ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2998
Скачиваний: 156
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопроскклассу
– Почему переход от ручного труда к машинному начался именно в текстильном и металлургическом производстве?
(Ответы учеников.)
-
Социальные последствия промышленной революции
Промышленная революция вызвала значительные изменения в социальной структуре общества. Постепенно исчезал класс мел- ких ремесленников – они массово разорялись, так как их изделия не выдерживали конкуренции с гораздо более дешевой фабрич- ной продукцией. Возник новый социальный класс – фабричные рабочие, чье положение и образ жизни были иными, чем у рабо- чих мануфактур, использующих ручной труд.
-
С помощью текста учебника (с. 91–92) сравните положение наемных рабочих до и после промышленной революции. (Задание может выполняться индивидуально или в парах,
в последнем случае учащиеся проводят взаимопроверку.)
Рабочие до промышленной революции | Рабочие на механизированных фабриках |
Могли брать работу на дом и самостоятельно планиро- вать свое рабочее время |
ского и детского труда |
-
Прочитайте описание труда на английских фабриках и от- ветьте на вопросы.
Исторический документ
Отрывок из книги Г. Гиббинса «Промышленная
история Англии»
Когда начали устраиваться фабрики, между родителями, привыкши- ми к старинной системе домашнего производства, преобладало сильное чувство против посылки их детей в эти места. Это даже считалось унизи- тельным, название «фабричной» ставило клеймо на девушку, и ей трудно было после этого найти себе другое место. И только когда заработная плата упала так низко, что рабочим стала грозить голодная смерть, они решились посылать своих жен и детей на фабрики.
Но фабрикантам требовалось во что бы то ни стало добывать себе рабочих – и они получали их из приходских рабочих домов. Они рас- сылали по всем приходам приглашения – присылать им в качестве уче- ников детей из приютов, которых они брались обучить новому ремеслу. После того эти дети оставались в полной власти их владельцев, правда, под названием учеников, но в действительности будучи совершенными рабами, не получавшими никакой оплаты и которых даже не стоило кор- мить и одевать как следует, потому что они были очень дешевы.
Продолжительность их работы определялась только полным исто- щением сил, после того как были испробованы все жесточайшие при- нудительные средства. Детей часто заставляли работать днем и ночью, по шестнадцать часов в сутки. Даже воскресные дни посвящались чистке машин. Их кормили часто такой пищей, которую получали свиньи их хозяина. Они спали по очереди в грязных постелях, никогда не осты- вавших, потому что пока одну смену детей выгоняли
на фабрику, другая смена отдыхала.
Некоторые из этих жалких существ пытались убегать. Чтобы пред- упредить такие попытки, подозреваемые заковывались в кандалы с це- пями, в которых они спали и работали, причем девочки и молодые жен- щины подвергались такому же варварскому обращению.
Вопросыкдокументу
-
Что заставляло фабричных рабочих мириться с крайне тя- желыми условиями труда и низкой заработной платой? -
Чем было вызвано широкое распространение детского тру- да на фабриках?
(Ответы учеников.)
По мере распространения машинного производства положе- ние рабочих становилось все более тяжелым. Разорение мелких ремесленников и мануфактур, использующих ручной труд, вело к еще большему росту количества бедняков, готовых работать за любую плату, а значит, к еще большему снижению заработной платы фабричных рабочих.
В этих условиях среди рабочих стали популярны рассказы о ткаче Неде Лудде, который в порыве отчаяния разбил молотом свой станок, и появились призывы поступать, как Нед Лудд. Так возникло движение луддитов – «разрушителей машин», самый массовый подъем которого пришелся на начало следующего, XIX столетия.
Исторический документ
Описание бунта луддитов в одной из газет того времени
10 июля 1776 г. в Шептон-Маллете, в графстве Уильтшир, собрались большие толпы рабочих, многие из других городов – Верминстера, Фро- ма. Они двинулись к зданию городской думы и потребовали от городских властей запретить употребление «Дженни», так как они для них убыточ- ны. Военной силы в городе было немного, а угрожающий вид толпы при- вел властителей в такое смятение, что многие из них выехали из города. Рабочие,
увидя, что на их просьбы не отвечают, бросились к исправи- тельному дому, где заключенные пряли при помощи «Дженни», и пы- тались проникнуть туда. Небольшой отряд, отразивший их нападение, в конце концов уступил силе, и рабочие ворвались в помещение – нена- вистные «Дженни» были разбиты на тысячи кусков. Собравшиеся вновь войска оттеснили нападавших, причем пять зачинщиков поломки машин были арестованы.
По дороге в тюрьму арестованных пытались силой освободить, но неудачно. Это не сломило упорства мятежников, они продолжали со- хранять воинственное настроение. Джон Строд, советник думы, убеждал их разойтись, обещая полное помилование и забвение их проступков, но толпа не расходилась. Этим временем власти пришли в себя, были собраны войска, и по рабочим был дан залп. Шесть человек были убиты, а остальные после этого разошлись.
Вопроскклассу
– Почему слово «луддиты» стало нарицательным и в настоящее время иногда применяется к некоторым антиглобалистам и борцам против достижений инновационных технологий?
(Версии учеников.)
-
Подведение итогов урока
(Формулирование общих выводов при консультативной по- мощи учителя.)
-
В XVIII в. в Великобритании окончательно утвердилась парламентская монархия, основанная на ответственности правительства перед парламентом. Новый политический строй продемонстрировал способность к сочетанию острой политической борьбы со стабильностью и устойчивостью государственной системы. -
Завершение аграрной революции привело к росту сель- скохозяйственного производства, урбанизации и избытку дешевой рабочей силы. Это стало предпосылками для про- мышленной революции и в XVIII в. в Англии в текстиль- ном и металлургическом производстве произошел переход от ручного труда к машинному. -
Промышленная революция привела к разорению мелких ремесленников и формированию нового класса – промыш- ленных рабочих. Низкая зарплата рабочих и тяжелое мате- риальное положение стали главной социальной проблемой британского общества к концу XVIII в.
Домашнее задание
-
Прочитать § 8. -
Выполнить задания 4 и 5 рубрики «Проверьте себя» и зада- ние 2 рубрики «Подумайте».