представляется формулировка задания и подбор примеров; так, в грамматической функции ь используется не только для маркирования инфинитива глагола, но и для обозначения рода существительных (нож, рожь). Важно при этом обратить внимание учащихся, что
ь при этом не несет фонетической нагрузки. Это задание целесообразно дополнить. Обязательно необходимо повторить, что такое разделительная функция ь.
٭Определите количество букв и звуков в словах.
Письмо, мысль, возьмем, восьмой, баян, юг, еда, ёлка, честный, праздник.
Это задание позволяет проверить усвоенность многих изученных фонетических тем: обозначение мягкости при помощи ь, обозначение двух звуков при помощи йотированных гласных букв, непроизносимые согласные; упражнение является важным этапом подготовки к фонетическому разбору слов.
٭Выпишите слова, распределяя их по способу обозначения мягкости согласных: 1) с ь, 2) с е, ё, ю, я, и. В каких словах и, ю, е не обозначают мягкости предшествующего согласного? (приведен список из 25 слов, в том числе жизнь, жюри, парашют).
Задание формирует классификационное умение и обладает, кроме того, большой познавательной ценностью: оно ставит вопрос о том, что твердость непарных согласных не нуждается в дополнительном обозначении, поэтому йотированные гласные буквы и и после непарных твердых обозначают только качество гласного звука. Стандартной ошибкой является транскрибирование слов с жи, ши с обозначением гласного и ([жи], [ши] вместо [жы], [шы]), причем часто такое транскрибирование сопровождается обозначением мягкости у [ж] и [ш]; этот материал требует повторения и закрепления.
Данное задание целесообразно было бы дополнить заданием, в котором нужно определить, чем выражена мягкость непарных мягких согласных, например, в словах чаща, молчу, щука, щи. Учащиеся должны сделать вывод о том, что мягкость непарных также не нуждается в дополнительном обозначении.
180
٭Какие гласные звуки обозначены буквами о, е, я под ударением? А в безударном положении?
Косы, коса; дело, дела; пятый, пятак, резкий, резка; взгляды, глядит.
Это задание направлено на закрепление знаний учащихся об изменении (чередовании) гласных в безударных слогах. Данная тема, как было сказано при рассмотрении методов изучения теории по фонетике, недостаточно четко формализована и требует большей практической отработки: как показывает практика, вплоть до старших классов учащиеся
делают однотипные ошибки на реализацию безударных гласных. Так, наибольшее число ошибок бывает связано с реализацией фонемы <а> после мягких, поэтому произношение гласного в безударном слоге после мягкого согласного на месте букв а и я требует большей отработки. Особого внимания и большей тренировки требует и реализация гласных в безударных слогах после непарных по твердости / мягкости согласных. Так, для транскрибирования необходимо дать ряды слов с ча (например час — часы — часовой) с фиксацией внимания на чередовании [а] / [и], а также слова с чередованиями [а] / [ы], [о] / [ы], [э] / [ы] (жалко — жалеть, желтый — желтеть, шесть — шестой). Особенностью комплекса 1 является то, что для транскрибирования в нем предложены слова, в которых фиксируется внимание только на реализации гласных в ударном и первом предударном слоге. В сильном классе целесообразно давать для транскрибирования также слова со сложной реализацией гласных в непервом предударном или заударном слоге, например выжелтить, шерстяной, площадь.
Комплекс 1 не содержит специальных заданий на слогораздел и постановку ударения.
В разделе фонетики содержатся такие сопряженные с фонетикой задания по развитию речи:
٭Прочитайте слова. Что обозначают квадратные скобки и зачем приведена такая запись?
Фо[нэ]тика, фо[нэ]тический.
Это короткое задание позволяет повторить способ записи произношения слов при помощи транскрипционных скобок, вводит лингвистический термин и орфоэпическую норму его произношения, а также позволяет обратить внимание учащихся на возможность произношения заимствованных слов с твердым согласным перед [э]. Вызывает недоуме-
181
ние запись слова фонетический, где в позиции первого предударного зафиксирован звук [э] вместо звука [ы]. Думается, что такая запись недопустима, даже если она производится до изучения (повторения) редукции гласных в безударных слогах.
^ Прочитайте пары слов. Какие звуки вы слышите? Произнесите звуки, благодаря которым различаются значения слов в каждой паре. Обозначьте эти звуки по образцу угол [л] — уголь [л'].
Сон — сор, ком — кол, мал — мял, ел — ель.
Задание формирует умение различить буквенный и звуковой состав слова: слова в последних двух парах в написании различаются гласными буквами или наличием / отсутствием буквы ь, а в произношении — твердостью / мягкостью согласных звуков.
^ Вставьте подходящие по смыслу слова.
В словах русского языка букв может быть столько же, сколько звуков, например: ...; букв может быть ..., чем звуков, например: ...; букв может быть ..., чем звуков, например: ....
Задание направлено на обобщение знаний о количественном соотношении букв и звуков в слове и фиксирует внимание на случаях их несовпадения: букв больше, чем звуков (например, конь); букв меньше, чем звуков (например, яма). Проверка сознательности усвоения материала достигается самостоятельным подбором примеров.
^ Прочитайте текст найдите в первом абзаце глаголы, запишите их, обозначая ударение и разделяя черточками слоги для переноса.
Ты переплыл речку, а твой товарищ остался на том берегу. Ты кричишь ему: «Пе-тя! Плыви сю-да!» <...> В обычной нашей речи слоги тесно сцеплены друг с другом, но вот возникает необходимость произнести слово или несколько слов громко и отчетливо, и тогда сцепление ослабевает, слово распадается на слоги, разделенные паузами.
Как мы видим, комплекс 2 не только не подчеркивает возможность различия между фонетическими слогами и слогами для переноса, но и отождествляет эти понятия. Материал требует комментария учителя.
Укажите слова с ударением на первом, втором, третьем слоге. Медикаменты, автобус, граждане, портфель, процент.
Прочитайте слова. Проверьте себя: правильно ли вы их произносите.
Баловать, добыча, договор, документ, ждала, занят, занята, каталог, квартал, километр, красивее, кухонный, намерение, ненависть, премировать, ремень, сантиметр, статуя, украинский, фарфор, хозяева, щавель.
182
Эти два задания — орфоэпические; в качестве материала взяты сло
Комплекс 1
٭ Произнесите сначала гласные, потом согласные звуки: а — о, б — п, у — э, д — т, и — ы. При произношении каких из этих звуков выдыхаемый воздух встречает препятствия: сомкнутые губы, прижатый язык?
Это задание направлено, с одной стороны, на проверку умения изолированно произносить звуки, с другой — на выявление классификационного умения группировать звуки, разделяя их на гласные и согласные (на основании знаний, полученных в начальной школе), с третьей стороны, индуктивно: методом анализа языковых фактов (собственных произносительных усилий) учащиеся должны сделать вывод об артикуляционных отличиях согласных от гласных.
٭Запишите слова, которые начинались бы с разных звуков (под ударением). С какого гласного в русском языке слова не начинаются?
Это задание формирует умение подбора иллюстративного материала к изученной теории. Оно содержит эвристический компонент: учащиеся должны прийти к выводу, что в русском языке слова не начинаются со звука [ы].
178
٭ Назовите слова, обозначающие нарисованные предметы (на картинках изображены дом, дым, рак, мак), благодаря каким звукам мы различаем первое и второе, третье и четвертое слова?
Это задание направлено на демонстрацию умения анализировать звучащее слово без опоры на его графическую запись и на слух различать звуки. Данное задание служит также для преподнесения теоретического материала о смыслоразличительной функции звуков в сильной позиции (фонем).
٭Ученик допустил ошибки в ответе, исправьте их: В слове лист — 4 звука: «эль», «и», «эс», «тэ». В слове строчка — 7 букв: «сэ», «тэ», «рэ», «о», «че», «ка», «а».
Описывая типичные для школьника ошибки (неразличение букв и звуков, неверное название некоторых букв алфавита), задание фиксирует внимание учащихся на недопустимости этих стандартных ошибок.
٭Ребята организовали библиотечку. Разложи книги по порядку (по фамилиям авторов): А. С. Пушкин «Сказки», Б. С. Житков «Что бывало» <...> (всего 10).
٭Составьте алфавитный список жильцов дома (вразбивку приведены фамилии жильцов, в том числе начинающиеся на одну букву).
Эти два задания проверяют знание алфавита, демонстрируют возможное практическое применение этого знания; кроме того, учащимся дается представление о том, что в библиотечном каталоге книги представлены в алфавите фамилий авторов, а не их инициалов или названий произведений — удачная демонстрация связи теории с практикой.
Прочитайте данные слова. Какой звук обозначен сочетанием букв сч, зч?
Какой еще буквой он обозначается? Запишите слова в алфавитном порядке.
Какие звуки обозначает в этих словах буква д?
Подписчик, песчаный, считать, щедрый, рассказчик, указчик, возчик, счетовод.
Это задание демонстрирует не сформулированные в правилах ассимилятивные изменения согласных, что имеет познавательную ценность и является важным этапом в подготовке учащихся к фонетическому разбору. Кроме того, задание предполагает повторение и закрепление полученных ранее знаний (позиционное оглушение, алфавит). При выполнении этого задания целесообразно не только оговорить устно, но и записать процесс приспособления согласных ([сч'] —> [щ'], [зч'] —» [сч'] —» [щ']), хотя это и не предусмотрено заданием. Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что уподобление согласных не ограничивается только приведенными примерами и предложить им проанализиро-
179
вать другие случаи ассимиляции, например, слова позже, сшить, моется и др.
٭Запишите слова тремя группами: с ь для обозначения мягкости согласного, с ь в неопределенной форме глагола, с разделительным ь (дан список из 22 слов).
Данное задание направлено на опознавание разных функций употребления мягкого знака (обозначение мягкости, разделительная функция, грамматическая функция) и на формирование классификационных фонетических умений. Не очень удачной представляется формулировка задания и подбор примеров; так, в грамматической функции ь используется не только для маркирования инфинитива глагола, но и для обозначения рода существительных (нож, рожь). Важно при этом обратить внимание учащихся, что
ь при этом не несет фонетической нагрузки. Это задание целесообразно дополнить. Обязательно необходимо повторить, что такое разделительная функция ь.
٭Определите количество букв и звуков в словах.
Письмо, мысль, возьмем, восьмой, баян, юг, еда, ёлка, честный, праздник.
Это задание позволяет проверить усвоенность многих изученных фонетических тем: обозначение мягкости при помощи ь, обозначение двух звуков при помощи йотированных гласных букв, непроизносимые согласные; упражнение является важным этапом подготовки к фонетическому разбору слов.
٭Выпишите слова, распределяя их по способу обозначения мягкости согласных: 1) с ь, 2) с е, ё, ю, я, и. В каких словах и, ю, е не обозначают мягкости предшествующего согласного? (приведен список из 25 слов, в том числе жизнь, жюри, парашют).
Задание формирует классификационное умение и обладает, кроме того, большой познавательной ценностью: оно ставит вопрос о том, что твердость непарных согласных не нуждается в дополнительном обозначении, поэтому йотированные гласные буквы и и после непарных твердых обозначают только качество гласного звука. Стандартной ошибкой является транскрибирование слов с жи, ши с обозначением гласного и ([жи], [ши] вместо [жы], [шы]), причем часто такое транскрибирование сопровождается обозначением мягкости у [ж] и [ш]; этот материал требует повторения и закрепления.
Данное задание целесообразно было бы дополнить заданием, в котором нужно определить, чем выражена мягкость непарных мягких согласных, например, в словах чаща, молчу, щука, щи. Учащиеся должны сделать вывод о том, что мягкость непарных также не нуждается в дополнительном обозначении.
180
٭Какие гласные звуки обозначены буквами о, е, я под ударением? А в безударном положении?
Косы, коса; дело, дела; пятый, пятак, резкий, резка; взгляды, глядит.
Это задание направлено на закрепление знаний учащихся об изменении (чередовании) гласных в безударных слогах. Данная тема, как было сказано при рассмотрении методов изучения теории по фонетике, недостаточно четко формализована и требует большей практической отработки: как показывает практика, вплоть до старших классов учащиеся
делают однотипные ошибки на реализацию безударных гласных. Так, наибольшее число ошибок бывает связано с реализацией фонемы <а> после мягких, поэтому произношение гласного в безударном слоге после мягкого согласного на месте букв а и я требует большей отработки. Особого внимания и большей тренировки требует и реализация гласных в безударных слогах после непарных по твердости / мягкости согласных. Так, для транскрибирования необходимо дать ряды слов с ча (например час — часы — часовой) с фиксацией внимания на чередовании [а] / [и], а также слова с чередованиями [а] / [ы], [о] / [ы], [э] / [ы] (жалко — жалеть, желтый — желтеть, шесть — шестой). Особенностью комплекса 1 является то, что для транскрибирования в нем предложены слова, в которых фиксируется внимание только на реализации гласных в ударном и первом предударном слоге. В сильном классе целесообразно давать для транскрибирования также слова со сложной реализацией гласных в непервом предударном или заударном слоге, например выжелтить, шерстяной, площадь.
Комплекс 1 не содержит специальных заданий на слогораздел и постановку ударения.
В разделе фонетики содержатся такие сопряженные с фонетикой задания по развитию речи:
-
произнести приведенные скороговорки со звуками [р] и [ш] в мед
ленном, обычном и быстром темпе, -
написать о том, как нельзя и как нужно читать вслух.
Комплекс 2
٭Прочитайте слова. Что обозначают квадратные скобки и зачем приведена такая запись?
Фо[нэ]тика, фо[нэ]тический.
Это короткое задание позволяет повторить способ записи произношения слов при помощи транскрипционных скобок, вводит лингвистический термин и орфоэпическую норму его произношения, а также позволяет обратить внимание учащихся на возможность произношения заимствованных слов с твердым согласным перед [э]. Вызывает недоуме-
181
ние запись слова фонетический, где в позиции первого предударного зафиксирован звук [э] вместо звука [ы]. Думается, что такая запись недопустима, даже если она производится до изучения (повторения) редукции гласных в безударных слогах.
^ Прочитайте пары слов. Какие звуки вы слышите? Произнесите звуки, благодаря которым различаются значения слов в каждой паре. Обозначьте эти звуки по образцу угол [л] — уголь [л'].
Сон — сор, ком — кол, мал — мял, ел — ель.
Задание формирует умение различить буквенный и звуковой состав слова: слова в последних двух парах в написании различаются гласными буквами или наличием / отсутствием буквы ь, а в произношении — твердостью / мягкостью согласных звуков.
^ Вставьте подходящие по смыслу слова.
В словах русского языка букв может быть столько же, сколько звуков, например: ...; букв может быть ..., чем звуков, например: ...; букв может быть ..., чем звуков, например: ....
Задание направлено на обобщение знаний о количественном соотношении букв и звуков в слове и фиксирует внимание на случаях их несовпадения: букв больше, чем звуков (например, конь); букв меньше, чем звуков (например, яма). Проверка сознательности усвоения материала достигается самостоятельным подбором примеров.
^ Прочитайте текст найдите в первом абзаце глаголы, запишите их, обозначая ударение и разделяя черточками слоги для переноса.
Ты переплыл речку, а твой товарищ остался на том берегу. Ты кричишь ему: «Пе-тя! Плыви сю-да!» <...> В обычной нашей речи слоги тесно сцеплены друг с другом, но вот возникает необходимость произнести слово или несколько слов громко и отчетливо, и тогда сцепление ослабевает, слово распадается на слоги, разделенные паузами.
Как мы видим, комплекс 2 не только не подчеркивает возможность различия между фонетическими слогами и слогами для переноса, но и отождествляет эти понятия. Материал требует комментария учителя.
Укажите слова с ударением на первом, втором, третьем слоге. Медикаменты, автобус, граждане, портфель, процент.
Прочитайте слова. Проверьте себя: правильно ли вы их произносите.
Баловать, добыча, договор, документ, ждала, занят, занята, каталог, квартал, километр, красивее, кухонный, намерение, ненависть, премировать, ремень, сантиметр, статуя, украинский, фарфор, хозяева, щавель.
182
Эти два задания — орфоэпические; в качестве материала взяты сло