Файл: Чернов поурочные разработки по всеобщей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2998

Скачиваний: 156

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопроскклассу

– Почему переход от ручного труда к машинному начался именно в текстильном и металлургическом производстве?

(Ответы учеников.)
    1. Социальные последствия промышленной революции

Промышленная революция вызвала значительные изменения в социальной структуре общества. Постепенно исчезал класс мел- ких ремесленников они массово разорялись, так как их изделия не выдерживали конкуренции с гораздо более дешевой фабрич- ной продукцией. Возник новый социальный класс – фабричные рабочие, чье положение и образ жизни были иными, чем у рабо- чих мануфактур, использующих ручной труд.

  • С помощью текста учебника (с. 91–92) сравните положение наемных рабочих до и после промышленной революции. (Задание может выполняться индивидуально или в парах,

в последнем случае учащиеся проводят взаимопроверку.)


Рабочие до промышленной революции

Рабочие на механизированных фабриках

Могли брать работу на дом и самостоятельно планиро- вать свое рабочее время

  1. Трудились в фабричном цеху по гра- фику.

  2. Правила поведения на фабрике были четко регламентированы, их нарушение каралось большими штрафами.

  3. Более широкое распространение жен-

ского и детского труда

  • Прочитайте описание труда на английских фабриках и от- ветьте на вопросы.

Исторический документ

Отрывок из книги Г. Гиббинса «Промышленная
история Англии»

Когда начали устраиваться фабрики, между родителями, привыкши- ми к старинной системе домашнего производства, преобладало сильное чувство против посылки их детей в эти места. Это даже считалось унизи- тельным, название «фабричной» ставило клеймо на девушку, и ей трудно было после этого найти себе другое место. И только когда заработная плата упала так низко, что рабочим стала грозить голодная смерть, они решились посылать своих жен и детей на фабрики.

Но фабрикантам требовалось во что бы то ни стало добывать себе рабочих и они получали их из приходских рабочих домов. Они рас- сылали по всем приходам приглашения – присылать им в качестве уче- ников детей из приютов, которых они брались обучить новому ремеслу. После того эти дети оставались в полной власти их владельцев, правда, под названием учеников, но в действительности будучи совершенными рабами, не получавшими никакой оплаты и которых даже не стоило кор- мить и одевать как следует, потому что они были очень дешевы.

Продолжительность их работы определялась только полным исто- щением сил, после того как были испробованы все жесточайшие при- нудительные средства. Детей часто заставляли работать днем и ночью, по шестнадцать часов в сутки. Даже воскресные дни посвящались чистке машин. Их кормили часто такой пищей, которую получали свиньи их хозяина. Они спали по очереди в грязных постелях, никогда не осты- вавших, потому что пока одну смену детей выгоняли

на фабрику, другая смена отдыхала.

Некоторые из этих жалких существ пытались убегать. Чтобы пред- упредить такие попытки, подозреваемые заковывались в кандалы с це- пями, в которых они спали и работали, причем девочки и молодые жен- щины подвергались такому же варварскому обращению.

Вопросыкдокументу

  1. Что заставляло фабричных рабочих мириться с крайне тя- желыми условиями труда и низкой заработной платой?

  2. Чем было вызвано широкое распространение детского тру- да на фабриках?

(Ответы учеников.)

По мере распространения машинного производства положе- ние рабочих становилось все более тяжелым. Разорение мелких ремесленников и мануфактур, использующих ручной труд, вело к еще большему росту количества бедняков, готовых работать за любую плату, а значит, к еще большему снижению заработной платы фабричных рабочих.

В этих условиях среди рабочих стали популярны рассказы о ткаче Неде Лудде, который в порыве отчаяния разбил молотом свой станок, и появились призывы поступать, как Нед Лудд. Так возникло движение луддитов – «разрушителей машин», самый массовый подъем которого пришелся на начало следующего, XIX столетия.

Исторический документ

Описание бунта луддитов в одной из газет того времени

10 июля 1776 г. в Шептон-Маллете, в графстве Уильтшир, собрались большие толпы рабочих, многие из других городов Верминстера, Фро- ма. Они двинулись к зданию городской думы и потребовали от городских властей запретить употребление «Дженни», так как они для них убыточ- ны. Военной силы в городе было немного, а угрожающий вид толпы при- вел властителей в такое смятение, что многие из них выехали из города. Рабочие,
увидя, что на их просьбы не отвечают, бросились к исправи- тельному дому, где заключенные пряли при помощи «Дженни», и пы- тались проникнуть туда. Небольшой отряд, отразивший их нападение, в конце концов уступил силе, и рабочие ворвались в помещение – нена- вистные «Дженни» были разбиты на тысячи кусков. Собравшиеся вновь войска оттеснили нападавших, причем пять зачинщиков поломки машин были арестованы.

По дороге в тюрьму арестованных пытались силой освободить, но неудачно. Это не сломило упорства мятежников, они продолжали со- хранять воинственное настроение. Джон Строд, советник думы, убеждал их разойтись, обещая полное помилование и забвение их проступков, но толпа не расходилась. Этим временем власти пришли в себя, были собраны войска, и по рабочим был дан залп. Шесть человек были убиты, а остальные после этого разошлись.

Вопроскклассу

Почему слово «луддиты» стало нарицательным и в настоящее время иногда применяется к некоторым антиглобалистам и борцам против достижений инновационных технологий?

(Версии учеников.)
  1. Подведение итогов урока

(Формулирование общих выводов при консультативной по- мощи учителя.)

    1. В XVIII в. в Великобритании окончательно утвердилась парламентская монархия, основанная на ответственности правительства перед парламентом. Новый политический строй продемонстрировал способность к сочетанию острой политической борьбы со стабильностью и устойчивостью государственной системы.

    2. Завершение аграрной революции привело к росту сель- скохозяйственного производства, урбанизации и избытку дешевой рабочей силы. Это стало предпосылками для про- мышленной революции и в XVIII в. в Англии в текстиль- ном и металлургическом производстве произошел переход от ручного труда к машинному.

    3. Промышленная революция привела к разорению мелких ремесленников и формированию нового класса промыш- ленных рабочих. Низкая зарплата рабочих и тяжелое мате- риальное положение стали главной социальной проблемой британского общества к концу XVIII в.

Домашнее задание

  1. Прочитать § 8.

  2. Выполнить задания 4 и 5 рубрики «Проверьте себя» и зада- ние 2 рубрики «Подумайте».