Файл: Формы организации учебной работы по русскому языку Форма обучения это способ организованного взаимодействия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
эпии разных типов, представленных в комплексах 1, 2 и 3, и дадим комментарии к некоторым из них.

Комплекс 1

٭ Произнесите сначала гласные, потом согласные звуки: а — о, б — п, у — э, д — т, и — ы. При произношении каких из этих звуков выдыхаемый воздух встречает препятствия: сомкнутые губы, прижатый язык?

Это задание направлено, с одной стороны, на проверку умения изо­лированно произносить звуки, с другой — на выявление классифика­ционного умения группировать звуки, разделяя их на гласные и соглас­ные (на основании знаний, полученных в начальной школе), с третьей стороны, индуктивно: методом анализа языковых фактов (собственных произносительных усилий) учащиеся должны сделать вывод об артику­ляционных отличиях согласных от гласных.

٭Запишите слова, которые начинались бы с разных звуков (под ударением). С какого гласного в русском языке слова не начинаются?

Это задание формирует умение подбора иллюстративного мате­риала к изученной теории. Оно содержит эвристический компонент: учащиеся должны прийти к выводу, что в русском языке слова не начинаются со звука [ы].

178

٭ Назовите слова, обозначающие нарисованные предметы (на картинках изо­бражены дом, дым, рак, мак), благодаря каким звукам мы различаем первое и второе, третье и четвертое слова?

Это задание направлено на демонстрацию умения анализировать звучащее слово без опоры на его графическую запись и на слух разли­чать звуки. Данное задание служит также для преподнесения теоретического материала о смыслоразличительной функции звуков в сильной позиции (фонем).

٭Ученик допустил ошибки в ответе, исправьте их: В слове лист — 4 звука: «эль», «и», «эс», «тэ». В слове строчка — 7 букв: «сэ», «тэ», «рэ», «о», «че», «ка», «а».

Описывая типичные для школьника ошибки (неразличение букв и звуков, неверное название некоторых букв алфавита), задание фиксиру­ет внимание учащихся на недопустимости этих стандартных ошибок.

٭Ребята организовали библиотечку. Разложи книги по порядку (по фамили­ям авторов): А. С. Пушкин «Сказки», Б. С. Житков «Что бывало» <...> (всего 10).

٭Составьте алфавитный список жильцов дома (вразбивку приведены фами­лии жильцов, в том числе начинающиеся на одну букву).


Эти два задания проверяют знание алфавита, демонстрируют воз­можное практическое применение этого знания; кроме того, учащимся дается представление о том, что в библиотечном каталоге книги пред­ставлены в алфавите фамилий авторов, а не их инициалов или названий произведений — удачная демонстрация связи теории с практикой.

Прочитайте данные слова. Какой звук обозначен сочетанием букв сч, зч?

Какой еще буквой он обозначается? Запишите слова в алфавитном порядке.

Какие звуки обозначает в этих словах буква д?

Подписчик, песчаный, считать, щедрый, рассказчик, указчик, возчик, счетовод.

Это задание демонстрирует не сформулированные в правилах асси­милятивные изменения согласных, что имеет познавательную ценность и является важным этапом в подготовке учащихся к фонетическому разбору. Кроме того, задание предполагает повторение и закрепление полу­ченных ранее знаний (позиционное оглушение, алфавит). При выполнении этого задания целесообразно не только оговорить устно, но и записать процесс приспособления согласных ([сч'] —> [щ'], [зч'] —» [сч'] —» [щ']), хотя это и не предусмотрено заданием. Целесообразно обратить внима­ние учащихся на то, что уподобление согласных не ограничивается только приведенными примерами и предложить им проанализиро-

179

вать другие случаи ассимиляции, например, слова позже, сшить, моется и др.

٭Запишите слова тремя группами: с ь для обозначения мягкости согласного, с ь в неопределенной форме глагола, с разделительным ь (дан список из 22 слов).

Данное задание направлено на опознавание разных функций упот­ребления мягкого знака (обозначение мягкости, разделительная функ­ция, грамматическая функция) и на формирование классификационных фонетических умений. Не очень удачной представляется формулировка задания и подбор примеров; так, в грамматической функции ь использу­ется не только для маркирования инфинитива глагола, но и для обозна­чения рода существительных (нож, рожь). Важно при этом обратить внимание учащихся, что

ь при этом не несет фонетической нагрузки. Это задание целесообразно дополнить. Обязательно необходимо повто­рить, что такое разделительная функция ь.

٭Определите количество букв и звуков в словах.

Письмо, мысль, возьмем, восьмой, баян, юг, еда, ёлка, честный, праздник.

Это задание позволяет проверить усвоенность многих изученных фонетических тем: обозначение мягкости при помощи ь, обозначение двух звуков при помощи йотированных гласных букв, непроизносимые согласные; упражнение является важным этапом подготовки к фонети­ческому разбору слов.

٭Выпишите слова, распределяя их по способу обозначения мягкости соглас­ных: 1) с ь, 2) с е, ё, ю, я, и. В каких словах и, ю, е не обозначают мягкости предшествующего согласного? (приведен список из 25 слов, в том числе жизнь, жюри, парашют).

Задание формирует классификационное умение и обладает, кроме того, большой познавательной ценностью: оно ставит вопрос о том, что твердость непарных согласных не нуждается в дополнительном обозна­чении, поэтому йотированные гласные буквы и и после непарных твер­дых обозначают только качество гласного звука. Стандартной ошибкой является транскрибирование слов с жи, ши с обозначением гласного и ([жи], [ши] вместо [жы], [шы]), причем часто такое транскрибирование сопровождается обозначением мягкости у [ж] и [ш]; этот материал тре­бует повторения и закрепления.

Данное задание целесообразно было бы дополнить заданием, в кото­ром нужно определить, чем выражена мягкость непарных мягких со­гласных, например, в словах чаща, молчу, щука, щи. Учащиеся должны сделать вывод о том, что мягкость непарных также не нуждается в до­полнительном обозначении.

180

٭Какие гласные звуки обозначены буквами о, е, я под ударением? А в без­ударном положении?

Косы, коса; дело, дела; пятый, пятак, резкий, резка; взгляды, глядит.

Это задание направлено на закрепление знаний учащихся об измене­нии (чередовании) гласных в безударных слогах. Данная тема, как было сказано при рассмотрении методов изучения теории по фонетике, не­достаточно четко формализована и требует большей практической от­работки: как показывает практика, вплоть до старших классов учащиеся
делают однотипные ошибки на реализацию безударных гласных. Так, наибольшее число ошибок бывает связано с реализацией фонемы <а> после мягких, поэтому произношение гласного в безударном слоге по­сле мягкого согласного на месте букв а и я требует большей отработки. Особого внимания и большей тренировки требует и реализация гласных в безударных слогах после непарных по твердости / мягкости соглас­ных. Так, для транскрибирования необходимо дать ряды слов с ча (на­пример час часы часовой) с фиксацией внимания на чередовании [а] / [и], а также слова с чередованиями [а] / [ы], [о] / [ы], [э] / [ы] (жал­ко жалеть, желтый желтеть, шесть шестой). Особенностью комплекса 1 является то, что для транскрибирования в нем предложены слова, в которых фиксируется внимание только на реализации гласных в ударном и первом предударном слоге. В сильном классе целесообраз­но давать для транскрибирования также слова со сложной реализаци­ей гласных в непервом предударном или заударном слоге, например выжелтить, шерстяной, площадь.

Комплекс 1 не содержит специальных заданий на слогораздел и по­становку ударения.

В разделе фонетики содержатся такие сопряженные с фонетикой за­дания по развитию речи:

  1. произнести приведенные скороговорки со звуками [р] и [ш] в мед­
    ленном, обычном и быстром темпе,

  2. написать о том, как нельзя и как нужно читать вслух.
    Комплекс 2

٭Прочитайте слова. Что обозначают квадратные скобки и зачем приведена та­кая запись?

Фо[нэ]тика, фо[нэ]тический.

Это короткое задание позволяет повторить способ записи произно­шения слов при помощи транскрипционных скобок, вводит лингвисти­ческий термин и орфоэпическую норму его произношения, а также по­зволяет обратить внимание учащихся на возможность произношения за­имствованных слов с твердым согласным перед [э]. Вызывает недоуме-

181

ние запись слова фонетический, где в позиции первого предударного зафиксирован звук [э] вместо звука [ы]. Думается, что такая запись не­допустима, даже если она производится до изучения (повторения) ре­дукции гласных в безударных слогах.


^ Прочитайте пары слов. Какие звуки вы слышите? Произнесите звуки, благо­даря которым различаются значения слов в каждой паре. Обозначьте эти звуки по образцу угол [л] — уголь [л'].

Сон сор, ком кол, мал мял, ел ель.

Задание формирует умение различить буквенный и звуковой состав слова: слова в последних двух парах в написании различаются гласны­ми буквами или наличием / отсутствием буквы ь, а в произношении — твердостью / мягкостью согласных звуков.

^ Вставьте подходящие по смыслу слова.

В словах русского языка букв может быть столько же, сколько звуков, на­пример: ...; букв может быть ..., чем звуков, например: ...; букв может быть ..., чем звуков, например: ....

Задание направлено на обобщение знаний о количественном соот­ношении букв и звуков в слове и фиксирует внимание на случаях их несовпадения: букв больше, чем звуков (например, конь); букв меньше, чем звуков (например, яма). Проверка сознательности усвоения мате­риала достигается самостоятельным подбором примеров.

^ Прочитайте текст найдите в первом абзаце глаголы, запишите их, обозначая ударение и разделяя черточками слоги для переноса.

Ты переплыл речку, а твой товарищ остался на том берегу. Ты кричишь ему: «Пе-тя! Плыви сю-да!» <...> В обычной нашей речи слоги тесно сцеп­лены друг с другом, но вот возникает необходимость произнести слово или несколько слов громко и отчетливо, и тогда сцепление ослабевает, слово распадается на слоги, разделенные паузами.

Как мы видим, комплекс 2 не только не подчеркивает возможность различия между фонетическими слогами и слогами для переноса, но и отождествляет эти понятия. Материал требует комментария учителя.

Укажите слова с ударением на первом, втором, третьем слоге. Медикаменты, автобус, граждане, портфель, процент.

Прочитайте слова. Проверьте себя: правильно ли вы их произносите.

Баловать, добыча, договор, документ, ждала, занят, занята, каталог, квартал, километр, красивее, кухонный, намерение, ненависть, премиро­вать, ремень, сантиметр, статуя, украинский, фарфор, хозяева, щавель.

182

Эти два задания — орфоэпические; в качестве материала взяты сло­